Меню
Поиск



рефераты скачать Разработка бизнес-плана организации производства новой продукции

p> В настоящее время ОАО "Белореченское ХПП" является открытым акционерным обществом и его деятельность регулируется Уставом акционерного общества, утвержденным на общем собрании акционеров. Общество как юридическое лицо зарегистрировано постановлением главы администрации г.Белореченска № 1252 от 06.09.1996 г. Уставной капитал общества составляет
1678 тыс.р.

В соответствии с учредительными документами основными видами деятельности предприятия являются: закупка, приемка, послеуборочная обработка зерна, производство муки, комбикормов, выпуск макаронных и хлебобулочных изделий в ассортименте высокого качества.

Акционерное общество располагается в юго-восточной части г.Белореченска Краснодарского края и занимает территорию равную 5 га. На сегодняшний день в состав предприятия входят: мельница, пекарня, макаронная линия, торговая сеть из 5 магазинов, а также имеется 9 зерноскладов емкостью 19,9 тысяч тонн, 2 зерносушилки, автомобилеразгрузчики, весовая, механическая и столярные мастерские, материальный склад и склад мешкотары, бытовой корпус, пожарное депо, склад ГСМ, административное здание с лабораторией. Предприятие снабжено подъездными путями, в 1994 году подведен сетевой газ.

Характер выпускаемой продукции и технология ее производства определяют и производственную структуру ОАО «Белореченское ХПП», представленную на рисунке 2.2.

На основных производственных участках осуществляется непосредственно производственный процесс по превращению сырья в готовую продукцию. Все виды деятельности ОАО «Белореченское ХПП» лицензированы. Продукция, выпускаемая предприятием, имеет сертификаты качества: соответствует требованиям нормативно-технической документации, требованиям безопасности продукции.
Продукция является предметом первой необходимости, и поэтому пользуется постоянным потребительским спросом. Потребителями готовой продукции выступают как физические лица, так и предприятия всех форм собственности, а также государственные структуры. Проблем со сбытом готовой продукции нет в связи с низкой конкуренцией. Ближайший комбикормовый завод находится в станице


Гиагинской республики Адыгея, макаронный цех – в городе Майкопе, ближайшая мельница – в городе Армавире.

Данное предприятие единственное в районе, имеющее ограничение в рентабельности по всем видам деятельности: 13% по муке, 30% по хранению зерна и 10% по реалбазе. Тем не менее, деятельность предприятия остается прибыльной, несмотря на значительные финансовые трудности.

Ежегодно падает объем продаж зерна государству, прекращена поставка муки с мельницы райпотребсоюза, уменьшается реализация круп из-за отсутствия оборотных средств. Отсутствие госзаказа, инфляция привели к значительному спаду производства, производственные мощности предприятия используются не в полной мере. Сокращение инвестиций в перерабатывающую промышленность, и в частности в исследуемое предприятие (а также высокие банковские ставки процентов по кредитам), не дает возможности закупать сырье на годовую программу в ранние периоды заготовки, в результате чего сырье закупается в момент заготовки урожая потребителями из других регионов страны, что в свою очередь сказывается на росте цен.

Предприятие пытается внедрять инвестиционные программы, целью которых является возможность закупки зернового сырья в очень короткий момент заготовки (июнь - самый благоприятный период), что должно позволить получать максимальную прибыль, гарантировать возврат кредитов, а также стабилизировать цены на потребительском рынке. Стабильность цены на продукцию обеспечит устойчивый рынок сбыта, дополнительный рост производства и реализации продукции, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции.

По данным таблицы 2.1 можно увидеть, насколько отличается фактический объем производства основных видов продукции от паспортных мощностей цехов предприятия.

