p> Для характеристики технического состояния автопарка используется
показатель общего пробега автомобиля, который фиксируется в карточке
работы автомобиля нарастающим итогом. В 1999 году общий пробег автопарка по
данным таблицы составил 307,2 тыс. км, что на 49,3 тыс. км меньше, чем
предусмотрено по плану. По данным таблицы 3.9, используя прием элиминирования , можем
определить степень влияния отдельных факторов на объем выполненных работ
грузовым автотранспортом. Таблица 4.7 Влияние отдельных факторов на объем выполненных работ грузовым автотранспортом |Показатели |1999 г. |Отклонение |
| | |от плана: |
| | |+(-) |
| |План |факт | |
| |А |б |в |
|1. Среднесписочное число грузовых |10 |9 |-1 |
|автомобилей | | | |
|2. Отработано дней в среднем на один |236 |241 |+6 |
|автомобиль | | | |
|3. Среднесуточный пробег автомобиля с |118 |116 |-2 |
|грузом, км | | | |
|4. Средняя загруженность автомобиля, т|3.6 |3.8 |+0.2 |
|5. Выполнено работ, тыс.т/км |670.2 |614.6 |-55.6 |
| | | | |
|Отклонение объема выполн. работ, | | |-48,6 |
|тыс.т/км | | | |
|в том числе за счет изменения | | |-100,2 |
|численности автомашин | | | |
|(стр.1в(стр.2а(3а(стр.4а) | | |19,1 |
|количества отработанных дней | | | |
|(стр.1б(стр.2в(стр.3а(стр.4а) | | |-15,6 |
|среднесуточного пробега | | | |
|(стр.1б(стр.2б(стр.3в(стр.4а) | | |48,1 |
|средней загруженности автомобиля | | | |
|(стр.1б(стр.2б(стр.3б(стр.4в) | | | | 4.4 Анализ себестоимости работ, выполненных грузовым автотранспортом Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат
предприятия на производство транспортной продукции. Главным экономическим показателем любого предприятия является
прибыль. Так как прибыль находится в прямой зависимости от себестоимости
перевозок, одной из важнейших задач работников транспорта является снижение
себестоимости автоуслуг. Величина себестоимости зависит от уровня производительности труда в
автохозяйстве, степени и эффективности использования подвижного состава,
рациональности использования материальных ресурсов, организации
транспортного процесса и его обслуживания. При определении себестоимости продукции на автомобильном транспорте
практикуется условное деление затрат на переменные и постоянные. К
переменным расходам относят те, которые зависят от изменения общего пробега
автомобилей. Это затраты на топливо, смазочные материалы, техническое
обслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному
составу и др. В переменные расходы условно включают некоторые виды
расходов, не зависящие от пробега автомобилей, например внутригаражный
расход топлива, ежедневное обслуживание, обтирочные материалы, часть
расходов по ремонту автомобилей (например, расходы на окраску) К постоянным расходам относят те, которые не зависят от общего пробега
автомобилей. Они планируются на 1 автомобиле-день работы. Это накладные
расходы и заработная плата водителей. Заработная плата водителей грузовых
автомобилей при сдельной системе оплаты труда включается в постоянные
расходы условно, так как ее величина зависит от расстояния перевозок грузов
и, следовательно, от пробега автомобилей Фактическая себестоимость определяется в конце года. Для этого
подсчитывают общую сумму фактических затрат, учтенных по дебету счета 20
«Основное производство», за вычетом стоимости отработанного масла и других
возвратных материалов и делят ее на количество тонно-километров,
выполненных автопарком. После составления расчета себестоимости услуг
автотранспорта и определения фактической себестоимости тонно-километра
плановая себестоимость перевозок, по которой учитывались выполненные
работы в течение годы на счетах затрат, доводятся до фактической путем
дополнительной записи и сторно (при экономии). На УАТДП БПС фактическую себестоимость определяют путем деления общей
суммы фактических затрат, учтенных по дебету счета 20 «Основное
производство» на количество тонно-километров выполненных грузовых работ,
т.е. на грузооборот. Таблица 4.8 Динамика и структура затрат на грузовые перевозки |Статьи затрат |1997 г. |1998 г. |1999 г. |1999 г в|
| | | | |% к 1997|
| |Тыс.руб|В % к|Тыс.ру|В % к|Тыс.руб|В % к| |
| |. |итогу|б. |итогу|. |итогу| |
|Заработная |534,6 |29,1 |292,1 |23,7 |333,3 |21,9 |62 |
|плата водителей| | | | | | | |
|с отчислениями | | | | | | | |
|на соц. нужды | | | | | | | |
|Автомобильное |480,4 |26,2 |267,6 |21,7 |300 |19,8 |62,4 |
|топливо | | | | | | | |
|Смазочные и |50,6 |2,8 |44,9 |3,6 |4,6 |0,3 |9,0 |
|прочие | | | | | | | |
|эксплуатационны| | | | | | | |
