| Социально-экономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе |
В тоже время поступления налога на
прибыль от крупнейших предприятий нефтедобывающего комплекса (ОАО
"Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз")
составили всего 3% от поступлений данного налога в бюджетную систему ЯНАО, что
обусловлено низкими отпускными, так называемыми "внутрикорпоративными",
ценами на нефть.
Поступления налога на доходы
физических лиц увеличились на 26,3 %, что вызвано ростом фонда оплаты труда.
Рост неналоговых доходов в 2002
году вызван, во-первых, низким исполнением годовых бюджетных назначений в 2001
году - 30,2%, во-вторых, значительным увеличением доходов от имущества,
находящегося в государственной собственности и от деятельности государственных
и муниципальных организаций.
Расходы консолидированного бюджета
в 2002 году составили 40,8 млрд. рублей или 116,5% расходов 2001 года (35,0
млрд. руб.).
Структура
расходов претерпела изменения. Увеличение доли расходов по статье
"Промышленность, энергетика и строительство" и снижение по статьям
"Жилищно-коммунальное хозяйство", "Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и информатика" вызвано изменением порядка отнесения
капитальных расходов по статьям бюджетной классификации. В 2001 году капитальные
расходы отражались по соответствующим статьям функциональной классификации. В
2002 году - по статье функциональной классификации "Промышленность,
энергетика и строительство".
Рынок труда
На конец 2002 года численность
экономически активного населения составила 326 тыс. человек или 64,8% от общей
численности населения автономного округа.
В 2002 году основная тенденция
заключалась в увеличении численности занятых в экономике и официально
зарегистрированных безработных. За 2002 год численность безработных,
зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась с 8,4 тыс. человек
до 8,9 тыс. человек, что на 9,3% больше, чем на 1.01.2002 года. Уровень
регистрируемой безработицы в автономном округе на 1.01.2003 года составил 2,7%,
против 2,6% на 1.01.2002 года, что превышает уровень среднероссийского
показателя в 1,5 раза. Кроме того, автономный округ имеет самый высокий
регистрируемый уровень безработицы среди регионов Уральского Федерального
округа. Причина роста численности регистрируемых безработных связана с
увеличением размера минимального пособия по безработице и расширением
деятельности службы занятости автономного округа по информированию населения о
ситуации на рынке труда.
Сохраняется значительная
дифференциация территорий по уровню регистрированной безработицы. К концу года
разрыв между максимальным и минимальным значениями этого показателя достиг 5
раз против 6,4 раза на конец 2001 года. Практически во всех муниципальных
образованиях автономного округа уровень регистрированной безработицы превысил
среднероссийское значение - 1,7%, кроме городов городов Губкинский и Новый
Уренгой, в которых не превысил значения 1,6%.
К относительно благополучным
районам, уровень безработицы в которых в течение года не превысил
среднеокружной показатель, относятся города Губкинский, Новый Уренгой, Надым,
Салехард.
К муниципальным образованиям с
наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы (в 1,5-2 раза выше
среднеокружного уровня) относятся города Лабытнанги, Муравленко,
Красноселькупский, Приуральский, Пуровский, Ямальский районы.
За отчетный период снято с учета 16
тыс. человек, из них по причинам трудоустройства - 7 тыс. человек.
С января по декабрь 2002 года число
заявленных вакансий уменьшилось с 3672 до 2369 единиц. Основную долю их
занимают рабочие специальности, требующие высокого профессионализма, что
затрудняет трудоустройство безработных граждан. Существующее несоответствие
между спросом и предложением рабочей силы, а также низкий уровень оплаты труда
значительной части заявленных в службу занятости округа вакансий не позволяет в
минимальные сроки заполнить вакансии и обеспечить ищущих работу и работодателей
услугами, облегчающими процесс отбора специалистов на рабочие места. В
результате коэффициент напряженности (численность незанятых граждан,
зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию) увеличился по
сравнению с 2001 годом на 42,6% и составил к концу года 4 человека на одну
вакансию.
За 2002 год было выдано разрешений
более 400 предприятиям на привлечение в производстве иностранной рабочей силы в
количестве более 15 тыс. человек. Наибольшая доля иностранной рабочей силы
работает в городах Салехард (27% от общего числа привлекаемой рабочей силы),
Надым (22%), Новый Уренгой (20%).
На территорию автономного округа
иностранные работники привлекаются из 25 стран мира, в т.ч. из 13 стран
"дальнего зарубежья".
