Меню
Поиск



рефераты скачать Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения

p> Бытовое обслуживание населения и ремесленничество являются органической частью экономики страны, главной целью которой является человек с его социальными потребностями и индивидуальными способностями.

При разработке концепции учитывался имеющийся в некоторых субъектах
Российской Федерации, их административных единицах, положительный опыт построения и организации бытового обслуживания населения в условиях рыночной экономики, создание условий для развития ремесел.

Учитывалась также необходимость принятия Закона «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Предлагаемая концепция использует положения проекта Закона, предложения, высказанные депутатами
Государственной Думы Российской Федерации, законодательного собрания субъектов Российской Федерации, при обсуждении проекта Закона.

Настоящая концепция является органичным продолжением, разработанной ранее Росбытсоюзом концепции на период 1996 – 2000 годы, которая показала полную свою жизнеспособность.

2.1. Состояние сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской
Федерации на момент разработки концепции (итоги 1999 года)

Россия вступила в 2000 год в условиях ожидания оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса
1998 года. Этому способствовали усилия всех субъектов Российской Федерации,
Правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период, а также благоприятные для России внешние условия, сложившиеся в 1999 году.

Итоги развития экономики России в 1999 году свидетельствуют в структурных изменениях хозяйственной ситуации.

Безусловно, позитивным результатом является рост промышленного производства в 1999 году, который не только компенсировал спад его в 1998 году, но и обеспечил превышение по физическому объему выпуска уровень относительно благоприятного 1997 года почти на 2,5%. По ВВП достигнутый рост (3,2%), на полностью компенсировал его снижение в 1998 году. Причиной стало сокращение физического объема оказываемых и потребляемых услуг. Это говорит о том, что методологическое обеспечение баланса денежных доходов и расходов населения требует дополнительного анализа и возможно изменения.

Некоторые успехи в производстве сопровождаются качественными изменениями в финансах предприятий: значительно сократилось количество убыточных предприятий, несколько возросла прибыль, увеличились оборотные активы в денежной форме. Можно отметить некоторый прирост вложений в основные средства, а также иностранные инвестиции в российскую экономику.
Улучшилась динамика поступлений доходов в бюджет. Вместе с тем, тенденции общего оживления ситуации в экономике сами по себе еще не могут быть признаны устойчивыми. Особенно это касается кризисного состояния сельского хозяйства. Кроме того реальные доходы населения в 1999 году, в целом составили только 70,5% к уровню 1997 года, что помимо влияния на социальную ситуацию, сдерживает экономический рост развития сферы платных услуг и особенно сферы бытового обслуживания населения. Продолжается также рост дифференциации населения по доходам.

Деятельность в сфере платного обслуживания происходила в соответствии с общей ситуацией в экономике России.

Общий объем бытовых услуг, полученных населением в 1999 году (с учетом неформальной экономики) составил 71844 млн рублей, это составляет
133,2% к соответствующему периоду прошлого года, индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года составил 102,6%.

В тоже время в 47 субъектах Российской Федерации произошло снижение объемов бытовых услуг в сопоставимых ценах. Особенно неблагополучное положение с получением населением бытовых услуг складывалось в автономных округах, большинстве Северных и сибирских территориях.

Вывод: В сфере бытового обслуживания населения – одной из важных по своей социальной значимости, в целом по России наметились положительные тенденции, вместе с тем в большей части субъектов Российской Федерации продолжилось падение бытовых услуг, и как следствие снизились поступления в бюджет органов власти различных уровней.

За последнее время существенные изменения произошли в структуре потребляемых услуг.

Более чем в 3 раза поднялся удельный вес услуг по ремонту и строительству жилья, в 1,3 раза – транспортно-экспедиторских услуг, в 2,2 раза услуги по ремонту и строительству жилья.

Фактически сохранили и даже несколько улучшился удельный вес в общем объеме бытовых услуг по сравнению с 1990 годом услуг по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, в тоже время в 12 раз снизился удельный вес услуг по прокату, в 3,4 раза – химической чистке и крашению, более чем в 3 раза упал удельный вес услуг по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, изготовлению и ремонту мебели, прачечных, в 1,8 раза – парикмахерских.

Изменения в структуре спроса на услуги, удержание составляющих себестоимости их производства и другие факторы оказались на росте цен.
Устойчиво растут спрос и цены на ремонтные виды услуг (одежда, обувь).
Более плавно растут цены на ремонт телевизоров.

