-
административные
расходы;
-
обработка
заказов.
Затраты на товародви
жение
|
|
Рис. 1 Схема формирования затрат на товародвижение
Обеспечение минимальных трудовых, материальных и финансовых
ресурсов и сокращение времени обращения товаров соответствуют требованиям
рационального хозяйствования - достижению наилучших результатов при наименьших
затратах. Это условие может быть достигнуто за счет использования рациональных
схем движения товаров, различных видов транспорта, обеспечивающих эффективность
транспортировки товаров, экономического обоснования размещения
материально-технической базы на всем пути продвижения товаров от
производственных предприятий к потребителям, партий и частоты завоза. Принятие
экономически обоснованных решений должно обеспечить оптимизацию совокупных
затрат, связанных непосредственно с перемещением и нахождением товаров в сфере
обращения и в процессе их реализации.
На процесс
товародвижения оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в
следующие группы: социально-экономические, производственные, транспортные и
торговые [14,с.288]. Классификация факторов, влияющих на товародвижение дается
на рис. 2.
Рис. 2 Классификация факторов,
влияющих на товародвижение
Согласно классификации факторов, отображенной на рис. 2, к
социально-экономическим факторам относятся: система расселения населения по
территории; уровень денежных доходов населения; розничный товарооборот на 1 км2
территории. Чем выше плотность населения, тем больше объем денежных доходов
региона, выше товарооборот, больше требуется завозить товаров, укрупняются
партии завоза.
К производственным факторам относятся: размер промышленных
предприятий и их размещение по отношению к пунктам потребления, специализация
и сезонность производства отдельных товаров.
Промышленные предприятия, как правило, приближены к
источникам сырья, стремятся максимально использовать местные ресурсы, что
определяет необходимость перемещения в места потребления произведенной ими
продукции. Одной из предпосылок рациональной организации товародвижения
являются экономически обоснованные специализация и размещение производства
товаров.
При разработке схем товародвижения следует учитывать
сезонность производства и потребления отдельных товаров. Спрос на фрукты, овощи,
картофель, производство которых носит сезонный характер, предъявляется постоянно,
что требует их накопления в нужных объемах и обеспечения надлежащих условий
хранения. Но есть товары, спрос на которые подвержен значительным сезонным колебаниям
(например, валенки). Такие предприятия стремятся обеспечить загрузку своих
мощностей круглый год, что оказывает серьезное влияние на процесс товародвижения,
К транспортным факторам относятся: минимальные нормы
отгрузки, состояние транспортных путей, связывающих места производства и
пункты потребления, наличие транспортных средств, их грузоподъемность, наличие
контейнерных площадок. Здесь большое значение имеет правильный выбор видов
транспорта, определение потребности подвижного состава, эффективное его использование,
возможность широкого применения прогрессивных технологий при перевозках
товаров.
К торговым факторам относятся:
-
подготовленность
оптовых и розничных торговых организаций к использованию современных систем
товародвижения;
-
объем
партий товаров, которые могут принять торговые организации;
-
размеры
минимальных норм отгрузки;
-
физико-химические
свойства товаров;
-
сложность
ассортимента товаров;
-
размеры и
размещение торговых организаций;
-
уровень организационно-хозяйственной
и коммерческой работы.
Установление кратчайших путей движения товаров из пунктов
производства в районы потребления осуществляется на основе выбора оптимальных
схем грузопотоков. При этом в основу должны быть положены такие требования,
как выбор партнеров, отбор их количества, выбор транспортных средств и
рациональных каналов продвижения, сокращение издержек по доведению товаров до
конечного потребителя.
На выбор схем товародвижения влияют размеры торговых
организаций, физико-химические свойства и сложность ассортимента. Они
определяют объемы поставок, возможность применения транзита.
1.2
Организация деятельности
на предприятии оптовой торговли
Специфическая
особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит в том, что
здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в
сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле
необходима грамотная организация как торгового, так и технологического
процесса.
Технологический
процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов,
приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств
товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.
Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления
товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический
процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству,
хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых
залах магазинов и др.[1,с.10]
Схема торгово-технологического процесса в оптовой торговле отображена
на рисунке 3.
