Меню
Поиск



рефераты скачать Резервные требования

p> -административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков,

-установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов,

-изменение уровня минимальных резервов.

По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным ( косвенным ) методам регулирования денежной массы, и, прежде, всего к операциям на открытом рынке и изменения уровня процентных ставок.

К основным инструментам и методам денежно- кредитной политики Банка
России согласно новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995г. № 65-
ФЗ отнесены:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативные обязательства резервов, депонируемых в Банке

России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы ;

7) прямые количественные ограничения.

8) выпуск от своего имени облигаций.

Банк России ежегодно не позднее 1 октября предоставляет в
Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящей год не позднее 1 декабря- основные направления единой государственной денежно –кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляются Президенту
Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год включают в себя анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации и основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно- кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год принимает соответствующее решение.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно- кредитной политики.

1.3 Методы определения величины резервных требований.

Величина минимальных резервов может определяться двояким способом — по отношению к банковским пассивам либо к банковским активам. Способ определения резервных требований к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот способ определения объема резервных требований. В немногих странах базисом исчисления размера минимальных резервов служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться по отношению ко всем банковским пассивам или к их отдельным статьям.

Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств. В большинстве стран используется именно этот спосб установления резервной базы, особенно удобной при введении схемы резервных требований.

Второй способ определения величины резервных требований по отношению к банковским активам (кредитам) считается чисто французским изобретением и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Кроме того, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых банком одному клиенту. На практике рассмотренные выше директивные параметры в области развития кредитных операций банков получили название "кредитные потолки", а сам метод определения величины резервных требований по отношению к банковским кредитам нередко называется методом "кредитных потолков" (ограничений). За нарушение установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергаются со стороны центрального банка санкциям в виде уплаты высокого учётного процента или обязательного перечисления на беспроцентные счета в центральном банке суммы, равной превышению этих лимитов.

Таким образом, центральный банк может регулировать темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений.

У каждого способа определения резервной базы по отношению к банковским пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению банковской ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных банковских операций. В данном случае их влияние на экономику является опосредственным. Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведёт к снижению размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если банк не намерен сократить общий объём активных кредитных операций.
Результатом этого является рост взимаемых банком по активным операциям процентных ставок и сокращение объема кредитов. С другой стороны, основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Исключение составляют периоды, когда центральный банк проводит политику, направленную на урегулирование платежного баланса страны, например, путем привлечения иностранных капиталов. Но метод установления резервных требований по отношению к банковским активам не лишен и существенных недостатков.
Кредитные ограничения — это самая жесткая форма глобального воздействия на кредит. В свою очередь, такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшению функционирования банковской системы в целом, препятствует развитию конкуренции в банковском деле, затрудняет доступ мелких и средних фирм к банковскому кредиту, ухудшая их платеже - и кредитоспособность и финансовое положение. Поэтому селективный характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот для кредитов, предоставляемых банками отдельным секторам экономики, например, энергетике, сельскому хозяйству или экспортным отраслям.

1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками.

Одним из наиболее применяемых центральным банком инструментов денежно- кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой применения, что в совокупности с непосредственным воздействием на уровень ликвидности коммерческих банков делает его весьма привлекательным.

Минимальные резервы это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в расположении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивают возможности кредитования.

Изменение норм резервных требований – один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявлении требований к разным частям баланса- активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования.
Вместе с тем появление новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды пассивов. Так, в Германии в середине 80-х гг. резервные требования были распространены на предъявительские ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США – на банковские обязательства в евровалютах. В то же время отдельные виды обязательств в различных странах не подпадают под
«базу» исчисления обязательных резервов. Практикуется также исключение из
«базы» минимальных резервных требований депозитов нерезидентов- такая система действует в Германии.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям – в частности, банки начинают манипулировать составам своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.

Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени « денежности» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени « денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливаются более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований.

Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Качественный состав этих средств различен- это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США,
Германия, Швеция)- иностранная валюта на сетах центрального банка. В любом случае все они должны быть максимально «денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц- подобная схема используется в Японии, Франции, и других странах; в США расчетный период равняется двух недельному сроку , в Канаде он составляет 2 полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер- этот механизм используется в США и Франции. Существует также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому, чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данной момент денежно-кредитной сферы, а, следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды-до 1 дня способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать
30%, по срочным обязательствам ( от 1 месяца до 4 лет)-20%, по сберегательным вкладам- 10%. В то же время в отношении обязательств банков
– нерезедентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета,- подобная практика характерна для Японии и Австралии.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается развивающихся странах.
Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков.

В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер- в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объема депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах.
Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии(25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%.
В Японии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляет
2,5% Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно- кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,43% объема обязательств коммерческих банков.

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений- одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно- кредитной политики гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в
США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов.

Следует отметить , что большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков.

2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

2.1Основные положения по резервированию

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации ( Банке России) Банк России во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, применяя методы и инструменты, установленные законом.

Обязательные резервы ( резервные требования) – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России – представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемой для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона « О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления.
Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.