Меню
Поиск



рефераты скачать Бондовый рынок как экономическая составляющая новых членов Европейского Союза



Индикатор процентной ставки для Эстонии


Страна

Feb. 04

Mar. 04

Apr. 04

May 04

June 04

July 04

Aug. 04

Sep. 04

Oct. 04

Nov. 04

Dec. 04

Jan. 05

Feb. 05

Эстония

4.77

4.56

4.63

4.53

4.36

4.23

4.29

4.00

4.15

4.17

4.28

4.08

-



















2. Бондовые рынки новых членов ЕС


2.1. Мальта


Исторически бондовый рынок Мальты начинает свое развитие, практически, в то же самое время, как и все 10 стран, вступивших в Евросоюз в мае 2004 года, то есть относительно недавно.  Общий объем бондового рынка Мальты к ВВП традиционно занимает первое место среди всех новых стран членов ЕС. Это в первую очередь связано с большим бюджетным дефицитом страны (9.7%) от ВВП относительно других стран новых членов ЕС.

Объем бондового рынка на Мальте постоянно растет все это время, что свидетельствует о позитивной динамике в развитии бондового рынка страны. Так, в декабре 2000 года он составил €2,433 миллионов, что превысило 62% от ВВП [2]79. При этом долговые обязательства страны выпускаются тремя главными секторами. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством в 2000 году, составили 89% от всего бондового  рынка. Остальные долговые обязательства были выпущены корпоративными учреждениями (5%) и денежно-кредитными финансовыми учреждениями (6%).

Все долговые обязательства, выпущенные центральным правительством,  были деноминированны в мальтийской лире (см. рис. 2.1.1) . Больше чем половина правительственных долговых обязательств (55%) имели срок обращения, равный или выше десяти лет, в то время как 22% оставшихся долговых обязательств имели первоначальный срок оборачиваемости в пределах от пяти лет до десяти лет.  20% от общего количества, составили казначейские билсы с различным сроком действия до одного года включительно (см. рис. 2.1.2).

2.1.1. рис.

2.1.2 рис.

В дальнейшем правительство Мальты продолжило расширение эмиссий долговых обязательств. Общая сумма долговых обязательств выпущенных к декабрю 2002 года составила  €2,836 миллионов или 68% от ВВП [3].

Долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, составили тогда 87% от всего бондового рынка. Остальные долговые обязательства были выпущены корпорациями (8%) и денежно-кредитными финансовыми учреждениями (5%). Как видим, рост корпоративных бондов составил 3%.

На первичном рынке, больше чем половина всех правительственных ценных бумаг (62%) были выпущены со сроком обращения  равным десяти или более лет, в то время как 17% имели продолжительность обращения в пределах от пяти  до десяти лет. 21% от общего количества, являются казначейскими билсами с различными сроками обращения  до одного года включительно (см. рис. 2.1.3).

 .


                                                            






2.1.3 рис.

Необходимо отметить, что правительство Мальты склонно к выпуску долговых обязательств только в мальтийской лире, что в целом является позитивной тенденцией в целом для экономики этой маленькой страны.

В 2003 году был проведен выпуск Мальтийских правительственных долговых обязательств на сумму  около 149 миллионов лир. Из них 49 миллионов были направлены  для погашения подходящих к концу сроков предыдущих выпусков. Что касается казначейских билсов, лимит их выпуска в 2003 году поднялся от 200 миллионов мальтийских лир до 300 миллионов.

Общая сумма долговых обязательств на начало 2004 года превысила €3,055 миллионов, что составляет 71% от ВВП Мальты. Как видим, Мальта значительно превышает Маастрихсткий критерий относительно общего долга страны к ВВП среди новых членов Европейского Союза.

Из всех бондов, выпущенных к началу 2004 года[4]:

- долговые обязательства, выпушенные центральным правительством составили 87% от всего бондового рынка;

- нефинансовые и немонетарные  финансовые корпорации – составили 9% от выпущенных бондов;

- монетарные финансовые организации выпустили 4% от всех выпущенных бондов.


Все долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, были опять же деноминированы в мальтийской лире.

На первичном рынке, более чем половина всех правительственных долговых обязательств (62%) были выпущены со сроком обращения десять или более лет, в то время как 18% имели срок обращения в пять или более лет, но меньше, чем  десять лет. Значительная часть (около 20% от всех бондов), приходились на выпуск Казначейских билсов с различными сроками обращения в пределах одного года.

2.1.4 рис.


Активность на первичном бондовом рынке показала скромный рост за последние годы. Фактически, сумма эмиссий в 2001, 2002 и 2003 году составили €1.582 миллиона, €2,008 миллионов и €2,098 миллионов соответственно (рис. 2.1.5.). При этом нужно отметить, что сам незначительный рост связан с увеличением выпуска центральным правительством долгосрочных бондов, что связано с желанием правительства снизить долю краткосрочных долговых обязательств на рынке.





2.1.5. рис.

