|
Схема 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности Регулирование финансовых инвестиций предполагает установление законодательными органами возможностей выпуска различных видов ценных бумаг, порядка их обращения, требований к эмитентам, форм и способов реализации отдельных финансовых инструментов на первичном и вторичном фондовом рынке, государственного контроля за оборотом ценных бумаг и деятельностью финансовых посредников. Правительством должны разрабатываться концепция и текущие программы развития фондового рынка в стране. Регулирование условий вложения средств за пределами государства возлагается на Центральный Банк России. В соответствии с этим разработаны правила предоставления лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом:[20] - резиденты могут инвестировать средства за пределы России путём участия в совместных предприятиях (СП), приобретения доли в действующих иностранных фирмах (компаниях) или посредством их выкупа полностью, открытия собственных подразделений, филиалов и представительств; а также за счёт приобретения движимого и недвижимого имущества, других имущественных прав и интеллектуальной собственности, ценных бумаг за рубежом. - инвестиции за границу осуществляются резидентами исключительно за счёт собственных средств, зарезервированных на счетах бухгалтерского баланса. Использование для этого заёмных средств категорически запрещено. - все виды денежных инвестиций за границу осуществляются в безналичной форме через корреспондентские счета уполномоченных банков; - поступления в пользу резидентов в иностранной валюте зачисляются на их счета и подлежат обязательной частичной продаже государству в установленном законом порядке. § 3.2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельностиНалоговое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает направление вкладываемых средств в приоритетные сферы хозяйствования путём установления соответствующих налоговых ставок и льгот. Налоговые ставки обосновываются и дифференцируются по отраслям и регионам, отдельным производствам в зависимости от их значимости для развития экономики в целом. Налоговые льготы по инвестициям могут получать на срок от 2 до 5 лет перспективные фирмы (компании), предприятия малого и среднего бизнеса, а также учреждения и проекты с участием иностранного капитала. § 3.3. Регулирование сфер и объектов инвестированияРегулирование сфер и объектов инвестирования определяет общие требования к их выбору, формирует наиболее приоритетные направления вложения средств. Согласно действующему законодательству никто не имеет права ограничивать инвесторов в их выборе объектов вложения средств за исключением случаев, когда их создание и использование не отвечает санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим и архитектурным требованиям, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства в целом. Общепризнано, что приоритетными сферами инвестирования в экономике являются предприятия:[21] · агропромышленные; · лёгкой промышленности; · лесопромышленные; · машиностроения; · медицины; · металлургического комплекса; · топливно-энергетические; · транспортной инфраструктуры; · связи; · химической и нефтяной промышленности; · социальной сферы. Такой селективный подход к привлечению инвесторов может обеспечить наиболее высокие темпы социально-экономического развития страны. Регулирование участия инвестора в приватизации осуществляется в соответствии с принятым в России "Законом о приватизации" и разработанной федеральной (региональной) программой продажи имущества государственных и муниципальных предприятий в частную собственность или передачи индивидуальным владельцам на определённых условиях. Привлекательным здесь является предоставление права собственности физическим и юридическим лицам, в т.ч. иностранным, на земельный участок, на котором размещён объект инвестирования. Экспертиза инвестиционных проектов производится по всем внешним, государственным и региональным программам, реализуемым за счёт бюджетных и внебюджетных средств. Инвестиции за счёт других источников подлежат государственной экспертизе в вопросах соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований. Особо тщательной экспертизе должны подвергаться проекты с привлечением иностранных инвесторов, претендующие на дополнительные налоговые, таможенные и другие льготы. Регулирование инвестиционной деятельности путём проведения эффективной амортизационной политики предполагает установление оптимальных норм износа основного капитала, прежде всего, оборудования. Что касается нематериальных активов, то нормы их списания устанавливаются инвесторами самостоятельно в пределах 10 лет. Оптимальная, в т.ч. ускоренная, амортизация позволяет формировать средства и обновлять постоянный капитал фирмы (компании). Льготное кредитование – предоставление ссуд на социально-экономическое развитие регионам, отраслям и отдельным фирмам (компаниям) по сниженным банковским процентам. Льготы по кредитам, в первую очередь, получают предприятия агропромышленного комплекса, а также иностранные фирмы и компании в течение трёх лет со дня освоения инвестиций. Защита инвестиций осуществляется государственными органами в равной мере всем инвесторам, в т.ч. иностранным, независимо от формы собственности. Единый правовой режим инвестиционной деятельности исключает применение дискриминации по отношению к инвесторам. Каждый из них волен распоряжаться вкладываемыми средствами по своему усмотрению, вплоть до их ликвидации. Законодательством предусмотрены условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций. Национализация и реквизиция вложенных средств предполагает возмещение инвестору в полном объёме всех убытков, связанных с прекращением инвестиционной деятельности, включая утраченную выгоду и моральные потери. Предоставление финансовой помощи регионам, отраслям и отдельным фирмам (компаниям) в условиях рынка носит разовый или периодический характер. Основными формами финансовой помощи являются дотации, субсидии, субвенции и бюджетные займы под конкретные инвестиционные проекты. Размеры такой финансовой помощи рассматриваются и утверждаются ежегодно в процессе утверждения бюджетов всех уровней. Вышеуказанные формы управления инвестициями определяют стратегические направления их рационального и эффективного использования в масштабе страны. Продолжением и дальнейшей конкретизацией государственного регулирования вложения средств в экономику на уровне фирмы (компании) служит инвестиционный менеджмент. ЗаключениеИнвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «капитальные вложения». Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции. Реальные инвестиции - вложения в основной и оборотный капитал. Портфельные инвестиции - вложения в ценные бумаги и активы других предприятий. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ даются следующие определения понятиям «инвестиции» и «капитальные вложения»: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного положительного эффекта». Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.[22] Если исходить из этого определения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями. По направлению использования капитальные вложения классифицируются на производственные и непроизводственные. Производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия, непроизводственные на развитие социальной сферы. По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения:[23] · на новое строительство; · на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий; · на расширение действующих предприятий; · на модернизацию оборудования. По источникам финансирования различают капитальные вложения централизованные и децентрализованные. Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную. Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости. Список использованных источников1. Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2002 г. 2. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог.- 2001.- 24 февраля. 3. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002. 4. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- 2003,№ 5. 5. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001 г. 6. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2001.- № 4. 7. Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 2000. № 12. [1] Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2002 г. С. 26 [2] Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2002 г. С. 34 [3] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002. С. 165 [4] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002. С. 178 [5] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002. С. 185 [6] Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- 2003,№ 5. С. 46 [7] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002. С. 64 [8] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского - М.:Международные отношения, 2002. С. 72 [9] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского - М.:Международные отношения, 2002. С. 79 [10] Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог.- 2001.- 24 февраля. С. 73 [11] Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог.- 2001.- 24 февраля. С. 72 [12] Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001 г. С. 28 [13] Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001 г. С. 32 [14] Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 2000. № 12. С. 67 [15] Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 2000. № 12. С. 72 [16] Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2002 г. С. 77 [17] Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2002 г. С. 79 [18] Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог.- 2001.- 24 февраля. С. 89 [19] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002. С. 96 [20] Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002. С. 102 [21] Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001 г. С. 53 [22] Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001 г. С. 62 [23] Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001 г. С. 72 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.