|
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ: ВВЕДЕНИЕ стр. 1-3 I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА стр. 4-20 1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ: 1.1. Понятие «трудовые ресурсы»; стр. 4-5 1.2. Понятие «экономически активное население»; стр. 5-6 2. ЗАНЯТОСТЬ: стр. 7 2.1. Занятость, как экономическая категория; 2.2. Структура занятости 3. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СУБЪЕКТЫ. стр. 8-16 3.1. Рынок труда в РОССИИ; стр. 8-11 3.2. Особенности рынка труда в современной жизни; стр. 11-14 3.3. Рынок труда Брянской области стр. 15-16 4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЫНКА ТРУДА стр. 17-20 II. БЕЗРАБОТИЦА 1. БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ стр. 21-28 1.1. Классическая безработица; стр. 22-23 1.2. Кейнсианская безработица; стр. 23 1.3. Формула Оукена стр. 24-25 2. ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ стр. 25-26 3. БЕЗРАБОТИЦА в Брянской области стр. 27-28 III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА: стр. 29-32 1. Основные принципы, направления и методы стр. 29-30 2. Управление занятостью стр. 31-32 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ стр. 33 -34 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 35 -1- ВВЕДЕНИЕ. «Труд - источник всякого богатства… Труд - первое основное условие человеческой жизни, и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека», - писал Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Труд – целесообразная деятельность человека, реализация его умственных и физических способностей в процессе производства товаров и услуг, направленные на преобразование вещества природы (сырья) для удовлетворения человеческих потребностей. Он является основным видом человеческой деятельности, где реализуется накопленный человеческий капитал. Категорию «труд» рассматривают в следующих аспектах: - труд как целесообразная деятельность людей по преобразованию предметов труда; - труд как фактор производства; - труд как процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека. Процесс труда является определяющим моментом производства и включает в себя: - сам труд, то есть целесообразную деятельность людей по производству и присвоению предметов природы; - предмет труда, то есть то, на что воздействует человек при изготовлении необходимых ему продуктов; - средства труда, посредством которых человек воздействует на предметы труда и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. В процессе труда и производства люди вступают друг с другом в производственные отношения. Одна их часть – организационно-экономические отношения, которые связаны с разделением труда, концентрацией и специализацией производства. В их основе лежит технологический способ производства экономических благ. Другая часть производственных отношений определяется отношениями собственности на ресурсы. Экономическое содержание труда состоит не только в создании благ и удовлетворении потребностей, но и в извлечении полезности в форме заработной платы. -2-
Основными формами проявления труда являются: - затраты человеческой энергии или ее психофизиологическую сторону трудовой деятельности; - взаимодействие работника со средствами производства; - производственное взаимодействие работников друг с другом по горизонтали для участия в производственном процессе; по вертикали, как отношения между руководителем и подчиненными. Что же касается сферы труда, то это многоплановая область экономико-социальной жизни общества, которая охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, в ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Не менее важным компонентом сферы труда является кадровая политика на предприятиях, мотивация труда и трудовые отношения, так как именно на этом уровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов страны, осуществляется их вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и факторов производства. Целью курсовой работы является поиск ответов на первый вопрос о сущности рынка труда и его структуре. Для этого рассмотрим понятия экономически активное население, трудовой потенциал, занятость, без которых не может функционировать рынок труда. Рассмотрим некоторые концепции рынка труда, в частности, неоклассической, кейнсианской, монетаристской и институциональной. Исследуем российский рынок труда и рынок труда Брянской области, и их особенности. По второму вопросу «Безработица» выясним сущность и причины возникновения безработицы. Дадим объяснение кейнсианской и классической безработицы, а также форм безработицы. По третьему вопросу «Государственное регулирование рынка труда» проведем исследование основных направлений и методов государственного -3- регулирования рынка труда в России, дадим определение косвенного регулирования рынка труда. Раскроем вопрос управления занятостью в России. В соответствии с поставленными целями сформулируем задачи данной курсовой работы: 1) подобрать и изучить экономическую и научную литературу по данным вопросам; 2) ознакомиться с законодательными и нормативными актами; 3) просмотреть публикации по данной теме в периодической печати; 4) проанализировать рынок труда и безработицу Брянской области. -4-
I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА 1.Трудовые ресурсы
1.1. Трудовые ресурсы включают в себя население в трудоспособном возрасте, а также лиц нетрудоспособного возраста, такого как подростки и население старше трудоспособного возраста, занятого в экономике. Динамика численности трудовых ресурсов, в конечном счете, отражает динамику численности населения (табл. № 1). Таблица № 1 «Численность постоянного населения России» (млн. чел.) *