Рис. 3. Торгово- технологический процесс в оптовой торговле.
Как видно из рисунка 3, торгово-технологический процесс в оптовой
торговле включает в себя поступление товара, в процессе которого происходит
приемка по количеству и качеству и разгрузка товара. Торговый процесс
обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в
том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели.
Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а
покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное
доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие
виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования
ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг,
текущее пополнение товаров и др.[5,с.78]
Наилучшей формой
организации хозяйственных отношений оптовых предприятий с обслуживаемыми
торговыми предприятиями по продаже товаров являются договоры купли-продажи
товаров, договорные отношения являются оптимальными формами связи при
стабильных взаимоотношениях оптовых баз со своими клиентами. До перехода к
рыночным отношениям договорные отношения оптовых баз с обслуживаемой розничной сетью
носили формальный, малодейственный характер. Учет выполнения этих договоров
розничными предприятиями практически не осуществлялся, вопросы поставки товаров
в розничную сеть решались по усмотрению оптовых баз. Как правило, розничные
торговые предприятия не предъявляли штрафных санкций к оптовым звеньям, боясь
испортить отношения.
Рыночные
отношения привели к коренным изменениям договорных отношений между поставщиками
и покупателями товаров. Оптовые базы и покупатели товаров превратились в
самостоятельных, равноправных партнеров, руководствующихся в хозяйственных
взаимоотношениях исключительно своими интересами и финансовой выгодой.
Покупатели товаров имеют право свободного выбора поставщиков и сами определяют
формы хозяйственных связей с ними. При разовых, эпизодических закупках товаров
у поставщиков покупатели по своему усмотрению могут закупать товары без
заключения договоров на основе предъявленных заказов (заявок) ими по
договоренности сторон путем оформления платежных документов. Договоры купли-продажи
заключаются при стабильных хозяйственных взаимоотношениях сторон и достаточно
крупных регулярных объемах поставок. В договоре купли-продажи следует
предусматривать количество, ассортимент и сроки поставки товаров, порядок
поставки, качество и комплектность товаров, имущественную ответственность
сторон. В частности, в договорах важно предусмотреть порядок представления
заявок на текущий завоз товаров, ответственность оптовых предприятий за каждый
случай невыполнения заявки на доставку в магазины товаров, предусмотренных
ассортиментным перечнем, а также ответственность розничных торговых предприятий
за каждый случай непредставления или несвоевременного представления заявки на
доставку (завоз) в магазины товаров. В договоре следует предусмотреть возможность
централизованной доставки товаров в подсортированном виде непосредственно в
розничные торговые предприятия, порядок личной отборки товаров у поставщика,
порядок расчетов, цены, порядок оказания оптовых торговых услуг и их стоимость
и другие условия.
Рис. 4. Схема организации документооборота при оптовой торговле с участием оптового предприятия в расчетах Оптовая продажа товаров в отличие от розничной представляет собой продажу товаров оптовым покупателям (предприятиям). Результат такой продажи выражается определенной суммой оптового товарооборота, одного из основных показателей деятельности базы. Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах – транзитом, когда оптовая база продает товары без завоза их на свои склады, и продажей товаров со своих складов. Результатом этих форм продажи будет являться оптовый транзитный оборот и соответственно оптовый складской товарооборот. В оптовом товарообороте торговых баз преобладающий удельный вес приходится на оптово-складской товарооборот. Транзитный оборот оптовых баз, в свою очередь, подразделяется на оборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением базой собственных средств) и без участия в расчетах неоплаченный, организуемый). При транзите с участием в расчетах база оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет к оплате счета не оптовой базе, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиком и получателем. Однако она заключает с поставщиком и получателем договоры, предъявляет разнарядки (наряды), контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах транзитных наценок (накидок) он выгоден для оптовых баз. Оптовым покупателям следует в договорах с базами предусматривать возможность транзитных поставок товаров и размеры транзитных наценок (накидок). Основанием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятием и адресуется конкретному поставщику (изготовителю), а копия отсылается покупателю – клиенту базы. Наряд на несколько грузополучателей носит наименование разнарядки. Разнарядки на I квартал обычно прилагаются к договору, а на последующие – представляются покупателем в определенный срок до начала соответствующего квартала. Копии разнарядок высылаются всем грузополучателям. Наряды и разнарядки выписываются по единообразным формам, содержащим корреспондентскую (реквизиты поставщика и покупателя, основание наряда, наименование плательщика) и фактурную (наименование товара, количество, цена, сумма и др.) части.
Рис.
5 Схема движения товаров при оптовом товарообороте
При оптовом складском обороте применяются следующие методы оптовой продажи товаров со складов: по личной отборке товаров покупателями; по письменным, телефонным, телеграфным, телетайпным, телефаксным заявкам (заказам); через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов; через автосклады; почтовыми посылками. Продажа товаров с личной отборкой практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (ткани, швейные изделия, трикотаж, галантерея и др.), когда выбор фасонов, рисунков, расцветок требует участия (ознакомления) представителя кооператива или магазина. Для создания удобств покупателям в отборе товаров оптовые базы потребительской кооперации организуют оптовую продажу товаров через залы товарных образцов. Зал товарных образцов – это коммерческий центр современной базы. В нем сосредоточена основная работа, связанная с организацией продажи товаров: ознакомление покупателей образцами товаров, имеющихся на складах, а также с новыми товарами, оформление соответствующей документации на продажу в оперативный учет товаров. Здесь выделены рабочие места товароведов с необходимой организационно-технологической оснасткой. В залах товарных образцов размещаются также рабочие места товароведов-реализаторов и фактуристов, которые в зависимости от специализации складов формируются в соответствующие отделы и группы. Товаровед-реализатор вместе с представителем покупателя на основе ознакомления с товарными образцами и отбора покупателем товаров оформляет в трех экземплярах заказ (отборочный лист) на отборку товаров на складе, который они оба и подписывают. Один экземпляр заказа передается покупателю для контроля, другой для выписки счета-фактуры, третий на склад для индивидуальной отборки и подготовки товаров к отпуску. Для учета движения товаров товароведы-реализаторы заполняют карточки количественно суммового учета, которые сводятся в картотеки для каждой товарной группы. Продажа товаров по письменным, телеграфным и телефонным заявкам без предварительной личной отборки осуществляется по товарам простого ассортимента или хорошо известным товарам сложного ассортимента. Заявки, поступающие на базу по почте или телефону, регистрируют в специальном журнале, проверяют с точки зрения соответствия заключенному договору и передают на исполнение. Рекомендуется составлять заявки на бланках установленной формы, изготовленных типографским способом и разосланных покупателям. Отдельные оптовые базы организуют через почтовые отделения связи отправку населению или магазинам посылок с различными непродовольственными товарами. Эта форма торговли осуществляется по специальным каталогам, в которых дается характеристика (описание) отправляемых посылками товаров, а также условия их оплаты и порядок заказа. Отправка посылок с товарами непосредственно населению называется индивидуальной или розничной посылочной торговлей, магазинам мелкооптовой посылочной торговлей. Индивидуальная посылочная торговля имеет большие перспективы для своего развития, особенно для обслуживания жителей малых сел и отдаленных населенных пунктов, где отсутствует стационарная розничная торговая сеть. Оптовые базы могут применять и другие формы и методы оптовой продажи. В условиях рыночных отношений отдельные оптовые предприятия организуют и розничную продажу товаров населению через собственные магазины (палатки) или используют автомагазины. В этих случаях оптовые базы фактически трансформируются в оптово-розничные предприятия (фирмы) или в торговые дома. Услуги, предоставляемые оптовой базой своим клиентам, как правило, должны быть платными. Конкретные размеры оплаты услуг следует устанавливать в заключаемых между оптовым предприятием и клиентами договорах. Они должны отражать расходы на эти услуги с учетом их трудоемкости и обеспечения нормальной рентабельности этих операций, экономически заинтересовывать оптовые предприятия в оказании услуг своим клиентам. Следовательно, доходы оптового предприятия складываются из продажи товаров – торговых надбавок и платы за оптовые торговые услуги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|