Мидлендбанк предоставляет фермерам широкий набор банковских
услуг, в том числе:
- краткосрочные займы (до 5 лет);
- долгосрочные инвестиционные кредиты для строительства зданий
общего назначения (до 10 лет) и специального назначения (до 7 лет).
Для приобретения земельных участков фермер может получить долгосрочный
инвестиционный кредит на 25 лет. Банк большое внимание уделяет подготовке
новых финансовых менеджеров, используя практические задания и стажировки при
разработке бизнес- планов и планировании бюджетов конкретных фермерских
хозяйств.
Наибольший интерес для специалистов органов управления АПК представляет
вопрос, каким должны быть функции министерства в условиях полного господства
рыночных отношений. Британское сельскохозяйственное ведомство несет
ответственность перед обществом за следующее:
¾
охрана здоровья и общества
от некачественной сельхозпродукции;
¾
продовольственная
безопасность государства;
¾
экологическая безопасность
сельскохозяйственного производства;
¾
использование земли как
средства производства;
экономический анализ отрасли и их тенденции изменения;
¾
реализация
общеевропейского законодательства по сельскому хозяйству;
¾
сотрудничество со странами
ЕС и защита интересов британских фермеров;
¾
охрана
сельскохозяйственных животных;
¾
использование внутренних
ресурсов отрасли.
Министерство по всем перечисленным направлениям решает только
общегосударственные проблемы, не вмешиваясь в дела фермерских хозяйств.
Все сотрудники министерства являются государственными служащими,
при этом в самом министерстве работают только 8,5 тыс. человек, а остальные в
различных агенствах. В лондонском офисе министерства работают только 500
человек, а остальные в региональных центрах по всей Великобритании.
Министерство не представляет своим фермерам финансовой помощи, за
исключением тех случаев, когда фермер принимает участие в какой - либо
государственной программе ( например, элитное животноводство или сохранение
горных пастбищ).Основной источник субсидий для британских фермеров - ЕС,
регулирующий европейский рынок сельхозпродуктов.
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики
любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское
хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15%
национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных
фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому
хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти
отраслям промышленности. Сельскохозяйственное производство – центральное звено
агропромышленного комплекса страны.
Агропромышленный комплекс Российской Федерации (АПК) включает
отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи,
специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее
переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и
перерабатывающую промышленность средствами производства.
В структуре АПК выделяют три сферы: первая – отрасли,
производящие средства производства для сельского хозяйства, – тракторное и
сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и
кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений,
сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая
промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.; вторая –
сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья –
отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, – пищевая, отрасли легкой
промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др., а также
отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию
продукции агропромышленного комплекса.
Структура АПК России далека от совершенства. Сельское хозяйство
является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции АПК,
располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти
67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в
создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК
(например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73%
производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).
Сбалансированное развитие всех сфер АПК – необходимое условие
решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным
сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и
производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции
сельского хозяйства. Например, потери составляют 30% собранного зерна, 40-45%
картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности,
перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%,
степень износа оборудования составляет 76%.
Важная проблема, препятствующая нормальному, сбалансированному
развитию всего АПК – это неразвитость рынка средств производства. До последнего
времени в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов, на
смену которой должен придти рынок. В условиях рыночных отношений поставки
необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с
изготовителями, через оптовых посредников, а также путем закупки через
организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и
пр.). Становление рынка средств производства, повышение качества продукции
отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного
сельскохозяйственного производства в России.