|е материалы | | | | | | | |
|Износ и ремонт |90,8 |4,9 |51,2 |4,2 |29 |1,9 |31,9 |
|автомобильной | | | | | | | |
|резины | | | | | | | |
|ТО и |202,5 |11,0 |97,2 |7,9 |130 |8,6 |64,2 |
|эксплуатационны| | | | | | | |
|й ремонт | | | | | | | |
|автомобилей | | | | | | | |
|Амортизация |277,4 |15,1 |173,4 |14,0 |65 |4,2 |23,4 |
|Общехозяйственн|200,6 |10,9 |304,5 |24,7 |657 |43,3 |327,5 |
|ые расходы | | | | | | | |
|Итого |1836,9 |100 |1230,9|100 |1518,9 |100 |82,7 |
|Себестоимость |11,2 |* |20,9 |* |23,5 | |210 |
|10 т/км | | | | | | | | Как видно из данных таблица 3.6, сумма фактических затрат на услуги
грузового автотранспорта составила 1463,6 тыс. руб. В структуре затрат в
1999 году преобладающее место занимают общехозяйственные расходы, затем
идет автомобильное топливо. Зная грузооборот (645,0 т/км), можем определить
фактическую себестоимость 10т/км, которая равняется 24,9 руб. Наблюдается
повышение себестоимости в 1999 году по сравнению с 1997 на 122%, а по
сравнению с 1998 – на 12 %. Это объясняется, в первую очередь, непрерывным
ростом инфляции, который наблюдался в период с 1997 по 1999 годы и который
повлек за сбой экономический кризис, произошедший в августе 1998 года. В
связи с этим резко подскочили цены на автомобильное топливо, особенно в
конце 1999 года. 4.5 Пути повышения эффективности использования грузового автотранспорта Повышение эффективности и качества работы автопарка зависит также от
степени использования подвижного состава. Улучшение его использования
составляет значительный резерв увеличения объема транспортной работы, рост
производительности труда. Для повышения объема грузооборота необходимо по возможности
увеличить количество машин или изменить структуру парка, причем приобретать
автомобили, пользующиеся у клиентов большим спросом, т.е. сочетающие в себе
большой тоннаж и экономичность работы двигателя, а также потребляющие более
дешевое дизельное топливо. Таким автомобилем, например, является КАМАЗ-
55111(самосвал) грузоподъемностью 10 тонн, который на 100 км потребляет 35-
37 литров солярки, тогда как ЗИЛ-ММЗ –555 грузопоъемностью 4 тонны на 100
км пробега потребляет 35-37 литров бензина. Чтобы определить возможность повышения грузооборота за счет улучшения
использования пробега произведем небольшой расчет. Зная, что в 1999 году
плановый коэффициент пробега был 0,5, а фактически 0,6, предположим, что
можно добиться повышения этого коэффициента до 0,7. Знаем, что 1) Среднесписочное число машин – 9 2) Общий пробег - 307200 3) Пробег с грузом - 169700 4) Коэффициент использования пробега - 0,6 5) Средняя техническая грузоподъемность – 4,0 6) Коэффициент использования грузоподъемности - 0,8 7) Среднегодовая выработка на автомашину т/км - 67020 Итак, если добиться в предприятии увеличения коэффициента
использования пробега грузовых машин до 0,7, то дополнительный объем работ
составит: (0,7-0,6)*307200*4,0*0,8=98,304 т/км, таким образом, при достигнутой
выработке на один грузовой автомобиль 67020, дополнительный объем работ
заменит (98,304/67020)=1,6 автомобиля. 5. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ И ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И УСЛУГ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЭВМ Рациональная система управления обеспечивает сохранение финансового
равновесия, получение стабильной прибыли, поиск и выбор стратегических
направлений деятельности предприятия для его конкурентоспособного
существования в течение длительного интервала времени, выживаемости и
рентабельности в условиях рынка. Важнейшее место в системе управления
хозяйственного субъекта занимает бухгалтерский учет. При этом с увеличением
трудоемкости учетных процессов возрастает необходимость совершенствования
методологии бухгалтерского учета, его автоматизации. Учет затрат на производство является сводным участком учета по
отношению к учету труда и заработной платы, материальных ценностей,
основных средств, расчетно-финансовых операций и др. Основой для учета
является, как мы знаем, первичный документ. Каждый первичный документ является отражением факта хозяйственной
жизни предприятия, т.е. свидетельствует об увеличении или уменьшении прав
требований и обязательств. Носителями исходной информации по учету грузового автотранспорта
является такой первичный документ, как путевой лист грузового автомобиля,
товарно-транспортная накладная, накладная внутрихозяйственного назначения,
наряд на сдельную работу, лимитно-заборная карта на получение ГСМ, лимитно-
