p> Проводимые в России социально-экономические преобразования имеют своей
целью формирование социально благополучного общества, базирующегося на
социально ориентированной рыночной экономике. В ходе продвижения к этой
цели на одно из первых мест, если не на первое место, выдвигается задача
эффективного использования трудового потенциала российского общества. В
конечном счете, именно от решения этой задачи зависят возможности
экономического роста и повышения народного благосостояния. Для того чтобы
выполнить эту задачу требуются сложные социально-экономические механизмы,
включающие развитой рынок труда, государственное регулированиие его и целая
система социальных гарантий и услуг, подготавливающих человека к трудовой
деятельности способствующих его устойчивому положению на рынке труда на
основе его способности эффективно трудиться. Пока же приходится
констатировать резкое падение эффективности использования трудового
потенциала российского общества, негативные тенденции в его количественной
и особенно качественной динамике, а также замедленное формирование рынка
труда в его цивилизованной форме. Предстоит расширять круг мероприятий на
государственном уровне, на уровне предприятий, а также силами
общественности, которые позволили бы добиваться коренного перелома в
развитии ситуации. Взятый правительством курс на сочетание развития
рыночных отношений с их государственным регулированием, усиление внимания к
социальным вопросам развития производства и к реформированию социальной
сферы призваны создать необходимые предпосылки для оздоровления экономики и
социальной сферы и, не в последнюю очередь, для возрождения мощного
трудового потенциала России. Во-первых, предстоит существенно расширить
круг задач, решаемых нами в сфере труда и трудовых отношений. Вплоть до
настоящего времени мы под давлением объективных и субъективных
обстоятельств были склонны сводить эту проблематику к сохранению занятости,
ограничению масштабов безработицы и помощи безработным. По существу мы
оставляли на будущее решение задач структурной перестройки, высвобождения
внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности
труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала
общества. Создание концептуальных, организационных и финансовых предпосылок
для решения таких задач чрезмерно затянулось. Уже сама по себе повседневная практика с ее задержками выдачи заработной
платы, неоплачиваемыми отпусками, вынужденным примирением работников с
низкими заработками, страхом перед безработицей, а с другой стороны,
фактической независимостью доходов многих руководителей предприятий от их
хозяйственной деятельности, блокировала движение к эффективному
хозяйствованию. Результатом явилось, в частности, явное несоответствие
между глубоким падением объемов производства и весьма умеренными масштабами
высвобождения работников. Да и высвобождение происходило большей частью по
собственному желанию работников, а не вследствие мероприятий по
рационализации производства. Конечно, с одной стороны, это предотвращало
крайнее обострение социальной обстановки, которое неизбежно было бы вызвано
обвальным ростом безработицы с учетом того, что у нас не было ресурсов ни
для создания новых рабочих мест, ни для должной компенсации утраты
заработка. Однако такая ситуация не просто консервировала кризисные
процессы, но и предвещала нарастание социальной напряженности в будущем из-
за прогрессирующего разложения экономики. По существу политика занятости
должна обрести масштабы политики рационального использования трудового
потенциала страны. Надо сохранять и до известных пределов повышать уровень
занятости населения и в то же время не блокировать высвобождение излишков
рабочей силы с предприятий. Как тех излишков, что сложились уже давно, так
и тех, которые могут появиться в ходе модернизации производства и
структурных перестроек. Предстоит справляться с очень сложной ситуацией,
поскольку в последние годы, несмотря на появление безработицы,
внутрипроизводственные излишки рабочей силы скорее увеличивались, чем
уменьшались. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, но
при этом придерживаться критериев экономической оправданности их
существования. Надо добиваться достаточно тесной увязки между масштабами
высвобождения рабочей силы и возможностями ее трудоустройства. И все это
надо делать с минимальным использованием административного давления,
придавая большее значение координации на различных уровнях, особенно на
местах, процессов санации предприятий, структурных изменений, создания
новых рабочих мест и новых производств, прекращения на добровольной основе
трудовой деятельности работников пенсионного возраста и т. д. При этом необходимо учитывать, что возможности государственных инвестиций
будут еще значительное время весьма ограниченными, и, следовательно,
политика занятости непосредственно связана с возможностью активизации
формирования акционерных и частных капиталов и направления их в реальную
экономику. Во-вторых, надо упомянуть теснейшую зависимость решения проблем
занятости от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с
одной стороны, и от способности производства адекватно реагировать на этот
спрос, с другой стороны. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться
лишь постепенно, по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но
следует полагать, что определенные финансовые ресурсы, достаточные для
того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются.
