Классическую школу не интересовал
процесс потребительского выбора вместе с его ценностными ориентирами, т.к.
ценность определялась через трудовые затраты, и проблемы конкуренции, движения
капитала, выравнивания нормы прибыли можно было решить и без модели
потребителя. Считалось, что основные отношения – это отношения в сфере
производства, а потребление как конечная цель является производным.
Маржиналистская школа обратила внимание
теории на потребительский выбор. Однако одноцелевой методологический подход при
этом практически сохранился, ведь по аналогии с «собственным интересом»
предпринимателя потребитель стал стремиться к «собственному удовольствию». На
передний план здесь вышел суверенитет потребителя.
Основные положения теории
потребительского спроса в неоклассическом варианте сводятся к следующему.
Под спросом в широком смысле слова,
т.е. на произведенные товары и ресурсы, понимается количество продукта
(ресурса), которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из
возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос – это
платежеспособная потребность, т.е. подлежащая удовлетворению, обеспеченная
денежным эквивалентом, и обязательно «вынесенная на рынок».
Существует обратная связь (при
неизменности прочих условий) между величиной спроса на различные блага и их
ценой, что именуется законом спроса. Исключение из закона спроса – рост цен на
товары при одновременном повышении спроса на них (товары Гиффена).
В основе закона спроса лежит принцип
убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.
Различают действительный (реально
предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть
действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и
услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного
спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и
качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает различные
формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Различают эндогенный и
экзогенный спрос. Эндогенный (внутренний) спрос образуется за счет внутренних
источников, существующих в национальной экономике. Экзогенный спрос – внешний,
вызван вмешательством сил внерыночного характера (государство, международные
организации).
Точная оценка всех форм спроса (по
величине, объему, характеру, по структуре, по отдельным товарам, по
социально-экономическим группам населения, по регионам) позволяет более полно
удовлетворить потребности субъектов (потребителей), разработать эффективные
меры по регулированию потребительского спроса (в частности, сокращению и
ликвидации неудовлетворенного спроса), правильно оценить рыночную конъюнктуру и
занять хозяйствующим субъектом соответствующую рыночную нишу на потребительском
рынке.
В последнее время появились теории
потребительского спроса, соединяющие поведенческие подходы и исследующие
толерантность потребителя к цене.
Под ценовой толерантностью
покупателя понимается максимальное повышение цены, которое он принимает, не
переходя на конкурирующий продукт и не отказываясь от покупки вообще.
Толерантность покупателя к цене повышает рост удовлетворенности покупателя
эксплуатацией продукции. Практическая значимость для производителя этого
подхода заключена в поиске способов повышения этой толерантности.
Существует несколько важных
детерминантов ценовой толерантности покупателя: качество продукта,
удовлетворенность клиента, количество релевантных альтернатив покупки (размер
воображаемого ассортимента), барьеры смены поставщика, справедливая цена, а
также особая заинтересованность (увлеченность) потребителя в том или ином
продукте.
Известный ученый У. Эдвард Деминг
большое внимание уделял такому фактору потребительского спроса как ожидания
потребителя, который в действительности ожидает только того, что производитель
и его конкуренты ему позволили. Потребитель ничего не производит, и ни один из
них не подал заявки на электрическую лампочку, телефон, факс, автомобиль и т.д.
У образованного потребителя могла возникнуть смутная догадка об этих
потребностях, он смог бы их внятно сформулировать, чтобы поставщик его понял.
Умный потребитель будет прислушиваться к мнению поставщика, с которым он должен
работать как система, и не пытаться перещеголять друг друга. Но потребитель
быстро учится: он сравнивает между собой приобретаемые продукты, и даже
удовлетворенный потребитель может переключиться на другого поставщика, если он
выиграет от данного перехода.[5]
Систематизированные выше основные
теоретические положения, раскрывающие теорию потребительского спроса в ее
сложившихся вариантах, позволяют судить о том, что на данный момент
институциональный подход к исследованию этого объекта в отечественной
экономической науке еще не заявлен.
В рамках институционального подхода к
развитию теории потребительского спроса выделена категория «институциональные
детерминанты». Под институциональными понимаются, такие основополагающие
факторы, которые обладают тремя основными признаками:
-
непосредственной
связью с формальными и неформальными институтами;
-
формируют
у субъектов определенные установки, нормы и правила их деятельности, в данном
случае, их потребительского выбора, потребительского поведения;
-
агрегируют
экономические, социальные, культурные, психологические стороны деятельности
субъектов.
Это общие родовые черты
институциональных детерминант как таковых. Детерминанты – это факторы базового
порядка, определяющие наиболее существенные стороны развития процесса, объекта.
