бюджета на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на
селе по субъектам Российской Федерации, разрабатываемой Минсельхозом России.
Недостаточное развитие животноводства – одна из причин
безработицы и бедности на селе. Его развитие позволит решить не только важные
общегосударственные экономические задачи, но и ощутимо повысить
благосостояние сельских жителей.
С 1991 по 2005 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось с 54,7
до 21,4 млн. голов, свиней – с 35,4 до 13,3 млн. голов. Производство мяса скота
и птицы на убой в живом весе снизилось с 14,5 до 7,6 млн. тонн. В
настоящее время мясное животноводство в целом нерентабельно, а производство
мяса крупного рогатого скота – самое убыточное (-31,1% в 2004 году)
Естественно, что в такой ситуации растет импорт мяса и
мясопродуктов, доля которого на внутреннем рынке составляет свыше 34%. Подобная
зависимость нашей страны от импорта при наблюдаемом сегодня мировом росте цен
на мясо провоцирует инфляцию и сдерживает увеличение реальных доходов
населения.
Развитие животноводства будет способствовать увеличению объемов
качественных отечественных продуктов питания на внутреннем рынке, расширению
производства зерновых и кормовых культур и тем самым стимулировать развитие
растениеводства.
Реализация приоритетного проекта в сфере АПК позволит
привлечь до 40 млрд рублей в год кредитов коммерческих банков, провести
техническое перевооружение животноводческих комплексов, закупить 100 тысяч
голов высокопродуктивного племенного скота.
Меры государственной поддержки предусматривают:
1. Повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования
строительства, реконструкции и модернизации животноводческих предприятий комплексов
(ферм).
Из федерального бюджета ежегодно будут выделяться дополнительно более 3
млрд рублей на субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам.
2. Увеличение объемов поставок техники, оборудования и племенного
скота на условиях федерального лизинга.
Для реализации данной меры уставный капитал ОАО «Росагролизинг» в
2006-2007 годах будет увеличен на 8 млрд рублей за счет средств федерального
бюджета.
3. Сохранение режима ограничения импорта мяса.
Тарифные квоты на ввоз говядины и свинины будут устанавливаться на
длительную перспективу, позволяющую планировать развитие производства.
4. Стимулирование ввоза технологического оборудования для
животноводства, не имеющего отечественных аналогов.
Для этого будут отменены ввозные таможенные пошлины на подобное
оборудование.
По оценке Минсельхоза России, реализация мер по указанным
направлениям позволит привлечь до 40 млрд рублей в год кредитов коммерческих
банков, провести техническое перевооружение животноводческих комплексов,
закупить 100 тысяч голов высокопродуктивного племенного скота.
Для получения субсидий по кредитам сельхозтоваропроизводителям,
получившим инвестиционный кредит на строительство, реконструкцию и модернизацию
животноводческих комплексов (ферм), необходимо обратиться в уполномоченный
орган исполнительной власти субъекта федерации по управлению агропромышленным
комплексом.
Предусматривается субсидирование процентных
ставок по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных
организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию
животноводческих комплексов (ферм) (ранее был установлен срок до 5 лет).
Субсидии по указанным кредитам будут
предоставляться сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм
собственности и крестьянским (фермерским) хозяйствам, получившим инвестиционный
кредит на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих
комплексов (ферм) начиная с 2006 года.
В лизинг можно приобрести кормозаготовительное,
стойловое оборудование и оборудование для приготовления и раздачи кормов и
очистки животноводческих помещений, для убоя и разделки продукции, ее
охлаждения и хранения, модульные животноводческие комплексы и другое. По
вопросам лизинга необходимо обращаться в государственную агропромышленную
лизинговую компанию ОАО «Росагролизинг» и его сублизинговые компании в регионах
начиная с 2006 года.
Для приобретения племенного скота, машин и оборудования для
животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга), в том числе по
договорам купли-продажи с рассрочкой платежа (по племенному скоту), необходимо
обращаться в государственную агропромышленную лизинговую компанию ОАО
«Росагролизинг» и его сублизинговые компании в регионах начиная с 2006 года.
Сроки расчетов по договорам – до 5 лет.
Авансовый платеж – от 7%.
Ставка за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг»
– 0% годовых.
Ограничение импорта будет компенсироваться
ростом производства отечественной продукции, в том числе за счет повышения
доступности кредитов, господдержки лизинга и отмены пошлин на
высокопроизводительное импортное технологическое оборудование для
животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Реализация проекта должна обеспечить переключение растущей части
спроса населения на продукцию отечественных производителей, рост эффективности
производства и повышение уровня конкурентоспособности.
