Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются
Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины
прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там
насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.
Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит
ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов
стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая
миграция.
Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда
нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий
наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде
штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес
использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в
сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.
Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг,
Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.
Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых,
регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея,
Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в
Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих,
миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные
инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром,
Австралией.
Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в
Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все
новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором
развития мирового хозяйства в целом.
Украина стала участником международного рынка труда только в начале
90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население
СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой
миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы
государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в
основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по
социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции
производилась только государственными органами.[8]
В период перестройки экономики нашей страны, отхода от
административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы
международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.
Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в
Украину из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией,
то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.[7]
Украина является в настоящее время, как страной-донором, так и
страной-реципиентом. Немало украинских граждан выезжает в развитые страны с
целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи
с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко
квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно
высокую заработную плату.
В то же время, в Украину устремился поток трудовых мигрантов из
республик ближнего зарубежья, СНГ.
Характерной чертой участия Украины в процессах международной трудовой
миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В
результате этого большое число иностранных работников используются на
нелегальных условиях.[7]
С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных
сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить
должный приток валютных средств в экономику Украины как от фирм-посредников,
так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.
Формирование
международного рыка труда - свидетельство того что процессы мировой интеграции
не только идут в экономической и технологической областях, но начинают
затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений,
которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное
соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих
неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями.[10]
Точками такого соприкосновения являются прежде всего совместные межнациональные
предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира.
Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через
границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает
трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и
технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно,
идти по многим направлениям и прежде всего в области:
·
условий
труда, способа найма и увольнений работников;
·
оплаты труда,
включающей системы дополнительных выплат;
·
предоставление
отпусков, свободных от работы дней;
·
продолжительность
рабочего времени;
·
предоставление
различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.
Немалые
трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и
во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и
т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не
ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический
процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы
смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.[31]
Сейчас
совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных
региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский,
латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже
юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По
существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных
странах Европы.
Образование
международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое
перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных
рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно
устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки
между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без
их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.
Движение
рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой
миграции, типологию которой можно представить следующим образом:
·
по
продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
·
по
ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
·
по
юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
·
по уровню
квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция
неквалифицированной рабочей силы.
Регулярная
миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение,
постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного
срока.
Исследуя
кадры потенциальной международной миграции исследователи пришли к выводу, что
они представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными,
экономически активными, но социально обделенными работниками. Этот вывод
подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает,
что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные
американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом
объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе
оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.
Следует
иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции
рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и
окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической
ситуации в стране (табл.1). Например, переориентация инвестиций из тяжелой
индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного
потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации
же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно
считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по
своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в
какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого
явления.
Рассмотрение
позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в
основе определения направленной государственной и региональной политики и
построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание
определенных общественных институтов и структур, управляющих международной
миграцией на различных уровнях.
«Таблица
1.1- Возможные социально-экономические
последствия
международной миграции рабочей силы»[7]
|