Применительно к потребительскому спросу институциональные детерминанты
приобретают особые характеристики, связанные с деятельностью субъектов как
потребителей.
Институциональные детерминанты
потребительского спроса формируются не так мгновенно, как ценовые или неценовые
факторы, т.к. имеют непосредственную связь с существующими
формальными и неформальными институтами. Так, индивиды не могут мгновенно
изменить свои привычки и предпочтения, основанные на традициях, обычаях,
складывающихся достаточно длительное время. Не могут быстро и постоянно
изменяться формальные институты, например, законодательная база, права
собственности, существующие организационные структуры. Поэтому процесс
формирования институциональных детерминант потребительского спроса более
сложен, длителен по сравнению с ценовыми и неценовыми факторами.
Институциональные детерминанты более избирательно (селективно) действуют на
индивидуальный потребительский спрос, тогда как ценовые факторы воздействуют и
на индивидуальный, и на рыночный спрос потребителей в целом.
Необходимость институционального
подхода к потребительскому спросу обусловлена еще и тем, что спрос на товары и
услуги на определенных видах рынка не укладывается в неоклассические схемы,
согласно которым более высокой цене данного товара соответствует более низкая
величина спроса. С развитием и усложнением потребностей индивида, с расширением
многообразия товаров по различным их категориям зависимость спроса от ценового
фактора становится более вариантной. С улучшением дизайна и функциональных
характеристик товара, спрос на него может приобретать зависимость прямо
пропорциональную, т.е. на товары лучшего качества даже при возрастании цен
спрос будет увеличиваться.
Нелинейность связи покупательского
спроса с уровнем цен и дохода объясняется воздействием институциональных
детерминант. Они, в отличие от таких традиционных факторов, как цена, доход,
имеют более сложную природу и агрегируют в себе различные компоненты не только
экономического порядка, но и внеэкономического (психологического,
физиологического характера). Именно эти факторы потребительского спроса
выступают на первый план в условиях общества «изобилия» (affluent society), где
главной проблемой становится регулирование покупательского спроса населения, а
основными вопросами для потребителя становится «что и где купить».
В качестве институциональных
детерминант выделим демонстративное потребление, потребительский кредит и
трансакционные издержки потребителя.
В исследовании демонстративного
потребления обратимся к истокам институциональной теории, заложившей фундамент
исследования данного феномена, и в первую очередь к концепции Т. Веблена. Отметим
ряд существенных положений.
1.
Феномен
демонстративного потребления онтологически связан с демонстративной праздностью
(по Веблену).
2.
Данный
феномен связан с частной собственностью и обладанием прежде всего средствами
производства.
3.
Демонстративное
потребление присуще олигархической верхушке и подчеркивает, подтверждает ее
статус.
4.
Демонстративное
потребление расточительно для общественного производства.
5.
Демонстративное
расточительство выступает универсальным и фундаментальным законом «хищнической»
стадии развития общества.
Отдавая должное признание учению Т. Веблена, открывшего новое
направление в экономической науке – институционализм, и сформулировавшего суть
феномена демонстративного потребления, автор отмечает необходимость его
использования не в качестве догмы, а методологического руководства к дальнейшим
исследованиям.
Этот подход здесь заключается в следующем.
1. В современных условиях демонстративное потребление
свойственно не только паразитическому классу, занимающемуся в основном функцией
управления (по Веблену это абсентеистская собственность, т.е. отсутствующая,
неосязаемая), но и в значительной степени присуща классу производительному.
Последний понимается достаточно широко и включает в себя различные виды
деятельности, связанные с производством благ – товаров и услуг, в том числе и
информационных продуктов. Подтверждением данного факта является демонстративное
потребление лидера в мировых доходах – создателя корпорации Microsoft Б. Гейтса.
2. Демонстративное потребление может быть связано не только с
обладанием собственностью – реальной, на средства производства или
абсентеистской, но и с обладанием социальным капиталом – многообразием деловых,
личных связей, обеспечивающих доступ к различным ресурсам. Именно на этих
связях строится богатство таких субъектов, как чиновники, демонстративное
потребление которых (служебная иномарка, чартерные рейсы и т.п.) подчеркивает
их возможности, статус и престижное положение, власть.
3. Демонстративное потребление свойственно не только
представителям олигархической верхушки, но и другим менее богатым, но
достаточно состоятельным слоям населения. Существует демонстративное
потребление у низших слоев, но оно проявляется в особых ситуациях (свадьба), не
каждодневно и скорее является исключением из правил. О феномене демонстративного
потребления можно судить по потребительскому выбору работников высшего (и даже
среднего) звена в финансовых структурах как зарубежных, так и российских. Оно
выражается в приобретении определенных марок автомашин, фирменной одежды,
обуви, в формах проведения досуга – спортклуб (закрытый), верховая езда, гольф
и т.д.
