p> Ни для кого не секрет, что в условиях рынка основной вид деятельности
– перевозка грузов и пассажиров – часто не обеспечивает возможностей не
только для расширенного, но и для простого воспроизводства.. Как выход из
положения Абалонин С.Л./ / предлагает в АТП находить и выделять
стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), способствующие наиболее
эффективному достижению целей АТП. Деятельность АТП может осуществляться
как в одной СЗХ, так и в комплексе. Для АТП СЗХ могут быть: - организация перевозок грузов и пассажиров в городском и пригородном сообщении (как правило, – основной вид деятельности); - организация междугородних и международных перевозок; - организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей для сторонних организация и частных лиц; - организация инструментального контроля технического состояния автомобилей; - организация более полной загрузки имеющегося оборудования, площадей, трудовых ресурсов; - создание на базе АТП других, не связанных с основной деятельностью производств. Детальная проработка и реализация АТП перспективных стратегических зон
хозяйствования позволит АТП быть не пассивным., а активным участником
рыночных отношений, свободно ориентироваться в постоянно меняющейся
конъюнктуре рынка. Рошаль Л.Я. / /, заместитель директора Всероссийского научно-
исследовательского института автомобильного транспорта, считает, что
важнейшим условием достижения устойчивого, эффективного и безопасного
функционирования автотранспортной отрасли является наличие соответствующей
системы нормативных документов, которая в процессе коренного реформирования
экономики адекватно должна развиваться и совершенствоваться. Ряд авторов размышляет над вопросом эффективности использования
грузового автотранспорта внутри предприятия. Мы знаем, что основным
показателем эффективности производства является себестоимость выполненных
работ или оказанных услуг. Анисимов А.П. / / определяет себестоимость
транспортной услуги как денежное выражение затрат предприятия на
производство единицы транспортной продукции. Одним из существенных
недостатков, пишет Анисимов, является низкий уровень производительности
труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы
подвижного состава автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным
и водным. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в
себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и
ремонтно-обслуживающих рабочих. На автомобильном транспорте значительно
выше затраты на топливо из-за высоких мощностей двигателей (на единицу
подвижного состава) и высокой стоимости автомобильного топлива. Как
следствие, на автомобильном транспорте складывается более высокий уровень
себестоимости перевозок по сравнению с железнодорожным. Снижать
себестоимость Анисимов предлагает повышая техническую готовность автопарка,
уменьшая материальные затраты на содержание парка по всем статьям
переменных расходов. Значительная экономия, продолжает он, может быть
получена в результате снижения затрат на техобслуживание и ремонт,
организации поточного обслуживания и механизации работ. Подольский В.И. / / пишет, что на современном этапе развития
экономики важнейшее место в системе управления любого хозяйственного
субъекта занимает бухгалтерский учет. При этом с увеличением трудоемкости
учетных процедур возрастает необходимость совершенствования методологии
бухгалтерского учета и его автоматизации. Непосредственно автоматизация
учета затрат на производство проводится применительно к организации и
технологии производственного процесса конкретного предприятия на основе
действующей отраслевой инструкции. Автоматизация учета затрат на производство автотранспортных услуг,
автоматизация учета основных средств без сомнения окажут немаловажное
влияние на улучшение учета и повышение эффективности производства в целом
по предприятию. Савицкая Г.А. / / пишет, что от того, насколько эффективно
используется парк грузовых машин, зависит себестоимость перевозок, а,
следовательно, и финансовые результаты деятельности. Поэтому поиск
резервов более эффективного использования грузовых машин, снижения
себестоимости автотранспортных услуг в каждом предприятии имеет большое
значение. Итак, как мы выяснили, существует немало способов адаптации как
системы автомобильного транспорта в целом так и отдельных предприятий к
рыночным условиям. Перспективы развития отдельных субъектов отрасли зависят
от пути реформирования, который выбирает руководство предприятия вместе с
трудовым коллективом. Немаловажное значение в деятельности предприятий
автомобильного транспорта занимает организация бухгалтерского учета, а в
частности учета затрат на оказание автотранспортных услуг. Нынешний министр транспорта России Франк С.О. / / сказал в одном
из своих выступлений, что, поскольку автомобильный транспорт является
наиболее массовым в нашей стране необходимо в кратчайшие сроки осуществить
переход от административных к чисто рыночным методам ведения хозяйственной
деятельности и предельно расширить спектр предоставляемых транспортных
услуг, усиливая, таким образом естественную конкуренцию и снижая цены на
транспортные услуги. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Развитие рыночных отношений заставило многие предприятия изменить
своим стереотипам, заставило действовать и решать проблемы по-другому:
более оперативно и на более высоком уровне. Развития современных
технологий и коммуникаций заставляет руководителей предприятий искать
«свободные ниши» на рынке не только транспортных услуг, но и других
областей народного хозяйства. Объектом исследования данной дипломной работы
явилось Уфимское дочернее автотранспортное предприятие Башпотребсоюза.
