p> Другим важным принципом деятельности коммерческих банков является
“подешевле купить - подороже продать”, то есть стратегия банка заключается
в наиболее дешевом приобретении капитала и продаже его по наиболее высокой
ставке, причем необходимо учитывать факторы снижения риска потерь путем
отбора надежных клиентов, получения гарантии, диверсификации капитала и
освоения различных рынков ссудного капитала. Следующий принцип деятельности основан на том, что коммерческий банк –
рисковое предприятие, но рисковать он может только величиной своего
капитала, т.е. должно действовать неуклонное правило: все для клиента, для
его безопасности на основе партнерских отношений, на принципе взаимной
заинтересованности. Согласно точки зрения профессора В.И.Колесникова и профессора
Л.П.Кроливецкой: Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка
является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу
других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги
наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.(11,
с.24( Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что
коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие
между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться
соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им
ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк
привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады
краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в
долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим
обязательствам (т.е. его ликвидность ) оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском
требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем
объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его
пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов
деятельности банков и при регулировании их операций. Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент
коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: Возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов,
развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение
кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка.
Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных
сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского
капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли (к сожалению, в
условиях инфляции наиболее доходной стала сфера обращения- торговля,
биржевой бизнес, и банковский капитал стимулирует нарастание в них
спекулятивных операций). Кредитное планирование в банках неизмеримо
возрастает, основу при этом составляют ресурсы банка, а не его вложения. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при
этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая
высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической
ответственностью за результаты своей деятельности. Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность
коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность,
подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей
деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу
распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами,
свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися
после уплаты налогов. Действующее банковское законодательство предоставило
всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими
фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после
уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания
акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды
банка, а также размеры дивидендов по акциям. Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается
его текущими доходами, а распространяется и на его капитал. По своим
обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему
средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим
законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих
операций коммерческий банк берет на себя. Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого
банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения.
Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных
критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на
«общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером
работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности. Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что
регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными
экономическими (а не административными ) методами. Государство определяет
«правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов. 1.2. Тенденции и проблемы развития деятельности коммерческих банков Переход от социалистической плановой экономики к экономике рыночного
типа чреват большими трудностями, поскольку любой экономический строй
представляет собой сложную систему экономических, политических и
международных связей. Социалистические банковские системы стран Восточной Европы были частью
государственных структур с централизованной плановой экономикой, целью
которых было выполнение государственных плановых заданий и распределение
фондов в соответствии с этими заданиями. Рыночная же экономика в качестве
обязательных условий функционирования требует наличия: -стабильной валютной денежной системы; -эффективно функционирующей банковской сети -конкурентных взаимоотношений на рынке финансовых услуг. -конкурентных взаимоотношений на рынке финансовых услуг. Следовательно, банки образуют главный компонент того экономического
строя, который называют рыночным хозяйством. В середине 80-х годов в нашей стране существовала система
государственных кредитных учреждений, приспособленная к условиям планово-
распределительной модели управления хозяйством. Основные рычаги банковского
обслуживания и контроля находились в руках Государственного банка СССР.
кроме того, имелись два специализированных банка: Стройбанк (финансирование
капиталовложений из государственного бюджета и долгосрочное кредитование
предприятий ) и Внешторгбанк, осуществляющий расчетные и кредитные операции
во внешнеэкономической сфере. Основные недостатки банковской системы, существовавшей до 1987 г. были
следующие: V монополизм, отсутствие у предприятий права выбора банка банка и источников кредита; V отсутствие банковской специализации V низкий уровень процентных ставок; V отсутствие вексельного обращения; V банки выполняли многочисленные операции по перекредитованию хозяйств; прощали и списывали долги предприятий. Другими словами, банковская система была неэффективной, ее воздействие
на производство было крайне недостаточным. Современная банковская система
имеет хотя и недолгую, но бурную историю. Она берет начало с конца 80-х
годов. В середине 80-х годов, в обстановке поиска путей более динамичного
развития экономики, стали предприниматься попытки реорганизации банковской
системы. В 1987 г. было принято решение провести в стране радикальную
экономическую реформу, фундаментом которой предполагалось сделать полный
хозрасчет и самофинансирование. Это в свою очередь потребовало перестройки
всей банковской системы. В результате проведенных преобразований Госбанк СССР лишался
монопольных функций и был отстранен от непосредственной кредитной работы с
клиентурой. За ним закрепилась роль организатора и руководителя всей
банковской системы. Были созданы также 5 специализированных государственных
банков: Агропромбанк СССР, Промстройбанк СССР, Внешэкономбанк СССР,
Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР. Первый период реформы был малоэффективен, так как носил прежний
административный характер, одноярусная банковская система была сохранена.
