Резервные требования
смотреть на рефераты похожие на "Резервные требования"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 6 1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований. 6 1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики 9 1.3 Методы определения величины резервных требований. 13 1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками. 15
2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 20 2.1Основные положения по резервированию 20 2.2 Расчет суммы обязательных резервов , подлежащих депонированию в Банке России. 24 2.3 Порядок учёта операций по формированию обязательных резервов 34
3.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями
обязательных требований. 44 3.1 Проведение проверки правильности составления расчетов обязательных резервных требований. 44 3.2 Порядок начисления и взыскания штрафов за допущенные нарушения резервирования 48 3.3. Право внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов 53
4. Функции Территориальных Учреждений Банка России по регулированию фонда
обязательных резервов в регионе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
Литература 66
Приложение……………………………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков
являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования
центральных банков. Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных
кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на
открытом в нем беспроцентном ( как правило) счете. Резервная политика как часть современной монетарной политики
центральных банков основана на изменении их требований к обязательным (
минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов . Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой
Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным
инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики,
реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности
кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать
ликвидность банковской системы, и устанавливаются для контроля денежных
агрегатов и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В современной практике минимальные резервные требования используются
преимущественно в инструментарии денежно- кредитного регулирования для
решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и
антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения
роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для
высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение
резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы,
а как инструмента регулирования деятельности банков. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в России
минимальные резервные требования применяются как источник погашения
обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при
отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это и характеризует
российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях
экономической и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне
важно. Последствия экономического кризиса в России на какое-то время
отодвигают, но какое-то время отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы
достижения банковским сектором качественно нового уровня, в частности
уровня аккумулятора средств для и собственно инвестора, без чего
стабилизация и подъем экономики страны предоставляются проблематичными. Тем
более, что ресурсы для оживления инвестиций имеются внутри банковской
системы. Это- средства в обязательных резервах кредитной системы,
депонируемых в Банке России, которые при уменьшении резервных норм могут
быть использованы для расширения активных операций , в частности, для
оживления инвестиций, причем практически без инфляционного эффекта- как
отчисления в основном от обеспеченных реальным движением товаров и услуг
денежных средств, поступивших на расчетные счета и во вклады (выручка,
зарплата и т .п.). Корректировка норм резервирования, являющиеся одним из
административных методов денежно- кредитной политики, представляется вполне
реалистичной: ресурсная база банков второго уровня изменяется достаточно
быстро: за недоначисление средств в обязательные резервы в России
предусмотрены жесткие санкции; на избыток средств в обязательных резервах
процентный доход не --выплачивается, как и по обязательным резервам в
целом. Благоприятный инвестиционный климат в стране способствует стабилизации
экономики и банковской системы, а средства обязательных резервов помимо уже
известных направлений использования имеют массу нереализованных
возможностей, также как и сама политика резервных требований. Поэтому целями данной работы являются: - Изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований как в России, так и за рубежом , динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов. - Доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов , депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно- кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно. 1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований. Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока
наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных
кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские
дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие
банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии,
особенности банковского производства (например, необходимость страхования
ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия
определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких
резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы
непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству
американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных
резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы
кредитных институтов в среднем составляли 20-25%. С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования
на государственном уровне создается фонд обязательных резервов
коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке.
Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент
денежно- кредитного регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали
важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной резервной системы. В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным
институтам применяются практически во всех странах с рыночной экономикой,
за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента
денежно- кредитного регулирования подтверждается как фундаментальными
исследованиями денег и кредита ( в частности, в трудах Пигу, Фишера,
Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма
банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и
мировой практикой. В России минимальные резервные требования применяются также как
источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и
кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций ( статья
38 закона « О Центральном Банке России»). Тем не менее на практике
процедура возврата денежных средств кредиторами из резервного фонда банка
в Центральном Банке четко регламентирована. Возможно, было бы
целесообразным передать часть суммы резервных отчислений для формирования
резерва Корпорации по гарантированию вкладов (этот институт вводится в
России в случае принятия Закона « О гарантировании вкладов граждан в
банках», что, возможно, произойдет в начале 1997г.). В Современной практике минимальные резервные требования используются
преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для
решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и
антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения
темпов роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы.
Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных
резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы,
а как инструмента регулирования деятельности банков. По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только
эффективным, но и сильнодействующим « экономическим лекарством»(П.
Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и
необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики.
Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого « лекарства», что , к
сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам стала
применяться в России с конца 80-хгг., когда происходило бурное развитие
коммерческих банков. Государственным Банком СССР была установлена норма
резервов в размере пяти процентов от суммы привлеченных средств. Однако
даже такая скромная норма резервирования ( по сравнению с действующими в
настоящие время) считалось непомерно завышенной в газах политиков и
банкиров. Центральный Банк Российской Федерации в 1991 г. издал известную
Инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков»,
которой устанавливалась норма резервирования в размере двух процентов. В
определенной мере это был политический шаг, так как в это время (1990-
1991гг.) линия фронта в войне Центра и республик проходила в банковской
системе. Спустя всего год, в 1992 г., норма резервирования всего за четыре
месяца увеличилась до двадцати процентов. Правительство Гайдара быстро
отбросило в сторону популизм и иллюзии, и стало проводить жесткую
монетарную политику. Высокие нормы резервирования в условиях инфляции-
краеугольный камень монетаристской политики. Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы
в зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по
счетам до востребования- двадцать процентов; по срочным обязательствам
коммерческого банка и кредитного учреждения – пятнадцать процентов. Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно
рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика
показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от
видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не
только эффективно вследствие « более избирательного удара», нежели единые
номы, но и более разумны в социальном аспекте. С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать
резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую
инфраструктуру России были внесены серьезные изменения. В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий,
длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке
Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит
достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков. Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О
Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые
параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России. Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится
одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих
банков в России. Динамика обязательных резервов за последние годы свидетельствует о
постоянном увеличении обязательных резервов как в абсолютном выражении,
так и в удельном весе в денежном выражении. Таким образом, влияние
резервных требований на состоянии банковской системы и всего народного
хозяйства постоянно возрастает. Многие экономисты и банкиры считают существующие в настоящее время в
России нормы резервирования чрезмерно завышенными и даже вредными для
экономического развития. Тем не менее этот вопрос достаточно дискуссионен. 1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики Выбор инструментов денежно- кредитного регулирования, применяемых
центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование
различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности
экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся
традиций и конкретных обстоятельств. Имеющиеся в расположение центрального банка инструменты денежно-
кредитного регулирования различаются: . по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), . по своей форме ( прямые и косвенные), . по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), . по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно- кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение ( кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. По форме инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются административные (прямые) и рыночные ( косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные ( косвенные) инструменты отличаются большой гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящие время отмечается переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным. По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты предоставляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно- стоимости банковских кредитов. По срокам воздействия инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными ( конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относится инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики. Основными инструментами денежно- кредитного регулирования, наиболее часто используемые центральными банками большинства стран, являются: . регулирование официальной учетной ставки; . установление минимальных резервных требований; . рефинансирование коммерческих банков; . операции на открытом рынке. Однако этим арсенал инструментов денежно- кредитного регулирования не
исчерпывается. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким
методам как, . установление кредитных ограничений, . лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, . портфельные ограничение и другие. Выбор и сочетание инструментов денежно –кредитного регулирования
зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или
ином этапе экономического развития страны. На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее
результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в
денежно кредитную сферу:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|