Меню
Поиск



рефераты скачать Социально-экономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе

Жилищная политика

Общий объем жилищного фонда в автономном округе на начало 2002 года составил 8705,4 тыс. кв. м, что на 2% выше показателя 2001 года. В настоящее время показатель среднедушевой обеспеченности жильем по Ямало-Ненецкому автономному округу составляет 17,2 кв. м общей жилой площади на человека, что ниже среднероссийского уровня на 2,0 кв. м. Самый высокий показатель обеспеченности в г. Надым (21,2 кв. м/чел) и г. Салехарде (20,3 кв. м/чел). Минимальный показатель обеспеченности по округу в Тазовском, Приуральском, Шурышкарском районах (11,5 кв. м/чел). Без учета ветхого и аварийного жилищного фонда данный показатель изменяется. Наименьший показатель обеспеченности без учета ветхого жилфонда в Приуральском районе (4,9 кв. м/чел), наибольший - в г. Надым (20,7 кв. м/чел).

Четверть жилищного фонда автономного округа составляют индивидуальные жилые дома и однокомнатные квартиры. Около половины фонда составляют двухкомнатные квартиры и только треть жилищ состоит из трёх и более комнат.

Около 58% всего жилфонда автономного округа сосредоточено в городах Ноябрьск, Надым и Новый Уренгой. На шесть сельских районов автономного округа приходится менее 16% общего объема жилфонда. Примерно одинакова доля в общем объеме жилфонда у муниципальных образований г. Салехард, г. Лабытнанги, Пуровский район.

Общий объем ветхого и аварийного жилищного фонда всех форм собственности по данным Тюменского областного комитета государственной статистики составил 806,5 тыс. кв. метров, по данным администраций муниципальных образований объем ветхого и аварийного жилищного фонда - 1294,8 тыс. кв. метров или 14,9% от общего объема жилфонда округа. Для городов автономного округа проблема ветхого жилья включает наличие многочисленных "вагон-городков", "промзон" и других видов построек, приспособленных для временного проживания граждан. Данные помещения, приспособленные для временного проживания, достались муниципальным образованиям в "наследство" от ведомств, осваивающих в 70-80 годы нефтегазовые месторождения ЯНАО. Для сельских районов проблема ветхого жилья заключается в наличии большого объема жилфонда в деревянном исполнении постройки до 1980 года без благоустройства и минимального набора потребительских качеств, отвечающих санитарно-техническим требованиям. Наибольший удельный вес ветхого жилья в общем объеме жилфонда занимает ветхое жилье в Приуральском районе (58%). В Ямальском районе ветхий жилищный фонд составляет 19%, в Салехарде и Шурышкарском районе более 14%. Прирост ветхого жилья в автономном округе ежегодно составляет 15-17% (около 90 тыс. кв. м), наиболее быстрыми темпами идет обветшание деревянного жилфонда.

Ввод жилья на территории автономного округа за счет всех источников составил 156,1 тыс. кв. метров общей площади, что на 32,5% выше уровня 2001 года. На долю г. Салехарда пришлось 55% введенного в 2002 году жилья.

В целом по автономному округу на начало 2002 года на учете состояло 35,4 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что составило 21% от общей численности населения округа. В сельских районах по состоянию на 1 января 2002 года на учете состояло 5,9 тыс. семей (22,4% от общей численности населения сельских районов). Число очередников в течение последних лет продолжает расти. Наибольший удельный вес очередников в общей численности населения приходится на Приуральский район (40%), наименьший - в Пуровском районе (12%). В 2001 году улучшили свои жилищные условия 2191 семья (6,2% от числа семей состоящих на учете), из них 482 сельских семьи (8% от числа семей, состоящих на учете и проживающих в сельской местности). Общая площадь квартир, заселенных семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, составила на конец 2001 года 112,5 тыс. кв. м, из них 23,3 тыс. кв. метров - семьями, проживающими в сельских районах.

