Официально
зарегистрировано в службах занятости в качестве безработных на конец 2002 года
13,4 тыс. человек, из них на 90% назначено пособие по безрабо- тице. Среди
безработных 69,9 % - женщины. Также серьезной проблемой остается поиск работы
для молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, составляющей 30,3 % от общего
количества зарегистрированных безработных.
За содействием в
трудоустройстве в службы занятости в течение 2002 года обратилось 146,5 тысяч
человек, что на 2,07 тысяч человек меньше, чем в 2001 году. За этот период
трудоустроено 55,5 тысяч человек (2001год. – 48,9 тыс. чел.).
В 2002 году 7,1 тысяча работников
крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по
инициативе администрации, в том числе 87,4 % - это работники промышленности. В
течение 2002 года 10,5 тыс. человек побывали в вынужденных административных
отпусках, в том числе 83,2% - работники промышленности, 9,8 % - работники
строительной отрасли.
Большая часть
безработных ~ 79,0% проживает в городской местности и
21 % в сельской местности. Средний
возраст безработных – 35 лет. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 35%;
лица в возрасте от 30 до 49 лет - 57 %;в возрасте от 50 до 59 лет – 7,8 %; в
возрасте от 60 до 72 лет – 0,2 %. Уровень безработицы в нашей области в 2000
году уменьшился, но остается по-прежнему высоким – 12,98 % (отношение
численности безработных к экономически активному населению). За 2001-2002 г.г.
наблюдается тенденция к снижению уровня безработицы (2001 год – 10,0%, 2002
год – 8,5 %).
Общая ситуация на
рынке труда остается сложной. Проблемы, возникающие в связи со сложившейся
ситуацией, требуют приведения в действие всех средств активизации рынка труда:
создания новых рабочих мест; введение профориентации для безработных;
стимулирование новых форм занятости: содействие малому предпринимательству,
благоприятные условия для самозанятости, привлекательные системы вознаграждения
для надомников и др.
Активизация рынка труда
на основе имеющихся резервов позволили уменьшить давление избыточной рабочей
силы на рынок труда.
-28-
Инструментом реализации
задач в части стабилизации, а затем улучшения ситуации на областном рынке труда
стала программа содействия занятости населения области на 2001-2003 г. Она
предусматривает достижение главного конечного результата реализации комплекса
запланированных мероприятий – сдержать уровень регистрируемой безработицы – не
допустить превышение уровня регистрируемой безработицы в 2001-2003 году в 3,4%.
-29-
III. Государственное
регулирование рынка труда.
Современный рынок труда
испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность
государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет
спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его
в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной
экономики.
Если безработица превышает
естественный уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то
необходимо вмешательство государства.
Современная
государственная политика не может базироваться на идее, что социальное
развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому
благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и
экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной
занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.
При таком понимании роли
социальной и экономической составляющих развития безработица не может
рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная
способность населения, бюджеты теряют
налогоплательщиков, а предприятия – кадры,
увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку
безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия
причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и
экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.
Состояние рынка труда является
результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и
рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация
безработицы может достигаться в более широком контексте экономических,
социальных, образовательных и других направлений политики (табл.5 на стр. 30)
Тесная связь занятости и
экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и
занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и
способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск
падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации
развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание
безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут
перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное
сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и
предложения рабочей силы.
-30-
С точки зрения влияния на занятость,
эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным
воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности
на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, и тех,
кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание
высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом
составляет задачу экономической политики.
Табл 5.
«Направления
государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости».
Направления
политики
|
Направления действий
|
Экономические возможности для
занятости
|
- антиинфляционная политика;
- налоговая политика;
- поддержка инвестиционной активности;
- промышленная политика;
- региональная политика развития рабочих мест;
- внешнеэкономическая политика
|
Защита труда
|
- наем и увольнение;
- рабочее время;
- заработная плата;
- управление персоналом;
- безопасность труда;
- нейтрализация дискриминации;
- коллективные соглашения и договоры
|
Социальное страхование и социальная
помощь
|
- социальная помощь;
- льготы для семей;
- помощь инвалидам;
- помощь малообеспеченным;
- социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное;
на случай болезни
|
Образование и профессиональное
обучение
|
- общее образование
- профессиональное первичное стационарное
образование; профессиональное дополнительное образование; обучение на
производстве
|
-31-
2. Управление занятостью.
Основная цель систем
управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в
приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд.
Управление занятостью
является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Она осуществляется
Министерством экономики, Министерством труда и социального развития,
Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими
министерствами и ведомствами.
Непосредственное управление занятостью
осуществляют органы Федеральной службы занятости. Основной объем работы по
управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные)
службы занятости.
Принято выделять два типа
воздействия на уровень занятости: пассивную и активную. Активный тип воздействия (стимулирование
создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению
уровня занятости на предприятиях); Пассивный (выплата пособий безработным).
Большое влияние на рынок
труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим,
пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение). Они
содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения
трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная
защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения
доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и других странах, на
«уровне прожиточного минимума».