Это ресурсы и банков, и некоторых экспортоориентированных отраслей, и
сбережения населения, не говоря уже о ресурсах, сконцентрированных в
теневой экономике. Назрели меры для того, чтобы переключить эти ресурсы из
чисто финансовой сферы или из состояния консервации на развитие реальной
экономики, а также на определенных условиях возвратить капиталы, ушедшие за
рубеж, и легализовать в общественно приемлемой форме теневые капиталы,
вовлечь их в народное хозяйство на законных основаниях. Таким путем могут
создаваться еще до полного развертывания экономического роста спросовые
предпосылки - естественное и необходимое условие использования трудового
потенциала общества. He буду останавливаться на этом подробнее, но и так
ясно, что речь идет о глубокой реформе на уровне предприятий, которая
касается не только руководителей, но и всех членов трудового коллектива. В-третьих, надо отметить, что вышесказанное осуществимо лишь при
формировании и развитии в России рынка труда. Некоторые принципиальные
основы такого рынка уже заложены. Так, ликвидирована монополия государства
на использование рабочей силы в результате возникновения многообразия форм
собственности, расширены правовые возможности мобильности рабочей силы,
возникла гибкость форм оплаты труда и более дифференцировались ее уровни,
хотя это нередко стало выходить за разумные рамки. В то же время важно
констатировать неразвитость существующего рынка труда. Здесь можно
упомянуть и влияние экономического спада, и слабое развитие конкуренции, и
узость финансовой базы предприятий, и отсутствие достаточных возможностей
для трудовой территориальной миграции и т. д. Но, пожалуй, главным является
то, что работник в современной ситуации зачастую лишен возможности
трудиться в полную силу и с полной отдачей и - в связи с этим
обстоятельством или независимо от него - лишен возможности предъявить и
реализовать справедливые требования в отношении условий труда и особенно в
отношении его оплаты, отвечающей потребностям воспроизводства рабочей силы
и вообще цивилизованному существованию человека. А ведь нужно постоянно иметь в виду, что современный рынок труда во
многих отношениях отличается от рынка труда прежних времен, а также от
рынка товаров и услуг. На рынке труда социальные требования достаточно
жестко лимитируют реализацию чисто экономических критериев. Соблюдение
социальных прав, предоставление социальных гарантий работникам,
противодействие росту безработицы - характерные черты организации
современного рынка труда, причем многие задачи такой организации ложатся на
государство. Современный рынок труда - это не столько сфера диктата
предпринимателей и классового противостояния, сколько сфера компромиссов,
договоренности сторон - продавцов и покупателей рабочей силы при
определении посреднической роли государства. Российскому государству
предстоит освоить эти функции и наладить цивилизованное функционирование
рынка труда. Можно полагать, что роль государства на рынке труда неизбежно
должна быть более ярко выраженной, чем на других рынках. Особо упомяну еще
один аспект проблемы - важность высокого уровня правовой защиты законных
интересов всех участников рынка труда. B-четвертых, остановлюсь и на таком
вопросе. С одной стороны, необходимо решать концептуальные вопросы
формирования рынка труда и использования рабочей силы, изучать
перспективные проблемы и находить пути их долгосрочного решения. Но с
другой стороны, ситуация в области занятости довольно изменчива и требует
способности к оперативному вмешательству. Конечно, речь не идет о практике
"тушения пожаров", но гибкое реагирование на быстротечные предвиденные и
непредвиденные изменения ситуации необходимо. В-пятых - нельзя забывать о
разнообразии регионов нашей страны. Средние по стране цифры мало пригодны
для практического управления народным хозяйством. Ситуация в некоторых
регионах гораздо сложнее, чем это вытекает из усредненных данных. Есть
регионы, где проблемы занятости не решить общими мерами, адресованными
стране в целом. Здесь нужны специальные программы, а еще важнее - реальное
выполнение таких программ. В то же время специфика регионов - не основание
для дробления общероссийского рынка труда. Рынок труда требует
общегосударственного регулирования. Единство рынка труда имеет большое
значение для развития экономики страны. Речь идет о единстве принципиальных
подходов и общности важнейших правовых норм на этом рынке, о повсеместном
соблюдении законных прав участников рынка труда. В то же время нередко
именно на региональном и местном уровнях можно найти правильные решения,
адекватно отразить специфику, наметить перспективы.
