Меню
Поиск



рефераты скачать Социально-экономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе

В тоже время поступления налога на прибыль от крупнейших предприятий нефтедобывающего комплекса (ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз") составили всего 3% от поступлений данного налога в бюджетную систему ЯНАО, что обусловлено низкими отпускными, так называемыми "внутрикорпоративными", ценами на нефть.

Поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 26,3 %, что вызвано ростом фонда оплаты труда.

Рост неналоговых доходов в 2002 году вызван, во-первых, низким исполнением годовых бюджетных назначений в 2001 году - 30,2%, во-вторых, значительным увеличением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности и от деятельности государственных и муниципальных организаций.

Расходы консолидированного бюджета в 2002 году составили 40,8 млрд. рублей или 116,5% расходов 2001 года (35,0 млрд. руб.).


Структура расходов претерпела изменения. Увеличение доли расходов по статье "Промышленность, энергетика и строительство" и снижение по статьям "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика" вызвано изменением порядка отнесения капитальных расходов по статьям бюджетной классификации. В 2001 году капитальные расходы отражались по соответствующим статьям функциональной классификации. В 2002 году - по статье функциональной классификации "Промышленность, энергетика и строительство".

Рынок труда

На конец 2002 года численность экономически активного населения составила 326 тыс. человек или 64,8% от общей численности населения автономного округа.

В 2002 году основная тенденция заключалась в увеличении численности занятых в экономике и официально зарегистрированных безработных. За 2002 год численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась с 8,4 тыс. человек до 8,9 тыс. человек, что на 9,3% больше, чем на 1.01.2002 года. Уровень регистрируемой безработицы в автономном округе на 1.01.2003 года составил 2,7%, против 2,6% на 1.01.2002 года, что превышает уровень среднероссийского показателя в 1,5 раза. Кроме того, автономный округ имеет самый высокий регистрируемый уровень безработицы среди регионов Уральского Федерального округа. Причина роста численности регистрируемых безработных связана с увеличением размера минимального пособия по безработице и расширением деятельности службы занятости автономного округа по информированию населения о ситуации на рынке труда.

Сохраняется значительная дифференциация территорий по уровню регистрированной безработицы. К концу года разрыв между максимальным и минимальным значениями этого показателя достиг 5 раз против 6,4 раза на конец 2001 года. Практически во всех муниципальных образованиях автономного округа уровень регистрированной безработицы превысил среднероссийское значение - 1,7%, кроме городов городов Губкинский и Новый Уренгой, в которых не превысил значения 1,6%.

К относительно благополучным районам, уровень безработицы в которых в течение года не превысил среднеокружной показатель, относятся города Губкинский, Новый Уренгой, Надым, Салехард.

К муниципальным образованиям с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы (в 1,5-2 раза выше среднеокружного уровня) относятся города Лабытнанги, Муравленко, Красноселькупский, Приуральский, Пуровский, Ямальский районы.

За отчетный период снято с учета 16 тыс. человек, из них по причинам трудоустройства - 7 тыс. человек.

С января по декабрь 2002 года число заявленных вакансий уменьшилось с 3672 до 2369 единиц. Основную долю их занимают рабочие специальности, требующие высокого профессионализма, что затрудняет трудоустройство безработных граждан. Существующее несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, а также низкий уровень оплаты труда значительной части заявленных в службу занятости округа вакансий не позволяет в минимальные сроки заполнить вакансии и обеспечить ищущих работу и работодателей услугами, облегчающими процесс отбора специалистов на рабочие места. В результате коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию) увеличился по сравнению с 2001 годом на 42,6% и составил к концу года 4 человека на одну вакансию.

За 2002 год было выдано разрешений более 400 предприятиям на привлечение в производстве иностранной рабочей силы в количестве более 15 тыс. человек. Наибольшая доля иностранной рабочей силы работает в городах Салехард (27% от общего числа привлекаемой рабочей силы), Надым (22%), Новый Уренгой (20%).

На территорию автономного округа иностранные работники привлекаются из 25 стран мира, в т.ч. из 13 стран "дальнего зарубежья".