Но тем не менее эти преобразования подготовили переход к созданию новой
кредитной системы, в том числе к организации коммерческих банков. Второй период банковской реформы охватывает 1988-1989 гг. и отмечен
отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческий банки.
Первый такой банк появился в августе 1988 г. Новая банковская система
позволила начать формирование новой кредитной системы. Третий период банковской реформы отмечен принятием ряда
законодательных и нормативных актов. Прогрессивность этих законов ( « О
Государственном банке СССР » и «О банках и банковской деятельности»,
принятых 11 декабря 1990 г.) состоит в том, что с их помощью окончательно
сформировалась двухъярусная банковская система: первый ярус представлен
Госбанком СССР и центральными банками республик СССР, второй -коммерческими
банками. 2 декабря 1990 г. были приняты законы РСФСР «О центральном банке РСФСР
(Банке России)» «О центральном банке РСФСР ( Банке России) « и «О банках и
банковской деятельности в РСФСР», в 1991 г. - нормативные документы
Центрального банка РСФСР, регулирующие деятельность коммерческих банков на
территории России. Принятие этих законов придало деловым кругам большую уверенность, и
развитие сети коммерческих банков стало проводиться еще более быстрыми
темпами. После образования СНГ большая часть функций Госбанка ССР перешла к
Центральному банку. Хозяйственная самостоятельность предприятий привела к перекачке
прибыли в фонды стимулирования и социальных мероприятий с последующим
обналичиванием средств. Так начинался лавинообразный процесс обострения
проблемы дефицитов и нарастание скрытой инфляции. С января 1992 г. инфляция
была официально легализована в рамках либерализации цен, и вскоре перешла в
стадию гиперинфляции. На банковской системе это отразилось следующим
образом. Если в 1988 – 1991 г.г. рост числа банков и их капиталов происходил
вследствие раздробления бывших гос. спецбанков, перекачки бюджетных средств
через создаваемые «министерские» банки, то в условиях гиперинфляции в
процесс формирования банковского капитала оказались вовлеченными
практически все национальные ресурсы – как юридических, так и физических
лиц. Так вслед за непродолжительным биржевым бумом 1990 – 1992 г.г.
наступил банковский бум. Банковская реформа проводилась в несколько этапов, в результате число
зарегистрированных кооперативных и коммерческих банков в России неуклонно
росло, что подтверждается данными, отраженными на рис.1.1.. | |1996г.|1997г.|1998г.|1999г. |2000г. |
|Зарегистрированные банки |2578 |2576 |2526 |2451 |2342 |
|Тоже. % |100 |99,9 |97,9 |96,2 |92,2 |
|Действующие банки, имеющие |2273 |2007 |1675 |1447 |1315 |
|лицензию на проведение банковских| | | | | |
|операций | | | | | |
|То же. % |100 |88,2 |73,7 |63,6 |57,8 |
|Официально не работающие банки |305 |569 |851 |1004 |1027 |
|Строка 5 в % к строке 1 |11,8 |22,1 |33,6 |409 |438 | Как видно из табл.1.1. в рассматриваемый период имеет место
относительно невысокое сокращение количества зарегистрированных банков,
однако высокими темпами снижается количество действующих банков. За четыре
года их численность сократилась на 1314, или 36%; в то же время количество
неработающих банков увеличилось более чем в 3 раза. основная часть из них
была впоследствии ликвидирована. Результаты концентрации банков и банковского капитала представлены в
табл.1.2. Таблица 1.2 Группировка действующих кредитных организаций по размеру уставного капитала |Размер |По состоянию на 1 января |
|уставного | |
|капитала, руб.| |
| |1994г. |1995г. |1996г. |1997 г. |1998г. |
| |кол-в|% |кол-в|% |кол-в|% |кол-в|% |кол-в|% |
| |о | |о | |о | |о | |о | |
| |банко| |банко| |банко| |банко| |банко| |
| |в | |в | |в | |в | |в | |
|До 100 тыс. |272 |13,|93 |3,7|42 |1,8 |29 |1,4 |12 |0,7|
| | |3 | | | | | | | | |
|От 100 до 500 |1320 |65,|1160 |46,|628 |27,4|358 |17,7|185 |11 |
|тыс. | |4 | |1 | | | | | | |
|От 500 до 1 |261 |12,|403 |16 |282 |12,3|179 |8,8 |116 |6,8|
|млн | |9 | | | | | | | | |
|От 1 до 5 млн |138 |6,8|698 |27,|841 |36,6|683 |33,6|493 |29 |
| | | | |7 | | | | | | |
|От 5 до 20 млн|28 |1,4|133 |5,3|410 |17,9|592 |29,2|602 |36 |
|От 20 до 30 |0 |30 |0 |1,2|28 |1,4 |64 |3,2 |83 |4,9|
|млн | | | | | | | | | | |
|От 30 млн и |0 |0 |0 |0 |64 |2,8 |124 |6,1 |206 |12 |
|выше | | | | | | | | | | |
|Итого |2019 |100|2517 |100|2295 |100 |2029 |100 |1697 |100| Данные табл.1.2. свидетельствуют о том, что за 1996—1997 гг., т. е. до
финансового кризиса в августе 1998 г.. количество банков и кредитных
организаций с уставным капиталом до 500 тыс. руб. сократилось с 670 до 197,
или в 3,4 раза. а их количество с уставным капиталом более 20 млн. руб.
