Реструктуризация и финансовое оздоровление предприятий
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1.
Инструменты антикризисного управления……………………………………...4
1.1. Антикризисная программа………………………………………………...4
1.2. Реструктуризация…………………………………………………………..9
2. Типы
организационных структур………………………………………………20
2.1. Понятие и принципы построения организационных структур……….23
2.
Финансовое оздоровление предприятий……………………………………….25
2.1. Модели восстановления неплатежеспособности…………………….…28
2.2. План финансового оздоровления………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….48
Список
использованной литературы……………………………………………...51
Введение
Актуальность
проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями
хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько
реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления
бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и
возможностей предприятий.
Объектом
исследования являются инструменты антикризисного управления, система механизмов
по финансовой стабилизации предприятия,модели восстановления
платежеспособности, а также иммитационные модели управления по бизнес-процессам
и реструктуризации, опыты функционирования предприятий в России.
Цель
исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и
механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных
экономических условиях хозяйствования.
Задачи
исследования:
Изучить
теоретические источники, правительственные документы и накопленный опыт по
реструктуризации предприятий в условиях переходной экономики в России.
Рассмотреть
существующие существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления
предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации,
создание моделей восстановления платежеспособности.
1.
Инструменты антикризисного управления.
Главное
отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления
неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что антикризисное
управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством
разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое
программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство
задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с
предполагаемыми ресурсами.
Важнейшая
цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется
не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности,
но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
При
разработке и реализации антикризисных программ важно обращать внимание на
повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых ресурсов.
Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия,
получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем
эффективности может служить также срок окупаемости вложений.
Поскольку
научных и практических разработок антикризисных программ компаний
недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии
программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных
программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время
при определении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показателей,
ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией
необходимо иметь в виду специфику отрасли.
Формированию
антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской
задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных
заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного
состояния, наметить способы его преодоления.
Анализ,
дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру,
объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы
получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках
их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению
поставленных целей.
[1]Традиционно в комплексных
социально-экономических программах на первом месте были мероприятия в области
производства, в настоящее же время не менее важная роль принадлежит сфере
обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение
конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.
Поэтому
в антикризисных программах целесообразен раздел по маркетингу, формируемый на
основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах
рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры,
касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения
эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания
сервисных услуг заказчикам и потребителям.
Большое
значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее
реструктуризации. Нередко это выдвигается на первое место, исходя из того, что
основная причина кризиса производства - несовершенство управления,
неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.
Острой
проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вызвано дефицитом
денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники
инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других
заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества,
дебиторской задолженности, иностранных вложений, поступлений от продажи
дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала
компании.
Обобщение
и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях
позволяет сформулировать следующие выводы:
попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей
применять антикризисные меры управления;
антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно
тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или
стабилизации экономики;
в промышленности стихийно формируются различные антикризисные
модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно
использовать на практике.
Среди
таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в стране. К
их числу относится завод имени И.А.Лихачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие
из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в
разработке комплексной антикризисной программы, включающей:
развитие маркетинговой службы предприятия, способной обеспечить
реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ,
занимающихся международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом;
расширение в Москве системы сервисного обслуживания
автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;
совершенствование ассортимента и наращивание объемов
конкурентоспособных товаров народного потребления.
Правительство
Москвы взяло на себя финансирование разработки проекта детальной планировки
территории предприятия, предусмотрев при этом возможность размещения на ее
периферийной части некоторых производств, подлежащих выводу из центра города;
оказание финансовой помощи для организации переподготовки и сохранения
квалифицированных кадров, создания дополнительных рабочих мест; решение ряда
крупных вопросов с Правительством России, министерствами и ведомствами,
банковскими учреждениями.
Кроме
того, Правительство Москвы:
установило, что при реализации Москомземом на земельных
торгах прав аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО
ЗИЛ на реконструкцию производства;
разрешило предприятию перевод объектов его жилищного фонда,
малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компенсационных платежей с
целью их последующей продажи или сдачи в аренду;
оказало содействие в совершенствовании организационной
структуры и системы управления предприятием, привлечении средств для реализации
перспективных инвестиционных проектов, а также в использовании оптимальных схем
погашения кредиторской и дебиторской задолженности;
утвердило программы мероприятий по передаче объектов социальной
сферы АМО ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для
нужд городского хозяйства, а также план мероприятий по его информационной и
рекламной поддержке.
[2]В ряде регионов страны по
инициативе местных органов власти объединяются кредитные ресурсы, которые
аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой поддержки промышленности региона
и выдаются предприятиям с компенсацией части процентной ставки за счет средств
фонда. В числе мер, содействующих функционированию предприятий в условиях
кризиса, они также добиваются:
реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом,
внебюджетными фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;
выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание
и поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;
защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного
ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на
ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной продукции
российских товаропроизводителей;
введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов
железнодорожным транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные
сложившейся технологией производства и потребления товаров; другие — на
разовые перевозки грузов в связи с реализацией в основном инвестиционных
процессов;
эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных
товаров.
