|   Совершенствование товарной стратегии магазина |   
  Выбор
стратегии взаимоотношения с посредниками иногда еще называется «вертикальным
маркетингом».  
Существуют
четыре базисные стратегии вертикального маркетинга. Такое разделение
основывается на двух параметрах: формировании (организации) сбытовых каналов и
реакции на маркетинговую деятельность торговли. Эти базисные стратегии
представлены в таблице 1 [10.c.80]. 
Рассмотрим их
подробнее. Стратегия адаптации (1) предполагает пассивную позицию производителя
в отношении построения каналов сбыта. Т.е. например, он выбирает «принятые в
отрасли» или «проверенные», надежные каналы, не проявляя никакой инициативы.
Производитель использует новый канал (или форму) сбыта только после того, как
он был проверен другими предприятиями.  
Таблица 1 
Рыночные
стратегии предприятия-производителя, ориентированные на посредника (торговлю) 
 
  | 
   Маркетинговое поведение
  компании-производителя 
   | 
  
   Активное формирование
  сбытовых каналов 
   | 
  
   Пассивное формирование
  сбытовых каналов 
   | 
  
 
  | 
   активная реакция на
  маркетинговую деятельность торговли 
   | 
  
   Обход (3) 
   | 
  
   Кооперация (4) 
   | 
  
 
  | 
   пассивная реакция на
  маркетинговую деятельность торговли 
   | 
  
   Конфликт (2) 
   | 
  
   Адаптация (1) 
   | 
  
 
 
Такое
поведение практически несовместимо с рыночно ориентированным предприятием и
может в долгосрочной перспективе привести краху. Чтобы этого не произошло,
необходимо постоянное наблюдение за каналом сбыта, чтобы вовремя увидеть и
среагировать на изменения (например, уменьшение продаж, сдвиг в ассортименте,
изменения в выкладке товара).  
Стратегия
конфликта (2) имеет место, когда производитель активно формирует каналы сбыта,
не учитывая или сознательно игнорируя поведение торговли. Таким образом с
помощью этой стратегии производитель пытается соблюсти свои интересы и
преодолеть сопротивление торговли, чтобы добиться лидирующего положения в
системе дистрибуции. Но если у торговли (опта или розницы) потенциал силы
больше, то производитель будет вынужден прекратить активное формирование
каналов сбыта и, таким образом, ему придется выбрать стратегию (1) или
(4).  
Стратегия
кооперации (4) в вертикальном маркетинге распространена довольно широко.
Основополагающими для сотрудничества между индустрией и торговлей являются
договоренности и согласования разной степени, начиная от мало обязывающих
(например, обмен информацией) и заканчивая твердо установленной системой сбыта,
закрепленной договором (например, франчайзинг).  
При
использовании этой стратегии очень часто возникают проблемы и конфликты.
Причины их в том, что производитель в первую очередь думает о своем товаре,
тогда как торговое предприятие – о своем ассортименте. Таким образом, попытка
вписаться ассортимент торгового предприятия и одновременно реализовать свои
маркетинговые цели (например, позиционирование, выкладка) заключает
производителя в определенные рамки, в которых ему и приходится работать [10, c.82].  
При
использовании стратегии обхода (3) производитель сознательно отказывается от
каких-либо договоренностей с торговыми посредниками. Трения и конфликты как при
стратегии кооперации здесь отсутствуют, поэтому у производителя появляются
многочисленные шансы (в смысле положительные моменты), т.к., например, он может
контролировать весь комплекс маркетинговых инструментов на каждом этапе
сбытового пути. Но этим шансам противостоят и определенные затраты и риски
(например, более высокие финансовые и затраты и затраты рабочей силы за счет
выполнения тех задач, которые обычно берет на себя торговля) [10,c.83].  
В современном
мире, в бизнес среде постоянно происходят изменения. И торговля – не
исключение. Поэтому компания-производитель обязательно должна иметь четкую
сбытовую стратегию, которую необходимо постоянно проверять на соответствие
меняющимся условиям и, если нужно, пересматривать.  
Торговые
предприятия не применяют ряда ценовых стратегий производителей, связанных с
длительной неблагоприятной ситуацией на рынке конкретного потребительского
товара. Как правило, условия торговой деятельности позволяют торговому
предприятию быстро покинуть такой торговый рынок, то есть прекратить закупку и
реализацию данного товара, в то время как производитель должен активно бороться
за возврат средств, инвестированных в его производство [21, c.24]. 
Дадим обзор прикладных
стратегий развития торгового предприятия по трем направлениям (таблица.2) [21, c.24]: 
Таблица 2 
Стратегии развития торговых
предприятий  
  |  
  | 
   А.
  Торговые операции - стратегии оптимизации 
   | 
  