В развитие политики региональных и местных органов власти, направленной на решение важнейшей социальной проблемы улучшения жилищных условий населения, реализуются федеральные и окружные целевые программы, направленные на решение жилищных проблем отдельных категорий граждан, и программные мероприятия по развитию системы ипотечного жилищного кредитования. С использованием механизма ипотечного кредитования реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий населения в муниципальных образованиях гг. Губкинский, Новый Уренгой, Ноябрьске и Пуровском районе автономного округа. На данных территориях созданы и действуют фонды по строительству и ипотечному кредитованию. Дальнейшее успешное развитие системы ипотечного кредитования в округе требует привлечения, как бюджетных средств, так и средств организаций, а так же решения вопроса о предоставлении налоговых льгот организациям, инвестирующим средства в развитие ипотечного кредитования на территории ЯНАО.

Государственные программы

Федеральные программы

Реализация мероприятий федеральных целевых программ на территории автономного округа осуществляется за счет средств федерального, окружного, местных бюджетов и внебюджетных источников.

На реализацию федеральных программ за счет средств всех источников финансирования в отчетном периоде направлено 255,9 млн. рублей, что на 9,0% больше, чем в 2001 году. Мероприятия программ профинансированы на 99,8%, выполнены на 97,0% к утвержденному на год объему финансирования.

Лимиты финансирования за счет средств федерального бюджета на 2002 год утверждены по 12 федеральным программам и подпрограммам в объеме 107,2 млн. рублей, что составляет 42,0% от общего объема финансирования федеральных программ. Мероприятия профинансированы на 99,7%, выполнены на 99,0% к объему финансирования, утвержденному на 2002 год.

Не освоены федеральные средства по программе "Государственные жилищные сертификаты", в связи с тем, что в настоящее время получателями сертификатов осуществляется подбор вариантов, оформление и регистрация приобретенного жилья (срок реализации выданных сертификатов истекает в феврале и в мае 2003 года).

Из окружного бюджета мероприятия федеральных программ профинансированы на 41,2 млн. рублей, выполнены на 37,9 млн. рублей, что составляет соответственно 100,0% и 91,9% к утвержденному лимиту.

Не полностью освоены средства окружного бюджета по подпрограмме "Обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" федеральной программы "Жилище", поскольку квартиры для приобретения жилья реабилитированным гражданам, проживающим в г. Салехард, зарезервированы в строящемся доме, сдача которого перенесена на 2003 год.

За счет средств местных бюджетов мероприятия федеральных программ профинансированы на 86,4 млн. рублей и выполнены на 83,2 млн. рублей или 100,0% и 96,3% к утвержденному лимиту соответственно.

За счет привлеченных средств внебюджетных источников мероприятия федеральных программ профинансированы и выполнены полностью в сумме 21,1 млн. рублей.

Приоритетными направлениями реализации федеральных программ на территории автономного округа являются:

- государственная поддержка развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера;

- строительство жилья за пределами округа, оказание государственной поддержки гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера" реализуется на территории автономного округа с 1991 года за счет средств федерального бюджета. Государственным заказчиком программы является Министерство экономического развития и торговли РФ.

Утвержденный лимит государственных инвестиций данной программы на 2002 год по статье "Капитальные вложения" - 5,5 млн. рублей, что ниже необходимой финансовой потребности в 40-50 раз, по статье "Прочие расходы" федеральное финансирование не предусмотрено.

Мероприятия программы выполнены и профинансированы полностью. Средства направлены на жилищное и производственное строительство. В рамках программы осуществлялось строительство 16 квартирного жилого дома в п.Тарко-Сале Пуровского района, 10-ти одноквартирных домов в п.Салемал Ямальского района, а также двухквартирного жилого дома в п.Аксарка и ДЭС в п.Зеленый Яр Приуральского района.