В структуре
основных стран экспортеров иностранной рабочей силы сохраняется тенденция
прошлых лет: Украина - более 70%, Молдова - 5%, Азербайджан - 2%. Из стран
"дальнего зарубежья": Турция - более 10%. Ведущей отраслью, где
применяется иностранная рабочая сила, остается строительство - более 80%, на
долю геологии приходится около 10%, промышленности - 3%, ЖКХ - 2 процента.
Несмотря на увеличение количества
безработных в округе, одновременно увеличивается численность иностранной
рабочей силы. Так, количество официально зарегистрированных безработных за 2002
год составило 8884 человек и увеличилось в течение года на 755 человек,
численность привлекаемой иностранной рабочей силы возросла на 3 тыс. человек.
В 2002 году уровень безработицы,
рассчитанный относительно экономически активного населения, составил 2,7%,
привлечение иностранных работников - 4,6% от экономически активного населения.
Занятость иностранцев на
предприятиях и в организациях округа позволяет частично решать проблемы
заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях безработицы нет
конкуренции со стороны местных трудовых ресурсов. Однако в сложившихся условиях
целесообразно разработать в округе механизм внутренней трудовой миграции,
который бы давал возможность привлечения безработных жителей автономного округа
для работы на предприятиях округа, возможно и не в месте их постоянного проживания.
Уровень жизни населения
В 2002 году по оперативным данным
номинальные денежные доходы населения округа составили 80,3 млрд. рублей и по
сравнению с 2001 годом возросли на 24,6 процента.
По сравнению с 2000-2001 годами в
2002 году происходит снижение темпов роста реальных располагаемых денежных
доходов населения. Так, если в 2001 году уровень реальных располагаемых
денежных доходов населения составил 117,9 % к 2000 году, то в 2002 году - 104,3
% к уровню 2001 года, (по Российской Федерации - соответственно 108,5% и
108,8%).
Показатели уровня
жизни и доходов населения
|
Показатели
|
Ед. изм.
|
январь-декабрь
|
2000 год
отчет
|
2001 год
отчет
|
2002 год
отчет
|
Среднедушевые
денежные доходы
(в месяц )
|
руб
|
7582,4
|
10750,4
|
13330,2
|
Темп роста к
предыдущему году
|
%
|
146,3
|
141,8
|
124,0
|
Реальные
располагаемые денежные доходы
|
%
|
118,0
|
117,9
|
104,3
|
Начисленная
среднемесячная заработная плата одного работника
|
рублей
|
8964,7
|
12577,1
|
15777,3
|
Темп роста к
предыдущему году
|
%
|
154,0
|
140,3
|
125,4
|
Реальная заработная
плата
|
%
|
125,4
|
115,3
|
105,7
|
Средний размер
назначенных месячных пенсий
|
рублей
|
992,3
|
1300,0
|
1905,8
|
Темп роста к
предыдущему году
|
%
|
132,8
|
131,0
|
146,6
|
Реальный размер
пенсии
|
%
|
108,2
|
106,6
|
127,7
|
Величина прожиточного
минимума (в среднем на душу населения, в месяц)
|
рублей
|
1726,5
|
2312,0
|
2916,0
|
Темп роста к
предыдущему году
|
%
|
118,0
|
133,9
|
126,1
|
В расчете на одного жителя округа
среднемесячные денежные доходы составили 13330,2 рублей, темп роста к уровню
2001 года - 24%, (по Российской Федерации - соответственно 3887,0 рублей и
127%.
Основным источником денежных
доходов населения остается заработная плата, доля которой в доходах населения в
2002 году составила 70 процентов
За 2002 год начисленная
среднемесячная заработная плата на одного работника по полному кругу предприятий
составила 15777 рублей, что в реальном исчислении на 5,7% выше уровня 2001
года, по Российской Федерации - 4426 рублей, прирост реальной заработной платы
- 16,6 процента.
В автономном округе сохраняется
межотраслевая дифференциация оплаты труда. Среди отраслей экономики наиболее
высокий уровень заработной платы отмечается у работников финансовых органов,
учреждений кредитования и страхования (27955 рублей); в промышленности (22043
рублей), в том числе в нефтедобывающей (17590 рублей), газовой (27983 рублей);
на транспорте (19249 рублей); связи (14714 рублей); в строительстве (16255
рублей). Самая низкая оплата труда - у работников сельского хозяйства (4335
рублей), здравоохранения (7222 рублей), образования (5719 рублей), культуры
(6358 рублей).
Темп роста средней заработной платы
за 2002 год по сравнению с 2001 годом составил: в образовании - 180%,
здравоохранении - 179,4%, культуре и искусстве - 156,1%, торговле и
общественном питании - 133%, в связи - 140,3%, в сельском хозяйстве - 130,4%,
жилищно-коммунальном хозяйстве - 129,2%, на транспорте - 126,5%, строительстве
- 124,6%, промышленности -118,5 процента.