Задача стабилизации производственно-хозяйственной и финансовой
деятельности остро встала перед предприятием уже в 1993 году, т.е. после
первой волны девальвации отечественной денежной единицы и связанного с этим
скачкообразного спада производства, и усугубилось положение после
произошедшего в августе 1998 в России экономического кризиса. Руководство и
специалисты предприятия стали искать наиболее приемлемые пути не только
сохранения, но и дальнейшего развития предприятия. Предприятие выжило и
продолжает развиваться, ищет новых клиентов для оказания автотранспортных
услуг. Целью данной дипломной работы явилось изучение и поиск путей
повышения эффективности использования грузового автотранспорта и улучшения
учета затрат на его использование в современных условиях. Для достижения
этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать использование
грузового автопарка изучить, его количественные и качественные
характеристики, вывести коэффициенты, характеризующий степень использования
грузового автотранспорта; ознакомиться с системой ведения бухгалтерского
учета на данном предприятии, с нормативными документами, необходимыми для
правильного ведения бухгалтерского учета; проследить систему
документооборота от заполнения первичных документов до составления оборотно-
сальдовой ведомости и заполнения Главной книги. 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УФИМСКОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ДОЧЕРНЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ БАШПОТРЕБСОЮЗА (УАТДП БПС) 2.1 Местоположение и юридический статус предприятия Автотранспортное дочернее предприятие Башпотребсоюза (далее АТДП БПС)
находится в столице Республики Башкортостан городе Уфе. Юридический адрес
предприятия ул. Пархоменко 198 . Основано предприятие в 1947 году как Автотранспортное предприятие
Башпотребсоюза. Изменение юридического статуса произошло на основании
постановления первого республиканского собрания потребительских обществ от
26.01.93 г. «Об образовании дочерних предприятий Башкирского
респотребсоюза». С этого времени автотранспортное предприятие стало
дочерним предприятием. Главной целью автотранспортного предприятия является удовлетворение
потребностей потребительских обществ, райпотребсоюзов и предприятий
Башпотребсоюза в транспортных услугах и реализация на основе полученной
прибыли интересов системы Башпотребсоюза, социальных и экономических
интересов трудового коллектива. Учредителем АТДП выступает Правление
Башкирского респотребсоюза. Предприятие обладает правами юридического
лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать с
указанием своего наименования, угловой штамп, фирменный бланк. И другие
реквизиты, может от своего имени приобретать имущественные и
неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиков в
судебных органах (суде, арбитражном и третейском судах). Автотранспортное предприятие в своей деятельности руководствуется
Законом Республики Башкортостан «О потребительской кооперации в Республике
Башкортостан» от 1 апреля 1993 года № ВС-17/29 и другими законами, а также
Уставом АТДП. АТДП осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного
расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью
полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты
налогов и внесения других обязательных платежей. В соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 1996 года и Учетной
политикой предприятия АТДП из полученной прибыли формирует фонды:
накопления и потребления. Как уже говорилось Для дальнейшего развития
производства средства собираются в фонде накопления. Фонд потребления
необходим для материального поощрения работников АТДП, осуществления
мероприятий по социальному развитию и других аналогичных мероприятий. 2.2 Обеспеченность предприятия основными и оборотными фондами В современных условиях развитие производства зависит во многом от
обеспеченности собственными производственными фондами. Задача фондов – обеспечить непрерывность производства и
воспроизводства, поэтому эти фонды и называются производственными.