В целях комплексного подхода к решению жилищной проблемы в автономном округе реализуется федеральная программа "Жилище", которая включает подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников последствий радиационных аварии и катастроф", финансирование реализации ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

На учете нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера по автономному округу состоят 10,7 тысяч семей (437,3 тыс.м2 общей жилой площади). Необходимая потребность в жилье для граждан, выезжающих за пределы автономного округа, по данной программе - около 45 тыс. кв. м. ежегодно.

Реализация федеральной целевой программы "Жилище" осуществляется на территории автономного округа с 1995 года на основании федеральных, окружных и местных нормативных правовых актов для различных категорий граждан.

На реализацию программы из всех источников финансирования в 2002 году утверждено 142,4 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета мероприятия программы профинансированы на 48,7 млн. рублей, выполнены на 47,5 млн. рублей или 99,8% и 97,5% соответственно от утвержденного годового лимита.

За счет средств окружного бюджета профинансировано 20,8 млн. рублей, освоено 17,5 млн. рублей, что составляет 100,0% и 84,0% от утвержденного лимита соответственно.

За счет средств местных бюджетов мероприятия профинансированы на 72,8 млн. рублей или 99,9% к утвержденному объему финансирования на 2002 год.

В 2002 году в рамках федеральной программы "Жилище" за счет бюджетов всех уровней оказана помощь в решении жилищной проблемы 159 семьям.

Основной проблемой реализации федеральных программ за счет средств федерального бюджета на территории автономного округа является недостаточность ежегодно утверждаемых лимитов государственных инвестиций по федеральным программам для решения проблем, определенных программами. Так, потребность автономного округа в финансировании за счет средств федерального бюджета мероприятий федеральных целевых программ в 2002 году составляла 3,2 млрд. рублей, утвержденный лимит - 107,6 млн. рублей или 3,3% от потребности.

Осложняет процесс реализации федеральных программ позднее поступление федеральных средств в автономный округ, в результате реализация мероприятий федеральных целевых программ начинается во второй половине года.

По ряду федеральных программ, таким как: "Дети Севера", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Безопасное материнство", "Федеральная программа развития образования", "Анти-ВИЧ/СПИД", "Вакцинопрофилактика", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", "Сахарный диабет", лимиты федерального финансирования не выделяются, но заявки автономного округа частично выполняются. В отчетном периоде за счет федеральных средств поступило оборудование и медикаменты на 27,1 млн. рублей.

Окружные программы

Реализация мероприятий окружных целевых программ осуществляется на территориях всех муниципальных образований автономного округа.

В окружном бюджете на 2002 год были утверждены 34 программы и подпрограммы в объеме 3,0 млрд. рублей, что в 2,9 раз больше утвержденного объема финансирования в 2001 году.

Большая часть окружных программ решает задачи социальной сферы, мероприятия их направлены на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, проведение молодежной политики и поддержки жилищного строительства в округе.

Мероприятия окружных программ в 2002 году выполнены и профинансированы в объеме 2,9 млрд. рублей или на 96,0% от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2002 год. Процент выполнения программных мероприятий в отчетный год в 1,3 раза больше по сравнению с 2001 годом (74,5%).

В целях внедрения новых форм хозяйственной деятельности муниципальных образований в части реализации окружных целевых программ в 2002 году осуществлена частичная передача муниципальным образованиям полномочий автономного округа по выполнению программных мероприятий.

Так, 54,0% от утвержденного объема финансирования окружных целевых программ было передано в бюджеты муниципальных образований автономного округа в виде субвенций. Остальная часть средств окружного бюджета оставлена в распоряжении государственных заказчиков программ для решения вопросов окружного значения.

Анализируя эффективность использования окружных средств, предоставленных в виде субвенций муниципальным образованиям, необходимо отметить, что в целом использование данного механизма реализации окружных программ значительно увеличивает объем выполнения программных мероприятий.