Таблица 2.1 - Паспортный и фактический объем производства основных видов продукции
|Наименование |Паспортная |Производство продукции в натуральном выражении|
| |мощность, | |
| |тонн | |
| | |1995 год |1996 год |1997 год |
| | |т |% |т |% |т |% |
|Мука |9240,0 |2697,1|29,2 |2735,0|29,6 |2696,8 |29,2 |
|Макаронные |211,2 |27,2 |12,9 |34,3 |16,2 |30,6 |14,5 |
|изделия | | | | | | | |
|Хлебобулочные |633,6 |153,9 |24,3 |172,9 |27,3 |203,2 |32,1 |
|изделия | | | | | | | |
|Комбикорма |23760,0 |1497,4|6,3 |1476,0|6,2 |1390,6 |5,9 |

Как следует из приведенных в таблице 2.1 данных, фактический объем производства продукции на предприятии в течение всего исследуемого периода в несколько раз меньше имеющейся паспортной производительности линий. Так, удельный вес фактического объема производства макаронных изделий от потенциальной производительности линий составлял в 1996 году 16,2 % (это максимально достигнутый уровень) и 12,9 % в 1995 году (минимальное значение). Наиболее полно используется паспортная мощность линий по производству муки и выпечке хлебобулочных изделий - на одну треть.
Необходимо отметить, что в таблице приведены данные паспортной производительности не только собственных цехов и линий комбината, но и арендованных мельницы и комбикормового завода. Собственная же линия по производству муки используется с полной, стопроцентной нагрузкой. Лишь на
6% используются мощности арендованного комбикормового завода. Для производства комбикормов в качестве сырья используется, в основном, собственные отходы от переработки зерна, поэтому для более полной загрузки оборудования завода следует, вероятно, приобретать отруби сторонних организаций для дальнейшей переработки.

Нужно учитывать, что объемы производства хлебобулочных, макаронных изделий и комбикормов находятся в прямой зависимости от объема производства муки, поэтому при решении проблемы недозагрузки оборудования основное внимание следует уделять вопросу расширения объемов выпуска муки.

Следовательно, в настоящее время важной задачей руководства предприятия является расширение объемов производства на основе как можно более полного использования производственных мощностей путем дополнительных закупок сырья, а также использования давальческого сырья.

Расширение объемов производства потребует развития систем снабжения и сбыта предприятия. На сегодняшний день вопросами снабжения предприятия сырьем и материалами, необходимыми для нормального функционирования комбината, а также вопросами сбыта готовой продукции занимается отдел снабжения и сбыта. В условиях рыночной экономики, когда все хозяйствующие субъекты ведут свою деятельность самостоятельно, взаимоотношения предприятия с другими экономическими субъектами строятся исключительно на договорной основе, которая позволяет предусмотреть взаимовыгодные условия для обеих сторон. Отделом разработаны несколько видов типовых контрактов на поставку зернового сырья. В этих контрактах унифицированы вопросы качества поставляемого сырья, методы сверки количественных показателей, способы возмещения убытков, форс-мажорные обстоятельства, вопросы расторжения договоров. Основными поставщиками зернового сырья на предприятие являются сельскохозяйственные организации Белореченского, Апшеронского районов,
Республики Адыгея.

Важнейшей функцией коммерческого отдела предприятия является реализация готовой продукции - муки, макаронных, хлебобулочных изделий, комбикормов. Помимо вышеуказанной собственной торговой сети, предприятие использует для реализации своей продукции оптовую торговлю, а также заключает бартерные сделки на договорной основе.

Руководство предприятия особое внимание уделяет заботе о трудовом коллективе. Заработная плата выплачивается ежемесячно, всех рабочих и ветеранов труда обеспечивают мукой по льготной цене, постоянно оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям. Ежегодно выплачивают дивиденды акционерам общества. Поэтому на предприятии работает слаженный, постоянный трудовой коллектив, отмечается низкая текучесть кадров.

На комбинате есть работники, проработавшие на нем по 20, 30, 40 лет.
Если в 1995 - 1996 гг. на предприятии было уволено по четыре человека ежегодно, то в 1997 г. численность уволенных сотрудников составила три человека. Наоборот, в течение исследуемого периода наблюдается рост численности принятых работников (пик - в 1996 году), что связано с расширением объемов и ассортимента выпускаемой продукции: в 1995 г. было принято восемь человек, в 1996 г. - 26 человек, а в 1997 г. - 10 человек.
Как видим, численность принятых работников в два и более раз превосходит численность уволившихся с предприятия.

