Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения
смотреть на рефераты похожие на "Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения"
«Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения» СОДЕРЖАНИЕ Введение. Основная часть: 1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения. 2. Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы. 3. Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания. 4. Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Ленинградской области. Выводы. Литература. ВВЕДЕНИЕ В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей
народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не
применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и
организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам
управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными
отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная
промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие,
которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям,
содержащим в основном ремесленные предприятия. Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений
деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год,
были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями
правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными
руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом
деле.
Наиболее сильному разрушению подверглись бытовое обслуживание населения и
местная промышленность. Например, указом Президента РСФСР от 28 С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные
условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей
услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные,
заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им
подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году
уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета»
Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50
тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере
бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в
1996 году всего около 6% от уровня 1990 года. Проблему бытового обслуживания исследует Кобелев Николай Борисович в
своей книге «Организация ремесленной деятельности». Данное издание
адресовано широкому кругу читателей, занимающихся ремесленной
деятельностью, экономистам, руководителям предприятий, специалистам по
организации малого бизнеса, студентам и аспирантам экономических
специальностей. Книга посвящена проблемам ремесленничества в бытовом обслуживании
населения, организации ремесленных палат, различным законодательным и
нормативным документам Российской Федерации по бытовому обслуживанию. Суть вопроса заключена в том, что малому бизнесу и предприятиям,
которые можно отнести к ремесленным, широко разрекламированным
реформаторами в период с 1990 по 1998 год, в это же время был нанесен
значительный урон проводимыми реформами, и в первую очередь неумелой
приватизацией и коммерциализацией. Существовавшее в Советском Союзе
законодательство, подзаконные акты, структуры, традиционные для малого
бизнеса и предприятий, которые можно отнести к ремесленным, были бездумно
упразднены, и замены им нет до настоящего времени. Процесс разрушения малого бизнеса и ремесленничества несколько
замедлился к 1997 году, когда многие практические работники, экономисты,
ряд политических деятелей, значительная часть законодательных собраний
субъектов федерации. Государственная Дума поняли пагубность проводимого
экономического курса и начали подготовительную работу к формированию
законодательства, действительно стимулирующего развитие малого бизнеса и
ремесленничества. Законопроект «Об основах бытового обслуживания населения
в Российской Федерации» первый законопроект, который позволяет предприятиям
бытового обслуживания после почти десятилетнего периода неорганизованности
и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в
рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой
должны стать ремесленные палаты. Цель моего реферата – стабилизация и развитие деятельности предприятий
бытового обслуживания населения, преодоление кризисного состояния отрасли,
обеспечение насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, и, в
первую очередь, социально-приоритетными, повышения их качества. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В своем развитии предприятия и предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами: > отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями услуг и органами местного самоуправления; > недостаточность собственных оборотных средств; > нехватка квалифицированных кадров; > трудности получения кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг; > сложности получения помещений, высокая арендная плата; > социальная незащищенность работников; низкий уровень платежеспособности основной массы населения. 1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения Бытовое обслуживание населения является главным направлением
деятельности по восстановлению ремесленничества в России. И наоборот,
восстановление бытового обслуживания непосредственно связано с введением
ремесленничества в нашей стране. Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как
специфическая отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала
удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от
рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг
более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 – 1990 годах составлял в
среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось
более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания.