заборная карта на получение запчастей и др. 5.1 Кодирование информации При автоматизации учетного процесса вся необходимая информация
подлежит кодированию. Кодирование является одним из важнейших компонентов
процесса обработки информации. Необходимость применения кодов обусловлена
тем, что ПЭВМ работает с информацией, представленной в кодовом
изображении, кодирование производится на основании классификаторов. Код – это сокращенное цифровое, буквенное или буквенно-цифровое
обозначение информации. Правильно построить тот или другой код можно только с учетом
правильной классификационной группировки объектов кодирования. При обработке информации по грузовому автотранспорту используются
следующие коды. Применяемый код является двухзначным и строится по
порядковой системе Таблица 5.1 Коды механизированных операций
|Наименование работ |код |
|1. Механизация бухгалтерского учета на УАТДП БПС | |
|Механизация учета труда и заработной платы |01 |
|Механизация учета товарно-материальных ценностей и |02 |
|их реализации | |
|Механизация учета основных средств |03 |
|Механизация учета работы грузового автотранспорта |04 |
|Механизация учета затрат на производство и |05 |
|калькулирование себестоимости продукции | |
|Механизация финансовых и расчетных операций |06 |
|Механизация сводного синтетического учета |07 | Код марок автомобилей служит для получения информации об использовании
автомобильного парка в разрезе марок автомашин. Список составляется в
последовательности, принятой в отчетности по автотранспорту и каждой марке
присваивается порядковый двухзначный номер. Код гаражных номеров разрабатывается в дополнении к коду марок. При
этом за каждой маркой закрепляется серия номеров, в пределах которой
автомашинам присваивают порядковый двухзначный номер по мере их поступления
в автохозяйство. Таблица 5.2 Коды марок и государственных номеров грузовых автомобилей
|Наименование марки |Код |Государственный |Код |Полный код |
| | |номер | | |
|ЗИЛ-ММЗ |01 |4512-БАЯ |01 |0101 |
|Газ-52 |02 |В-472-ОА |01 |0201 |
|ГАЗ-52 |02 |В-352-ОО |02 |0202 |
|КАМАЗ-5410 |03 |В-294-МО |01 |0301 |
|ГАЗ-5312 |04 |2631-БАО |01 |0401 |
|ГАЗ-5312 |04 |В-526-АО |02 |0402 | Код видов перевозки строится по порядковой системе, является
однозначным Таблица 5.3 Коды видов перевозок
|Наименование |Код |
|Перевозка грузов |1 |
|Перевозка людей |2 | Для синтетического учета затрат по грузовому автотранспорту
используется код синтетического счета 20 «Основное производство». Код строится по комбинированной системе шестизначный Таблица 5.4 Коды синтетического учета затрат по грузовому автотранспорту Дт
|Синтетический |Субсчет |Аналитический |Полный код |
|счет | |счет | |
|Наименование|Код |Наименование|Код |Наименование |Код | |
|Основное |20 |Грузовой |1 |ГАЗ-5312 |101 |201101 |
|производство| |автотранспор| | | | |
| | |т | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | |Синтетический счет |Субсчет |Выход продукции |Полный код |
|Наименование |Код |Наименование |Код |Наименование |Код | |
|Основное |20 |Грузовой |2 |Тонно-километ|001 |202001 |
|производство | |автотранспорт| |р | | | Все эти коды должны проставляться в первичных документах. 5.2 Технологический процесс обработки информации Под технологическим процессом машинной обработки информации понимается
совокупность операций, выполняемых под исходными данными в строго
определенной последовательности с учетом применяемых средств и способов с
целью получения необходимой результатной информации. Технологический
процесс обработки информации на ПЭВМ характеризуется высоким уровнем
автоматизации. 1. Организация документальных массивов в хозяйстве начинается со сбора информации. Он осуществляется ручным способом в первичных документах в период их составления. 2. Комплектация документов в пачки; она осуществляется работниками соответствующего участка работы. 3. Кодирование признанных номенклатур выполняется в соответствии с инструкцией по данным кодификатора 4. Составление сопроводительных ярлычков и сдача документов На этом завершается первый этап технологического процесса – сбор
информации. Следующий этап – ввод данных в компьютер с первичных документов,
затем контроль за правильностью ввода. Если обнаружена ошибка, она
исправляется. Важнейшей стадией технологического процесса является
получение контрольных итогов, которые необходимы для сверки накопительных и
отчетных сводок. Их получают при вводе информации в компьютер по видам
документов или другим группировочным признакам (дата, вид работ, счета).