2.2 Технико-экономическая характеристика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Белореченское ХПП"

Выполнение основной задачи управления - достижение целенаправленного развития и устойчивого функционирования предприятия через оптимальное распределение ресурсов и использование производственного потенциала - невозможно осуществить без полного, глубокого анализа и оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому любому процессу планирования (как важнейшей функции управления), в том числе составлению бизнес-плана, предшествует ретроспективный анализ технико- экономических показателей деятельности предприятия. Результаты такого анализа выступают в качестве исходной информации, используемой при разработке бизнес-плана. Обоснованность бизнес-плана в значительной степени связана с надежностью информационной базы, этим определяется значимость предплановых исследований текущего состояния предприятия и его внешней среды.

При анализе текущего состояния предприятия дается общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции, оценивается состояние основных фондов и организационной структуры управления, технологии и уровня научно-технических служб, характеризуются кадровые ресурсы и финансовое положение предприятия. Общая характеристика исследуемого предприятия, его производственная структура и технология были рассмотрены в предыдущем подразделе дипломной работы. Остановимся более подробно на изучении и анализе основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, его финансового положения за последние три года.

Объем производства продукции в ассортименте, выпускаемой ОАО
"Белореченское ХПП" в 1995 - 1997 гг., и его изменение за исследуемый период приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Выпуск основных видов продукции в 1995-1997 годах
|Наименование |Фактически |Отклонение, |Темп роста, % |
| |произведено, тонн |тонн | |
| |1995 |1996 |1997 |96/95 |97/96 |96/95 |97/96 |
|1. Мука |2697,0|2735,0|2696,8|38,0 |-38,2 |101,4 |98,6 |
|2. Макаронные |27,2 |34,3 |30,6 |7,1 |-3,7 |126,1 |89,2 |
|изделия | | | | | | | |
|3. Хлебобулочные |153,9 |172,9 |203,2 |19,0 |30,3 |112,3 |117,5 |
|изделия | | | | | | | |
|4. Комбикорма |1497,4|1476,0|1390,6|-21,4 |-85,4 |98,6 |94,2 |

Как показывают данные таблицы 2.2, на предприятии в 1996 г. наблюдается рост объема производства готовой продукции в натуральном выражении практически по всему ассортименту. Наиболее высокий темп роста объема производства характерен для макаронных изделий, высокое качество которых предопределяет наличие потребительского спроса на данный вид изделий (макароны выпускаются только из твердых сортов пшеницы). Снижение выпуска продукции, причем незначительное - на 1,4 % отмечено в 1996 г. лишь по комбикормам.

В 1997 году объемы производства большинства видов готовой продукции в сравнении с уровнем 1996 г. значительно снизились. Рост выпуска продукции в натуральном выражении отмечен только по хлебобулочным изделиям, темп изменения составил 117,5 %. В сравнении со значениями показателей 1995 г. объем выработки муки остался неизменным, несколько вырос объем производства макаронных и хлебобулочных изделий, и лишь по комбикормам наблюдается стабильное снижение объемов производства в натуральном выражении: 1390,6 тн в 1997 г. против 1497,4 т в 1995 г. То есть в целом на конец исследуемого периода объемы выпуска большинства видов продукции в натуральном выражении по сравнению с уровнем начала периода либо не изменились, либо был отмечен их рост, что является положительным моментом в деятельности предприятия.
Снижение же выпуска продукции по сравнению с 1996 г. связано в основном с недостатком сырьевых ресурсов, в частности уменьшением количества перерабатываемого давальческого зерна. Зато большая часть собственной муки стала использоваться для производства хлебобулочных изделий, рост выпуска которых прослеживается в течение всех трех лет. В результате, в ассортименте выпускаемой на комбинате продукции наметились определенные структурные сдвиги, обусловленные ростом потребительского спроса на хлеб и хлебобулочные изделия.

Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО
"Белореченское ХПП" и их изменения за 1995 - 1997 гг. приведены в таблице
2.3.

Необходимо отметить, что даже при предварительном, поверхностном анализе видно, что наивысших значений результативные показатели производственно-хозяйственной деятельности комбината достигли в 1996 году в сравнении с 1995 и 1997 гг. В 1997 г. практически по всем показателям деятельности предприятия наблюдается тенденция снижения относительно уровня
1996 г., тем не менее, значения большинства из них остаются выше вступительных данных - то есть уровня 1995 г.

Как следует из данных таблицы 2.3, к концу исследуемого периода объем производства и реализации готовой продукции в стоимостном выражении вырос по сравнению со вступительными данными. Однако, в 1997 г. наблюдается значительное снижение изучаемых показателей по сравнению с уровнями
1996 г.: темпы изменения объема производства и реализации составили соответственно 87,6 и 76,4 %. Общее увеличение объемов производства и реализации готовой продукции в течение периода было обусловлено как ростом производства продукции в натуральном выражении, так и ростом цен на готовую продукцию. Соответственно, увеличилась и полная себестоимость реализованной продукции, причем в 1996 г. темп роста себестоимости ниже темпа роста выручки от реализации: 135,2 % против 147,2 %. В результате, затраты на один рубль реализованной продукции в 1996 г. снизились и составили 88 копеек (в 1995 г. - 96 копеек). Однако, в 1997 г. темпы изменения себестоимости и выручки от реализации готовой продукции практически равны друг другу - 76,5 %, поэтому значение затрат на один рубль реализованной продукции осталось на уровне 1996 г.

Среднегодовая стоимость основных средств имела тенденцию роста в течение всего исследуемого периода: в 1997 г. ее значение было равно
6323 млн.р. против 2094 млн.р. в 1995 г., причем наибольшее увеличение стоимости основных средств было характерно для 1996 г. - темп роста составил 293 %, незначительное - для 1997 г. (темп роста 102,9 %). Данное изменение связано как с введением в эксплуатацию нового оборудования - пекарни - так и с проведением в обязательном порядке переоценки основных средств. В результате, показатель фондоотдачи в 1996 г. снизился в два раза, а в 1997 г. - еще на 25,7 %. Последнее изменение связано не столько с увеличением стоимости основных средств, сколько с уменьшением выручки от реализации готовой продукции.

Зато более эффективное использование материальных оборотных средств
(направление отходов переработки муки - отрубей - на производство комбикормов, производство из полученной муки хлебобулочных и макаронных изделий) позволило значительно повысить уровень материалоотдачи производства. Он вырос с 1,78 р.р. в 1995 г. до 2,3 р.р. в 1997 г.

В течение анализируемого периода наблюдается постоянный и значительный рост фонда оплаты труда (темп роста в 1996 г. составил
386,9 %, в 1997 г. - 157,2 %), а также увеличение среднесписочной численности работающих с 44 человек в 1995 г. до 73 человек в 1997 г.
Привлечение дополнительной рабочей силы связано с расширением производства и вводом новых линий и цехов. Увеличение среднесписочной численности происходило в основном за счет роста численности рабочих. Уровень среднемесячной заработной платы в 1995 - 1997 гг. имел тенденцию роста и составил в 1997 г. 660 тыс.р., и хотя тенденция была положительной, уровень заработной платы остается ниже среднего по стране (700 -1000 тыс.р.).

Качественным показателем эффективности использования трудовых ресурсов предприятия выступает производительность труда. К сожалению, для данного показателя была характерна тенденция снижения в течение исследуемого периода: в 1997 г. он составил 98 млн.р.чел. по сравнению с
144 млн.р.чел. в 1995 г. Такое значительное снижение уровня показателя связано с тем, что объем реализации готовой продукции увеличивался меньшими темпами, чем среднесписочная численность работающих, а также с расширением управленческого персонала в 1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.