Сейчас правительства всех стран новых
членов ЕС играют ключевую роль в становлении и развитии бондового рынка, как
основного эмитента и регулятора. Здесь существует прямое отношение между
бюджетным дефицитом и эмиссией правительственных долговых обязательств. Та
степень, в которой происходит фискальное расходование через продажу
правительственных бондов на открытом конкурентном рынке и тот предел, на
котором поддерживается уровень поставки правительственных бондов, имеет важное
значение для развития корпоративного бондового рынка, например в контексте
эталонов (ключевые ценные бумаги и индексы) для инвесторов и эмитентов бондов.
Там, где правительственный бондовый рынок значителен и работает эффективно,
участники рынка часто используют доходности определенных бондов в качестве
безрисковой ставки доходности.
Использование правительственных бондов
в качестве опережающего макроэкономического индикатора и в качестве эталона
доходности по безрисковым ставкам в новых странах членах ЕС пока не
эффективно, что связано в первую очередь с неразвитым вторичным рынком и
отсутствием четко выраженной кривой доходности по бондам на данном рынке.
Экономисты часто используют
сложные математические модели для предсказания будущего пути экономики
индустриальных стран и вероятность экономического спада в этих странах. Но
более простым инструментом является кривая доходности.
Кривая доходности – спрэд между
процентными ставками десятилетних (в зависимости от исследуемой страны)
казначейских бондов и трехмесячных казначейских билсов – есть ценный
предсказывающий макроэкономический индикатор. Данный инструмент прост в
использовании и значительно лучше работает, чем другие финансовые и
макроэкономические индикаторы в предсказании экономических спадов от двух до
шести кварталов вперед.
Форма кривой доходной может
служить отличным индикатором возможной будущей рецессии по нескольким причинам.
Текущая монетарная политика имеет значительное влияние на форму кривой
доходности и таким образом на реальную активность экономики в ближайшие
несколько кварталов. Изменение процентных ставок по краткосрочным
правительственным бондам ведет к изменению формы всей кривой доходной. Ожидание
будущей инфляции также отражается в кривой доходной.
Поэтому связь между финансовыми доходностями – такими как
возвратность (доходность) на инвестицию в ценную бумагу – и реальная экономика
является существенным фактором в макроэкономике и финансах.
Для развитого бондового рынка
существенным является ликвидность вторичного рынка. Этот критерий эффективного
и активного рынка является полезным индикатором развития рынка. Ликвидность
отражается в высоком уровне оборачиваемости относительно размера рынка и в
ценовой стабильности. Ликвидность корпоративного бондового рынка в новых
странах членах ЕС - низкая, особенно по сравнению с ликвидностью
правительственных бондов.
Также, безусловно, что ликвидность
бондового рынка будет больше с доступностью таких инструментов, которые
рыночные участники могут использовать для управления процентной ставкой и
риском, связанным с ней. Кроме этого развитие организованного и активного
деривативного рынка позволяет выявлять эффективную цену бондов на вторичном
рынке, что в свою очередь улучшает ликвидность. Наличие таких деривативных
инструментов как фьючерсы и опционы на правительственные долговые обязательства
в целом бы послужило укреплению и развитию вторичного бондового рынка в
указанных странах.
На развитие корпоративного бондового
рынка влияет также наличие юридической и законодательной базы в этой области, а
также налоги, которые призваны облегчить и поддержать развитие внутреннего
бондового рынка.
Одним из важных факторов в развитии
бондового рынка является наличие кредитно-рейтинговых агентств с высокой
репутацией. Эти агентства призваны выявлять и оценивать кредитный риск
относительно любого эмитента корпоративных бондов. Кроме того, данные агентства
стимулируют компании, выпускающие бонды улучшать свою финансовую позицию,
делать работу своей компании прозрачнее. Хорошо работающая система рейтинговых
агентств увеличивает эффективность корпоративного бондового рынка, как на
первичном, так и на вторичном рынке, а также способствует росту его
ликвидности. Наличие внутренних кредитных рейтинговых агентств весьма полезно
для развития внутренней рейтинговой шкалы по корпоративному кредитному риску.
Кроме того, рейтинговые агентства способствуют развитию бондового рынка, через образовательную
информацию, которую они распространяют для потенциальных участников бондового
рынка. Данные рейтинговые агентства, если и существуют в исследуемых странах,
то их уровень работы пока еще очень низкий. При создании внутренних рейтинговых
агентств целесообразно получать техническую поддержку или создавать совместное
агентство с мировыми рейтинговыми агентствами. В некоторых развивающихся
странах рейтинговые агентства создаются по инициативе правительства, фондовых
бирж или комиссий по ценным бумагам.