Для этого предусмотрена возможность просмотра на экране или печать
протокола ввода данных. На всех операциях технологического процесса необходимо предусмотреть
надежные методы контроля (может быть предварительным, текущим и
последующим). Предварительный контроль осуществляется при приемке
–первичных документов, проверке и настройке компьютера и т.д. Текущий
применяется при проверке тех или иных операций в момент их выполнения,
чтобы предупредить брак, а последующий – для обнаружения и исправления
ошибок, допущенных в предыдущих операциях. После ввода информации на
экране появляется сообщений: «Все введено. Верно: «Да», «Нет». Бухгалтер
проверяет правильность ввода и подтверждает с помощью курсора и клавиши
«Ввод» («Да»). В противном случае курсор возвращается к первой записи и
можно произвести корректировку. Завершающий этап вывод на печать машинограммы. Весь технологический
процесс можно изобразить в виде блок-схемы. Схема 5.1 [pic] 5.3 Выходные машинограммы Автоматическая обработка информации на ПЭВМ позволяет выдавать
результативную информацию в виде различных машинограмм. В условиях
автоматизированной обработки учетной информации возрастает роль системы
результативной выдачи информации, так как расширяются функции выдаваемых
машинограмм. Если в первичных документах отражаются реквизиты постоянного и
переменного характера, их количественное и суммарное значение, то в
машинограмме – результат соответствующей группировки этой информации. По
машинограмме можно проверить правильность и обоснованность расчетов,
провести контроль, можно оперативно найти нужную информацию. По учету работы грузового автотранспорта на УАТДП БПС предусмотрено
составление двух выходных машинограмм.
1. № 11 «Ведомость распределения услуг автотранспорта по направлениям производственных затрат»
2. № 28 «Ведомость эксплуатационных показателей работы грузовых автомобилей (по гаражным номерам и маркам) (приложение 1 ). Машинограмма № 28 содержит эксплуатационные показатели работы
автотранспорта, обеспечивает составление всей отчетности по автотранспорту.
В данном случае машинограмма составлена за февраль 2000 г. Машинограмма составляется на каждую работающую машину. В первой
графе машинограммы стоит число например, 6, 8 , номер первичного
документа: 181,192.. В следующей графе указывается табельный номер водителя
автомобиля - 4102, потом код государственного номера автомобиля - 101. В
графе «Часы» указано, сколько автомобиль был часов в наряде- 8 ч, за два
дня итого - 16, в движении и под погрузкой – 5 и 6, итого 11.. Следующая
графа – число ездок – 15 и 18, итого: 33. Графа «Пробег» разделена на две
части: общий пробег- 300,320 и пробег с грузом- 150,160. Здесь мы сразу
можем увидеть на сколько эффективно использовался пробег автомобиля. В
следующей графе указано, сколько тонн груза перевез автомобиль- 60,72,
итого: 310. В графе «Сделано тонно-километров» указано, сколько тонно-
километров проделано, то есть грузооборот автомобиля на данное число, за
два дня - 1240. Следующая графа расход ГСМ по норме – 123 и 131 и
фактически - +10,т.е 133 и +6, т.е – 137. и в последней графе указана
начисленная сумма заработной платы водителя – 204 и 321,8.. Данная
машинограмма очень полно раскрывает все показатели использования грузового
автомобиля. Имея на руках машинограмму за месяц очень удобно произвести
анализ работы автомобиля (она сама фактически представляет собой анализ) и
рассчитать необходимые для отчетности коэффициенты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|