С точки зрения рынка, сельское хозяйство - прежде всего
производитель потребительских товаров, которые удовлетворяют насущные
потребности населения. Потребление продовольствия имеет свои физические
границы, после их достижения дальнейшее увеличение затрат на продовольствие
происходит за счет роста добавленной стоимости, то есть путем повышения
качества продуктов, долее глубокой их переработки. Доля затрат на
продовольствие в общих затратах потребителей нестабильна. Увеличение спроса на
сельскохозяйственную продукцию после достижения определенной границы потребления
продовольствия может произойти только за счет прироста населения, который в
развитых странах не велик. Низкий рост спроса на продовольствие вступает в
противоречие с повышением производительности труда в сельском хозяйстве и
постоянном увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Поскольку
сельскохозяйственное производство в значительной степени изолировано от
сигналов рынка посредством защиты и регулирования рынка, такое положение
приводит к появлению излишков сельскохозяйственной продукции. Проблему
излишков можно решать путем либо длительного хранения продукции, требующего
значительных затрат, либо субсидирование экспорта на мировой рынок.
В условиях свободного рынка спрос и предложение продовольствия
регулируется путем постоянного вытеснения наименее эффективно работающих
производителей их сельскохозяйственного производства с помощью увеличения
предложения.
В 80-х и первой половине 90-х годов в развитых капиталистических
странах продолжается инфляционный рост на продовольственные товары со
среднегодовыми темпами от 2,2% в ФРГ и Нидерландах до 10,1% в Италии ( в США и
Канаде- 3,8% ). Однако рост заработной платы и доходов опережал инфляционный
рост стоимости продовольственных товаров.
В современных условиях глобальная концепция ценообразования на
продукты питания в развитых капиталистических странах предусматривает: во-
первых, активное возрастающее ценовое регулирование производства сельскохозяйственной
продукции; во- вторых, снижающееся ценовое воздействие на внутренний рынок
продуктов питания и потребительский спрос на них при возрастающем значении
доходов населения в регуляции рынка и потребительского спроса; в-третьих,
повышение эластичности потребления продуктов питания.
В продовольственном комплексе ( ПК) развитых капиталистических
стран решающая роль в формировании розничной цены продовольственных товаров
принадлежит в системе маркетинга, так как в настоящее время 85-90% сельскохозяйственной
продукции перед поступлением к потребителю проходит промышленную переработку.
Так, в ПК США в розничной цене “ рыночной корзины продовольствия “ доля системы
маркетинга с 1980 по 1992 г. возросла с 50 до 72%, а доля сельского хозяйства
сократилось с 40 до 28%. Подобная структура розничных цен имеет место в ФРГ,
Франции и других странах ЕС.
Таким образом, в развитых капиталистических странах при
насыщенности рынка продовольственными товарами спрос на них определяется
уровнем доходов населения, а влияние себестоимости сельскохозяйственной
продукции на розничные цены нивелируется, так как доля сельского хозяйства в
розничной цене уменьшается.
В современных условиях в АПК зарубежных стран общей концепцией
ценообразования является приведение в соответствие закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее
производство и реализацию. При этом все чаще стремятся учитывать уровень и
динамику мировых цен.
В современных условиях практически во всех развитых странах мира
наблюдается рост цен на продовольственные товары; в то же время в большинстве
этих стран указанный рост компенсируется опережающими темпами увеличения
доходов населения. В капиталистической системе хозяйственности потребительский
спрос на продукты питания диктуется доходами населения при ведущей роли цен в
насыщенности потребительского рынка продовольственных товаров и услуг. При этом
во многих странах возрастает бюджетная политика фермерских стран.
И наконец, практически во всех странах с развитой рыночной
экономикой создана правовая основа государственного регулирования цен в виде
законов, указов, постановлений. Налажена и систематическая общедоступная
публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти же
данные, как правило, используются при регулировании уровня доходов, их
индексации.
Функционирование сельскохозяйственного производства и
национальных и наднациональных рынков продовольствия на Западе целиком основано
на системе государственного регулирования. субсидии и внешнеторговых
ограничений.
Защита внутреннего рынка и выравнивание условии производства —
неизбежные компоненты экономической политики каждого государства, причем
аграрная сфера является почти обязательной зоной относительно высокого уровня
защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные
сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот.
административною регулирования. Поэтому зачастую официальные таможенные
пошлины могут быть относительно невелики, но за счет других механизмов
фактически ставятся непроходимые барьерные для импорта продовольствия.