возросло с 92 до 289, или более чем в 3 раза. В последующем процесс
концентрации усилился, данные приведены в табл.1.3. Таблица 1.3 Количество действующих кредитных организаций
|Уставный капитал, |По состоянию на 1 января |
|млн руб. | |
| |1998г. |1999г. |2000г. |
|1 |2 |3 |4 |
|До 5 |806 |482 |325 |
|От 5 до 20 |602 |580 |483 |
|От 20 до 40 |289 |213 |246 |
| От 40 и выше |0 |201 |295 |
Продолжение табл. 1.3. |1 |2 |3 |4 |
| |1697 |1476 |1349 |
|Всего банков | | | |
|Всего |33158 |52517 |111130 |
|зарегистрированный| | | |
|уставный капитал | | | | Из табл.1.3. видно, что количество действующих кредитных организаций в
течении 1998-1999г.г. сократилось на 348, или 1/5, а их составной фонд
увеличился более чем в 3 раза. В 2000 г. концентрация банковского капитала
усилилась. Картина современной банковской системы России будет неполной, если не
упомянуть ее институциональную структуру. Во многом облик банковского
сообщества несет на себе черты влияния российской бюрократии всех уровней,
бюрократии, обеспечивающей банкам «преимущественный доступ к финансовым
ресурсам». Другой специфической чертой также является наличие тесной
организационной связи с предприятиями – учредителями которые по сути
определяют кредитную политику подопечных банков и их развитие в целом. Для построения типологической схемы банков можно использовать
следующие показатели: история возникновения банков, превалирующие функции и
операции, тип поведения, размер активов. Условно можно выделить семь типов
банков (данная градация приводится на конец 1997 г. и первую половину 1998
г.). Первую группу составляли по сути государственные или
полугосударственные банки, с которыми Банк России имеет особые отношения. К
таковым, в частности, относятся Сбербанк РФ, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и
некоторые другие. «Государственность» этих банков проявляется в том, что,
например, Сбербанк РФ является самым крупным оператором на рынке
государственных обязательств и может практически определять динамику их
котировок. Во вторую группу входили около 20 «элитных» банков, на которые в
совокупности приходилось примерно 1/3 активов банковской системы и более
четверти средств на клиентских счетах и депозитах. Их отличительной чертой
являлась самая тесная связь с властными структурами, что обеспечивало таким
банкам выход на бюджетные потоки и вложения в надежные, высокодоходные
проекты и отрасли: обслуживание ТЭК, торговля энергоресурсами, сырьем и
полуфабрикатами; строительство и торговля недвижимостью; импорт
продовольствия и народного потребления. В условиях, когда государство
активно проводит политику ограничения высокой прибыльности на финансовых и
торговых операциях, ведущую роль в получение банками прибыли в конечном
счете должна играть прибыль, полученная от инвестиций в промышленное
производство. В сущности именно такая политика государства и должна
стимулировать банки к расширению кредитования промышленных предприятий. К третьей группе относятся «элитные» региональные банки, которые
формировались и функционируют под патронажем местных властных структур и
работают на их интересы. Четвертая группа включает так называемые «корпоративные» и
«операциональные» банки. «Корпоративные» банки формировались, как правило,
на отраслевой, министерской основе и обслуживали соответствующие
производства: Авиабанк, Автобанк и т.д. Эти банки обеспечивали ведение
счетов своих предприятий. В пятую группу входят «сетевые» банки, созданные на базе бывших
Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|