Во
многих регионах созданы советы по антикризисным программам, которые:
разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому
оздоровлению предприятий;
анализируют ход выполнения антикризисных программ, содействуют
осуществлению мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;
ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных
проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;
заслушивают сообщения территориальных органов по делам о
несостоятельности (банкротстве), о применении предусмотренных законодательством
процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий, имеющих
неудовлетворительную структуру баланса.
На
смягчение последствий кризиса и оживление экономики направлены региональные
программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства.
В
последние годы в научных кругах различным аспектам конкурентоспособности
посвящены многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение в
практику новых методов деятельности предприятий в сегментах рынка, разработку
маркетинговых программ, создание новых видов товаров и внедрение прогрессивных,
как правило, западных технологий. Проблемам же реформирования, реструктуризации
и реорганизации как комплексов предприятий, так и основных видов их производственной
деятельности исследователями уделяется значительно меньше внимания. Причем
вопросы конкурентоспособности товаропроизводителей и реструктуризации
производств рассматриваются не комплексно, а локально, в отрыве друг от друга,
что неправомерно и ведет к негативным хозяйственным последствиям.
Усиление
конкуренции в эффективном производстве и реализации продукции между
отечественными производителями, а также с зарубежными поставщиками
импортируемых в Россию товаров требует от национальных компаний и фирм
мобилизации усилий для удержания позиций на отечественном рынке.
Как
правило, предприятия преодолевают трудности, продиктованные внутренней
российской и внешнеэкономической средой без достаточного содействия
государства, при отсутствии сколько-нибудь развитой рыночной структуры, без
знания многими нашими предприятиями мирового опыта рыночного хозяйствования в
условиях обостряющейся конкуренции. Однако мировой опыт показывает, что
восстановление, стабилизация и последующее развитие экономики страны зависят в
определенной мере от конкурентоспособности конкретных товаропроизводителей, их
продукции.
Повышение
конкурентоспособности российских товаров на отечественном и внешнем рынках уже
давно поставлено в центр реформ в стране и ее промышленной политики, однако
обеспечение конкурентоспособности отраслей экономики и российских предприятий
- товаропроизводителей еще не получило должного внимания законодательных и
исполнительных органов власти. В этой связи не случайно в число приоритетов
программ развития в рамках государственной и структурной политики России
включена задача повышения конкурентоспособности отраслей с высокой степенью
обработки, в том числе на базе развития кооперативных связей с иностранными
компаниями.
При этом
особо следует учитывать, что средняя степень износа основных фондов
промышленности уже превысила 50%. Доля технологического оборудования в
промышленности с возрастом свыше 10 лет составляет 65%, а его средний возраст
перевалил за 15 лет. В металлургии дольше нормативного срока служат свыше 88%
доменных печей, 86% прокатных станов. Свыше половины мощностей электростанций отработали
проектный ресурс. Значительная часть магистральных нефтепроводов и
газопроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более. Износ транспортных
средств также превышает 60%.
В
обобщенном показателе конкурентоспособности любого предприятия отражаются
итоги работы практически всех служб и подразделений (т.е. характеризуется
состояние его внутренней среды), а также реакция его менеджмента на изменение
внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность руководства
предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении потребителей,
их вкусов и предпочтений и проводить на производстве соответствующие
преобразования и реформы.
Для
обеспечения качественного управления на предприятиях должны быть разработаны
перспективные стратегии в области конкурентоспособности, а также предусмотрены
необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления.
Стратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим
характеристикам, но их главная задача - обеспечение предприятию определенных
рыночных преимуществ перед конкурентами. Как показывает практика, в области
современного менеджмента это в первую очередь способность служб аппарата
управления своевременно и точно оценивать состояние конкурентной среды, сильные
и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы, опасности и возможности,
которые предоставляет производству рынок. Непрерывный мониторинг конкурентной
среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и
ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее
эффективным способом. В результате выводы о состоянии конкурентной среды
должны быть основой инновационной политики предприятия.
По
существу, любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций, и
поэтому способность к внедрению новых технических и технологических элементов в
деятельности предприятия, обеспечивающих рыночные преимущества, является
необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия. В условиях жесткой
конкуренции превосходство по качеству, цене и сферам сбыта является сегодня
жизнеобеспечивающим фактором успеха на рынке страны.
Во все
времена основным материальным носителем конкурентных качеств предприятия
остается выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики товаров, а также
степень их превосходства над аналогичными характеристиками товаров конкурентов
являются центральным моментом, определяющим способность предприятия успешно
конкурировать. Вместе с тем наличие конкурентоспособной продукции не всегда
позволяет предприятию реализовать это преимущество из-за отсутствия опыта
использования всего комплекса маркетинговых средств. В этой связи особо важное
значение имеют проводимая в отрасли политика распределения продукции и
способность предприятия своевременно доводить продукцию до конечных
потребителей, учитывая, что эффективность товаропроводящих сетей предприятия
(включая систему продвижения и реализации) является важной предпосылкой и
условием его конкурентоспособности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|