Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок инвестиций в РФ и его особенности


§ 1.3. Потенциал российского рынка

 

Данный показатель измеряется численностью населения, ВНП и величиной ВНП на душу населения.

Единый рынок бывшего СССР имел по своим масштабам и потенциалу (количеству потребителей) преимущество перед рынками стран Восточной Европы. В то же время покупательная способность населения (измеряется доходами населения-ВНП и ВНП на душу населения) здесь была ниже, чем, например, в Чехословакии, Венгрии и Польше. Количество потенциальных  потребителей является более весомым фактором в оценке потенциала рынка крупными западными компаниями, производство в которых строится на принципе массовых стандартов потребления. Для таких фирм единый рынок бывшего СССР был более привлекателен, чем рынки восточноевропейских стран. Для мелких и средних компаний, производство в которых ведется в расчете на индивидуализированное потребление, решающим фактором в оценке потенциала зарубежного рынка оказывается покупательная способность населения, и для них единый рынок бывшего СССР проигрывал в сравнении с рынками Чехословакии, Венгрии и Польши.[10]

Для большинства же компаний, по мнению многих западных обозревателей, потенциал единого рынка бывшего Союза долгое время рассматривался как огромный и был основным стимулом для инвесторов.

Реальности сегодняшнего дня таковы, что в результате политических изменений и дезинтеграции государств, входивших в СССР, во многом утрачено это преимущество единого и необычайно емкого рынка. Не является единым и рынок государств-членов СНГ.

Сегодня среди членов СНГ чётко обозначилась группа государств, руководители которых отстаивают идею согласованной экономической политики и тесной интеграции. Это Россия, Белоруссия и Казахстан. Подписанные правительствами этих стран соглашения направлены на восстановление разорванных производственных связей, координацию налоговой и ценовой политики, организацию нормальной работы транспорта и другие аспекты, обеспечивающие функционирование общего рынка.

Другие же государства СНГ, как, например, Украина, в большей мере изолируют свой рынок. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентироваться на рынки отдельных государств - бывших союзных республик.

Тенденции дезинтеграции в Российской Федерации негативно влияют на общую высокую оценку потенциала единого рынка и существенно снижают значение этого фактора для иностранных инвесторов.

Ресурсы рабочей силы в России привлекают иностранных инвесторов обилием, дешевизной и достаточно высокой квалификацией.

Уровень заработной платы в России по оценкам американской консультационной фирмы «Плэн экон» не превышал 3-3,5 доллара в час и ещё понизился к настоящему времени, что гораздо ниже, чем в западных странах (например, во Франции минимальный уровень почасовой заработной платы составляет 5,4 долл., в США-6 долл.).[11]

В современных условиях возникает необходимость заново оценить преимущества России в плане привлечения ПИИ. Несомненно, что возможности российского рынка или выход через Россию на рынки третьих стран далеко не исчерпаны, так же как и запасы природных ресурсов. Но нельзя не учитывать, что при выборе места приложения инвестиций на мировых рынках инвесторы руководствуются комплексными соображениями. Для многих стран, особенно наиболее развитых, на первый план выходит не столько дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.

Дешевизна же и квалификация российской рабочей силы являются в значительной степени мифом. Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к странам с рыночной экономикой, но никак не в сравнении со многими развивающимися странами. Как и в других развивающихся странах, её стоимость растет.

Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно.

Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области.

Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств.[12] Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда – очень низко.

Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.

 В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских институтов, основная часть которых сконцентрирована в России. Отечественные учёные занимали передовые позиции во многих научно-технических исследованиях. Примерами могут служить космические технологии, металлургия, исследования в области экстремального холода,  разработки медицинских инструментов, селекционные работы в экстремальных климатических условиях.

К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не улучшилось, а резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования научных исследований из бюджета.

Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём и энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает территорию, которую занимают все страны ЕС.[13]

Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие одно из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.

Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного газа.

Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма неудовлетворительное.

В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз ниже, чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).

Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских стран по уровню развития телекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей приходится 63 телефонных аппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10 аппаратов.

По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает от США примерно в 300-500 раз.

Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.