Согласно российскому закону о занятости, цель политики занятости
заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной
занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой
долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы
занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной
защиты граждан на рынке труда. В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и
поддержания эффективной занятости, допускающей безработицу в социально
приемлемых пределах. В ходе реформирования экономики существенно изменяются наши
представления о целях, критериях и механизмах функционирования социальной
сферы, соответственно формируется обновлённая социальная политика. Её
актуальной задачей становится не пассивное приспособление к нынешним
ограниченным финансово-материальным ресурсам, а обеспечение балансового
подхода к соответствию этих ресурсов потребностям страны. Главным и перспективным содержанием социальной политики должна стать
система приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов,
выделяемых на социальные цели, при разграничении двух задач: защита от
жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуждающихся в
поддержке государства. и содействие экономической активизации различных
слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку,
реализовать те преимущества, которые формируются новыми экономическими
условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и,
соответственно, дохода. Эти задачи можно выполнить с помощью набора
элементов социальной политики - от налоговых льгот до льготных кредитов, от
помощи в повышении квалификации и переподготовки работников до консультаций
начинающим заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. Важно преодолеть при этом односторонний взгляд на развитие социальной
сферы. Ранее при осуществлении экономических реформ расходы на социальные
нужды рассматривались чуть ли не как балласт, который ограничивает размах
преобразований. Видимо, такие оценки негативно влияют на процесс
реформирования. Так, в 1992 г. казалось, что задача в социальной сфере
заключается в том, чтобы "переждать" период экономических трудностей,
временно сэкономить на социальных затратах, что позволит осуществить
экономические реформы быстрее и успешнее. При этом не считалось, что нужно
искать одновременно новые механизмы и критерии социальной политики, что
дело не в неизбежности временного снижения ее активности, а в обеспечении
взаимодействия политики экономической и социальной. Лишь постепенно
становилась очевидной необходимость освоения новых направлений социальной
политики, которые бы прямо или косвенно стимулировали трудовую активность
граждан. В то время нужно было смягчать социальные последствия экономических
преобразований. Правительство принимало решения, реагируя на снижение
жизненного уровня той или иной группы населения. Однако процесс
реформирования затягивался, улучшений не наступало. В этой ситуации стала
очевидной несистемность проводимой социальной политики, её отрыв от логики
экономических преобразований. Появилась необходимость решать вопросы,
связанные с предложением рабочей силы, ее квалифицированными
характеристиками, миграционными настроениями граждан, репродуктивным
поведением населения и демографической ситуацией. Без государственной
поддержки затруднено воспроизводство общественного продукта. Уровень
социальных гарантий зависит от экономических возможностей страны, но и он
предопределяет эти возможности, что целесообразно учитывать при выработке
социальной стратегии.
Проблема активности социальной политики и ее взаимодействия с экономической
несет в себе и более глубокое содержание. Речь идет о системе ценностей,
нормах морали, которые тоже формируют не только текущее состояние, но и
перспективы развития общества. И являясь результатом опыта социально-
экономических преобразований, они влияют на изменение политики
правительства в сторону системности и взаимоувязки экономических и
социальных мер. Сейчас еще рано говорить о наличии стройной
непротиворечивой социальной политики государства, тем не менее, уже можно
заметить начавшиеся изменения модели социальной политики. Рассмотрим некоторые аспекты, характеризующие эти изменения. Во-первых,
отказ государства от жесткого регулирования поведения человека в социальной
сфере, набора определенных социальных услуг, который получал гражданин.
Однако необходимо признать, что значительная часть населения страны
нуждается в такой политике, что обусловлено ее неприспособленностью к
рыночным условиям, и привычной надеждой на государство. Эти обстоятельства
надо учитывать в повседневной деятельности государственных организаций, с
одной стороны, разъясняя меняющуюся роль государства, а с другой - частично
удовлетворяя или компенсируя потребности населения. Во-вторых, разгосударствление социальной сферы и освобождение государства
от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг.
Государство постепенно перестает быть, применительно ко многим видам
социальных услуг, оператором, предоставляющим их потребителю. Оно отводит
себе роль в одних случаях только законодателя, в других - посредника.
