Таким образом, современным институтом потребительского рынка,
доказавшим свою жизнеспособность и обладающим высоким потенциалом развития и
непосредственно влияющим на трансакционные издержки потребителя, являются
ритейлорские сети.
Как сообщил заместитель генерального директора АО «Разведка
Добыча „КазМунайГаз“» Рустем Бектуров, объем инвестиций в проект по созданию
интегрированного нефтехимического комплекса на базе углеводородного сырья
Западного Казахстана к 2010 году по предварительной оценке составит 1 млрд
долларов[8].
В конце 2004 года
«РД КазМунайГаз» подготовил техническое задание на разработку предварительного
технико-экономического обоснования создания нефтехимического интегрированного
комплекса. Уже состоялся тендер, в котором приняли участие и зарубежные
компании, такие как ABB Lummus Global, Shell Global Solutions, Foster Wheeler,
C.A.C, Nexant. В настоящее время комиссия еще не завершила свою работу.
Результаты будут в течение 17 дней после вскрытия конвертов, но как отметил Р.
Бектуров, все предложения приблизительно одинаковые и с победителем тендера
будет сложно определиться.
Задачей
предварительного ТЭО является рассмотрение различных вариантов и их
ранжирование по технико-экономическим показателям, выбор наиболее оптимальных
вариантов и рекомендаций для следующих этапов, определение ключевых позиций,
которые реально влияют на экономическую жизнеспособность и реализацию проекта.
«Следующим этапом
после разработки предварительного ТЭО, которое завершиться через 3 месяца,
будет подготовка детального ТЭО по рекомендуемым вариантам», — пояснил Р.
Бектуров.
Реализация данного
проекта к 2010 году позволит обеспечить в Казахстане выпуск базовых продуктов
современной нефтехимии (этилена, пропилена, бензола) в объемах, обеспечивающих
загрузку и развитие существующих заводов и экспортные потребности.
Кроме того, по
мнению замдиректора «РД КазМунайГаз», создание комплекса заложит основу для
развития нефтехимической отрасли по цепочке последующих переделов с увеличением
добавленной стоимости, позволит приступить к созданию перерабатывающих
производств с выходом на конечные продукты потребительского спроса.
Крупнейший японский производитель фотоаппаратов Canon Inc.
объявил о прекращении разработок новых пленочных однолинзовых фотоаппаратов,
сообщает (C) Associated Press со ссылкой на заявление компании[9].
Данное решение было
принято в связи со снижением потребительского спроса на традиционные пленочные
аппараты, вызванным бурным развитием цифровой фотографии.
Так, по данным
японского статистического ведомства, в прошлом году японские компании
реализовали 64,77 млн цифровых камер и только 5,38 млн пленочных аппаратов.
Как заявил
пресс-секретарь Canon Хироши Йошинага, компания продолжит выпуск существующих
моделей аппаратов, а решения по поводу дальнейших действий будут приниматься
исходя из ситуации на рынке.
Таким образом, Canon
последовал примеру своего главного конкурента — корпорации Nikon, которая
ранее заявила, что прекращает в будущем году выпуск 7 из 9 моделей пленочных
фотоаппаратов и сконцентрируется на производстве цифровых фотоаппаратов. В
пресс-релизе компании говорилось, что Nikon "считает традиционную фотографию
бесперспективной, поскольку при современном уровне развития технологий у нее
практически не остается преимуществ". В производстве было решено оставить
только две пленочных "зеркалки" — Nikon F6 и Nikon FM10. Вместе
с тем техническая поддержка всех снимаемых с производства камер будет
продолжаться еще в течение десяти лет.
Кроме того, в январе
этого года другой японский производитель фототехники — Konica Minolta
Holdings Inc. — заявил о прекращении выпуска цифровых и пленочных камер и
продаже подразделения по производству цифровых камер компании Sony.
Отметим, что по
результатам деятельности за I квартал 2006 года чистая прибыль Canon Inc.
выросла на 16,3% и достигла 939 млн долл. (108,3 млрд иен) против 809 млн долл.