Эффект от реализации приоритетного направления проекта
«Ускоренное развитие животноводства» можно оценить следующим образом: объемы
производства мяса увеличатся на 7% по сравнению с уровнем 2005 года, молока –
на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота не ниже уровня 2005
года.
Из 16 млн сельских домохозяйств около 14 млн (86,6%) ведут
подсобное хозяйство и производят около 92% картофеля, более 80% овощей, около
52% мяса и молока, около 57% шерсти. Крестьянские (фермерские) хозяйства – 261
тыс. единиц – производят более 18% зерна, 26% семян подсолнечника и 10%
сахарной свеклы. Они существенно заполняют нишу, образовавшуюся с началом
реформ из-за сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в
крупных и средних сельскохозяйственных организациях.
В последние годы крестьянские (фермерские) хозяйства устойчиво
наращивают объемы производства сельскохозяйственной продукции – с 23,6 млрд
рублей в фактически действовавших ценах в 2000 году до 90 млрд рублей в 2005
году. В 2004 году в личных подсобных хозяйствах населения товарность скота и
птицы в живом весе составила 32,9%, молока – 20,1%, картофеля – 10,3%,
овощей – 9,7%. Из 16,0 млн личных подсобных хозяйств только 3,4 млн хозяйств
производят продукцию на продажу.
Поэтому для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного
производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на
селе, требуется поддержка со стороны государства.
Предполагается реализовать основные меры в рамках приоритета по
развитию малых форм хозяйствования в АПК:
¾
субсидирование части
затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство и
создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами
(заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) на развитие
производства;
¾
поддержка развития
сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования,
оказания организационной и консультативной помощи;
¾
предоставление
долгосрочных кредитов под залог земель сельхозназначения;
¾
модернизация и развитие
предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной
продукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских)
хозяйствах.
Для получения субсидии по кредиту на развитие производства в
личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах нужно обращаться в
органы управления АПК субъектов Российской Федерации.
ОАО «Россельхозбанк»
разработаны программы
предоставления кредитов крестьянским (фермерским) и личным подсобным
хозяйствам. Информацию по данному вопросу можно получить непосредственно в
Россельхозбанке и его региональных филиалах.
В постановлениях Правительства
Российской Федерации, определяющих правила предоставления субсидий,
предусмотрено, что субсидирование процентных ставок по кредитам и займам,
привлеченным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных
кредитных потребительских кооперативах личными подсобными и крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами, будет осуществляться в размере 95% ставки
рефинансирования Центрального Банка России, но не выше 95% фактических затрат
на уплату процентов. Причем с условием софинансирования из бюджета субъекта на
уровне 5% ставки рефинансирования Центрального Банка России.
Необходимо также, чтобы цели кредитов соответствовали целям,
указанным в постановлениях Правительства РФ.
Кроме того, в постановлениях Правительства
Российской Федерации, регламентирующих предоставление субсидий малым
формам хозяйствования в АПК, предусмотрена возможность привлечения банков к
формированию пакета документов, необходимых для получения субсидий.
Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства
испытывают острую нужду в денежных средствах. Однако действующие банковские
организации не имеют в сельской местности достаточно развитой сети филиалов.
Кроме того, процедура оформления банковских кредитов весьма громоздка, сложна,
длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики
чаще всего не имеют.
Указанные недостатки способна устранить сельскохозяйственная кредитная
кооперация.
Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации будет
происходить в соответствии с разработанной Минсельхозом России концепцией развития
сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и
разработанными региональными программами при участии соответствующих
министерств и ведомств, региональных органов власти, региональных
представительств Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Союза сельских кредитных
кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при
участии ОАО «Россельхозбанк».
ОАО «Россельхозбанк» в конце прошлого года разработало технологии
своего участия в формировании и функционировании сельскохозяйственных кредитных
кооперативов. В соответствии с ними предполагается:
– создание до 1 декабря 2006 года в 66 региональных филиалах и 320
дополнительных офисах сети консультационных пунктов для подробного
информирования потенциальных участников кредитных кооперативов и оказания им
помощи при создании, регистрации и начале функционирования;
– вхождение банка в сельскохозяйственные кредитные кооперативы в
качестве ассоциированного члена для увеличения капитальной базы кооперативов;
– оказание помощи в организации деятельности и создании механизма
кредитования, учитывающего специфику статуса и потребности участников
сельскохозяйственных кредитных кооперативов;
– выдача долгосрочных кредитов для создания материально-технической
базы сельскохозяйственных кредитных кооперативов;
– выдача краткосрочных кредитов для последующего кредитования членов
сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
Личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства
испытывают острую нужду в денежных средствах. Однако действующие банковские
организации не имеют в сельской местности достаточно развитой сети филиалов.