Налоги на бондовые транзакции, как на
первичном, так и на вторичном рынке являются существенным фактором, который
снижает ликвидность и служит тормозом при первичном выпуске корпоративных
бондов. В целом, именно налоги служили сдерживающим фактором в прошлом, когда
только начали развиваться бондовые рынки в исследуемых странах.
В целом налоговый режим создается
правительством, которое сфокусировано на максимизации государственного дохода и
во многих случаях налоговые политики не принимают в должной мере во внимание
аспектов и проблем, связанных с развитием бондового рынка.
Для исследуемых стран в целом львиная
доля инвесторов относительно бондового рынка состоит в основном из банков, что
также не способствует развитию вторичного бондового рынка. В старых странах
Европейского Союза институционные инвесторы на бондовых рынках в первую очередь
представлены страховыми компаниями, пенсионными и инвестиционными фондами,
которые значительно потеснили банки, индивидуальных инвесторов и не финансовые
компании.
Банки в исследуемых странах, как
правило, не склоны выводить купленные бонды на вторичный рынок, и для них более
характерен принцип «купил и держи» до конца срока обращения. Инвестиционные
бондовые и гибридные фонды, напротив, ориентированы на максимизацию доходности
своих активов и поэтому они все время продают и покупают бонды, создавая
ликвидность и точную цену бондов на вторичном рынке.
Поэтому можно отметить, что для
исследуемых стран существует довольно узкая инвестиционная база. В относительно
маленьких бондовых рынках (Латвия, Литва) недостаток инвестиций в бонды связан
также с незнанием об инвестиционных возможностях, которые предоставляют бонды
для инвесторов.
Другим фактором, который влияет на
развитие корпоративного рынка в исследуемых странах, является условие набора
законов, которые бы ясно определяли отношения инвесторов и компаний,
выпускающих бонды. Эти законы связаны с обязательствами компаний перед
инвесторами и банкротством.
Успешные бондовые рынки и в частности
правительственные бондовые рынки обычно связываются со средой, в которой
кредитное размещение и номинальные процентные ставки устанавливаются первично
рынком и, которые отражают рыночные ожидания. Такая среда поощряется
использованием косвенных инструментов в монетарной политике государства.
Особенно, если используются такие инструменты монетарной политики, как операции
открытого рынка, которые поощряют к активности вторичный бондовый рынок.
Продажа и покупка Центральным Банком бондов приводит к росту оборота, а также обеспечивает
информацией рынок относительно намерений в монетарной политике, что
способствует генерированию дальнейшей активности бондового рынка.
Бондовые рынки в исследуемых странах
находятся под влиянием эндогенных и экзогенных факторов. Главным среди эндогенных
факторов является развитие институционной структуры и микроструктуры бондовых
рынков, а также развитие финансовых рынков в целом. В частности, внутренняя и
внешняя финансовая либерализация и дерегуляция усиливается конкуренцией среди
эмитентов бондов, инвесторов, инноваций в финансовых услугах,
совершенствованием управлением рисками. Но может быть наиболее важным является
экзогенный фактор, связанный с фискальной политикой, макроэкономической
стабилизацией, притоками капитала.
Необходимость финансировать бюджетные
дефициты является основной причиной развития правительственных бондовых рынков.
В дополнение к этому развитие бондовых рынков связано также с поисками
инвестиционного финансирования компаниями. Когда компании становятся большими,
многие из них рано или поздно выходят на долговые рынки для привлечения
дополнительного капитала
Низкая инфляция является существенным предварительным
условием для развития бондового рынка. Высокая инфляция и крупный бюджетный
дефицит не создает благоприятных экономических условий и способствует росту
краткосрочных спекулятивных проектов и не поощряет долгосрочные инвестиционные
проекты, которые и создают устойчивую экономику. Кроме того, низкий уровень
инфляции способствует снижению выпуска бондов на международный рынок и
интенсивному развитию внутреннего бондового рынка. Как правило, низкий уровень
инфляции способствует выпуску бондов с длительным сроком обращения. Развитие
внутреннего бондового рынка снижает эмиссию бондов на международный рынок,
например, евробондов.
Необходимо отметить, что высокая пропорция в выпуске
краткосрочных бондов имеет тенденцию к увеличению риска рефинансирования и
увеличивает макроэкономическую нестабильность.