В структуре основных стран экспортеров иностранной рабочей силы сохраняется тенденция прошлых лет: Украина - более 70%, Молдова - 5%, Азербайджан - 2%. Из стран "дальнего зарубежья": Турция - более 10%. Ведущей отраслью, где применяется иностранная рабочая сила, остается строительство - более 80%, на долю геологии приходится около 10%, промышленности - 3%, ЖКХ - 2 процента.

Несмотря на увеличение количества безработных в округе, одновременно увеличивается численность иностранной рабочей силы. Так, количество официально зарегистрированных безработных за 2002 год составило 8884 человек и увеличилось в течение года на 755 человек, численность привлекаемой иностранной рабочей силы возросла на 3 тыс. человек.

В 2002 году уровень безработицы, рассчитанный относительно экономически активного населения, составил 2,7%, привлечение иностранных работников - 4,6% от экономически активного населения.

Занятость иностранцев на предприятиях и в организациях округа позволяет частично решать проблемы заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях безработицы нет конкуренции со стороны местных трудовых ресурсов. Однако в сложившихся условиях целесообразно разработать в округе механизм внутренней трудовой миграции, который бы давал возможность привлечения безработных жителей автономного округа для работы на предприятиях округа, возможно и не в месте их постоянного проживания.

Уровень жизни населения

В 2002 году по оперативным данным номинальные денежные доходы населения округа составили 80,3 млрд. рублей и по сравнению с 2001 годом возросли на 24,6 процента.

По сравнению с 2000-2001 годами в 2002 году происходит снижение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Так, если в 2001 году уровень реальных располагаемых денежных доходов населения составил 117,9 % к 2000 году, то в 2002 году - 104,3 % к уровню 2001 года, (по Российской Федерации - соответственно 108,5% и 108,8%).

Показатели уровня жизни и доходов населения

Показатели

Ед. изм.

январь-декабрь

2000 год
отчет

2001 год
отчет

2002 год
отчет

Среднедушевые денежные доходы

(в месяц )

руб

7582,4

10750,4

13330,2

Темп роста к предыдущему году

%

146,3

141,8

124,0

Реальные располагаемые денежные доходы

%

118,0

117,9

104,3

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника

рублей

8964,7

12577,1

15777,3

Темп роста к предыдущему году

%

154,0

140,3

125,4

Реальная заработная плата

%

125,4

115,3

105,7

Средний размер назначенных месячных пенсий

рублей

992,3

1300,0

1905,8

Темп роста к предыдущему году

%

132,8

131,0

146,6

Реальный размер пенсии

%

108,2

106,6

127,7

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения, в месяц)

рублей

1726,5

2312,0

2916,0

Темп роста к предыдущему году

%

118,0

133,9

126,1

В расчете на одного жителя округа среднемесячные денежные доходы составили 13330,2 рублей, темп роста к уровню 2001 года - 24%, (по Российской Федерации - соответственно 3887,0 рублей и 127%.

Основным источником денежных доходов населения остается заработная плата, доля которой в доходах населения в 2002 году составила 70 процентов

За 2002 год начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника по полному кругу предприятий составила 15777 рублей, что в реальном исчислении на 5,7% выше уровня 2001 года, по Российской Федерации - 4426 рублей, прирост реальной заработной платы - 16,6 процента.

В автономном округе сохраняется межотраслевая дифференциация оплаты труда. Среди отраслей экономики наиболее высокий уровень заработной платы отмечается у работников финансовых органов, учреждений кредитования и страхования (27955 рублей); в промышленности (22043 рублей), в том числе в нефтедобывающей (17590 рублей), газовой (27983 рублей); на транспорте (19249 рублей); связи (14714 рублей); в строительстве (16255 рублей). Самая низкая оплата труда - у работников сельского хозяйства (4335 рублей), здравоохранения (7222 рублей), образования (5719 рублей), культуры (6358 рублей).

Темп роста средней заработной платы за 2002 год по сравнению с 2001 годом составил: в образовании - 180%, здравоохранении - 179,4%, культуре и искусстве - 156,1%, торговле и общественном питании - 133%, в связи - 140,3%, в сельском хозяйстве - 130,4%, жилищно-коммунальном хозяйстве - 129,2%, на транспорте - 126,5%, строительстве - 124,6%, промышленности -118,5 процента.