Посреднически-вспомогательная
роль государства на рынке труда, частично берет на себя функцию поиска и
предоставления рабочих мест, создания общенациональной сети по трудоустройству.
Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют
максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.
В широком смысле механизм
госрегулирования включает экономические,
юридические, социальные и
психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они
осуществляются через систему трудоустройства – широкую сеть бюро занятости,
банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного
регулирования рынка труда рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и
бюджетная политика правительства, совершенствование
-32-
законодательства о социальном
обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах.
Таким образом,
современное государственное регулирование рынка труда представляет собой
комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и
иных мер.
Государственные меры борьбы с
безработицей в России:
- создание Федеральной
государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры
занятости населения. В России действует около 2,5 тыс. центров занятости, в
которых работает свыше 40 тысяч штатных сотрудников.
- поощрение
государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную
плату на начальных этапах переходного периода в России;
- досрочный выход на
пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в
начале переходного периода;
- расширение программ
переподготовки;
- социальная помощь
безработным через пособия по безработице.
-33-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
По данной курсовой работе
можно сделать следующие выводы:
1. Рынок труда, подчиняется в
целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который
имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами
являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы
социального и социально-психологического характера
2. В экономической науке
существует несколько основных концепций функционирования рынка труда. Ни неоклассическая,
ни монетаристская, ни кейнсианская, ни институционалистская концепции в
отдельности не дают полной и адекватной картины функционирования рынка труды, хотя
и отражают его отдельные элементы.
3. Современный
рынок труда в развитых странах с рыночной экономикой сегментирован на несколько
не конкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и
неквалифицированных (вторичных) рабочих мест, рынки наукоемких и традиционных
отраслей экономики.
4. В отраслевой структуре
рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности
занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной
структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность
работников физического труда сокращается.
5. Безработица выступает как
превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от
причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную,
циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем
уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы.
6. Среди основных
направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить:
- программы по стимулированию роста
занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
- программы по подготовке и
переподготовке кадров;
- программы содействия найму рабочей
силы;
- программы по социальному
страхованию безработицы.
-34-
7. Особое место в системе
регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой
специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей
силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение
конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и
переподготовка безработных, выплата пособий.
-35-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУEМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Конституция РФ от 12.12.1993 г.; Новосибирск,
Сибирское университетское издательство, 2003 г., ст.37;
2) ФЗ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»,
г. Москва, 2003г.;
3) «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича), Санкт–Петербург, издательство «Питер», 2001г. -544 стр.;
4) «Экономика», Учебник под ред. доктора экономических
наук, профессора А.С. Булатова, Москва, «Юристъ» 2002г. – 896 стр.;
5) «Экономика и социология труда», Учебник для ВУЗов, Генкин
Б.М. Издательство «Норма», г. Москва, 2002г. – 416 стр.
6) «Экономика труда», Белокрылова О.С., Михалкина Я.В. (конспект
лекций), г. Ростов–на–Дону. Издательство «Феникс», 2002 г. – 242 стр. (Серия
зачет и экзамен);
7) «Современная экономика труда. Теория и государственная
политика» Эренберг Р.Дж., Смит Р.С., Москва, Издательство МГУ, 1996 г.;
8) «Фирма, рынок, право», Коуз Ф., г. Москва, Издательство
«Дело», 1993г.;
9) «Экономика труда в промышленности», Петроченко П.Ф.,
Лясников И.А., Москва, 1978 г.;
10) «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и
практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 1998 г.,
11) «Основы изучения человеческого развития», под ред. Баркалова
Н.Б., Иванова С.Ф., г. Москва, Издательство «Права человека», 1998г., гл. 4
12) «Занятость как проблема: теоретические подходы», Пошевнев
Г.С.,
Новосибирск 1997 г.;
13) «Поведенческие предпосылки современного экономического
анализа» Уильямсон О., THESIS, том 1, выпуск 3, Москва, 1992 г.;
14) «Наемный труд на переломных этапах развития экономики» Под ред.
Цвылева Р.И., Москва, 1999 г.,
15) «Рынок труда России», Гарсиа–Исер М.Х., Смирнов С.Н.,
Москва 1998г.
16) «Придерживание рабочей силы: свидетельства «Российского экономического
барометра», Капелюшников Р.И., Аукуционек С.П., Москва, 1996 г.;
17) «Безработица и эффективность государственной политики на
рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, ТЕИС,1999г.;
18) «Численность и естественное движение населения Брянской области
в 2001г.», Статсборник, Брянск, 2002 г., стр.2;
19) «Брянская область в цифрах» Госкомстат России Брянский
областной комитет государственной статистики, Брянск,2003, стр. 20, стр. 41;
20) «Ситуация на рынке труда в Брянской области» Брянский
облкомстат, Брянск 2001 г., стр. 1-9, стр.12-14, стр. 19-23;
21) «Российский Статистический Ежегодник 2002 г.»,
Госкомстат России, Москва, 2002 г. стр.141,151,155.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|