Что касается ремесленников, то после распада системы местной промышленности эта сфера занятости в основном выпала из поля зрения государственных органов, особенно на федеральном уровне. Только некоторые предприятия художественных промыслов смогли объединиться в ассоциацию, а народные промыслы – разобщены и нуждаются в профессиональном организационном начале.

В 1999 году в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества России окончательно сложились многоукладные экономические отношения. Оформились 3 основные группы хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм:

1. Индивидуалы (мастера, ремесленники).

2. Малые предприятия с численностью до 30 человек.

3. Элитные предприятия (Дома моделей, Торгово-сервисные центры, салоны и т.п.), характеризующиеся высоким уровнем оснащенности, квалифицированными кадрами, современным высокопроизводительным оборудованием.

В ряде субъектов Российской Федерации администрации стали уделять пристальное внимание вопросам бытового обслуживания населения. Созданы государственные и муниципальные структуры, координирующие деятельность предприятий в этой сфере экономики. Появились профессиональные объединения
(ассоциации, союзы, ремесленные палаты и другие), ставшие основой решения специфических вопросов и опорой в защите интересов своих участников. Принят ряд местных законов, касающихся сферы бытового обслуживания, ремесленничества. Такие действия положительно сказались на стабилизации сферы бытовых услуг и ремесленничества.

Вместе с тем на федеральном уровне, в структуре Правительства РФ, нет органа способного координировать развитие и через систему предприятий и ремесленников решать социальные проблемы в обществе, касающиеся удовлетворения потребностей населения в услугах.

На уровне субъектов Российской Федерации, предприятий накапливаются нерешенные вопросы по нормативной базе, обмена опытом работы, сертификации, технологическим, конструктивным и другим специфическим проблемам (налоговая и кредитная политики, статистика и методология учета услуг).

2.2. Направление развития бытового обслуживания населения и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 года

Период - 1996 – 1999 годы определялся поиском путей стабилизации деятельности предприятий, организаций, ремесленников в условиях рыночной экономики.

Посту установления многоукладных экономических в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества основными проблемами дальнейшего движения вперед стали следующие:

1. Самоустранение Федеральных органов власти от координации развития бытового обслуживания населения и неадекватная Государственная политика в сфере малого предпринимательства.

2. Отсутствие полной правовой базы стимулирующей деятельность предприятий, организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества.

3. Создание рыночных структур профессиональных объединений как на различных уровнях административных единиц, так и в целом в

Российской Федерации, способных стать основой профессионального единства, центром технологической культуры и качества работ, услуг.

4. Взаимодействие профессиональных объединений с органами власти, с учётом защиты их интересов и поддержки.

5. Пути создания благоприятных условий хозяйствования в рамках рыночной экономики:
- реальная и экономически целесообразная инвестиционная и налоговая политика;
- щадящий режим по оплате коммунальных услуг, арендной плате и другим составляющим себестоимости услуг;
- упрощенная регистрация новых предприятий и ремесленников с учетом профессиональных способностей;
- оказание им экономической и финансовой помощи со стороны органов власти всех уровней
- создание координационного органа на Федеральном уровне по вопросам нормативов, в том числе технологических, обеспечение современным технологическим оборудованием.

6. Отсталая кадровая политика, некомпетентность и непрофессионализм руководителей крупных и малых предприятий, ввиду их частой сменяемости и полная их незащищенность.

Создание правовой базы стимулирующей деятельность предприятий и организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества

Имеющиеся законодательные акты и Постановления в области бытовых услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности.

Главной задачей на ближайшую перспективу является окончательное принятие Закона Российской Федерации «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Именно в нем заложены правовые основы, определяющие развитие бытового обслуживания населения и ремесленничества, вопросы регулирования и поддержки хозяйственных субъектов.

Названный Федеральный Закон определяет правовое поле системы
Ремесленных палат в стране.

Практика некоторых субъектов Российской Федерации, принявших подобные местные Законы, создание территориальных Ремесленных палат и Ремесленной палаты России дает возможность до принятия Федерального Закона «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» продолжить начатую работу имеющейся правовой базы. При этом имеется в виду разработка регистра
(закона о ремесленной палате и ремесленничества в России) Закона «О бух учете, отчетности и налогообложении малых и средних предприятий».

Кроме того, принимаемые федеральные и местные законодательные акты по налогообложению (налог с продаж, налог на вмененный доход и другие) должны стимулировать стремление предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников, к развитию производства, быть привлекательной сферой для инвесторов.

