Подобная структура в определенных условиях обладает рядом
преимуществ. При централизованном планировании выпуска продукции и слабой
диверсификации производства ее вертикальная организация позволяет оперативно
доводить решения центра до производящих подразделений, помогает директору быть
в курсе всего происходящего во всех структурных звеньях предприятия. Однако для
рыночной среды характерна высокая степень диверсификации производства и большая
самостоятельность отдельных подразделений предприятия. В таких условиях система
функциональной организации обеспечивает слабую степень взаимодействия
подразделений. Это приводит к чрезмерной перегрузке высшего руководства,
вынужденного играть роль связующего звена между ними, принятием повседневных
производственных решений и улаживанием конфликтов. Кроме того, функциональная
организация не позволяет точно оценивать эффективность различных производств в
рамках одного предприятия, что зачастую бывает критически важно для выживания
фирмы.
Структура, лишенная подобных недостатков - это организация
на основе бизнес-единиц.
Каждая бизнес-единица, являясь самостоятельным
производственно-коммерческим подразделением, объединяет все функции и виды
деятельности, необходимые для разработки, производства и реализации какого-либо
конкретного вида продукции или группы видов продукции и позволяет руководителям
развивать навыки и опыт для быстрого реагирования на изменение потребностей
покупателей и ситуации на рынке. Любое из этих подразделений - как бы компания
внутри компании, руководство которой отвечает за результаты ее деятельности.
Отчеты каждой бизнес-единицы доступны и понятны как акционерам, так и высшему
руководству компании. Деятельность каждой бизнес-единицы и достигнутые
результаты четко отражаются в ее финансовой отчетности.
Недостатком такой системы организации является неизбежно
возникающее дублирование функций одноименных отделов в рамках различных
бизнес-единиц. На высоко интегрированных производствах зачастую является
невозможным распределение всех ресурсов предприятия по бизнес-единицам, так как
это ведет к повышению себестоимости продукции.
Кроме организационной структуры, построенной по
функциональному признаку, и структуры на основе бизнес-единиц существует так
называемая матричная организационная структура, сочетающая черты и той и
другой.
[6]Цель создания матричной
организации - совместить преимущества обеих описанных выше структур.
Функциональная часть матричной организационной структуры обеспечивает
совместное использование знаний и навыков компании и реализацию эффекта
масштаба. В то же время наличие руководителей проектов или руководителей по
видам продукции гарантирует, что конкретные лица непосредственно отвечают за
эффективность видов продукции и за координацию того, как различные функциональные
области способствуют
в связи с ужесточением конкуренции необходим рациональный
подход к анализу деятельности предприятия и планированию собственной
деятельности на перспективу, что можно организационно обеспечить введением трех
отделов (финансового планирования, акционирования и денежного обращения,
экономического) с подчинением их финансовому директору.
2.1. Понятие и принципы построения
организационных структур.
Под организационной структурой управления понимается
упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих
функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной
структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации
управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления
по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и
достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется
в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности,
порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и
работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы,
связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой
управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты,
служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то
или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные
обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной
структурой управления:
а) в зависимости от состава структурных подразделений
организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг,
менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе
управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие
производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления
поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные
и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при
иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных
уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья
управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры,
непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в
организационной структуре управления формируется так называемый средний слой,
который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
[7]В структуре управления
организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть
отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения
информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами,
полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных
подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями
менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия:
линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных
руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и
подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения
другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала
ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но
не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому
или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать
решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он
получает так называемые функциональные полномочия.
Между всеми названными выше составляющими организационной
структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения
в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера
связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех
остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в
организационную структуру управления нового органа, например, отдела
маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать
ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он
будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут
доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет
представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового
отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и
другими отделами?
Увеличение количества элементов и уровней в организационной
структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и
сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений;
следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в
современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования
менеджмента организации.
К структуре управления предъявляется множество требований,
отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах
формирования организационной структуры управления, разработке которых было
посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из
этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна прежде всего
отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной
производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда
между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий
характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с
определением полномочий и ответственности каждого работника и органа
управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между
ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и
полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие,
нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть
адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное
влияние на решения относительно уровня централизации и детализации,
распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и
масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что
попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других
социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие
информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые
в западной литературе получили название "виртуальных" компаний
(организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших
по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети,
обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе
этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной
технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому
границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными",
и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.
2. Финансовое
оздоровление предприятий.
В
настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном
положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических
реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической
политики.
В этой
области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики,
осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена
инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за
пользование привлеченными средствами.
Однако
создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило
негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного
кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению
активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой
промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал
экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного
механизма.
Реформирование
экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее
сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная
продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности,
крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные
последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики
— это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности
предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового
банкротства предприятий.
Банкротства
производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не
пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства,
прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.
Причины
неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление кризиса предприятий
необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности
предприятий выделяют внутренние и внешние.
В
Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:
неэффективное управление;
неразвитость маркетинговых, финансовых служб;
недостаточное планирование;
неудачу проникновения на ключевые рынки;
недостаточное обновление продукции;
ограниченные источники стратегических или дефицитных
материалов;
низкие стимулы для сохранения ценных кадров;
нехватку управленческих информационных систем;
отсутствие своевременной внутренней отчетности;
недостаточную капитализацию доходов;
избыточный долг.
Среди
внешних можно выделить следующие причины:
неразвитое законодательство;
нестабильная политическая ситуация;
отраслевые условия;
общие экономические условия;
проблемы с трудовыми ресурсами;
иностранная конкуренция;
изменение вкусов потребителей;
сокращающийся рынок;
разрыв экономических связей после распада СССР.
Вывод
предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности,
иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.
Таким
образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться только
удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть
оздоровление бизнеса в целом.
Этапы
проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего управления
регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором
предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение,
внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
С
момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с
целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится
процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно
следующие этапы:
Первый
этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.
Директор
предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое
указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.
Особенностью
проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость
создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение
всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены
одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.
Выявленные
при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными
бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства
и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и
зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением
причин возникновения излишка и виновных лиц;
убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в
установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя
предприятия на издержки производства и обращения;
недостачи материальных ценностей, денежных средств и
другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на
виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с
виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи также списываются на
издержки производства и обращения.
Второй
этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О несостоятельности
(банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения определения арбитражного
суда о принятии заявления кредитора, т. е. о введении процедуры наблюдения,
должник в лице временного управляющего обязан разослать уведомление о
введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по данным бухгалтерского
учета, с предложением о предъявлении своих требований к должнику.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|