Глава 2. Инвестиции в российской экономике


§ 2.1. Анализ статистических данных


Анализ статистических данных показывает, что между ростом экономики и динамикой капитальных вложений существует прямая связь. Рост ВВП (в %) легко подсчитывается по формуле: 2 + 1/2 темпа прироста капитальных вложений. Чтобы добиться, например, 5%-ного увеличения ВВП, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Из этой формулы ясно, что даже при отрицательной величине капитальных вложений (допустим, –4% в год) ВВП не снизится (получится так называемый нулевой рост).[14]

Следовательно, чтобы преодолеть кризис производства в России, т.е. выйти на траекторию роста ВВП, надо использовать такой рычаг, как реальные инвестиции. Точка опоры этого рычага – институциональные преобразования, смысл которых – в создании условий либерализации экономики, предельно рыночной. Чем дальше она отходит от регулирующих мер, тем лучше.

В институциональных преобразованиях скрыт вопрос, при ответе на который действительность теряет очертания. Инвесторов преследует страх: отнимут у него то, что он вложил или не отнимут, дадут ему то, что заработал или не дадут. Первое касается национализации или подобных мер, ограничивающих собственника. Второе имеет отношение больше к банковскому регулированию и заработанным деньгам.

Существует мнение, будто собственника не допускают к управлению, о чем свидетельствуют процессы в судах. Однако проблема здесь в другом – в практике применения, исполнении решений судов, когда речь заходит о защите собственности, правда, в том случае, если собственник уже есть. А его (не имеет значения – иностранный или отечественный) надо побудить прийти в российскую экономику, вложить в реальный сектор деньги, неважно – построив либо купив и модернизировав предприятие. Главное, чтобы он затратил деньги, получил прибыль, предоставил рабочие места и заплатил налоги российскому государству.


§ 2.2. Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов


Устойчивый побудительный мотив для собственника создает стабильность экономических условий. Нельзя допускать, чтобы человек рассчитывал, реализуя инвестиционный проект, на одну величину прибыли, а на самом деле получал гораздо меньшую только потому, что изменились нормы государственного регулирования (ставки налогов, порядок их взимания и т.п.).

Чтобы решить эту проблему, правительством была внесена, а затем и принята в Законе об иностранных инвестициях известная в международном законодательстве дедушкина оговорка. Смысл ее в том, что государство берет на себя обязательства не ухудшать условия ведения хозяйственной деятельности до полной окупаемости инвестиционного проекта. Это сейчас распространяется на отечественных инвесторов.

Расшифруем, что содержится сегодня в законодательстве о поддержке иностранных и российских инвесторов. Коснемся двух проблем – налогов и ограничений на работу частного бизнеса.

1. Введено понятие совокупной налоговой нагрузки, включающей таможенные платежи; прямые налоги, взимаемые с юридических лиц; обязательные платежи, т.е. что начисляется пропорционально заработной плате за исключением взносов в Пенсионный фонд. Сюда не входят все косвенные налоги – акцизы и налог на добавленную стоимость, поскольку они не имеют отношения к процессу производства и учитываются при продаже товара потребителям.[15]

В каждом бизнес-плане подразумевается таблица, показывающая, сколько налогов надо заплатить. При этом вычитаются косвенные налоги, добавляются таможенные платежи и подсчитывается величина совокупной налоговой нагрузки, которую предприниматель готов нести разворачивая определенную деятельность.

Министерство экономики будет регистрировать бизнес-планы тех, кто хочет вкладывать деньги на известных условиях, тем самым как бы фиксируя совокупную налоговую нагрузку.

Надеемся, что с принятием налогового законодательства бесконечные движения по налоговой цепочке закончатся.

Допустим, в ходе реализации инвестиционного проекта изменились налоговые и таможенные правила. Но речь не идет об изменениях ставок по видам налогов, появлении новых и отмене старых. Важно, что фиксируется величина совокупной налоговой нагрузки и понятно, сколько надо отдать государству. Если окажется, что в каком-то году совокупная налоговая нагрузка в расчете на единицу вида деятельности будет больше, чем на момент, когда стал реализовываться инвестиционный проект, то предприниматель заплатит казне столько же, сколько и предусматривалось. Таким образом, инвестор получает льготу, но не сейчас, а в будущем.

Принципиально важно, что законодательно закреплена стабильность отношений с государством по поводу выплат. Никакие новации любых властей здесь не могут иметь места, ибо действует закон.