Кроме того, процедура оформления банковских кредитов весьма громоздка, сложна,
длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики
чаще всего не имеют.
Указанные недостатки способна устранить сельскохозяйственная кредитная
кооперация.
Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации будет
происходить в соответствии с разработанной Минсельхозом России концепцией развития
сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и
разработанными региональными программами при участии соответствующих
министерств и ведомств, региональных органов власти, региональных
представительств Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Союза сельских кредитных
кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при
участии ОАО «Россельхозбанк».
Ипотека земельных участков – разновидность имущественного залога,
который служит обеспечением исполнения обязательства по кредиту, полученному
владельцем участка.
На развитие земельной ипотеки в 2006 – 2007 годах планируется
выделить 1,3 млрд рублей, которые будут направлены из федерального бюджета на
увеличение уставного капитала Россельхозбанка. В свою очередь, банком
подготовлена концепция развития земельно-ипотечного кредитования, на основе
которой разрабатывается целевая программа. В соответствии с ней
предусматриваются:
¾
создание технологии долгосрочного
кредитования сельских товаропроизводителей под залог земельных участков,
оформленных в собственность в соответствии с действующим законодательством, а
также находящихся в долговременной аренде;
¾
выдача долгосрочных
кредитов сроком до 15 лет, обеспеченных залогом земельных участков, на
создание, реконструкцию и модернизацию материально-технической базы сельских
хозяйств;
¾
привлечение коммерческих
банков к участию в проекте на основе предлагаемой банком технологии
рефинансирования их земельно-ипотечных активов;
¾
меры по формированию рынка
ценных ипотечных бумаг, обеспеченных земельными активами, что позволит
привлекать на финансовом рынке денежные средства, необходимые для дальнейшего
наращивания объемов кредитования на основе земельной ипотеки.
Региональные органы власти и органы местного самоуправления с
участием Россельхозбанка проведут широкомасштабную просветительскую и
ознакомительную кампанию, чтобы довести до собственников земли возможности
привлечения ими заемных средств на основе земельно-ипотечных кредитов.Они будут
содействовать созданию условий для оформления, ускоренной и упрощенной
регистрации прав собственности сельских товаропроизводителей на их земельные
участки, совместно с коммерческими банками обеспечат функционирование нормального
процесса оборота прав собственности на землю. В конце 2005 года Минсельхоз
России и ОАО «Россельхозбанк» направили в регионы совместное письмо, в котором
указаны основные направления совместных действий региональных органов власти и
подразделений банка, связанных с формированием их заинтересованности в
реализации программы.
Россельхозбанк на основе разработанной им программы в 2006 году
реализует ряд пилотных проектов земельно-ипотечного кредитования в нескольких
регионах Российской Федерации и в дальнейшем планирует наращивать объемы такого
кредитования по мере появления конкретных заемщиков.
Предусматривается создание при банке земельно-ипотечного
агентства, которое возьмет на себя основную задачу по созданию инфраструктуры
подобного кредитования, в частности развитие рынка земельно-ипотечных ценных
бумаг.
Банк планирует включить в эту систему и другие коммерческие банки,
которые могут рефинансироваться у него под залог своих земельно-ипотечных
активов.
В соответствии с действующим законодательством в залог могут быть
переданы:
– земельные участки, принадлежащие физическому или юридическому лицу на
праве собственности;
– земельные участки, выделенные в натуре в счет доли в праве общей
долевой собственности на земельные
участки.
Не могут быть предметом ипотеки:
¾
земельные участки, изъятые
из гражданского оборота, в том числе земельные участки, находящиеся в
государственной и муниципальной собственности;
¾
земельные участки или
части земельных участков, площадь которых меньше минимального размера,
установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления для земель различного целевого назначения и
разрешенного использования;
¾
земельные участки из
состава земель сельскохозяйственного назначения, на которые по закону не может
быть обращено взыскание.
Предметом ипотеки может быть как сам земельный участок, так и
арендные права на него. Закон устанавливает для этого вида залога особый режим,
согласно которому ипотека этого права может осуществляться только с согласия
собственника земельного участка (арендодателя) на срок, не превышающий срок
аренды.
На развитие сельскохозяйственного производства, улучшение земель,
приобретение земельного участка и т.д.
Подробную информацию и необходимые консультации
о порядке оформления ипотечного кредита и
необходимых для этого документов можно получить в региональных филиалах Россельхозбанка.
