|
Расходы бюджета в 2007 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы увеличились по сравнению с 2006 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2006 году до 17,5% в 2007 году. В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%. Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., рисунок 2.2. Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу Основная часть расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы по подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 43,5% (в 2006 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 22% (24,4% - в 2006 году), "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году). Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2006 году доля этих расходов составляла 53,7%. Денежно-кредитное регулирование. Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют свои функции. Бумажные деньги вводятся государством, оно устанавливает их курс, но реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от власти и определяется законами денежного обращения. В обязательствах погашения долгов деньги выступают как средство платежа. Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение. Денежно-кредитная политика заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, рынок денежного капитала, цену денег. Механизм денежно-кредитного регулирования состоит в том, что, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, государство влияет на производство общественного продукта, занятость, уровень цен и т.д. Денежно-кредитная политика дополняет финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера. Основной составляющей кредитно-денежного регулирования является кредит — движение ссуд капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Эта система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал, создает инвестиционный климат. В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему. В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система: на верхнем уровне находится Национальный банк Республики Беларусь, на нижнем — коммерческие банки. Согласно Конституции Республики Беларусь, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк контролирует практически все элементы системы безналичных и наличных расчетов. Он обслуживает коммерческие банки, бюджетные организации, а также представительные и исполнительные органы власти, государственные внебюджетные фонды. Главной клиентурой Национального банка являются Министерство финансов и коммерческие банки. Национальный банк Республики Беларусь контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует новые учреждения; лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Национальным банком и согласованной с Правительством Республики Беларусь денежно-кредитной политики. Основные ее направления ежегодно представляются для рассмотрения Национальному собранию. Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются: [16, c. 284] — учетная ставка (процентная ставка или ставка рефинансирования) - процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение этой ставки вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и снижает кредитные вложения в экономику. Эта ставка должна быть выше текущего темпа инфляции (т.е. положительной), что означает вовлечение денежных ресурсов в народное хозяйство не бесплатно (не происходит инфляционная эмиссия денег); — норма обязательных резервов (резервная норма) - минимальный процент депозитных обязательств, который банк должен держать в центральном банке. При повышении этой нормы сокращаются избыточные резервы банков и уменьшается денежное предложение; — операции на открытом рынке - основной инструмент регулирования денежной массы, используемый в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг обеспечивается пополнение или снижение банковских резервов кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков. На достижение этого же эффекта направлен выпуск государственных ценных бумаг. Эмиссия позволяет изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих ценные бумаги, и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Особенно очевидны преимущества такого регулирования в периоды высокой инфляции. За счет продажи государственных ценных бумаг возможно обеспечивать и увеличение денежной массы, когда государственные органы (Министерство финансов, Национальный банк) скупают государственные ценные бумаги на рынке, высвобождая деньги. От проведения денежно-кредитной политики во многом зависит поведение валютного курса: жесткая денежно-кредитная политика государства ограничивает рост денежной массы, что ведет к относительному сокращению предложения национальной валюты и соответственно к повышению ее курса; смягчение денежно-кредитной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты. Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики в 1992 г. вызвала одномоментный рост цен, который продолжался и в дальнейшем. С середины лета 1992 г. была прекращена выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот решил судьбу рублевой зоны. Сколько-нибудь серьезные попытки использовать рыночные рычаги управления экономическими процессами впервые были предприняты Национальным банком Республики Беларусь в 1994 г. Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь в 1995 г. ситуацию, можно отметить, что усилиями Правительства и Национального банка в республике была достигнута определенная финансовая стабильность. Однако монетарные средства укрощения инфляции имеют объективные пределы, к которым Республика Беларусь приблизилась в начале 1996 г. В 1997–1998 гг. государство столкнулось с ростом неплатежей, вынужденным государственным финансированием убыточных предприятий, увеличивало денежную массу. Снижение темпов инфляции в 1995–1996 гг. не способствовало положительным изменениям, так как основывалось не на развитии экспорта, а на жестком валютном регулировании. В последние годы в Республике Беларусь проявляется тенденция экономического роста. Однако эффективность производства низка. Инвестирование невыгодно белорусским банкам из-за низкой эффективности производственной сферы. Поэтому, разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, Национальный банк и правительство республики должны повысить привлекательность производственного сектора, преимущественно государственного, либо заменить его более эффективным — частным. Сегодня в Республике Беларусь практически отсутствует специализация коммерческих банков. Российский опыт показал, что нужны банки двух типов: расчетные центры, обеспечивающие прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и т.д., и инвестиционные, содействующие эффективному размещению вкладов, отбору максимально выгодных проектов. В частности, такую функцию может выполнять Белорусский банк развития, питаемый капиталами на инвестиционные цели по специальным каналам. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования для выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.). Национальному банку следует однозначно заявить о таких приоритетах денежно-кредитной политики, как восстановление оборотных средств в производственной сфере, поддержка занятости населения, жесткий контроль за оттоком капитала, вытеснение денежных суррогатов из оборота, дедолларизация экономики, страхование вкладов, построение адекватной банковской системы. Важно, чтобы названные атрибуты не только присутствовали в денежно-кредитной политике, но и обеспечивали реальный эффект. В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии (первый заместитель Председателя Правления, курирующий вопросы банковского надзора). Комиссия осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике и денежно–кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию ее устойчивого функционирования. Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы. Глобализация экономики порождает тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Международной валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI веке получат хождение в основном три валюты: для Европы — евро, Америки — доллар, Азии — иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишает государство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики. Действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня. Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия. Можно назвать следующие основные направления использования финансов в оздоровлении экономики: 1) принята антикризисная программа в РБ – финансирование некоторых отраслей начинается на приоритетных началах. В РБ сформированы основные направления использования финансирования в оздоровлении экономики. Они базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами; 2) возрастает значение цены как основы осуществления предприятием хозрасчетной деятельности, поскольку большая часть финансовых ресурсов формируется за счет выручки; 3) реальное распределение средств централизованного финансирования в условиях их дефицита по направлениям использования осуществляется с учетом приоритетного развития отраслей производства; 4) важный финансовый регулятор рыночной экономики – налоговый механизм. В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть — это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех. Список использованных источников. 1. Антоненко Ю.А. Банковская система: Надежность в крепкой и открытой структуре // Банковский вестник. – 2006. - №8, - С. 6-11 2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999 3. Актуальные проблемы государственного строительства и управления: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.И.Глазуновой. – Мн., 2007 4. Бирюкова О. Н. Дневник успеваемости белорусской экономики // Белорусский рынок. 2007. №2. С. 12-13 5. Бурносенко И.В. Нестандартная социальная ориентация. // Белорусский рынок. 2006. - № 41. С. 11-17 6. Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица. – М.: Высшая школа, 2002 7. Заико Л.Ф. Макроэкономические парадоксы Беларуси. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007. №7. С. 17-22 8. Корбут Н.И. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2007. - № 9. С. 4-9. 9. Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходной экономики. // Белорус. экон. журнал. – 2007. – № 3. - С. 13-21 10. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2007. - № 9. С. 26-29. 11. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – Мн.: Амалфея, 2001 12. Тенденции в денежно-кредитной сфере РБ. // Банковский вестник. – 2006, - №11, С.27-32 13. Теория национальной экономики: Учебное пособие. В 3-х частях. / Под ред. И.М. Лемешевского – Мн.: «Амалфея», 2004 14. Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности: Материалы науч.-практ. конф. – Мн.: Право и экономика, 2006 15. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономистъ, 2005 16. Экономическая теория: курс лекций. / Под ред. А.С.Головачева – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.