   Б.
  Сопутствующие услуги  
   | 
  
   В.
  Диверсификация 
   | 
  
 
  | 
   ·         
  Уникальность потребительского предложения 
  ·         
  Собственные «частные» товарные знаки 
   
   | 
  
   ·         
  Клубные системы для постоянных покупателей 
  ·         
  Дополнительные услуги (оптика, салоны красоты,
  бизнес центры, почта, бензозаправки) 
   
   | 
  
   ·         
  Банковское и страховое дело 
  ·         
  Недвижимость 
  ·         
  Сервисные центры 
  ·         
  Финансовые операции на рынке ценных бумаг 
   | 
  
 
 
Ценовая политика является не только одной из главных
составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим
механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Она
существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности торгового предприятия,
формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме
того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный
инструмент его конкуренции на потребительском рынке [16, c. 117]. 
Таким образом,
торговые предприятия не могут самостоятельно в полном объеме формировать
уровень цен на товары, осуществляя свою ценовую политику на потребительском
рынке.  
В розничной торговле не используется даже понятие «базисная
цена», которая подлежит уточнению в процессе продажи. И даже применяемая
отдельными предприятиями торговли система ценовых скидок носит стандартный характер
по отношению к отдельным ценовым ситуациям. Это затрудняет гибкость
осуществления ценовой политики на предприятиях торговли. 
 
 
  
Основные
технико-экономические показатели деятельности ООО
«Автомобили» за 2006 – 2007 гг. представлены в таблице 3. 
 
Таблица 3 
Основные
технико-экономические показатели деятельности ООО «Автомобили» за 2006 – 2007
гг. 
 
  | 
   Наименование
  показателя 
   | 
  
   Ед. изм. 
   | 
  
   2006 г. 
   | 
  
   2007 г. 
   | 
  
   Отклонение 
   | 
  
 
  | 
   Абс. 
  (+, - ) 
   | 
  
   Темп роста, % 
   | 
  
 
  | 
   Объем реализации услуг и продукции 
   | 
  
   тыс.руб. 
   | 
  
   56830 
   | 
  
   94850 
   | 
  
   38020 
   | 
  
   167 
   | 
  
 
  | 
   Численность
  работающих 
   | 
  
   чел. 
   | 
  
   58 
   | 
  
   69 
   | 
  
   11 
   | 
  
   107 
   | 
  
 
  | 
   Производительность труда 1-го
  работающего 
   | 
  
   тыс.руб. 
   | 
  
   980 
   | 
  
   1375 
   | 
  
   395 
   | 
  
   140 
   | 
  
 
  | 
   Среднегодовая зарплата 1-го
  работающего 
   | 
  
   тыс.руб. 
   | 
  
   144 
   | 
  
   180 
   | 
  
   36 
   | 
  
   125 
   | 
  
 
  | 
   Себестоимость услуг и продукции 
   | 
  
   тыс.руб. 
   | 
  
   36 500 
   | 
  
   55 300 
   | 
  
   18800 
   | 
  
   151 
   | 
  
 
  | 
   Затраты на 1 руб. реализации услуг
  и продукции 
   | 
  
   коп. 
   | 
  
   64 
   | 
  
   58 
   | 
  
   -6 
   | 
  
   90 
   | 
  
 
  | 
   Прибыль от реализации услуг и
  продукции 
   | 
  
   тыс.руб. 
   | 
  
   20 330 
   | 
  
   39 550 
   | 
  
   19220 
   | 
  
   195 
   | 
  
 
  | 
   Рентабельность деятельности 
   | 
  
   % 
   | 
  
   56 
   | 
  
   71,5 
   | 
  
   15,5 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   Рентабельность продаж  
   | 
  
   % 
   | 
  
   36 
   | 
  
   41,5 
   | 
  
   5,5 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
 
Анализ
показателей таблицы 3 показывает, что за отчетный период выручка от реализации
продукции и услуг ООО «Автомобили» увеличилась на 67%, или 38020 тыс.руб.,
составив в 2007 г. 94850 тыс.руб. (рис.3). 
 
Рис.3 Динамика
объема реализации услуг и продукции ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. 
 
При этом
численность сотрудников увеличилась незначительно – всего на 11 человек за тот
же период или на 7% по сравнению с 2006 г. (рис.4). 
 
