Рынок инвестиций в РФ и его особенности
2006
Введение. 3
Глава
1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации 5
§
1.1. Этапы развития законодательства об иностранных инвестициях. 5
§
1.2. Инвестиционный климат в России. 8
§
1.3. Потенциал российского рынка. 12
Глава
2. Инвестиции в российской экономике. 16
§
2.1. Анализ статистических данных. 16
§
2.2. Условия, благоприятствующие деятельности инвесторов. 17
§
2.3. Источники инвестиций. 19
Глава 3. Государственное регулирование
инвестиционной деятельности. 23
§
3.1. Создание благоприятного инвестиционного климата. 23
§
3.2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. 25
§
3.3. Регулирование сфер и объектов инвестирования. 26
Заключение. 29
Список
использованных источников. 31
Россия переходит
на рыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни
общества, прежде всего, в экономике.
Решающим условием
быстрого подъёма российской экономики на данном этапе развития является
восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах
страны.[1]
Инвестиции служат
"архимедовым рычагом" поступательного развития и позитивного
функционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительные
рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной
капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок
новых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям,
инвесторам и государству в целом.
Существующая в
настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может
решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной
инвестиционной политики.
Речь идёт как о
политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного
климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных
отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.
Поэтому
подготовка и переподготовка специалистов в сфере инвестиций сейчас для
российской экономики приобретает особую актуальность.
Проблема
инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают.
Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить
огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства
останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для
иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и
иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой
кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом
иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат
России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на
эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же
потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено,
прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян -
“правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная
политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми
необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе
мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую
сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и
внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной
экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в
европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в
зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги
из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию
российского производства. По данным правоохранительных органов из России было
вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол.[2] и не трудно представить себе
как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.
Исследователи
выделяют три этапа развития законодательства об иностранных инвестициях.
Первый этап
развития
законодательства об иностранных инвестициях, охватывает промежуток с 1989 по
1996 г.[3]
Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и
совпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Для
начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не
сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях
регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить
цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как
иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель
регулирования.
В этот период
принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. №1545-I «Об иностранных инвестициях в
РСФСР», где под иностранными инвестициями понимались все виды имущественных и
интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты
предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли
(дохода) (ст.2).
Заключается ряд
международных соглашений о защите капиталовложений.
Указом Президента
РФ от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными
инвестициями» было установлено, что «вновь издаваемые нормативные акты,
регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации
иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении
предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное
положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более
льготные условия функционирования на территории РФ иностранных и совместных
предприятий».
Второй этап охватывает период примерно с
начала 1996 г. по 1999-2000 гг. [4]На
данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных
инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка
финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период начинается с
принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных
бумаг», а также Указа Президента РФ №1009, которым было утверждено Положение о
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
На этом этапе
были приняты также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29
июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и
муниципальных ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О
защите конкуренции на рынке финансовых услуг». 9 июля 1999 г. Президент РФ
подписал новый Закон РФ «Об иностранных инвестициях».
Составленная на
основе указанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры
рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.
Третий
(современный) этап – продолжается и в настоящее время, связан с дальнейшим развитием
законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования
законодательства, приведение его в соответствии с международными нормами.[5]
Одним из
направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации
форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано
с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в
смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности
для минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного
портфеля.
Положительной
тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап,
следует признать постепенное приведение действующего инвестиционного законодательства
в соответствии с международными нормами. Так, например, на начальном этапе
регулирования законодатель практически не проводил различий между
регулированием прямых и портфельных инвестиций.
Принятые в 1991
г. Законы РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и «Об инвестиционной
деятельности в РСФСР» не видели различий в регулировании инвестиций, когда
инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в
управлении предприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и
случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от
инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием
(портфельные инвестиции).
В настоящее время
законодатель начал проводит четкое различие между первым и вторым типом
инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов «Об
иностранных инвестициях в РФ» и «Об инвестиционной деятельности в РФ,
осуществляемой в форме капитальных вложений».
Таким образом,
постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных
инвесторов. Это основная тенденция развития законодательство об инвестициях.
В условиях
развитой рыночной экономики в широком регулировании инвестиционных
правоотношений в законодательстве об иностранных инвестициях нет необходимости,
так как при нормальном стабильно развивающемся рынке было бы некорректно по
отношению к отечественным инвесторам вводить особый режим с повышенной защитой
для иностранных инвестиций. Исходя из этого, практически все развитые страны
(Германия, США, Англия и др.) не имеют специального законодательства,
регулирующего иностранные инвестиции, и распространяют на них общий режим
инвестирования, установленный для отечественных инвесторов.
Учитывая
вышесказанное можно предположить, что следующим этапом развития
законодательства об иностранных инвестициях станет, прежде всего, окончательно
приведение действующего законодательства в соответствии с международными
нормами (нормативами Всемирной Торговой Организации), упразднение специального
института иностранных инвестиций.[6]
§ 1.2. Инвестиционный климат в России
Приток
иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений
определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.
Основными
препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются:
неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма
защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение
коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в
качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.
Необходимым
условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с
криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль
мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных
структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно
криминальность нашего общества.
За последние годы
Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые
желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться
от этого. Причинами отказа стали: [7]
·
высокие
издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
·
сложные и
запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
·
неуступчивость
российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
·
резкое
расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти
все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями
высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов
Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении
возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей,
движение полностью останавливается);
·
неготовность
руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с
иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой
проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время
ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с
ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё,
комплектующие и готовую продукцию делают производство в России
нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название ''синдром
IBM''. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи
с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые
персональные компьютеры.
Неблагоприятный
инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное
денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие
недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих»
капиталовложений.
Для потенциальных
инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет
политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность
национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных
договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов,
преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в
экономику и т.д.
На инвестиционном
климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности
иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно
нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта
нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий,
что снижает рентабельность вложений.[8]
Одним из
проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный
кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений,
а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты
не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих
предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы
инвестиций.
Среди
экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата
уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и
кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы
(стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации
работников и производительности труда).
Большую роль в
оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным
инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия
по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень
безработицы, возможность забастовок.[9]
Страницы: 1, 2, 3
|