Например, если взять Японию, то там импортные пошлины кажутся относительно
небольшими: зерно — 5.3%, мясо — 16,9%, мясные изделия — 16.1%, молочные
продукты —26,5% и т. д. Но за счет других элементов внешнеторговых барьеров
ввоз импортного продовольствия очень ограничен. Например, по рису существует
пошлина в размере 15%, но оптовая торговля рисом монополизирована государством,
и импорт риса в страну фактически запрещен.
В странах же. находящихся в экстремальных почвенно-климатических
условиях, приходится прибегать ко всему арсеналу защитных мер, чтобы оградить
местного производителя от пагубного воздействия мирового рынка. Примером может
быть Финляндия. Внутренний рынок продовольственных товаров в этой стране
защищен не только за счет взимания таможенных пошлин, но и другими методами
государственного регулирования в форме компенсационных и уравнительных налогов,
что позволяет местным фермерам реализовывать свою продукцию по ценам,
значительно превосходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень
самообеспечения продовольствием: пшеница — 177%. ячмень — 108%, овес — 174%.
сахар — 95%. молоко — 120%. говядина — 109%.
По официальным данным Финляндии, средний таможенный тариф на
сельскохозяйственные товары составляет только 11.2%. Однако эта средняя ставка
может дать искаженное представление, поскольку она не отражает реальной степени
защиты внутреннего рынка.
Фактическая защита с учетом всех видов налогов и сборов на
импорт. включая скользящие компенсационные сборы, акцизы и налоги с продаж.
составляет в пересчете к импортной стоимости, в %: говядина свежая и мороженая
— 341, свинина свежая — 270, баранина — 390, молоко с жиром до 6% — 144, сливки
— 454. масло сливочное — 566, сыр — 305, пшеница — 352, ячмень, овес. кукуруза
— 236, тростниковый сахар — 307.
Почти 80% всех сборов таможенного управления составляют акцизы,
компенсационные сборы и налоги с продаж, а собственно импортные пошлины играют
весьма скромную роль. В целом же это создает условия для эффективного
функционирования сельского хозяйства в тяжелых почвенно-климатических условиях.
Кроме тарифной и налоговой защиты собственного производства от
действия сил мирового рынка и поддержания приемлемых экономических условий для
расширенного воспроизводства. стандартной стала практика регулирования цен и
товарной интервенции, на что расходуются огромные средства. Государственная поддержка
сельского хозяйства, прежде всего в целях поддержания его международной
конкурентоспособности, привела к тому, что весьма значительная часть доходов
фермеров поступает за счет затрат государственного бюджета, как национального,
так и наднационального. Характерно в этом отношении положение в Европейском
союзе, где основная часть бюджета этой международной организации идет на
поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию и защиту от влияния мирового
рынка (табл. 3.1). При этом, несмотря на в целом благополучные природные
условия и высокую техническую вооруженность, уровень такой внешнеторговой
защиты составляет порядка 60%, что не дает реальных возможностей для зарубежных
экспортеров (кроме стран тропическою пояса) проникать на этот рынок
Таблица 3.1
Уровень субсидирования производства важнейших видов
сельскохозяйственной продукции в ЕС, %
1998 г.. 1999г.
2000 г.
Пшеница 60
29 62
Масличные культуры 76
61 67
Сахар 78
47 68
Растениеводство всего 68
38 61
Молоко 64
55 67
Говядина 46
55 54
Мясо птицы 22
25 15
Баранина 74
75 72
Свинина 7
7 8
Животноводство всего 41
42 44
Вся продукция 49 41
49
Кроме наднациональных в Европейском союзе функционируют
национальные системы субсидирования. Примером такой массивной государственной
поддержки сельского хозяйства является Франция. Здесь кроме общих основных
дотаций и субсидий, которые идут через аппарат Европейского союза, существует
ряд программ прямых производственных субсидий. Доля этих субсидий в валовом
доходе сельского хозяйства колеблется по годам от 4,6 до 15%. Можно указать на
следующие виды государственной помощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|