4. С развитием общества и его более глубокой стратификацией
расширяются границы демонстративного потребления, а именно, для каждого слоя,
класса есть собственные критерии и ориентиры такого потребления.
Демонстративное потребление олигархической верхушки – коллекции автомашин
класса «люкс», собственные острова в океане, миллиардной стоимости яхты, ванны
из чистого золота и т.п., конечно отличаются от демонстративного потребления
представителей среднего класса (иномарки, отдых в Турции и встроенная бытовая
техника на кухне), но при всем их атрибутивном материальном отличии оно
остается неизменным по своей природе – это демонстрация имеющегося статуса,
материального положения, престижа через потребление.
Несколько уровней демонстративного потребления:
I уровень
– демонстративное потребление проявляется лишь в отдельных особых случаях
(свадьба, юбилей и т.д.). Это присуще субъектам со сравнительно низкими
доходами и требует значительной концентрации ресурсов.
II уровень
– демонстративное потребление проявляется с той или иной периодичностью,
например при покупке престижной бытовой техники, автомашины, отдельных
аксессуаров и т.д. Требует перераспределения дохода индивида, семьи в пользу
престижных товаров, поиска дополнительных ресурсов (кредит).
III
уровень – демонстративное потребление осуществляется постоянно и перманентно.
Для определенной категории субъектов это каждодневность, не отягощенная
какими-либо сложностями. Оно не требует перераспределения ресурсов, ибо все они
в целом используются именно с целью демонстрации высочайшего уровня
потребления.
Таким образом, то, что считается демонстративным потреблением
у одной группы субъектов, может не иметь ценности (или, наоборот, иметь
притягательную ценность) в глазах другой группы субъектов – представителей
иного социального слоя. При этом стремление перейти на другой уровень
демонстративного потребления может быть сильным стимулом в деятельности
индивида, его карьерного роста, что само по себе положительно. Расширение
границ демонстративного потребления соответственно позволяет большему числу
субъектов, используя соответствующие механизмы, достичь этих границ и перейти с
одного уровня на другой уровень демонстративного потребления.
5. Демонстративное
потребление – сильнейший двигатель современного производства. Здесь авторская
позиция расходится с мнением Т. Веблена. Аргументами для
выдвинутого данного положения служит следующее:
-
постоянная
смена моды, стилей в одежде, обуви, аксессуарах, автомашинах и т.д. заставляет
различных производителей заниматься творческой, креативной деятельностью,
инновациями, конкурентной борьбой, т.е. всем тем, что обеспечивает им прочные
позиции на рынке;
-
демонстративное
потребление включает самые разные атрибуты, требующие соответствующих видов
деятельности (реклама, индустрия моды, гостиничный и ресторанный сервис и
т.д.). Эти виды деятельности развиваются благодаря демонстративному
потреблению, а занятые в них имеют работу и доходы, что, несомненно, положительно
с позиций каждого из этих индивидов и макроэкономики в целом;
-
демонстративное
потребление помогает сохранить ценные артефакты (картины, старинный фарфор,
рукописи и т.д.), которые при ином отношении к ним могут быть просто
уничтожены. Знаменитый Третьяков, собирая коллекции картин, также
демонстрировал высокий уровень потребления, но остался в истории человечества
как благородный меценат и основатель всемирно известной галереи.
Итак, демонстративное потребление как институциональная
детерминанта потребительского спроса неформально узаконивает определенные
престижные нормы потребления различных благ, в соответствии с которыми
потребители на тех или иных рынках ранжируют и приобретают соответствующие
товары и услуги.
Одним из институциональных детерминант потребительского
спроса выступает потребительский кредит. Институциональная природа данного
фактора заключается в том, что он тесно связан с институтом прав собственности
и трансакцией их, т.е. передачей другим субъектам на определенным условиях.
Объектом, на который распространяются права собственности кредитора (банка) и
которые он частично делегирует заемщикам на условиях возвратности, платности,
срочности, являются денежные средства.
Собственником (полным) этих денежных средств выступает банк,
обладающий правом владения, распоряжения, пользования, получения дохода и т.п.
Он осуществляет трансакции – передачу определенных прав собственности и свободы
действий, а именно право пользования денежными средствами
заемщикам-потребителям этого кредита. Денежные средства здесь выступают в виде
ссудного капитала, который распадается на капитал-собственность у кредитора и
капитал-функцию у заемщика. Передача прав собственности на денежные средства
(капитал) происходит в виде трансакции, которая отнюдь не бесплатна для
заемщика – он обязан в установленный срок вернуть денежные средства и с
процентом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|