Уровень средней заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры соответственно составил 32,8%, 25,9%, 28,8% от уровня промышленности, что выше, чем в 2001 году (21,6%, 17,1%, 21,9%).

Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился в центрах газодобычи: г. Надыме и Надымском районе (21788 рублей), г. Новом Уренгое (20002 рублей), наиболее низкий уровень - в сельских районах: Приуральском (6871 рублей), Шурышкарском (6052 рублей), Ямальском (7236 рублей).


На 01.01.2003 года средний размер месячных пенсий в автономном округе сложился в сумме 1906 рублей с приростом к соответствующему уровню 2001 года на 47%. В реальном исчислении средний размер месячных пенсий увеличился на 27,7 процента.

В 2002 году общий объем расходов и сбережений населения автономного округа достиг 50,2 млрд. рублей или 62,5% от общей суммы доходов, темп роста к уровню 2001 года составил 32,5%. Таким образом, сумма наличных денег на руках у населения составила 30,1 млрд. рублей или 37,5 % от общей суммы доходов.

Относительно низкие расходы населения в округе по сравнению с высокими доходами вызваны необеспеченностью платежеспособного спроса населения на непродовольственные товары длительного и периодического спроса и более высокими ценами на эти товары в округе по сравнению с южными регионами России. Также в округе наблюдаются большая численность выезжающих в длительные отпуска в летний период за пределы округа, относительно большие миграционные потоки и численность работающих вахтовым методом. Все эти факторы являются причиной вывоза денежной массы за пределы округа, что приводит к несбалансированности между доходами и расходами населения.

По итогам за 2002 год в структуре использования денежных доходов населения доля потребительских расходов составила 38,6% против 35,7% в 2001 году, расходов на покупку валюты - 5,7%, на уровне 2001 года, оплаты обязательных платежей и взносов - 12,1% против 11,5% в 2001 году, накоплений сбережений во вкладах - 2,5% против 3,9% в 2001 году, других расходов - 3,6% против 2,1% в 2001 году, наличных денег на руках у населения - 37,5% против 41,2% в 2001 году.

В 2002 году снизилась покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения. Если в 2001 году среднедушевые денежные доходы населения превысили прожиточный минимум в 4,7 раза, в 2002 году - в 4,6 раза.

Остается достаточно высоким уровень социального расслоения населения. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 15 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Индекс Джини, характеризующий степень неравномерности распределения доходов, составил 0,411.

В 2002 году прожиточный минимум в среднем на душу населения составил 2916 рублей, для трудоспособного населения - 3015 рублей, для пенсионеров - 2125 рублей, для детей - 2828 рублей.

В округе численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 11,5% от общей численности населения. Более высокие показатели бедности наблюдаются в сельских регионах округа.

Социальная сфера

Здравоохранение

В 2002 году сеть медицинских учреждений в Ямало-Ненецком автономном округе представлена окружными и городскими больницами, центральными районными и районными больницами, перинатальным центром, сельскими участковыми больницами, диспансерами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, стоматологическими поликлиниками, здравпунктами, фельдшерско-акушерскими пунктами, станциями скорой медицинской помощи, СПИД центром, НИИ медицинских проблем Крайнего Севера Российской Академии МП РФ (в г. Надыме), Центром медицины катастроф. Число медицинских учреждений в автономном округе - 237 с общим числом больничных коек 5843 ед., из них в окружные - 19 учреждений, муниципальные - 187, ведомственные - 31.

В сельских местностях автономного округа материально-техническая база большинства лечебно-профилактических учреждений остается неудовлетворительной: 60% зданий находятся в ветхом и аварийном состоянии, из них 40% - требуют реконструкции; 60 % - нуждаются в капитальном ремонте. Недостатки в развитии социально-бытовой инфраструктуры сельских районов оказывают неблагоприятное воздействие на состояние здоровья сельского населения округа и ограничивают возможности здравоохранения в проведении профилактических и лечебных мероприятий. В целях решения данной проблемы действует окружная программа "Строительство первоочередных объектов здравоохранения в сельской местности ЯНАО до 2005 года".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.