Численность граждан трудоспособного возраста как части всего населения изменяется под влиянием демографического фактора, то есть уровня смертности и рождаемости. Существуют различия в динамике трудовых ресурсов и численности населения. На численность населения и трудовых ресурсов влияние оказывает смертность лиц трудоспособного возраста, а также смертность работающих подростков и пенсионеров. Изменение в уровне занятости подростков и пенсионеров сказывается только на трудовых ресурсах, но не затрагивает численности трудоспособного населения. На численности населения отражаются колебания в рождаемости, а на трудовых ресурсах они сказываются только через 16 лет. Использование трудовых ресурсов включает: - распределение трудовых ресурсов; - эффективность применения их в народном хозяйстве. Распределение по видам занятости трудовых ресурсов включает их разделение на работающую в народном хозяйстве часть, то есть занятых, и незанятые это учащиеся, либо занятые ведением домашнего хозяйства, либо служащие в армии, либо безработные и иные незанятые граждане. _________________________________ * О.С. Белокрылова, «Экономика труда», Ростов-на-Дону, 2002 г., стр. 25 -5- Занятое население разделяется по отраслям, по профессиональным группам, по режимам труда, по характеру труда, то есть умственный это труд или физический. В соответствии с международной практикой распределение по видам экономической деятельности представляет занятость в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности, в электроэнергетике, газо- и водоснабжении, в строительстве, торговле, на транспорте, здравоохранении, образовании… В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяют группы: наемных работников; работодателей; лиц, работающих за свой счет; членов производственных кооперативов; работников, не классифицируемых по статусу. Распределение трудовых ресурсов существует также: по полу, возрасту, уровню образования и здоровья. Категория «трудовой потенциал» отражает эффективность применения трудовых ресурсов с точки зрения их качественного измерения. 1.2. Экономически активное и неактивное население. Экономически активное население включает в себя всех мужчин и женщин, которые обеспечивают или имеются в наличии для обеспечения предложения рабочей силы для производства товаров и услуг (ООН, 1996). В экономической литературе такое население определяется как часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных. Экономически неактивное население включает: детей; учащихся дневных отделений всех типов учебных заведений; отказавшихся от поисков работы безработных; неработающих пенсионеров; лиц, не нуждающихся в работе для поддержания своего существования, включая занятых только ДХ (домашним хозяйством). Совокупность экономически активных и неактивных граждан не совпадает с населением в трудоспособном возрасте, так как многие люди после достижения пенсионного возраста остаются экономически активными. Измерение экономической активности соотношением экономически активного населения в трудоспособном возрасте (в России - мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) является искаженным, поэтому российским Госкомстатом в состав экономически активного населения включаются все граждане в возрасте 15-72 лет. В России при увеличении численности населения в трудоспособном возрасте экономически активное население уменьшилось за период с 1992 по 2002 гг. на 3,5 млн. человек в значительной мере за счет сокращения численности женского экономически активного населения. Уровень экономической активности мужского населения также снизился. -6- Главной причиной его снижения является устойчиво низкий спрос на труд, пассивное отношение к своему статусу. Таким образом, категория экономически активного населения не равнозначна категории трудовых ресурсов. -7- 2. Занятость Проблема занятости – одна из основных социально-экономических проблем переходной экономики. Занятые в России – это люди старше 16 лет, обоего пола, работающие по найму за плату или работающие на себя, а также находящиеся в отпусках или временно не работающие по причине болезни. В российской практике статучета, в отличие от западных стран, к числу занятых относят военнослужащих и студентов, которые входят в состав экономически активного населения. Все занятые разделяются на граждан, работающих полную и неполную рабочую неделю. В России наемные работники в среднем составляют 90% всей рабочей силы. Определенную часть рабочей силы составляют самостоятельные работники, являющиеся предпринимателями, не использующими наемный труд, и лица свободных профессий: адвокаты, журналисты…, не работающие по найму. В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран, прослеживаются следующие изменения: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг, в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу общественного труда (74,2% от общего числа занятых). В России отраслевая структура занятости заметно отличается: у нас занято более 49% экономически активного населения в материальном производстве и около 51% в сфере услуг. Профессионально-квалификационная структура рабочей силы включает в себя три понятия: профессиональную структуру рабочей силы, ее квалификационную структуру, содержание квалификации. При этом профессиональная структура- это совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп; квалификационная структура – совокупность работников различных уровней квалификации, включающих в себя набор навыков, опыта и других компонентов. Россия находится на одном из ведущих мест в мире по показателям образования и квалификации рабочей силы (на начало 1998 г. высшее образование имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) около 69%). В том же 1998 году государственными и негосударственными высшими учебными заведениями было выпущено ~ 460 тыс. специалистов. В 1997/1998 учебном году в России насчитывалось более 3 млн. студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения). Уровень образования рабочей силы и в целом населения России, является одним из важных конкурентных преимуществ в международном разделении труда. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.