Фактический объем субвенций, переданных в бюджеты муниципальных образований в отчетном году, составил 1636,7 млн. рублей, программные мероприятия профинансированы в объеме 1588,0 млн. рублей (97,0% к объему предоставленных субвенций), выполнены - на 1497,3 млн. рублей (91,5%). Неиспользованные субвенции в объеме 48,8 млн. рублей возвращены в окружной бюджет, из них: Ямальский район - 18,0 млн. рублей, Красноселькупский район - 12,0 млн. рублей, Тазовский район - 8,0 млн. рублей, Пуровский район - 4,7 млн. рублей.

Неиспользованные субвенции возвращены по следующим окружным программам: "Переселение из ветхого и аварийного жилья", "Развитие малой и коммунальной энергетики", "Возрождение районных центров ЯНАО", Окружная целевая программа по развитию образования.

Основная причина сложившейся ситуации - позднее проведение конкурсов по выбору поставщиков товаров (работ, услуг) для нужд окружных программ. Муниципальные образования оказались не готовыми к проведению конкурсов по закупке товаров и услуг для государственных нужд в соответствии с действующим законодательством. В некоторых муниципальных образованиях не были созданы конкурсные комиссии, на их организацию потребовался определенный период времени. Активно работать конкурсные комиссии по реализации мероприятий программы начали только осенью. В связи с вышеизложенным большое количество конкурсных торгов было проведено в ноябре-декабре 2002 года, поэтому поставку материальных ценностей до конца года обеспечить не удалось.

Часть окружных средств осталась неиспользованной в результате установления на торгах более низких цен по сравнению с предполагаемыми.

Недостаточно высок уровень текущего учета и контроля за расходованием бюджетных средств со стороны государственных заказчиков окружных программ.

Анализ выполнения мероприятий окружных программ за счет субвенций показал, что наиболее низкий уровень выполнения мероприятий отмечается по программам: "Реконструкция первоочередных объектов образования в сельской местности ЯНАО до 2005 года" (63,0% к объему предоставленных на 2002 год субвенций), "Строительство первоочередных объектов здравоохранения в сельской местности ЯНАО до 2005г." (67,0%).

В рамках окружной целевой программа по развитию образования до 2005 года (выполнение 82,0%) не выполнен ряд мероприятий по изготовлению проектно-сметной документации, финансирование данных работ произведено в полном объеме, а не авансовыми платежами до 30%, как предусмотрено действующим законодательством (постановление Губернатора автономного округа "О механизме реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружном бюджете на 2002 год").

Наиболее успешное выполнение программных мероприятий за счет средств окружного бюджета, переданных в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций, наблюдается в г.Ноябрьск - 100,0% к объему предоставленных субвенций, г. Губкинский - 99,0%, Муравленко - 99,0 процента.

Полностью выполнены программные мероприятия за счет субвенций по следующим окружным программам: "Программа развития средств массовой информации ЯНАО", "Реформирования жилищно-коммунального хозяйства в ЯНАО", Комплексная программа по социальной защите населения, "Социально-гигиенический мониторинг за окружающей средой и профилактика заболеваний на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", Комплексная целевая программа "Охрана здоровья населения и профилактика социально значимых заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2002 год".

За счет средств окружного бюджета, оставленных в распоряжении государственных заказчиков программ для решения вопросов общеокружного значения, мероприятия выполнены в полном объеме, профинансированы на 96,0% к утвержденному объему финансирования на 2002 год.

Общеобластные программы

В 2002 году администрация Ямало-Ненецкого автономного округа принимала участие в финансировании трех общеобластных программ: "Анти-СПИД", "Развитие высшего и среднего профессионального образования и поддержка науки в 2001-2005гг" и "Совместное финансирование мероприятий по обеспечению пассажирских перевозок и устойчивой работы транспорта, связи и автодорог", а также общеобластных мероприятий. На их реализацию в окружном бюджете было утверждено 37276 тыс. рублей, из них на финансирование учреждений юга области - 21084 тыс. рублей или 56,6% от общего объема финансирования.