В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали
комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах
действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт
холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка,
стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.). В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как
отрасль. Объем бытовых услуг в 1997 году составил менее 7% от уровня 1990
года, а потребность в них, с учетом существующего уровня доходов населения,
удовлетворена в среднем на 40%. Количество ателье, мастерских, приемных
пунктов на 1 октября 1996 года (по данным Госкомстата) составило всего
57100 единиц, а в сельской местности – 16170 единиц, т.е. сократилось
соответственно в 2,2 и 6 раз по отношению к 1990 году. Более того многие
предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности, а
занимаются другими видами деятельности. Важнейшие виды услуг (химчистка,
стирка и т.п.) практически перестали существовать даже в ряде областных
центров. Управление бытовым обслуживанием на федеральном уровне каким-либо
государственным органом не осуществляется. Если ранее бытовыми услугами пользовались практически все население,
то сейчас положение изменилось. Лишь 5 – 10% наиболее обеспеченного
населения получают все нужные им услуги, а основная масса людей не в
состоянии почистить одежду, отремонтировать обувь, телевизор, стиральную
машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с доступными
ценами. В настоящее время сложились монопольно-высокие цены на бытовые
услуги в связи с отсутствием конкуренции из-за ликвидации массовой сети
бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения. Например,
в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50 руб.,
а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку на дамской сумочке
не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 – 15 раз ниже.
Мастер будет ждать одного или двух богатых клиентов целый день, хотя мог бы
за это время обслужить 15 – 20 клиентов по доступным ценам и получить те же
деньги. Таким образом, изменилась даже психология обслуживающего персонала
в связи с отсутствием массового предложения бытовых услуг по реальным
ценам. Лишь в некоторых областных центрах, где администрации удалось
сохранить массовую сеть бытового обслуживания и обеспечить контроль над
ней, ситуация несколько лучше. Однако в малых городах, особенно в сельской местности и северных
районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически
отсутствует. О простом человеке – сельском труженике, рабочем добывающей
промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые
фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, -
государство совсем забыло. Ранее служба быта села и северных районов
дотировалась государством путем перераспределения прибыли, получаемой от
бытового обслуживания. В 1990 году она составила около 800 млн руб., или
примерно 3 трлн руб. в ценах 1998 года. Теперь же бюджет получает от
бытового обслуживания менее 1% этой суммы. Такова цена социальной и
финансовой политики государства в сфере бытового обслуживания. По нашим расчетам, реальная платежеспособная потребность населения в
бытовых услугах в 1997 году по отношению к 1990 году снизилась примерно на
30%, а уровень производства услуг по предприятиям всех форм собственности
упал на 75 – 80%. Такое положение свидетельствует о том, что предприятия и
ремесленники в течение семи лет не могут приспособиться к сложившимся
экономическим условиям. Ссылка на свободу рынка для всех желающих участвовать в нём оказалась
явно дилетантской по отношению к сложнейшим и тончайшим механизмам
рыночного регулирования. И дело здесь не только в неумелой налоговой
политике и инфляции. Главное в том, что полностью разрушена система
профессионального регулирования сферы бытовых услуг – от федерального
уровня до муниципального. Разрешена существовавшая более 200 лет в России
система ремесел, которая в советское время называлась отраслевыми группами
бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы, краснодеревщики,
часовщики, ремонтники и т.п.). Каждая такая отраслевая группа готовила
профессиональные кадры, имела эталонных мастеров-наставников, свои
традиции, праздники, свой круг общения. Регулярно 2 – 3 раза в год
проводились отраслевые встречи, семинары, совещания в каждом регионе или
городе. Сегодня наша задача заключается, конечно, не в том, чтобы вспоминать
былое и сокрушаться по поводу сложившихся обстоятельств. Нам необходимо
воссоздать существовавший ранее профессионализм, который не зависит от
политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен иметь
чёткую систему регулирования по технологии оказания услуг, оборудованию,
профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству и
безопасности. Складывающаяся система регулирования рынка бытовых услуг не должна
подчиняться государству. Нельзя повторять судьбу службы быта России, ведь с
ликвидацией государственного учреждения – Минбыта РСФСР – были разрушены