 
Рис.4 Динамика
численности персонала ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. 
Рост численности
персонала при незначительном увеличении объема реализации привел к тому, что
показатель товарооборота на одного работающего увеличился на 40 % или 395 тыс.руб.
за 2007 г. по сравнению с 2006 г. (рис.5) 
 
Рис.5 Динамика
производительности труда в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. 
 
За счет роста
среднемесячной заработной платы увеличилась и среднегодовая заработная плата
сотрудников магазина – на 25% или 36 тыс.руб. за год (рис.6).  
 
Рис.6 Динамика
среднегодовой зарплаты 1-го работающего в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. 
В общем, это
можно охарактеризовать положительно, так как темп роста производительности
товарооборота на 1 работающего увеличивается большими темпами, нежели рост
среднегодовой заработной платы. 
Переходя к
показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, можно
отметить, что в 2006 году показатели рентабельности имели средний уровень – 36%
и 56% соответственно рентабельность продаж и рентабельность деятельности.
Однако, в 2007 году произошло увеличение показателей рентабельности на 16 и 6%
соответственно по рентабельности деятельности и рентабельности продаж (рис.7).  
 
Рис.7 Показатели
рентабельности деятельности и рентабельности продаж в ООО «Автомобили» за 2006
– 2007 гг. 
 
Такая ситуация
объясняется тем, что показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции
уменьшился всего на 6 копеек или на 10%, то есть незначительно, что и оказало
положительное влияние на рост показателей рентабельности ООО «Автомобили» (рис.
8). 
Рис.8 Динамика
затрат на 1 руб. реализации услуг и продукции в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007
гг. 
 
Прибыль от
реализации товаров ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. выросла на 19220
тыс.руб. или на 95 % (рис.9). 
 
 
Рис. 9 Динамика
прибыли от реализации товаров ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. 
 
Таким образом,
очевидно, что в деятельности предприятия произошли только положительные
изменения, благоприятно сказавшиеся на деятельности компании, а также на
средней заработной плате сотрудников. Исходя из этого, необходимо отметить, что
данная компания является сильным конкурентом на рынке продаж автомобильных
товаров, четко выдерживает негативное влияние внешних факторов и достойно
справляется с ними. 
 
 
ООО «Автомобили» - крупный салон-магазин по продаже запчастей и аксессуаров к отечественным автомобилям. Торговые площади – 110 м2. Основана в 2000 году.  
 Компания ООО «Автомобили»
хорошо известна многим автолюбителям и владельцам автомобилей. Сегодня в состав
предприятия ООО «Автомобили» входит магазин розничной продажи запасных частей.  
Главный фактор успешного развития магазина – обеспеченность и
рациональность использования товарных ресурсов. 
По магазину данные о движении товарных запасов приведены в таблице 4 
 
Таблица 4 
Товарный баланс по магазину «Автомобили» за 2006 -2007 г.г. (тыс. руб.) 
 
  | 
   Показатели 
   
   
   | 
  
   2006 
   
   
   | 
  
   2007 
   
   
   | 
  
   Отклонение 
  в сумме 
  (+-) 
   | 
  
   Влияние на 
  изменение товарооборота (+-) 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   3 
   | 
  
   4 
   | 
  
   5 
   | 
  
 
  | 
   Запасы товаров на начало года 
   | 
  
   209,2 
   | 
  
   243,0 
   | 
  
   +33,8 
   | 
  
   +33,8 
   | 
  
 
  | 
   Поступление товаров 
   | 
  
   2656,3 
   | 
  
   3169,3 
   | 
  
   +513,0 
   | 
  
   +513,0 
   | 
  
 
  | 
   Прочее выбытие товаров 
   | 
  
   1.8 
   | 
  
   1,0 
   | 
  
   -0,8 
   | 
  
   +0,8 
   | 
  
 
  | 
   Запасы товаров на конец года 
   | 
  
   243,0 
   | 
  
   306,1 
   | 
  
   +63,1 
   | 
  
   +63,1 
   | 
  
 
  | 
   Розничная реализация товаров 
   | 
  
   2620,7 
   | 
  
   3105,2 
   | 
  
   +484,5 
   | 
  
   +484,5 
   | 
  
 
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2007 году по сравнению с 2006
годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года
(+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и
уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Возможности роста
товарооборота уменьшились в результате уменьшения товарных запасов на конец
года (–63,1 тыс. руб.). 
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов
является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в
магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них,
нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином
договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем
количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может
привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные
запасы, и возникновению потерь. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |