| Совершенствование товарной стратегии магазина |
Выбор
стратегии взаимоотношения с посредниками иногда еще называется «вертикальным
маркетингом».
Существуют
четыре базисные стратегии вертикального маркетинга. Такое разделение
основывается на двух параметрах: формировании (организации) сбытовых каналов и
реакции на маркетинговую деятельность торговли. Эти базисные стратегии
представлены в таблице 1 [10.c.80].
Рассмотрим их
подробнее. Стратегия адаптации (1) предполагает пассивную позицию производителя
в отношении построения каналов сбыта. Т.е. например, он выбирает «принятые в
отрасли» или «проверенные», надежные каналы, не проявляя никакой инициативы.
Производитель использует новый канал (или форму) сбыта только после того, как
он был проверен другими предприятиями.
Таблица 1
Рыночные
стратегии предприятия-производителя, ориентированные на посредника (торговлю)
Маркетинговое поведение
компании-производителя
|
Активное формирование
сбытовых каналов
|
Пассивное формирование
сбытовых каналов
|
активная реакция на
маркетинговую деятельность торговли
|
Обход (3)
|
Кооперация (4)
|
пассивная реакция на
маркетинговую деятельность торговли
|
Конфликт (2)
|
Адаптация (1)
|
Такое
поведение практически несовместимо с рыночно ориентированным предприятием и
может в долгосрочной перспективе привести краху. Чтобы этого не произошло,
необходимо постоянное наблюдение за каналом сбыта, чтобы вовремя увидеть и
среагировать на изменения (например, уменьшение продаж, сдвиг в ассортименте,
изменения в выкладке товара).
Стратегия
конфликта (2) имеет место, когда производитель активно формирует каналы сбыта,
не учитывая или сознательно игнорируя поведение торговли. Таким образом с
помощью этой стратегии производитель пытается соблюсти свои интересы и
преодолеть сопротивление торговли, чтобы добиться лидирующего положения в
системе дистрибуции. Но если у торговли (опта или розницы) потенциал силы
больше, то производитель будет вынужден прекратить активное формирование
каналов сбыта и, таким образом, ему придется выбрать стратегию (1) или
(4).
Стратегия
кооперации (4) в вертикальном маркетинге распространена довольно широко.
Основополагающими для сотрудничества между индустрией и торговлей являются
договоренности и согласования разной степени, начиная от мало обязывающих
(например, обмен информацией) и заканчивая твердо установленной системой сбыта,
закрепленной договором (например, франчайзинг).
При
использовании этой стратегии очень часто возникают проблемы и конфликты.
Причины их в том, что производитель в первую очередь думает о своем товаре,
тогда как торговое предприятие – о своем ассортименте. Таким образом, попытка
вписаться ассортимент торгового предприятия и одновременно реализовать свои
маркетинговые цели (например, позиционирование, выкладка) заключает
производителя в определенные рамки, в которых ему и приходится работать [10, c.82].
При
использовании стратегии обхода (3) производитель сознательно отказывается от
каких-либо договоренностей с торговыми посредниками. Трения и конфликты как при
стратегии кооперации здесь отсутствуют, поэтому у производителя появляются
многочисленные шансы (в смысле положительные моменты), т.к., например, он может
контролировать весь комплекс маркетинговых инструментов на каждом этапе
сбытового пути. Но этим шансам противостоят и определенные затраты и риски
(например, более высокие финансовые и затраты и затраты рабочей силы за счет
выполнения тех задач, которые обычно берет на себя торговля) [10,c.83].
В современном
мире, в бизнес среде постоянно происходят изменения. И торговля – не
исключение. Поэтому компания-производитель обязательно должна иметь четкую
сбытовую стратегию, которую необходимо постоянно проверять на соответствие
меняющимся условиям и, если нужно, пересматривать.
Торговые
предприятия не применяют ряда ценовых стратегий производителей, связанных с
длительной неблагоприятной ситуацией на рынке конкретного потребительского
товара. Как правило, условия торговой деятельности позволяют торговому
предприятию быстро покинуть такой торговый рынок, то есть прекратить закупку и
реализацию данного товара, в то время как производитель должен активно бороться
за возврат средств, инвестированных в его производство [21, c.24].
Дадим обзор прикладных
стратегий развития торгового предприятия по трем направлениям (таблица.2) [21, c.24]:
Таблица 2
Стратегии развития торговых
предприятий
|
А.
Торговые операции - стратегии оптимизации
|
Б.
Сопутствующие услуги
|
В.
Диверсификация
|
·
Уникальность потребительского предложения
·
Собственные «частные» товарные знаки
|
·
Клубные системы для постоянных покупателей
·
Дополнительные услуги (оптика, салоны красоты,
бизнес центры, почта, бензозаправки)
|
·
Банковское и страховое дело
·
Недвижимость
·
Сервисные центры
·
Финансовые операции на рынке ценных бумаг
|
Ценовая политика является не только одной из главных
составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим
механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Она
существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности торгового предприятия,
формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме
того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный
инструмент его конкуренции на потребительском рынке [16, c. 117].
Таким образом,
торговые предприятия не могут самостоятельно в полном объеме формировать
уровень цен на товары, осуществляя свою ценовую политику на потребительском
рынке.
В розничной торговле не используется даже понятие «базисная
цена», которая подлежит уточнению в процессе продажи. И даже применяемая
отдельными предприятиями торговли система ценовых скидок носит стандартный характер
по отношению к отдельным ценовым ситуациям. Это затрудняет гибкость
осуществления ценовой политики на предприятиях торговли.
