Как
показывает опыт реформирования хозяйственной деятельности производственных
комплексов, реструктуризация является действенным инструментом интенсивного
повышения конкурентоспособности предприятий. При этом она рассматривается как
органичный набор мер по приведению деятельности предприятий и компаний в
соответствие с внешними рыночными условиями хозяйствования и выработанной конкурентной
стратегией функционирования и развития производства.
Реструктуризация
направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности
предприятий и выпускаемой ими продукции, а также на улучшение их инвестиционной
привлекательности. Часто она включает в себя комплекс мероприятий, направленных
на совершенствование организационной структуры и функций управления:
модернизацию технических и технологических аспектов производства;
совершенствование финансово-экономической политики; снижение производственно-сбытовых
затрат; лучшее использование материальных и трудовых ресурсов; создание
современной информационной системы и документооборота.
Имущественные,
ресурсные и другие преобразования редко бывают связаны с разрешением только
внутрипроизводственных проблем. Как правило, реструктуризация адаптирует
процессы хозяйствования предприятия к изменениям во внешней среде и в
корпоративных отношениях с партнерами. Возможности проведения ее
непосредственно влияют на воплощение выработанной конкурентной стратегии
предприятия, и, наоборот, требования повышения конкурентоспособности
производства и выпускаемых товаров формируют содержание, этапы и сроки проведения
необходимых мероприятий. Такое единение целей и методов достижения
конкурентоспособности позволяет создать действенный механизм реструктурирования
для первичной перестройки хозяйства и дальнейшего его поддержания в оперативном
режиме.
При
анализе общей проблемы повышения конкурентоспособности на базе проведения
реструктуризационных мероприятий авторы предлагают двухэтапную схему подготовки
и реализации мер по реформированию предприятий. На первом этапе формируются
ключевые положения конкурентной стратегии производства и сбыта, охватывающие
цели, подцели и задачи, а также базовые и оперативные показатели. На втором -
разрабатываются процедуры реструктуризации. В состав подготавливаемых мер
целесообразно включить: анализ хозяйственной деятельности предприятия с
оценкой состояния внешней и внутренней среды, который заканчивается
комплексной оценкой бизнеса и разработкой требований по реформированию;
разработку общей концепции реструктуризации, ее направления и формы;
мероприятия по проведению реструктуризации; оценку результатов и внесение
корректив.
В
результате на предприятии формируется единая система проведения преобразований
для достижения конкурентоспособности как самого производства, так и
выпускаемой продукции.
В
последние годы в развитых странах методы текущего реформирования хозяйственной
деятельности все больше используют даже те предприятия, компании и фирмы, у
которых практически нет серьезных проблем с производством и сбытом продукции.
Таким образом, ведущие менеджеры стараются предвидеть и упредить потенциальные
угрозы, опасности и риски отраслевой деятельности на различных сегментах
рынка.
Реструктуризация,
направленная на повышение эффективности функционирования и обеспечения
конкурентоспособности предприятия, также может быть проведена на базе выделения
отдельных подразделений, при том что функциями внутри одного из них могут быть
снабжение, разработка продукта, технологических процессов, непосредственно
производство продукции, маркетинг и сбыт. Процесс выделения подразделения или
части предприятия в отдельные компании включает в себя определение подлежащих
отделению активов, обязательств и персонала, а также их фактического
отчуждения. Акционеры в результате получают акции образованной компании
пропорционально их инвестициям в бизнес.
[3]Самостоятельное
(производственно-коммерческое) подразделение объединяет все функции и виды
деятельности, необходимые для разработки конкурентного производства и
эффективной реализации продукции и услуг, что позволяет руководителям быстро
реагировать на потребности покупателей и на изменение ситуации во внешней
рыночной среде. Оно отвечает за результаты своей деятельности, при этом
эффективность его и достигнутые результаты четко отражаются в производственной
и финансовой отчетностях предприятия.
Подобное
выделение производственных единиц по выпуску основных видов товаров
осуществляется в результате анализа конкурентоспособности продукции, что
позволяет учесть требования рынка для повышения конкурентоспособности
продукции, а также инвестиционной привлекательности этого производства для
российских и иностранных инвесторов.
Производство
слабо-конкурентоспособной продукции может выделяться в другую бизнес-единицу,
главная цель которой - доведение ее до жизнеспособного состояния при снижении
издержек с последующим выходом на конкурентоспособный уровень. Из сказанного
четко видны основные принципы разделения на бизнес-единицы: разные рынки и
потребители; разное техническое, технологическое и финансовое состояние
производства продукции; разная степень конкурентоспособности производств и
товаров; разная степень инвестиционной привлекательности; разный уровень
качества продукции.