Рост первичного бондового рынка был связан  с двумя факторами.

Первым фактором было значительный рост объема выпусков казначейских билсов на первичном рынке, в то время как центральное правительство продолжало обращаться на первичный казначейский рынок билсов, чтобы поднять краткосрочные фонды, даже притом, что оно было частично расположено к существенному снижению в выпуске долгосрочных обязательств.

Второй фактор, повлиявший на рост объема бондового рынка, это присутствие других участников, выпускающих ценные бумаги на бондовом рынке. В 2000 году, оба сектора - нефинансовый и не денежно-кредитные финансовые корпорации и денежно-кредитные финансовые учреждения - каждый выпустил больше чем 5% от всего объема выпущенных долговых обязательств. В 2001 году, однако, почти все долговые обязательства были выпущены центральным правительством. Кроме того, в следующем году, нефинансовый и не денежно-кредитный финансовый корпоративный сектор выпустил  лишь 6% от общего объема.  Не было никакого заимствования денежно-кредитным финансовым сектором на первичном рынке в 2001 и 2002 годах.   

Центральное правительство продолжает обращаться  к первичному рынку казначейских билсов, чтобы увеличить краткосрочные фонды. Напротив, участие  других игроков на рынке эмитентов бондов упало более чем на половину к началу 2004 года по сравнению с предыдущим годом.

К началу 2004 года корпорации  выпустили почти 3% всех долговых обязательств против 6% от всего бондового рынка к началу 2003 года. Таким образом,  развитие корпоративного бондового рынка пока не имеет позитивной динамики.

За последние несколько лет центральное правительство, как правило, выпускало краткрочных долговых обязательств больше, чем долгосрочных. Фактически, краткосрочные  бонды составили чуть более 91% от всего выпуска к началу 2003 года, а к началу 2004 года около 83%.

Как уже отмечалось выше, увеличение пропорции в сторону выпуска краткосрочных долговых обязательств может послужить причиной экономической нестабильности. Это связано с тем, что мальтийская лира привязана к корзине валют. Привязка национальной валюты к какой-то другой  валюте или корзине валют может вызвать инфляционное давление на экономику при значительном увеличении выпуска краткосрочных долговых обязательств.

Политика центрального правительства по выпуску бондов направлена только на внутренний рынок. Поэтому Мальта не выпускает бонды на международный рынок.

Мальтийское правительство не проводит свои бондовые аукционы через первичных дилеров. Также они не проводятся электронным способом. Вместо этого, предложения по конкурсным ценам на покупку оптовых пакетов направляются в Казначейство. Неконкурсное участие в аукционах не разрешается.

Казначейские билсы выпускаются со следующими сроками обращения: один, три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Долгосрочные бонды в национальной валюте выпускаются центральным правительством три раза в год. Казначейские билсы в национальной валюте выпускаются регулярно раз в неделю.

Мальтийские правительственные бонды включены в список и торгуются на Малтийской Фондовой Бирже в дематериализованной форме. Мальтийские казначейские билсы имеют форму сертификатов и торгуются на внебиржевой основе (OTC).

Активность на вторичном рынке проявляется, прежде всего, торговлей на вторичном рынке казначейскими билсами. Общий оборот вторичного рынка составил в 2002 году – €3.1 миллиона, в 2002 году -€1.7 миллионов и в 2003 году – €1.9 миллионов.

Вторичный рынок Мальты  характеризуется  довольно низким уровнем ликвидности. Это объясняется тем, что  большинство  и институциональных и частных инвесторов предпочитают держать свои инвестиции до конца срока обращения бондов и, как правило, не выпускают их на вторичный рынок до конца срока обращения.

В целом, за ликвидность вторичного рынка отвечает Центральный Банк Мальты, хотя это и не закреплено законом. Центральный Банк, выступая в роли маркетмейкера,  ежедневно публикует предложения на покупку  казначейских билсов и ежедневные предложения на покупку правительственных бондов. Министерство Финансов не проводит интервенционной политики на вторичном рынке ни косвенно, ни прямо.

Развитие корпоративного бондового рынка Мальты пока не имеет позитивной динамики. К началу 2004 года корпорации  выпустили почти 3% всех долговых обязательств против 6% от всего бондового рынка к началу 2003 года. Тем не менее, можно отметить, что оборачиваемость корпоративных бондов постоянно увеличивается. В феврале 2005 года оборачиваемость корпоративных бондов  составила на Мальтийской бирже 1,050.123 против февраля 2004 года (532,809). Объем корпоративных бондов за февраль 2005 года составил 1,223,300 против 752,200 в феврале 2004 года. Маркетная капитализация корпоративных бондов составила в феврале 2005 года – 189,089,673 мальтийских лир.

Если говорить о бондовом рынке в целом, как экономической составляющей Мальты, то здесь, в первую очередь, надо выделить зависимость объема рынка бондов от бюджетного дефицита.