Таким образом, из всего вышесказанного сделаем следующие
выводы относительно выгод, которые предоставляет развитый бондовый рынок:
-
Первое: ликвидность правительственных бондов облегчает оценку и риск других
финансовых активов.
-
Второе: ликвидность бондового рынка имеет прямое воздействие на степень, в
которой другие сегменты финансовых рынков (форвардные и фьючерсные рынки,
включая хеджирование) могут быть развиты для управления риском.
-
Третье: развитый бондовый рынок оказывает решающее воздействие на эффективность
центральных банков с точки зрения проводимой ими монетарной политики.
Существует
мнение что, ликвидность вторичного рынка связана с размерами страны.
Поэтому, безусловно, что с принятием исследуемыми странами единой валюты,
развитие бондовго рынка приобретет новый импульс.
Со вступлением десяти исследуемых стран в Еврозону одним из
важных критериев такового вступления будет Маастрихсткий критерий по
долгосрочным процентным ставкам на правительственные бонды данных стран.
Маастрихтские критерии, которые, как ожидается, будут
составлять основу Европейского Союза в будущем, состоят из пяти условий, по
которым страна допускается в Союз.
- Уровень
инфляции не должен превышать более чем на 1.5% вышесреднего уровня трех
стран с самым низким уровнем инфляции.
- Номинальные
долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на два
процентных пункта долгосрочных процентных ставок трех стран с самым низким
уровнем инфляции.
- Не
должно быть каких-либо кардинальных изменений в режиме обменного курса
валюты в течение, как минимум, двух лет.
- Правительственный
бюджетный дефицит не должен превышать трех процентов от ВВП страны.
- Общий
долг страны к ВВП не должен превышать 60%.
Первые три гармонизационных критерия разработаны для того,
чтобы гарантировать денежно-кредитную стабильность за счет сохранения фиксированного
режима обменного курса среди стран. Стабильность евро усиливается за счет двух
последних критериев, которые защищают Европейский Союз от угроз инфляции,
которая может вырасти из-за роста правительственных бюджетных дефицитов.
В мае 2004 года десять стран: Чехия, Эстония, Кипр, Латвия,
Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия вступили в Европейский
Союз.
Ниже представлен график, сравнивающий
долгосрочные процентные ставки новых членов Европейского Союза и Еврозоны с
марта 2003 года по февраль 2004 года.
1.1 табл. Средние долгосрочные ставки с
Марта 2003 по февраль 2004[5]
На графике не приведены данные по
Эстонии. Это связано с тем, что Эстония имеет очень ограниченный правительственный
долг, и определить гармонизацию правительственных бондов со сроком обращения 10
лет не представляется возможным. Поэтому для Эстонии в качестве индикатора
берется средний уровень процентных ставок по новым кредитам, выдаваемым
компаниям и частным лицам на срок более пяти лет. Этот уровень составил в
Эстонии между мартом 2003 и февралем 2004 года 4.9%.
Девять из десяти стран, вступивших в Европейский Союз
(кроме Эстонии) выбрали для данного критерия бонды центрального правительства
со сроком обращения около десяти лет и деноминированных в национальной валюте;
семь стран используют доходность бондов вторичного рынка, в то время как Кипр и
Литва используют процентные ставки первичного рынка. Мальта избрала корзину
бондов, в то время как другие восемь стран используют в качестве эталона единый
бондовый подход. Ниже в таблице 1.2 праведны данные по гармонизации процентных
ставок (проценты даны за год по доходностям на десятилетние бонды центрального
правительства на вторичном рынке).