(93,1 млрд иен) годом ранее. Объем продаж за январь-март с.г. увеличился на
9,5% и составил 8,02 млрд долл. (923,3 млрд иен). Годом ранее этот показатель
был зафиксирован на уровне 7,33 млрд иен (843,3 млрд иен). Операционная прибыль
за первые три месяца 2006 г. составила 1,47 млрд долл. (170,1 млрд иен),
что на 18,7% больше 1,24 млрд долл. (143,3 млрд иен), полученных компанией за
аналогичный период 2005 г. На успешные финансовые показатели Canon повлиял
высокий спрос на цифровые фотоаппараты и удешевление иены.
Спрос, превышающий
предложение на рынке полиграфии, способствует стабильному развитию
казахстанских типографий, несмотря на то, что они предлагают потребителям менее
выгодные условия, чем западные[10].
Полиграфическая
отрасль Казахстана начала работать по более четким форматам. Большинство
типографий, которые раньше были универсальными, сделали ставку на узкую
специализацию. Они стали ориентироваться на конкретную группу потребителей и
четко позиционировать себя в какой-то определенной нише. Например, изготовление
упаковочной продукции для лекарственных препаратов, продуктов питания,
производство книг, медийной продукции и рекламных проспектов etc.
Таким образом, по
мнению полиграфистов, происходящие на рынке процессы способствуют более
рациональному использованию производственных мощностей. А те заказы, которые
раньше уходили к западным компаниям, по оптимистичным прогнозам печатников,
вернутся на родину. Если несколько лет назад составляющая импорта полиграфии
достигала 60%, то в настоящее время эти показатели снизились в два раза.
Дальнейшие
перспективы развития отрасли представляются достаточно впечатляющими, поскольку
ежегодное потребление полиграфической продукции на душу населения в республике
составляет всего 7 кг, тогда как в развитых странах эти показатели достигают
200 кг на человека.
Камни преткновения
Развитию
казахстанского рынка полиграфии, по мнению регионального представителя компании
Heidelberg в Казахстане Евгения Кима, препятствует нерациональное взимание
таможенных пошлин на импортируемые расходные материалы и сырье. Доля цены сырья
в себестоимости полиграфической продукции, по словам печатников, составляет
60–70%. «Следует отметить, что 100% расходных материалов и сырья печатниками
импортируется. А таможенные пошлины на их ввоз колеблются от 5 до 25%, в то
время как ввозимая из-за рубежа готовая полиграфическая продукция освобождена
от таможенных пошлин», – говорит г-н Ким.
Вот так и
получается, что гораздо дешевле разместить заказ за рубежом, нежели печатать
продукцию на родине. Стоимость полиграфических услуг за рубежом на 30% ниже,
чем у наших предприятий, обремененных оплатой налога на добавленную стоимость
(НДС), таможенных пошлин на ввоз расходных материалов и бумажного сырья, а
также логистического плеча, отделяющего нас от производителей материалов для
полиграфии.
Ассоциация
полиграфистов обращалась несколько раз к правительству с просьбой уменьшить
пошлины на ввоз оборудования и расходных материалов. Эти попытки оказались
тщетными. Создание же производства расходных материалов для полиграфии на
территории Казахстана не представляется печатникам экономически целесообразным,
поскольку потребности казахстанского рынка в них весьма ограничены. Из-за
низкой плотности населения на большой территории страны расходы по
транспортировке будут довлеть над себестоимостью конечной продукции. Экспорт на
рынки Центральной Азии сомнителен из-за соседства с Китаем. Тем более что
производство расходных материалов для полиграфии является высокотехнологичным и
капиталоемким. Согласно конъюнктуре, сложившейся на мировом рынке,
производители расходных материалов для полиграфии консолидируются, образуя
гигантские холдинги. Так что конкуренция с ними нашим печатникам представляется
просто нереальной.