Мальтой не выполняет Маастрихтский критерий относительно бюджетного дефицита, который составил на начало 2004 года 9.7% от ВВП, что выше порогового уровня в 3%. И не выполняется  критерий по правительственному долгу, который составил 71% от ВВП.

В целом  значительный бюджетный дефицит служит причиной выпуска большого количества правительственных бондов для покрытия дефицита. Однако нужно отметить, что средняя величина правительственного долга Еврозоны к общему ВВП составила к концу 2004 года около125%.

Уровень средней долгосрочной процентной ставки на Мальте  к августу 2004 года составил 4.7% и по этому показателю Мальта выполняет критерий по конвергенции  долгосрочных процентных ставок. В целом средняя разница долгосрочных процентных ставок Мальты относительно еврозоны составила около 0.4% за период январь-август 2004 года. Отметим, что с 2001 года процентная ставка долгосрочных бондов все время несклонно снижалась.

В целом Мальта не выполняет критерий по среднему уровню инфляции, которая составила в августе 2004 года 2.6%, что означает невыполнение критерия по ценовой стабильности. Одной из причин здесь также является значительная эмиссия краткосрочных долговых обязательств. Пороговым уровнем инфляции является 2.4%. Конечно, нужно отменить, что уровень инфляции в стране остается длительный период относительно стабильным.

Ключевое требование к более высокой конвергенции Мальты с ЕС заключается в принятии твердой и вызывающей доверия среднесрочной бюджетной политики.

Что касается кривой доходности по правительственным бондам, то в целом кривая доходности правительственных долговых обязательств со сроком обращения  от одного года до двадцати лет в течение всего 2003 года и к началу 2004 года росла.  Процентная ставка по бондам сроком на один год выросла с 2% до 2.41%, на два года с 3.08% до 3.33%, … по десятилетним с 4.53% до 4.60%, по двадцатилетним бондам – с 4.98% до 5.01%. Таким образом, кривая доходности показывает сокращение спрэда между краткосрочными бондами и долгосрочными бондами центрального правительства Мальты. Данное сокращение является результатом инфляционного давления и долговременного бюджетного дефицита. Также бондовая составляющая кривой доходности теоретически  показывает, что экономический рост Мальты может продолжиться, но без экспансии.




















2.2. Чешская республика

Чехия – одна из трех (Чехия, Венгрия и Польша) крупнейших экономик, вступивших в Европейский Союз в мае 2004 года.

Размер национального бондового рынка Чехии относительно ВВП среди новых членов стран ЕС занимает на сегодня второе место после Мальты и второе место после Польши по физическому объему выпущенных бондов.

Также можно отметить, что бондовый рынок Чехии доминирует  на рынке капитала этой страны. Большинство всех сделок с бондами на открытом рынке осуществляется на фондовой бирже  Prague Stock Exchange. На начало 2004 года сделки с бондами на данной бирже составили 99.7%. Основными доминантами на бондовом рынке Чехии являются бонды правительства и банков. Корпоративный бондовый рынок в Чехии – не развит.

Министерство финансов является официальным эмитентом краткосрочных и долгосрочных правительственных долговых обязательств в Чешской Республике. Целью, которых является покрытие потребностей в бюджете текущего  года и возмещение (погашение) государственного долга.

Казначейские билсы выпускаются  в электронном виде с номинальной стоимостью 1 миллион чешских крон (приблизительно €32,679). Их стандартный срок обращения - 13, 26, 39 и 52 недель.        

При необходимости, они дополняются выпуском казначейских билсов с необычным сроком обращения, обслуживая министерство финансов в его управлении ликвидностью денежного потока.

Казначейские долговые обязательства выпускаются с фиксированной процентной ставкой и с номинальной стоимостью CZK 10,000 (приблизительно  €326).

Количество выпущенных чешских долговых обязательств   в конце 2000 года составил €28,579 миллионов[2]38. Доля правительственных бондов  на рынке составила 45%. Это немного меньше чем количество долговых обязательств выпущенных денежно-кредитными финансовыми учреждениями - 46%. И 9% составили - частные долговые обязательства, выпущенные нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями.

Необычно то, что 87% (€11,399 миллионов) приходится на долю краткосрочных бондов, выпущенных MFIs и все они являются CNB билсами.

К декабрю 2000 года, объем рынка долговых обязательств достиг почти 52% от ВВП (2.2.1. рис.). Предполагалось, что на тот момент есть предпосылки к дальнейшему росту этого объема (в национальной валюте) вследствие увеличивающегося бюджетного дефицита и потребности в государственной поддержке приватизации банка и других проблем, что и подтвердилось в дальнейшем.           

2.2.1. рис.

Объем рынка долговых обязательств в конце 2002 года вырос до  €41,956 миллионов [3]39, достигнув почти 57% от ВВП (2.2.1. рис.). Относительная доля государственных бондов на рынке в целом составила приблизительно 34% от общего объема бондового рынка, в то время как ценные бумаги, выпущенные денежно-кредитными финансовыми учреждениями (MFIs) составили почти 60%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.