Для
сохранения конкурентоспособности предприятия в целом его организационная
структура управления должна быть такой, чтобы работа основного и выделяемого
производства была сфокусирована на всей конкретной продукции и на конкретном
конечном потребителе. Система управления и оргструктура должны соответствовать
стратегии реструктуризации. Изменение стратегии требует изменения
организационной структуры управления, поэтому между ними должно быть обеспечено
динамическое равновесие. Следует различать подразделения, вырабатывающие
стратегию, и подразделения, ее реализующие. Первые, как правило, играют более
важную роль.
Эффективность
реализации стратегии в целом возможна лишь в том случае, если частные
субстратегии взаимосовместимы и поддерживают друг друга, обеспечивая для
компании рост продаж, прибыли, устойчивость положения. По нашему мнению,
долгосрочная стратегия должна состоять в формулировании подстратегий по пяти
ключевым вопросам на ближайшие 3-5 лет: новые перспективы; снижение издержек;
организационная структура управления и кадры; стратегия зарубежной активности;
техническая и технологическая политика.
[4]Так, при реструктуризации
хозяйственного комплекса группы «Росшина» были выбраны направления по разработке
мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности, нормализации финансового
положения компании, подготовке к сотрудничеству с иностранными и отечественными
партнерами. Возрастание роли конкурентной стратегии было обусловлено динамичным
формированием российского рынка шинной продукции, появлением на нем зарубежных
участников, активными действиями финансово-промышленных групп и крупных
корпораций на основных и смежных сегментах рынка.
Продукция
заводов группы «Росшина» - легковые шины, рынок которых весьма динамичен и
требует активной сезонной работы с гибкой реакцией на рыночную ситуацию, а
также грузовые шины. Рынок их находится в достаточно сложном конкурентном
состоянии из-за снижения количества выпуска в России грузовых автомобилей, финансовых
затруднений автохозяйств и муниципальных организаций, а также невозможности
производства качественных грузовых шин для иностранных грузовиков.
В
результате подготовленных мероприятий был разработан бизнес-план
реструктуризации для группы предприятий и найдены адекватные решения по
безболезненному плавному переходу организационной структуры управления каждого
предприятия из сложившегося состояния в централизованное корпоративное,
позволяющее проводить меры реструктуризации для эффективной работы компании в
целом.
Для
обеспечения непрерывности управления и недопущения снижения эффективности
компании в переходный период роль исполнительного органа стала выполнять
управляющая компания, выделенная (распределенная) в недрах аппарата управления
каждого завода. В дальнейшем должно произойти формирование полноценной
организационной структуры компании и становление корпоративного центра с
подразделениями совместного пользования. Компанией должна быть сформирована
такая модель системы управления, которая в состоянии действовать и развиваться
в соответствии с поставленными корпоративными целями и задачами, при
постоянном диалоге с окружающей средой. Такая система управления базируется на
высоком уровне самоорганизации.
Одним из
вариантов, наиболее подходящих для условий компании, является холдинг. Это
обычно группа предприятий или дочерних фирм, действующая в рамках материнской
компании, которая держит акции этих предприятий.
В США
достаточно 10-15% акций, чтобы эффективно контролировать деятельность дочерних
предприятий, в странах западной Европы - около 20-40%. В России это соотношение
может быть различным в зависимости от особенностей производства. Пока же в
условиях большой правовой и хозяйственной нестабильности материнские компании
стараются иметь не менее 51% акций дочерних предприятий.
Образование
холдинга позволяет перемещать капитал из менее перспективных сфер в более
прогрессивные; осуществлять концентрированные совместные капиталовложения при
наличии крупных ликвидных средств; выравнивать сезонные и коммерческие
колебания и риски; делегировать (дифференцированно) отдельными дочерними
фирмами некоторых своих корпоративных функций материнской компании.
В состав
образованного «Росшиной» холдинга входят промышленные предприятия с различной
сферой деятельности (шинные, резинотехнических изделий по производству
синтетического каучука и др.), торговые фирмы и сбытовые компании. Главными
задачами данного холдинга стало сосредоточение усилий на разработке стратегии
компании и каждого входящего в нее предприятия. Эффективным решением в целом
были выбраны централизация сбытовой и снабженческой деятельности, а также
управление ассортиментом и финансами. В результате такого решения отдельных
предприятий их аппарат управления избавился от задач, которые холдинг
переводит на себя. Все это позволило руководству предприятий сосредоточить
свое внимание на управлении конкретным производством, бюджетных связях,
повышении конкурентоспособности. При этом, для того чтобы система управления не
теряла гибкости, оперативности и не допустила снижения эффективности всей
работы, было проведено разделение полномочий как в системе
«холдинг-предприятие», так и внутри самих заводов.