Фактически за текущий период на реализацию общеобластных программ и мероприятий направлено 33726 тыс. рублей или 90% от утвержденного годового лимита, на финансирование учреждений юга области - 20884 тыс. рублей или 99% от утвержденного годового лимита соответственно.

В рамках программы "Анти-СПИД" приобретено медицинское оборудование, медикаменты и расходные материалы для медицинских учреждений муниципальных образований автономного округа.

Средства программы "Развитие высшего и среднего профессионального образования и поддержка науки в 2001-2005гг" направлены на открытие окружного ВУЗа в г.Новый Уренгой, на проведение общеобластных олимпиад, на оказание материальной помощи студентам, на укрепление и развитие материально-технической базы ВУЗов и ССУЗов.

По программе "Совместное финансирование мероприятий по обеспечению пассажирских перевозок и устойчивой работы транспорта, связи и автодорог" обеспечивались пассажирские перевозки и устойчивая работа на скоростной линии Салехард-Березово, а также профинансированы дотации на содержание пассажирских теплоходов на линии Салехард-Омск.

Кроме того, вне общеобластных программ в 2002 году осуществлялось финансирование расходов по общеобластным мероприятиям.

На содержание воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в специальных (коррекционных) образовательных учреждений юга области Департаменту образованию и науки администрации Тюменской области перечислено 163 тыс. рублей.

Государственному предприятию "Абалакский экспериментальный рыборазводный завод" выделены средства в размере 2000 тыс. рублей для воспроизводства запасов ценных видов рыбы.

Профинансированы работы по укреплению берегов реки Иртыш для обеспечения безопасности биофабрики в г.Тобольск в сумме 10000 тыс.рублей.

Экология

Одной из наиболее важных проблем на территории округа является нарушение почвенно-растительного покрова, вечной мерзлоты и связанных с этим процессов деградации тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение, захламление и т. д.). Техногенная нагрузка, создаваемая нефтегазовым комплексом, значительная в настоящее время, возрастет и в дальнейшем. В результате при современном уровне технологий существующая экологическая ситуация будет ухудшаться.

На факельных установках сжигается в среднем около 450 тыс. тонн природного и попутного нефтяного газа. Выбросы в атмосферу от их сжигания составляют более 60 тыс. т. загрязняющих веществ.

Огромное влияние на уровень загрязнения атмосферы особенно в крупных населенных пунктах округа оказывает автотранспорт, парк которого постоянно растет. В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, в городах и в ряде поселков округа необходима организация на предприятиях и станциях техобслуживания постов проведения контрольно-регулировочных работ по топливной системе автомобилей, оснащение постов контрольно-регулировочными приборами и технологическим оборудованием. В городах практически ежегодно количество автотранспорта возрастает в среднем на 1000 единиц, что в совокупности с недостаточной пропускной способностью автодорог начинает превращаться в одну из самых значимых экологических проблем на территории округа. Кроме того, в связи с ведущейся в округе работе по газификации объектов теплоэнергетики выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта все более увеличивают свою долю от общего количества выбросов.

Повышенные темпы промышленного освоения региона в свою очередь вызывают повышение уровня экологической опасности, продолжается процесс накопления неиспользуемых отходов. Из-за небольшого количества предприятий по переработке основная масса отходов складируется в накопителях, подлежит захоронению на полигонах и вывозится на свалки. Не решен вопрос организации локальных центров (полигонов) по утилизации и обезвреживанию опасных отходов. В нефтегазодобывающих районах округа одна из проблем заключена в утилизации отходов бурения. Серьёзной проблемой является утилизация твёрдых бытовых отходов (далее ТБО). Большая часть мест захоронения бытовых отходов не отвечает санитарным и природоохранным требованиям: отсутствуют санитарно-защитные зоны, заграждения, контроль за объёмом и качеством (токсичностью) поступающих на свалки отходов практически не организован, свалки не имеют кольцевых каналов для перехвата талых и ливневых вод, наблюдательных скважин (колодцев). Складирование отходов, как правило, беспорядочное. Некоторые свалки расположены в водоохранных зонах рек, карьерах, понижениях местности, в лесу.