Создание рыночных структур профессиональных объединений в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества

За последние годы как в стране в целом, так и в субъектах Российской
Федерации велись упорные поиски оптимальных рыночных структур в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества.

Практика показала, что жизнеспособными оказались смешанные структуры или профессиональные объединения, наделенные органами власти рядом функций, существенных для жизнедеятельности отдельных предприятий и ремесленников.

Предстоящий период должен стать периодом неуклонного подъема в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества, впитавшим в себя идеи создания устойчивого среднего класса, класса собственников на базе малого предпринимательства. Главным структурным звеном в этом случае должны стать некоммерческие партнерства – территориальные ремесленные палаты, объединенные ремесленной палатой России.

Ремесленные палаты должны выполнять функции: центров по координации деятельности предприятий службы быта и ремесленников, подготовке и переподготовке кадров, сертификации, разработке и внедрению нормативных документов, обеспечивающих профессионализм и качество выполняемых работ, решение технических и технологических проблем, юридической защите и некоторые другие.

Ремесленные палаты могут объединять, как отдельных ремесленников, так и их объединения по отраслевому принципу – гильдии.

Профессиональные объединения и органы власти

В настоящее время бытовое обслуживание населения и ремесленничество остаются одним из секторов экономики, государственное регулирование которого требует особого внимания.

Государственное регулирование осуществляется властными органами через профессиональные объединения Ремесленной палаты, пользуясь поддержкой и выполняя ряд важных узаконенных функций координирует деятельность предприятий службы быта и ремесленников, в том числе вносят предложения по их финансовой поддержке, представлении льгот, лоббировании интересов во властных структурах. В тоже время, органы власти используют возможности
Ремесленных палат для создания комплексных или целевых программ развития сферы бытовых услуг и ремесленничества, формирования госзаказа для предприятий этой сферы, решают другие задачи, связанные с социальным развитием региона.

Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» ремесленные палаты могут заниматься сертификацией. В Законе записано, что допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений
(союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

Для тесного взаимодействия в органы Управления ремесленных палат могут включаться представители властных структур. Органы власти субъектов
Российской Федерации принимают специальные законодательные акты, создающие благоприятные условия для производства и занятия предпринимательством в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества (снижение платы за аренду помещений, коммунальные услуги, щадящий режим налогообложения) тем самым решается ряд важных социальных задач: создаются дополнительные рабочие места, снимая проблему с занятостью населения, сдерживая рост цен на товары, услуги и другие.

2.3. Инвестиционная политика

В разработанных сценарных условиях функционирования экономики страны в 2001 году и на период до 2003 года и рассмотренных на заседании
Правительства Российской Федерации, к сожалению не предусмотрено конкретных мероприятий по существенному изменению кредитной политики государства в отношении малого бизнеса и среднего бизнеса,, в т.ч. предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников.

Основной целью кредитной политики, на период до 2003 года, по предложениям работников, является создание нормативной и институциональной базы для обеспечения нефинансового сектора экономики ресурсами по ставкам привлечения, сопоставимым с рентабельностью производственной деятельности.

В этой связи – главной задачей государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг и ремесленничества является формирование благоприятных условий для роста инвестиционной активности и заинтересованности банков, предпринимателей в развитии сферы бытового обслуживания и ремесленничества в субъектах Российской Федерации на местах.

Причем инвестиционная активность должна стимулироваться действиями органов власти всех уровней, созданием экономической привлекательности занятия бытовым обслуживанием населения и ремесленничеством, создания зоны благоприятствования (виды и ставки налогообложения; коммунальные платежи; арендная плата и т.п.) в целях обеспечения доступных цен на оказываемые услуги и производимый ремесленниками товар, изделия.

Инвестиционная деятельность может осуществляться также за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и привлеченных средств, бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций целевого характера. В целях поддержки районов со слаборазвитой материально-технической базой службы быта необходимо предусмотреть отчисления от сумм реализации услуг и продукции в фонд развития бытового обслуживания населения и ремесленничества при ремесленных палатах и фондах поддержки малого предпринимательства, расположенных в территориях.

2.4. Налоговая политика

В целях сбалансирования государственного бюджета и необходимости расширения финансовой базы предусматривается совершенствование налоговых реформ, направлениями которых являются:
- Снижение налогового бремени, в том числе на оплату труда и его оптимальное перераспределение между различными категориями налогоплательщиков;
- Упрощение налоговой системы;
- Расширение налоговой базы за счет упорядочения системы налоговых льгот;
- Повышение эффективности налогового администрирования.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.