География поставок
расходных материалов в Казахстан охватывает Китай и Европу, Белоруссию, Корею и
Россию. Но в своем большинстве наши полиграфисты отдают предпочтение
производителям Германии и Скандинавских стран, несмотря на 20-процентную
разницу в цене (в сторону увеличения), по сравнению со стоимостью китайской
продукции, поскольку, к примеру, краски китайского производства во многих
случаях зарекомендовали себя низким качеством и нестабильностью технических
параметров. Кроме того, качество и поведение материалов в процессе печатания во
многом зависят от составов и свойств используемой бумажной продукции.
Кадровый голод
Кадровый вакуум,
возникший на рынке труда Казахстана в период бурного развития экономики,
повлиял и на полиграфическую отрасль. Полиграфия – это высокотехнологичное
производство, требующее обширных знаний по оборудованию, видам продукции и
расходным материалам, и подбор специалистов в этой отрасли очень сложный.
Учебные заведения, занимающиеся подготовкой печатников, не обладают
соответствующей технической базой, а их обучающие программы не поспевают за
технологическими реалиями современности. Таким образом, предприятия полиграфии
взяли на себя роль кузницы кадров. Тем не менее работников печатного ремесла
как не хватало, так и не хватает. В результате привлечения неквалифицированных
специалистов возникает огромное количество брака, сроки исполнения заказов значительно
удлиняются. По словам Евгения Люца, генерального директора компании «Технология
изображения» и вице-президента Ассоциации полиграфистов Казахстана, один
печатник в Германии в силу своей квалификации, а также за счет грамотных
инвестиций в дополнительное оборудование автоматизации за смену успевает
сделать в 10 раз больше, чем казахстанский, а разница в оплате труда всего в
три раза выше. «Одну печатную машину в Швеции обслуживают 3 специалиста, у нас
же при высокой квалификации работников на эксплуатацию аналогичной техники
задействованы 11», – добавляет он.
Остатки прогресса
Согласно
исследованиям, проведенным Ассоциацией полиграфистов Казахстана, сейчас в
стране в сфере полиграфии работает 646 предприятий. Их обороты очень сильно
разнятся и варьируются в пределах от 500 долларов до 1,5 млн долларов в месяц.
Маржинальная ставка полиграфических предприятий составляет порядка 20%. Как
говорит Евгений Люц, у казахстанских печатников существует резерв для повышения
рентабельности предприятий без изменения цен для конечного потребителя. «Эти
резервы очень серьезны, прибыльность можно повысить на 50 % от существующего
уровня», – говорит он.
В Казахстане
себестоимость полиграфической продукции очень высока из-за низкой автоматизации
оборудования – при производстве применяется львиная доля ручного труда. За
последние 15 лет в мировой индустрии полиграфии произошел технологический
переворот и типографии развитых стран перешли на оборудование высокой
автоматизации, обеспечивающее более скоростную и высококачественную печать.
«Остатки прогресса»
– старое подержанное оборудование из Германии и Кореи – импортируется в
Казахстан. «На мой взгляд, такие инвестиции являются неэффективными. В
результате ввоза подержанного оборудования, не соответствующего современным требованиям,
мы сами тормозим свое развитие», – отмечает г-н Люц.
В Казахстане
себестоимость полиграфической продукции очень высока из-за низкой автоматизации
оборудования – при производстве применяется львиная доля ручного труда.
По его словам,
техническая база в Казахстане не в состоянии удовлетворить существующие
потребности внутреннего рынка даже при ее 100-процентной загрузке. Из
существующего в наличии типографий технического арсенала только 30–40%
соответствуют мировому уровню.
По словам Евгения
Кима, ежегодно в нашу страну поставляется оборудование на 8 млн долларов.
Порядка 80% полиграфической оснастки приобретается посредством лизинговых схем
и кредитования. В результате высокие проценты кредитов ложатся бременем на
конечную стоимость полиграфических услуг.
Как сделать
полиграфический бизнес
Минимальный объем
инвестиций, требующихся на развитие печатного бизнеса, составляет 500 тыс.
евро. При оптимистичном развитии событий эти вложения можно окупить в течение
3–5 лет. Основными инструментами в конкурентной борьбе на рынке полиграфии
служат стабильные сроки выполнения заказов и высокий уровень качества
произведенной продукции. Типографии выполняют заказы, в зависимости от объемов
тиражей, в течение 3–30 дней.