почти все профессиональные структуры бытового обслуживания. Бытовое обслуживание – это профессиональное ремесло, традиции,
способ организации быта нашего населения, которые должны быть надежно
защищены от любых катаклизмов: политических, экономических, техногенных. Как и всяких профессионализм, ремесло бытового обслуживания на терпит
администрирования и формализма. Оно должно существовать как
самоорганизующаяся система, органически вписывающаяся в тело государства. Государство не должно вмешиваться в экономику, технологию,
организацию, управление рынком услуг, за исключением вопросов, связанных с
безопасностью потребителя, нанесением ему материального и морального
ущерба, защитой окружающей среды и стимулированием предоставления тех или
иных услуг в определенном районе. Вместе с тем правовые основы деятельности независимой от государства
службы быта могут быть установлены только федеральным законом. Каково же существующее правовое поле в отношении бытового
обслуживания населения? В Конституции РФ нет ни одного слова о бытовом
обслуживании ни в статье 71, определяющей сферы деятельности, которые
находятся в ведении Российской Федерации, ни в статье 72, устанавливающей
сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Видимо,
согласно статье 73, те области деятельности, которые не включены в статьи
71 и 72, относятся к ведению субъектов федерации. Однако в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»[1] при определении полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (статья 5)
о бытовом обслуживании также нет даже упоминания. Лишь в статье 6 к
предметам ведения местного самоуправления отнесены организация ритуальных
услуг и содержание мест захоронения, создание условий для обеспечения
услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с федеральными
законами организацией бытового обслуживания населения в государственном
масштабе, за исключением ритуальных услуг, не занимаются ни федеральный, ни
территориальный, ни местный уровни управления. Бытовое обслуживание
полностью отделено от государства. В бытовом обслуживании используются примерно 3000 технологических
процессов и около 1500 типов машин и оборудования. Примерно 80% применяемых
технологий таковы, что их нарушение может привести к опасным и очень
опасным для потребителя последствиям. Так, при химчистке применяются
компоненты , из которых 236 являются ядами; услуги парикмахерских весьма
опасны в санитарно-эпидемиологическом отношении; 40% сапожником имеют
грибковые заболевания и являются потенциальными переносчиками этих
инфекций; ремонт бытовой техники чреват поражением электротоком, а
телевизоры при отсутствии надлежащего ремонта и обслуживания
предрасположены к самовозгоранию; выделка меха домашних животных (особенно
бродячих собак) при отклонении от технологии может привести к заражению
весьма опасными для жизни человека бактериями; некачественная переработка
сельскохозяйственных продуктов может вызвать сальмонеллез и т.п. И это лишь
небольшой перечень опасностей, подстерегающих потребителей при несоблюдении
технологий бытового обслуживания. Ранее в России защитой потребителей, разработкой технологии и
подготовкой профессиональных кадров для бытового обслуживания занимались 14
научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 4 вуза с тремя
филиалами, 19 техникумов, 99 учебно-производственных комбинатов, а в каждом
субъекте федерации имелся специализированный производственно-технический
комбинат бытового обслуживания, 10 – 12 отраслевых объединений, в составе
которых были производственные, технологические, метрологические, и
внедренческие службы, отделы управления качеством. Сегодня вся эта огромная
профессионально-технологическая структура бытового обслуживания практически
не существует. С 1992 года в России введены в действие лишь три новых стандарта (а
их было 155), и с 1996 года служба быта практически не имеет ни одного
нормально действующего республиканского стандарта; из 80 тыс.
технологических норм и нормативов, разработанных до 1992 года, более 70%
полностью устарели. До 1992 года в бытовом обслуживании действовали 26 отраслевых правил
по химчистке, ритуальным услугам, работе парикмахерских, бань и т.п.,
утвержденных Минбытом РСФСР, которые в настоящее время утратили юридическую
силу. Разрабатывать и утверждать новые правила просто некому – нет
профессиональных организаций, имеющих на это право. Таким образом, налицо, с одной стороны, полное отделение службы быта
от государства, а с другой – ликвидация профессионально-технологических
структур бытового обслуживания, вводящих нормативные документы, без которых
существование этой сферы деятельности в рамках правового поля статьи 71
Конституции РФ невозможно. 2. Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в
Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в
Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы. Концепция разработана
специалистами Росбытсоюза при участии Министерства экономики России,
Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства,
Госстандарта России и других организаций.
Страницы: 1, 2, 3
|