Уровень средней заработной платы
работников здравоохранения, образования, культуры соответственно составил
32,8%, 25,9%, 28,8% от уровня промышленности, что выше, чем в 2001 году (21,6%,
17,1%, 21,9%).
Наиболее высокий
уровень оплаты труда сложился в центрах газодобычи: г. Надыме и Надымском
районе (21788 рублей), г. Новом Уренгое (20002 рублей), наиболее низкий уровень
- в сельских районах: Приуральском (6871 рублей), Шурышкарском (6052 рублей),
Ямальском (7236 рублей).
На 01.01.2003 года средний размер
месячных пенсий в автономном округе сложился в сумме 1906 рублей с приростом к
соответствующему уровню 2001 года на 47%. В реальном исчислении средний размер
месячных пенсий увеличился на 27,7 процента.
В 2002 году общий
объем расходов и сбережений населения автономного округа достиг 50,2 млрд.
рублей или 62,5% от общей суммы доходов, темп роста к уровню 2001 года составил
32,5%. Таким образом, сумма наличных денег на руках у населения составила 30,1
млрд. рублей или 37,5 % от общей суммы доходов.
Относительно низкие расходы
населения в округе по сравнению с высокими доходами вызваны необеспеченностью
платежеспособного спроса населения на непродовольственные товары длительного и
периодического спроса и более высокими ценами на эти товары в округе по
сравнению с южными регионами России. Также в округе наблюдаются большая
численность выезжающих в длительные отпуска в летний период за пределы округа,
относительно большие миграционные потоки и численность работающих вахтовым
методом. Все эти факторы являются причиной вывоза денежной массы за пределы
округа, что приводит к несбалансированности между доходами и расходами
населения.
По итогам за 2002
год в структуре использования денежных доходов населения доля потребительских
расходов составила 38,6% против 35,7% в 2001 году, расходов на покупку валюты -
5,7%, на уровне 2001 года, оплаты обязательных платежей и взносов - 12,1%
против 11,5% в 2001 году, накоплений сбережений во вкладах - 2,5% против 3,9% в
2001 году, других расходов - 3,6% против 2,1% в 2001 году, наличных денег на
руках у населения - 37,5% против 41,2% в 2001 году.
В 2002 году снизилась покупательная
способность среднедушевых денежных доходов населения. Если в 2001 году
среднедушевые денежные доходы населения превысили прожиточный минимум в 4,7
раза, в 2002 году - в 4,6 раза.
Остается достаточно высоким уровень
социального расслоения населения. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения в
15 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Индекс Джини,
характеризующий степень неравномерности распределения доходов, составил 0,411.
В 2002 году прожиточный минимум в
среднем на душу населения составил 2916 рублей, для трудоспособного населения -
3015 рублей, для пенсионеров - 2125 рублей, для детей - 2828 рублей.
В округе численность населения с
денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 11,5% от общей
численности населения. Более высокие показатели бедности наблюдаются в сельских
регионах округа.
Социальная сфера
Здравоохранение
В 2002 году сеть медицинских
учреждений в Ямало-Ненецком автономном округе представлена окружными и
городскими больницами, центральными районными и районными больницами,
перинатальным центром, сельскими участковыми больницами, диспансерами,
амбулаторно-поликлиническими учреждениями, стоматологическими поликлиниками,
здравпунктами, фельдшерско-акушерскими пунктами, станциями скорой медицинской
помощи, СПИД центром, НИИ медицинских проблем Крайнего Севера Российской
Академии МП РФ (в г. Надыме), Центром медицины катастроф. Число медицинских
учреждений в автономном округе - 237 с общим числом больничных коек 5843 ед.,
из них в окружные - 19 учреждений, муниципальные - 187, ведомственные - 31.
В сельских местностях автономного
округа материально-техническая база большинства лечебно-профилактических
учреждений остается неудовлетворительной: 60% зданий находятся в ветхом и
аварийном состоянии, из них 40% - требуют реконструкции; 60 % - нуждаются в
капитальном ремонте. Недостатки в развитии социально-бытовой инфраструктуры
сельских районов оказывают неблагоприятное воздействие на состояние здоровья
сельского населения округа и ограничивают возможности здравоохранения в
проведении профилактических и лечебных мероприятий. В целях решения данной
проблемы действует окружная программа "Строительство первоочередных
объектов здравоохранения в сельской местности ЯНАО до 2005 года".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|