Из-за
неструктурированности рынка полиграфии стоимость на услуги типографий
Казахстана разнится в диапазоне от 0 до 400%. «Мы проводили мониторинг цен на
полиграфическую продукцию и столкнулись с парадоксальной ситуацией, когда
стоимость на одни и те же услуги отличается в разы», – сетует г-н Люц. Это
происходит потому, что в системе реальной оценки очень много технологических
операций, которые сложно учесть в рамках одной компьютерной программы.
Нельзя забывать и о
том, что рынку полиграфии присуща ярко выраженная сезонность. Предпраздничные
периоды характерны для типографий напряженным графиком работы из-за гигантских
волн заказов рекламной продукции. В летнее время полиграфические предприятия
загружены крупными госзаказами на печать учебников и заказами производителей
напитков на выпуск этикеток.
Себестоимость
полиграфической продукции в значительной степени зависит от тиража, но есть
перечень операций, который осуществляется вне зависимости от объема. В
результате все затраты делятся на количество экземпляров. Зарубежные типографии
наработали огромные рынки сбыта, и их тиражи достигают десятка миллионов
экземпляров, соответственно, и себестоимость их продукции ниже.
В настоящее время в
структуре себестоимости товара, произведенного в Казахстане, доля упаковки
занимает порядка 3%, в западных же странах – 10%. По словам генерального
директора компании «Киiк» и президента Ассоциации полиграфистов Казахстана
Вячеслава Александрова, Казахстан также взял курс на выпуск более изысканной
упаковки. Наши производители стали уделять ей большое внимание, постоянно
наращивая ее составляющую в себестоимости конечного товара и переходя от
бумажного сырья к полимерным материалам.
Емкость
отечественного рынка упаковки в денежном выражении составляет порядка 250 млн
долларов. По оценке экспертов, в Казахстане на сегодняшний день производится
около 15 тыс. тонн гибкой упаковки, общая стоимость которой составляет примерно
60 млн долларов. Ежегодно продажи компаний-производительниц этой продукции
растут в среднем на 25%.
Слабое звено
Книгоиздательский
сегмент находится в очень сильной зависимости от государственного заказа, в
основном от заказа правительства на печать учебников. Два крупных
полиграфических предприятия, «Атамура» и «Дауир», со всеми заказами не
справляются. По словам Евгения Люца, в силу своей загруженности в прошлом году
они сорвали сроки сдачи учебников почти на шесть месяцев. При этом 30%
госзаказа на печать учебников размещается в России.
Художественная
литература нашими издательствами печатается исключительно по заказам клиентов.
Их максимальный тираж составляет 3–5 тыс. экземпляров, что является каплей в
море российской продукции, которая производится многомиллионными тиражами и
импортируется к нам. В Казахстане, если автор хочет издать какой-либо труд,
необходимо привлечение спонсора, который оплачивает только услуги типографии.
Распространение и промоушн книги ложатся на плечи автора. А стоимость печати
литературного труда в отечественных типографиях на 20% выше, чем в российских.
Поэтому 30% казахстанских авторов печатают свои труды в России.
Сегмент журнальной
полиграфии может развиваться только при условии масштабных инвестиций в
модернизацию производства. Сейчас напечатать в Казахстане журнал высокого
полиграфического уровня просто невозможно. В последнее время в стране начали
работу несколько типографий, позиционирующих себя как выпускающие
высококачественную журнальную продукцию. Однако если сравнить журнал, вышедший
из этой типографии, с аналогичным журналом, отпечатанным, к примеру, в Москве,
наш вариант все равно выглядит бледно.
Инвестиции в ролевую
машину, необходимую для печати полноцветных журналов с качеством,
соответствующим европейскому, составляют порядка 4 млн долларов. Чтобы окупить
средства, вложенные в такое производство, тиражи должны быть гигантскими,
исчисляющимися сотнями тысяч экземпляров. А столько наш рынок потреблять не
готов. Поэтому большая часть казахстанских заказов на печать полноцветных,
глянцевых журналов благополучно перемещается в Россию, Турцию и Словению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|