Разговоры о непредсказуемости поведения исполнительной власти в России с принятием дедушкиной оговорки прекращаются.

2. Доступ инвестора к видам деятельности регулируется разрешительной системой. Особенно это касается иностранных инвесторов. Существует два списка – виды деятельности, в которые иностранные инвесторы не допускаются (на казенные предприятия, например), и виды деятельности, к которым доступ иностранных инвесторов ограничивается, например долей в капитале.

На момент принятия решения об инвестициях утверждается тот вид деятельности, который в списке запретов и ограничений не значится. Потом он уже не меняется и не следует трогать инвестора. Данная мера защищает от административного произвола, давления властей.


§ 2.3. Источники инвестиций


В экономике большинства стран мира инвестиции осуществляются за счет внутренних источников. Среди них амортизация стоит  на первом месте. В общем объеме осуществляемых валовых вложений на нее приходится 60-70%.[16] В России огромные фонды, но половина их не используется. Амортизация же, как ресурс работает, когда списывается используемый капитал. А у нас почти столько же – капитал, который не работает. Амортизация вместо ресурса по неиспользуемым фондам стала бременем. Неиспользуемые фонды надо содержать, вносить налоги за землю и имущество, платить за охрану, отопление и т.д. Если начислена амортизация, то автоматически уменьшается прибыль на ее сумму.

Государству необходимо приложить максимум усилий, для создания механизма, позволяющего переместить активы, не нашедшие применения, от одного юридического лица к другому, который сумеет их “пристроить”. Это может быть продажа имущества, сдача его в аренду, финансовый лизинг, т.е. любая из возможных схем создания среды, позволяющей активам перемещаться.

Если неиспользуемые активы в экономике РФ оценить по остаточной стоимости и взять только 10% их продажной цены, то получим сумму эквивалентную 200 млрд. руб. Таков масштаб.[17]

К сожалению, до сих пор весьма слабо используется аренда. Между тем в России много малых и средних предприятий, заинтересованных в прямой аренде. Понятно, однако, что с ее помощью производство трудно полностью укомплектовать оборудованием. Где взять недостающее? Возникает потребность в стремительном расширении финансового лизинга на вторичное оборудование, т.е. там, где оно не нужно, оно может быть продано лизинговой компании, которая сдаст его в аренду юридическому лицу.

Сегодня в России 800 (а то и больше) лизинговых компаний. Подавляющая их часть находится в европейской части страны. Понятна важность информации о том, где есть простаивающее оборудование, равно как и о том, кому оно нужно. Механизм же, через который оборудование передается – финансовый лизинг.

В лизинговую компанию могут войти все хозяева оборудования. Тем самым они обеспечивают себе приток живых денег. Раздувания денежной массы здесь нет. Идет физическое перемещение активов. Дело в том, что зачастую крайне сложно заплатить деньгами за оборудование. Проще лизинговой компании купить его у того, у кого оно простаивает. Но лизинговая компания должна иметь и свободные деньги. Где их взять? Неслучайно закон предусматривает, что при поддержке лизинговой деятельности требования на собственные средства ограничены 5%. Очевидный тогда ответ на вопрос – кредит. Однако классическую схему “купи за деньги, возьми кредит” отечественные предприниматели не воспринимают. Единственная развязка состоит в том, чтобы капитализировать свое оборудование, сдавать в аренду и кормиться с лизинговых платежей. Тогда не потребуется для реализации этой схемы массированного впрыска денег, а эволюционным процессом ее можно расширять. Данное направление является чрезвычайно важным. Единственное, что необходимо – организовать дело.

В США доля лизинга в капитальных вложениях составляет 30%, ФРГ – 20, России – 2%. Если говорить о лизинге как о форме осуществления инвестиций вместо покупки, то об одной я уже сказал – вторичное использование оборудования.  Вторая форма – финансовый лизинг транспортных средств. Масштаб его незначителен, о чем свидетельствует, в частности, такой характерный и не единичный в экономике факт – в 1998 г. русскими компаниями куплено лишь четыре самолета. Финансовый лизинг самолетов не востребован, на мой взгляд, по одной причине – не отработаны условия взаимоотношений партнеров.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.