Наиболее благополучным по состоянию мест хранения отходов является Надымский район, на его территории расположено 5 полигонов захоронения отходов, все они соответствуют требованиям санитарных норм и находятся в удовлетворительном состоянии, а также 24 санкционированные свалки, удовлетворяющие санитарным и природоохранным требованиям. В округе существуют и неблагополучные районы, такие как Муравленковский, где отсутствуют, полигоны твердых бытовых отходов, промышленных отходов, а также санкционированные свалки. В этом регионе реально существующая практика захоронения отходов сводится к засыпке отработанных карьеров, имеющих водоупорный замок, в качестве которого выступает естественный глиняный слой.

Важной проблемой округа является ухудшение экологического состояния поверхностных и подземных вод. Из всех загрязняющих веществ, поступающих в р. Обь и её притоки на территории Тюменской области основное значение имеют нефть, нефтепродукты, фенолы. Добыча и транспортировка нефти сопровождается загрязнением окружающей среды, в том числе и водных систем. Воздействие нефтепромыслов на речной бассейн отличается комплексностью, имеет залповый характер, отличается высокой поражающей способностью.

За отчетный период объём предотвращённого экологического ущерба составил 951,3 млн. руб., что составляет 90,7% от плана, в том числе по объектам:

- земля, почва на сумму - 54,0 млн. руб.;
- водные объекты - 302,5 млн. руб.;
- атмосферный воздух - 15,8 млн. руб.;
- отходы производства и потребления - 29,4 млн. руб.;
- краснокнижные виды животного мира - 20,7 млн. руб.;
- в результате проведения экологической экспертизы - 528,9 млн. руб.

По итогам года поступления в бюджетную систему округа платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов составили 236,3 млн. руб., что соответствует 91,3% от годового плана. Недовыполнение плановых показателей по вышеуказанным параметрам обусловлено отменой действия нормативного акта, регламентирующего взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду в июне 2002г.

За 2002 год объем средств, выделенных из бюджета округа и освоенных на экологическое оздоровление региона, составил 127,8 млн. руб.

ГУ "Экология ЯНАО" выступало инвестором и заказчиком при заключении договоров и соглашений на проведение мероприятий имеющих природоохранное назначение, руководствуясь соответствующим утвержденным планом на 2002 год. Среди основных направлений природоохранного инвестирования в 2002 году можно выделить следующие:

- затраты капитального характера (проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов природоохранного назначения по округу) - 55,2 млн. руб.;
- участие в финансировании научно-исследовательских разработок - 2,2 млн. руб.;
- экологическое образование и воспитание - 0,5 млн. руб.;
- совершенствование системы экологического мониторинга - 13,6 млн. руб.;
- поддержка особо охраняемых природных территорий - 2,2 млн. руб.;
- формирование банка данных по природным ресурсам ЯНАО - 36,0 млн. руб.

Заключение

Таким образом, основываясь на вышесказанном, возможно сделать ряд выводов о социально-экономических процессах в автономном округе в 2002 году, которые характеризуются следующим:

- ростом численности населения в основном за счет естественного прироста;
- дальнейшим ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары темпами в среднем меньшими, чем в по РФ, и ростом цен на платные услуги темпами превышающими среднероссийские;
- ростом производства в базовых отраслях экономики автономного округа: нефтедобывающей и газовой;
- незначительным ростом инвестиционной активности при сохранении отраслями топливно-сырьевого комплекса статуса наиболее привлекательных отраслей для инвесторов;
- снижением темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения при сохраняющейся территориальной и отраслевой значительной дифференциации заработной платы;
- относительно стабильной ситуацией на рынке труда;
- сохранением значительной доли социальных расходов в консолидированном


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.