Реализация проекта в качестве обязательной предпосылки должна
исходить из необходимости разработки региональных программ, каждая из которых
рассматривает проблему как комплексную, т.е. решаемую только синхронно с
другими.
Наряду с организационными и методическими позициями в программах
должны четко прослеживаться региональные и отраслевые приоритеты, требования к
организационно-правовым и корпоративным стандартам функционирования их
участников, критерии отбора или допуска к ним, гарантированные по объемам и срокам
направления источники финансирования, прогнозируемые параметры деятельности и
социально-экономический эффект, а также инструменты предварительного, текущего
и последующего контроля.
В качестве решающих факторов успеха проекта следует назвать:
¾
сохранение высокого
политического значения проекта, его приоритетности;
¾
правильно поставленную
организационную и общественную подготовку проекта всеми его участниками, и в
первую очередь – региональными и муниципальными органами управления;
¾
формирование доступной и
масштабной системы информирования сельского населения о задачах и возможностях
участия в проекте;
¾
строго организованный
подход к отбору и допуску к программе ее потенциальных участников на основе
объективного бизнес-планирования и учета человеческого фактора;
¾
соблюдение в процессе
создания и функционирования структур проекта предварительно согласованных
целевых, производственных и экономических параметров;
¾
создание технологически
выверенных и адекватных проблематике финансовых и корпоративных инструментов
для достижения поставленных задач;
¾
обеспечение устойчивого
финансирования проекта на всех его этапах;
¾
правильно сформулированную
систему мониторинга и контроля реализации проекта.
Реализация указанного направления проекта позволит
в значительной степени улучшить, а в ряде случаев – создать мелким
товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства;
гарантированного сбыта продукции; повышения уровня товарности хозяйства;
роста уровня доходности хозяйств; увеличения занятости и снижения скрытой
безработицы.
Объемы реализации продукции, производимой крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся
к началу 2008 года на 6% по сравнению с 2005 годом.
Эффект от реализации приоритетного направления проекта
«Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» можно оценить
следующим образом: объемы реализации продукции, производимой крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство,
увеличатся к началу 2008 года на 6% по сравнению с 2005 годом.
Производственный потенциал аграрного сектора находиться на переходном
периоде. Поэтому необходимо осуществление программы государственной поддержки
агропромышленного комплекса, целевое выделение средств из государственного
бюджета, использование финансовых источников на местах, привлечение инвестиций,
в том числе и зарубежных.
По-видимому, ближайшие 2-3 года определят будущее АПК России -
как прогрессирующей и развивающейся отрасль, находящуюся в независимости от
импорта продовольствия.
Имеющийся природный потенциал при условии создания надлежащих
экономических условий может способствовать возрождению аграрного сектора.
Однако в огромной степени это будет зависеть от коренного пересмотра принципов
аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и
создания надлежащих предпосылок его развития.
1. Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной
продукции и продовольствия.// АПК: экономика управления -1995-№2-с.60
2. Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. // Экономика
сельского хозяйства России -1997-№4-с.31-32
3. Дайджест: Аграрная политика Польши.// Экономика сельского
хозяйства России-1998-№4-с.35
5. Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической
экономикой. //АПК: экономика управления -1997-№7-с.55
6. Лебедева О. Государственное регулирование сельским хозяйством в
США //АПК: экономика управления -1996-№7-с.73-76
7. Масленников В. Аграрный сектор в развитых зарубежных
странах.//-Диалог- 1996- №3- с.37
9. Назаренко В. Мировой продовольственный рынок. .//АПК: экономика
управления -1996-№2-с.28-33
10. Приходько Т. Управление сельским хозяйством в
Финляндии.//АПК: экономика управления -1996-№7-с.25
11. Приходько Т Приходько Т. Управление сельским хозяйством во
Франции.//АПК: экономика управления -1996-№2-с.25-27
12. Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность:
зарубежный опыт.//АПК: экономика управления -1997-№2-с.7
13. Тарьяну Б. Государственное регулирование Венгрии.//АПК:
экономика управления -2000 -№11-с. 36
14. Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование
агропромышленного производства. //АПК: экономика управления -
1998-№7-с.73-76
15. Шипош А. Халмаи П. Цели аграрной политики Венгрии. //АПК:
экономика управления -1999-№8-с.54-57
16. А.Г. Папцов. Анализ основных параметров развития АПК
России в условиях осуществления экономических преобразований.// Обзорная
информация. - Москва, 1995 г.
17. В.И. Новичков. Развитие аграрных отношений в условиях
радикальной экономической реформы. - Саратов, 2003 г.
18. Государственный информационный сайт www.rost.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|