Основные
технико-экономические показатели деятельности ООО
«Автомобили» за 2006 – 2007 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные
технико-экономические показатели деятельности ООО «Автомобили» за 2006 – 2007
гг.
Наименование
показателя
|
Ед. изм.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Отклонение
|
Абс.
(+, - )
|
Темп роста, %
|
Объем реализации услуг и продукции
|
тыс.руб.
|
56830
|
94850
|
38020
|
167
|
Численность
работающих
|
чел.
|
58
|
69
|
11
|
107
|
Производительность труда 1-го
работающего
|
тыс.руб.
|
980
|
1375
|
395
|
140
|
Среднегодовая зарплата 1-го
работающего
|
тыс.руб.
|
144
|
180
|
36
|
125
|
Себестоимость услуг и продукции
|
тыс.руб.
|
36 500
|
55 300
|
18800
|
151
|
Затраты на 1 руб. реализации услуг
и продукции
|
коп.
|
64
|
58
|
-6
|
90
|
Прибыль от реализации услуг и
продукции
|
тыс.руб.
|
20 330
|
39 550
|
19220
|
195
|
Рентабельность деятельности
|
%
|
56
|
71,5
|
15,5
|
-
|
Рентабельность продаж
|
%
|
36
|
41,5
|
5,5
|
-
|
Анализ
показателей таблицы 3 показывает, что за отчетный период выручка от реализации
продукции и услуг ООО «Автомобили» увеличилась на 67%, или 38020 тыс.руб.,
составив в 2007 г. 94850 тыс.руб. (рис.3).
Рис.3 Динамика
объема реализации услуг и продукции ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
При этом
численность сотрудников увеличилась незначительно – всего на 11 человек за тот
же период или на 7% по сравнению с 2006 г. (рис.4).
Рис.4 Динамика
численности персонала ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
Рост численности
персонала при незначительном увеличении объема реализации привел к тому, что
показатель товарооборота на одного работающего увеличился на 40 % или 395 тыс.руб.
за 2007 г. по сравнению с 2006 г. (рис.5)
Рис.5 Динамика
производительности труда в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
За счет роста
среднемесячной заработной платы увеличилась и среднегодовая заработная плата
сотрудников магазина – на 25% или 36 тыс.руб. за год (рис.6).
Рис.6 Динамика
среднегодовой зарплаты 1-го работающего в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
В общем, это
можно охарактеризовать положительно, так как темп роста производительности
товарооборота на 1 работающего увеличивается большими темпами, нежели рост
среднегодовой заработной платы.
Переходя к
показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, можно
отметить, что в 2006 году показатели рентабельности имели средний уровень – 36%
и 56% соответственно рентабельность продаж и рентабельность деятельности.
Однако, в 2007 году произошло увеличение показателей рентабельности на 16 и 6%
соответственно по рентабельности деятельности и рентабельности продаж (рис.7).
Рис.7 Показатели
рентабельности деятельности и рентабельности продаж в ООО «Автомобили» за 2006
– 2007 гг.
Такая ситуация
объясняется тем, что показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции
уменьшился всего на 6 копеек или на 10%, то есть незначительно, что и оказало
положительное влияние на рост показателей рентабельности ООО «Автомобили» (рис.
8).
Рис.8 Динамика
затрат на 1 руб. реализации услуг и продукции в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007
гг.
Прибыль от
реализации товаров ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. выросла на 19220
тыс.руб. или на 95 % (рис.9).
Рис. 9 Динамика
прибыли от реализации товаров ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
Таким образом,
очевидно, что в деятельности предприятия произошли только положительные
изменения, благоприятно сказавшиеся на деятельности компании, а также на
средней заработной плате сотрудников. Исходя из этого, необходимо отметить, что
данная компания является сильным конкурентом на рынке продаж автомобильных
товаров, четко выдерживает негативное влияние внешних факторов и достойно
справляется с ними.
ООО «Автомобили» - крупный салон-магазин по продаже запчастей и аксессуаров к отечественным автомобилям. Торговые площади – 110 м2. Основана в 2000 году.
Компания ООО «Автомобили»
хорошо известна многим автолюбителям и владельцам автомобилей. Сегодня в состав
предприятия ООО «Автомобили» входит магазин розничной продажи запасных частей.
Главный фактор успешного развития магазина – обеспеченность и
рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных запасов приведены в таблице 4
Таблица 4
Товарный баланс по магазину «Автомобили» за 2006 -2007 г.г. (тыс. руб.)
Показатели
|
2006
|
2007
|
Отклонение
в сумме
(+-)
|
Влияние на
изменение товарооборота (+-)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Запасы товаров на начало года
|
209,2
|
243,0
|
+33,8
|
+33,8
|
Поступление товаров
|
2656,3
|
3169,3
|
+513,0
|
+513,0
|
Прочее выбытие товаров
|
1.8
|
1,0
|
-0,8
|
+0,8
|
Запасы товаров на конец года
|
243,0
|
306,1
|
+63,1
|
+63,1
|
Розничная реализация товаров
|
2620,7
|
3105,2
|
+484,5
|
+484,5
|
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2007 году по сравнению с 2006
годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года
(+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и
уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Возможности роста
товарооборота уменьшились в результате уменьшения товарных запасов на конец
года (–63,1 тыс. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов
является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в
магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них,
нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином
договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем
количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может
привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные
запасы, и возникновению потерь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|