Как
показывает практика, в рамках конкурентной стратегии обычно реализуются
следующие функции финансового управления:
предоставление предприятию определенных кредитных ресурсов
для пополнения оборотных средств;
сосредоточение снабжения предприятия сырьем и материалами, а
также сбыта готовой продукции в одном из подразделений холдинга;
после получения оперативного контроля над предприятием
обеспечивается принятие решений о дополнительной эмиссии акций (в рамках
объявленного капитала), приобретя которые финансовая корпорация становится
основным акционером с правом решающего голоса, а консолидированный ранее
контрольный пакет снижает свой вес по 5-7% общего количества акций.
В
результате каждое предприятие частично утрачивает финансовую и производственную
самостоятельность и превращается в промышленную, структуру, руководство которой
осуществляется из единого центра.
При
проведении реструктуризации представлялось, что, объединив свои
производственные и финансовые ресурсы, однородные предприятия смогут
совместными усилиями преодолеть кризисные тенденции, наметившиеся в их
развитии за последнее время. Действительно, централизация снабжения позволяет
оптимизировать затраты на приобретение исходного сырья и материалов. Это при
снижении себестоимости способствует усилению позиций группы производителей на
рынке. Единые службы маркетинга и сбыта позволяют улучшить координацию ценовой
политики и географию продаж, что положительно сказывается на повышении
конкурентоспособности готовой продукции. Однако реализация концепции
объединения шинных и других заводов в их сегодняшнем состоянии может и не дать
ожидаемого максимального эффекта.
Тем не
менее, представляется целесообразным не отказываться от объединения предприятий
- производителей шин, но предварить этот процесс процедурой реструктуризации
как этих, так и других заводов, которые предполагается объединить в рамках
единой структуры. В этом случае создается эффективная и гибкая структура с
устойчивым финансовым положением, имеющая перспективы дальнейшего развития и
укрепления своих позиций на рынке шинной продукции.
[5]Одновременно с образованием новой
укрупненной структуры повысилась инвестиционная привлекательность входящих в
нее предприятий и объединения в целом, что позволило ускорить реализацию
соответствующих инновационных программ развития производства и сбыта готовой
продукции, поднять конкурентоспособность предприятий.
Для
проведения реструктуризации предприятий-участников было проведено определение
главных целей требуемых преобразований по трем основным видам производства:
изготовление легковых шин; грузовых шин; утилизация резинотехнических отходов,
переработка некондиционных и старых шин. По итогам оценки позитивных и
негативных характеристик конкурентоспособности отдельных производств для
каждого из них были сформулированы цели реструктуризации, которые послужили
базой для дальнейшей разработки конкретных мер по реформированию деятельности.
2. Типы организационных структур
Оценку сложившейся на сегодняшний день организационной
структуры предприятия лучше всего проводить в рамках комплексной диагностики
состояния предприятия, включающей, кроме того, оценку финансово–экономического
состояния, проблемы и направления развития управленческой команды,
маркетинговую ориентацию предприятия и прочее.
Сложившуюся систему управления необходимо менять, когда
организационная структура и функции, выполняемые подразделениями, перестали
соответствовать решаемым организацией задачам и недостаточны для решения перспективных
задач. Как правило, на большинстве российских предприятий сложилась именно
такая ситуация – структура управления стала постепенно отставать от требований
времени (неадекватна текущей ситуации и происходящим изменениям). Имеют место
следующие типовые недостатки существующих организационных структур:
чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых
руководителей (как минимум – генеральный директор) и, как следствие, их
перегрузка (невозможность выполнять свои функциональные обязанности);
наличие множества заместителей генерального директора и
директоров с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности;
отсутствует информационная поддержка деятельности
предприятия (отдел автоматизации системы управления работает не на нужды конкретного
пользователя; максимум, что обслуживается - бухгалтерия), в частности
коммерческой и финансовой деятельности;
разные аспекты единой службы работы с персоналом либо
отсутствуют вообще, либо разнесены по функциональным подразделениям с
различными уровнями подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом и
отдел организации труда и заработной платы);
отсутствуют или присутствуют формально жизненно необходимые
финансово–экономические подразделения и реальный человек, несущий полную
ответственность за результаты финансовой деятельности предприятия (финансовый
директор);
отсутствует служба управления изменениями, которая
определяет в конкретный момент времени ориентацию организации на требования
внешней среды.
Приватизация государственных предприятий дала необходимый
толчок к изменению структуры российского производства. Сменилась не только
форма собственности, но и ассортимент выпускаемой продукции, приоритеты в
вопросах организации производства и сбыта; наконец, на предприятиях стали
появляться действительно грамотные специалисты в областях менеджмента,
маркетинга, управления персоналом и других сфер. Однако, зачастую, эти
изменения носят лишь количественный характер, и вот почему: организационная
структура государственных предприятий, как правило строилась на функциональной
основе. Решения принимались централизованно и планирование велось из центра.
Такая система была предназначена для работы в условиях стабильной экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|