Возможны и другие варианты. В-третьих, формирование рынка социальных услуг с возникающей конкуренцией
их производителей, реально повышающимся их качеством и снижением издержек
производства. Следует учесть, что финансовые ресурсы из бюджета, направляемые в
социальную сферу, постоянно урезаются, но часто используются нерационально,
без получения должного эффекта, хотя заметно стремление замолчать проблему
эффективности выделяемых средств, чтобы сохранить все по-старому. Вследствие новой модели социальной политики формируется новый субъект в
социальной сфере, коим должен стать гражданин. Особенностью субъекта
является возможность свободного выбора вида, качества и количества услуг,
которые должны быть оплачены. Однако приходится констатировать низкую
платежеспособность большей части населения страны, что тормозит не только
развитие рынка социальных услуг, но и в центом оживление экономики. Одной
из главных причин этого является низкая цена рабочей силы, что помимо
социальных последствий сдерживает реструктуризацию экономики, а также
высвобождение избыточного числа занятых. Задержки с выплатой заработной
платы еще более ограничивают возможность потребления социальных услуг и
товаров. Устранение невыплат зарплаты, прежде всего в бюджетных отраслях,
позволит снизить социальное напряжение в стране. Повышение цены рабочей
силы, увеличение доли оплаты труда в ВВП представляется более сложной
задачей, обусловленной глубокими экономическими преобразованиями, что может
быть достигнуто лишь в среднесрочной перспектива. Особую роль в новой социальной политике должен сыграть заявительный
принцип, когда гражданин, оценивая свое материальное положение, обращается
к государству за определенными услугами на льготной или бесплатной основе в
соответствии с внутренней оценкой своего благосостояния, которую он должен
формально подтвердить, с тем чтобы, попадая под определённую категорию,
получать эти виды услуг. Сфера применения такого порядка должна быть
ограничена. Таким образом, России нужна социально выверенная экономическая политика и
экономически состоятельная социальная политика. Заключение В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной
политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение
занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи
и социальных гарантиях – обо всех этих процессах в переходной экономике. В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная
политика государства является одним из важных вопросов, без решения
которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь
благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно,
социальная сфера является той областью, которая не может оказаться
ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в
условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере
сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения
ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому,
что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к
новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни. Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной
экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного
механизма можно выделить следующие конкретные шаги: - незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости; - оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в
восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера, Ф.
Коричелли., М.: Инфра-М. -1995. – с.477. 2. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели //
Человек и труд. –1996. - №6. – с.76-79. 3. Бушмарин И.В. Заработная плата и доходы населения в России и
развитых странах // Общество и экономика. – 1996г. - №3-4. – с.69-83. Гутник В. К публикации глав работы Вальтера Ойкена - Основные принципы
экономической политики // Российский экономический журнал. -1993 г. - №2. 5. Зубкова, Яковлев К сбалансированию политики доходов населения //
Российский экономический журнал. – 1996. - №11-12. – с.45-53. 6. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на
российском рынке труда // Общество и экономика. – 1997г. - №7-8. – с.8-14. 7. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. - М.: Экономика. - 1993 г. -
с.236. 8. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим
направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина Л.И., М.: Финстатинформ.
– 1997. – с.640. 9. Понизов В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и
труд. - 1996. - №5. – с.22-25. 10. Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек
и труд. 1998. - №3.- с.31-36. 11. Роик В. Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты
// Человек и труд. – 1998г. - №9. – с.19-23. 12. Семья – основа общественной стабильности, мира и прогресса //
Человек и труд. – 1995. - №3. – с.48-53. 13. Сидорова Изменение структуры доходов населения и её оптимизация //
Экономист. – 1996. - №9. – с.65-76. 14. Учебник по основам экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. -
М.: Владос. – 1994. – с.374. 15. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. –
1998г. - №8. – с.54-56. 16. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева
В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 1995. –
с.416. 17. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред.
Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 1995. – с.400. ----------------------- [1] Роик В. // Человек и труд. 1998. №9. С.19-23. 1 Прокопов Ф. // Человек и труд. 1998. - №3.- с.31-36. [2] Семья – основа общественной стабильности, мира и прогресса //
Человек и труд. 1995. №3. С.48-53. [3] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. с.640. [4] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. С.640. [5] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. С.640. [6] Бушмарин И.В. // Общество и экономика. 1996. №3-4. С.69-85. [7] Сидорова // Экономист. 1996. №9. С.65-76. [8] Бушмарин И.В. // Общество и экономика. 1996. №3-4. С.69-85.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|