1.2. табл. Процентные ставки десятилетних
правительственных бондов
Страны
|
Фев. 04
|
Maр. 04
|
Aпр. 04
|
Maй 04
|
Июн. 04
|
Июл. 04
|
Авг. 04
|
Сен. 04
|
Oкт. 04
|
Нояб. 04
|
Дек. 04
|
Янв. 05
|
Фев. 05
|
Еврозона
|
Бельгия
|
4.26
|
4.07
|
4.26
|
4.40
|
4.46
|
4.34
|
4.18
|
4.11
|
3.98
|
3.85
|
3.66
|
3.59
|
3.57
|
Германия
|
4.11
|
3.91
|
4.10
|
4.25
|
4.31
|
4.24
|
4.08
|
4.02
|
3.89
|
3.78
|
3.58
|
3.56
|
3.54
|
Греция
|
4.35
|
4.17
|
4.35
|
4.49
|
4.55
|
4.44
|
4.28
|
4.22
|
4.11
|
3.97
|
3.77
|
3.69
|
3.69
|
Испания
|
4.15
|
4.01
|
4.20
|
4.33
|
4.39
|
4.28
|
4.15
|
4.08
|
3.97
|
3.85
|
3.64
|
3.59
|
3.58
|
Франция
|
4.14
|
3.98
|
4.18
|
4.34
|
4.39
|
4.27
|
4.11
|
4.09
|
3.98
|
3.86
|
3.64
|
3.58
|
3.60
|
Ирландия
|
4.15
|
3.97
|
4.17
|
4.31
|
4.38
|
4.27
|
4.09
|
4.04
|
3.92
|
3.80
|
3.62
|
3.52
|
3.51
|
Италия
|
4.34
|
4.17
|
4.35
|
4.49
|
4.54
|
4.44
|
4.28
|
4.25
|
4.13
|
4.00
|
3.79
|
3.71
|
3.68
|
Люксембург
|
4.33
|
4.12
|
4.29
|
4.43
|
4.49
|
4.36
|
4.20
|
4.13
|
4.00
|
3.85
|
3.64
|
3.57
|
3.56
|
Нидерланды
|
4.12
|
3.93
|
4.13
|
4.37
|
4.42
|
4.31
|
4.15
|
4.09
|
3.96
|
3.85
|
3.63
|
3.56
|
3.55
|
Австрия
|
4.27
|
4.09
|
4.23
|
4.36
|
4.41
|
4.40
|
4.17
|
4.14
|
3.99
|
3.86
|
3.66
|
3.57
|
3.53
|
Португалия
|
4.19
|
4.00
|
4.25
|
4.42
|
4.47
|
4.35
|
4.18
|
4.12
|
3.99
|
3.86
|
3.64
|
3.56
|
3.55
|
Финляндия
|
4.11
|
3.92
|
4.10
|
4.25
|
4.48
|
4.37
|
4.21
|
4.14
|
4.01
|
3.89
|
3.68
|
3.60
|
3.57
|
Страны вне Еврозоны
|
Чешская
республика
|
4.80
|
4.50
|
4.60
|
4.88
|
5.02
|
5.11
|
5.02
|
5.02
|
4.82
|
4.55
|
4.05
|
3.84
|
3.55
|
Дания
|
4.30
|
4.10
|
4.30
|
4.46
|
4.53
|
4.62
|
4.45
|
4.38
|
4.23
|
4.09
|
3.86
|
3.74
|
3.64
|
Кипр
|
4.79
|
5.17
|
5.17
|
5.17
|
5.49
|
6.58
|
6.58
|
6.58
|
6.58
|
6.45
|
6.26
|
6.13
|
6.06
|
Латвия
|
5.05
|
4.98
|
4.89
|
4.95
|
4.93
|
4.89
|
4.88
|
4.87
|
4.63
|
4.58
|
4.58
|
4.29
|
4.03
|
Литва
|
4.81
|
4.64
|
4.55
|
4.46
|
4.47
|
4.58
|
4.57
|
4.56
|
4.38
|
4.25
|
3.95
|
3.85
|
3.80
|
Венгрия
|
8.65
|
8.04
|
7.89
|
8.25
|
8.55
|
8.47
|
8.44
|
8.58
|
8.23
|
7.64
|
7.17
|
7.21
|
6.84
|
Мальта
|
4.70
|
4.70
|
4.65
|
4.65
|
4.65
|
4.65
|
4.70
|
4.70
|
4.71
|
4.70
|
4.70
|
4.71
|
4.72
|
Польша
|
6.82
|
6.65
|
7.02
|
7.32
|
7.27
|
7.44
|
7.37
|
6.96
|
6.80
|
6.45
|
6.00
|
5.96
|
5.73
|
Словения
|
5.01
|
4.99
|
4.83
|
4.77
|
4.69
|
4.65
|
4.66
|
4.63
|
4.47
|
4.31
|
4.07
|
3.87
|
3.92
|
Словакия
|
5.11
|
5.09
|
5.06
|
5.13
|
5.09
|
5.03
|
5.02
|
5.04
|
5.08
|
4.92
|
4.58
|
4.04
|
3.80
|
Швеция
|
4.55
|
4.31
|
4.55
|
4.68
|
4.72
|
4.57
|
4.42
|
4.37
|
4.25
|
4.13
|
3.90
|
3.84
|
3.76
|
Англия
|
4.88
|
4.76
|
4.99
|
5.15
|
5.24
|
5.14
|
5.03
|
4.95
|
4.81
|
4.74
|
4.58
|
4.60
|
4.66
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|