Социальная политика государства в переходной экономике
смотреть на рефераты похожие на "Социальная политика государства в переходной экономике" ОГЛАВЛЕНИЕ Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государства…….……………….2
4 Политика государства в формировании доходов населения….……3
1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6 1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8 2. Социальная политика государства в переходной экономике…11 2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11 2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19 Заключение………………………………………………………………………….…..37 Список использованной литературы……………………………………………39 Вступление Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью
создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в
своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и
изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве
от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует
согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в
социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического
роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования
экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание
благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью
экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются
цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и
фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается
ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной
экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического
развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к
их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего
развития социальной сферы.. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит
к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и
обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование
социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может
приблизить успех реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению
работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым,
появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет
лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или
полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный
рабочий день или неделю и т. д.). Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся
рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех
слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.
Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы
экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений
деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование
высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие,
увеличения национального дохода. В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной
политики государства; политика государства на рынке труда и социальная
помощь; политика государства в формировании доходов населения. 1. Сущность социальной политики. Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при
повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной
заработной платы; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за
счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение
квалификации. Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое
государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который
учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским
обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на
социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от
человека обстоятельствах. 1.1. Политика государства в формировании доходов населения. Социальная политика - политика регулирования социальной сферы,
направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых
отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом,
коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и
социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных
капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру
(образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также
реализацию принципа социальной справедливости. Как направление государственного регулирования – политика доходов –
одно из средств централизованного воздействия на общий размер и
распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и
предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка
труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.
Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и
богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и
недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму
денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо
периода. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца (см.
Рис.1) для изучения распределения доходов между разными группами населения. 100% 80% 60% Национальный доход 40% 20% 0 20% 40% 60% 80% 100% Население рис. 1 Кривая Лоренца Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет
минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы
состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные
закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров
(затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных
центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие
налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным
слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с
инвалидностью и т.д. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении
государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной
платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации
приоритетов, стоящих перед экономикой. Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных
странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных
вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах
проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются
особенности, определяемые: - социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны; - степенью и характером вмешательства государства в вопросы
регулирования заработной платы; - традициями заключения коллективных договоров; - социальной напряженностью в обществе. Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок
рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных,
социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило,
политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное
регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе
личного и производственного потребления. Политика доходов на практике
преимущественно воздействует на движение только заработной платы. Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в
Великобритании, так как британское государство пыталось добиться
согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако практически во
всех капиталистических странах политика доходов имела скромные
экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных
благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный
промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления
населения прямо зависит от уровня доходов. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты
труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий,
стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов,
дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от
налогообложения и цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и
других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов
применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с
учетом индекса цен. Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное
распределение и личное распределение. Функциональное распределение доходов связано со способом, которым
денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и
прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией,
выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует
первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика
развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную
плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности
врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных
предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли,
ренты и процента. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный
доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный
доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение
связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов
населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток
распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов
сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства
распределения доходов: Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию,
отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень
образования, неравенство владения собственностью. Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск,
авантюризм, дискриминация и т.д.). Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды
(низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы,
возможность присвоения больших «теневых» доходов). Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во
всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат,
представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже
потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных
доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние
годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем
практически отсутствовало. Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции:
она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы,
коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они
вынуждаются производить все большее количество товаров и услуг,
совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке
доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя
защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения, которые, как
правило, лишены возможности трудовой деятельностью обеспечивать себя и тем
самым целиком за счет собственных усилий повышать или хотя бы удерживать
на одном уровне свое материальное благосостояние Известный способ защиты от
инфляции - индексация доходов. Но между ней и ростом не должно быть прямой
пропорциональной связи; иначе говоря, не следует ставить цель полностью
компенсировать инфляцию. С определенной долей допущения можно утверждать,
сбалансированность рынка будет достигаться на величину того "зазора",
который образуется между ростом цен и индексацией доходов. Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и
предприятия, которое для этого отдаёт часть прибыли. Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же
приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной
ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду
и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы
своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация
осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В
некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в
случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или
процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и
заработная плата. Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,
Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в
последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной
Европы, выполняя по отношению к значительной части населения защитные
функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с
последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться. 1.2. Политика государства на рынке труда. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на
“откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и
активизации деятельности государства в сфере занятости были: 1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве; 2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе
воспроизводство рабочей силы; 3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами; 4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов; 5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального
потенциала общества; 6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной
безработицы - прежде всего) капитализма; Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными
средствами. Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и
неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм
собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и
структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК. Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб
всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую
силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить
уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в
зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить
трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры,
выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и
предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в
трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей
силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во
всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то
есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение
концепции эффективной занятости. Эффективная занятость - это модель развития и использования
квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на
переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в
реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная
служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости
(отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от
формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования
процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда,
разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и
обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной
занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает
требованиям рынка рабочей силы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|