Воспроизводство и оборачиваемость основных фондов – фактор, влияющий на
уровень рентабельности и финансовое состояние предприятия. Для предприятий
не безразлично, сколько собственных средств вложено в основные фонды. В
рыночных условиях увеличивается маневренность предприятий в отношении
создания и использования средств труда. Реализуя ненужные средства труда,
предприятия восполняют фонд развития производства. Все основные средства имеют денежную оценку. Под первоначальной
стоимостью основных средств понимают сумму затрат, слагающуюся из затрат
по возведению, или приобретению основных средств, включая расходы пол их
доставке и установке. Основные средства приходуются и учитываются в течение
всего времени по первоначальной стоимости. При переходе к рыночным отношениям особенно важно оптимальное
использование основных производственных фондов. Таблица 2.1 Состав и структура основных средств
| |1997 г. |1998 г. |1999 г. |1999 г. в |
| | | | |% к 1997 |
| | | | |г. |
| |Тыс.руб|В % к|Тыс.руб|В % к|Тыс.руб|В % к | |
| | | |. |итогу|. |итогу | |
| | |итогу| | | | | |
|Здания |2220 |40,4 |2500 |40,6 |2500 |46,7 |112 |
|Машины и |562 |10,2 |684 |11,1 |580 |10,8 |103 |
|оборудование | | | | | | | |
|Транспортные |2576 |47 |2812 |45,7 |2078 |38,3 |80,6 |
|Средства | | | | | | | |
|Инвентарь |137 |2,5 |125 |2,0 |124 |2,3 |90,6 |
|Другие |- |- |25 |0,4 |71 |1,3 | |
|Всего |5495 |100 |6146 |100 |5353 |100 | | Из приведенных данных таблицы 2.1 видно, что наибольший удельный вес
в структуре основных средств в отчетном году занимают здания (46,7%), на
втором месте находятся транспортные средства (38,3%). Налицо убытие
транспортных средств с 1997 по 1998 на 734 тыс. руб. Руководство
предприятия сочло целесообразным в целях стабилизации финансового состояния
реализовать часть автомашин. Также важное значение для предприятия имеет обеспеченность
оборотными фондами. Преобладающую часть оборотных производственных фондов
составляют предметы труда – сырье, основные и вспомогательные материалы,
покупные полуфабрикаты, топливо и горючее, тара и тарные материалы. Кроме
того, к оборотным производственным фондам относятся и некоторые орудия
труда – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, инструменты,
специальные приспособления, сменное оборудование, инвентарь, запасные части
для текущего ремонта, специальная одежда и обувь. Эти предметы и орудия
труда составляют одну группу оборотных производственных фондов –
производственные запасы. Кроме них в оборотные производственные фонды
входят незавершенное производство и расходы будущих периодов. Основное
назначение средств, авансированных в оборотные производственные фонды,
заключается в обеспечении непрерывного и ритмичного процесса
производства. Оборотными активы являются быстроликвидными активами предприятия. При
эффективном и достаточно быстром использовании оборотных средств
высвобождаются денежные ресурсы, вложенные в эти средства. Высвобожденные
ресурсы в свою очередь откладываются на расчетном счете предприятия, в
результате чего укрепляется его финансовое состояние, укрепляется
платежеспособность. Таблица 2.2 Состав и структура оборотных средств | |1997 г. |1998 г. |1999 г. |1999 г. в |
| | | | |% к 1997 |
| | | | |г. |
| |Тыс.руб|В % к|Тыс.руб|В % к|Тыс.руб|В % к | |
| | | |. |итогу|. |Итогу | |
| | |итогу| | | | | |
|Запасы и |3517 |70,2 |3871 |87 |5110 |88,7 |145 |
|затраты | | | | | | | |
|Дебиторская |426 |8,5 |318 |7,1 |399 |6,9 |93,6 |
|задолженность | | | | | | | |
|Денежные |1065 |21,2 |260 |5,8 |250 |4,3 |23,4 |
|средства | | | | | | | |
|Всего |5008 |100 |4449 |100 |5759 |100 |* | Из приведенных данных таблицы 2.2 видим, что в отчетном году
наибольший удельный вес занимают запасы и затраты (88,7 %), а наименьший –
денежные средства (4,3%). По сравнению с предыдущим 1997 годом в 1998 году
резко уменьшился объем денежных средств. Это отчасти объясняется всеобщей
экономической дестабилизацией в связи с резким падением курса рубля 17
августа 1998 года. Дебиторская задолженность в 1999 году по сравнению с
1997 годом уменьшилась на 6,4%. 2.3 Тип производственной деятельности предприятия Как уже говорилось, главной целью автотранспортного дочернего
предприятия является удовлетворение потребностей потребительских обществ,
райпотребсоюзов и предприятий Башпотребсоюза в транспортных услугах, а
также реализация на основе полеченной прибыли интересов системы
Башпотребсоюза, социальных и экономических интересов трудового коллектива. Для выполнения указанных целей предприятие осуществляет следующие
виды деятельности: - транспортные услуги; - ремонт транспортных средств; - коммерческую деятельность. Все виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензии),
осуществляются после получения такового разрешения в установленном законом
порядке. Предприятие осуществляет услуги по перевозке грузов на коммерческой
основе основании лицензии № гсс-02-1102014, выданной Башкирским
республиканским отделением транспортной инспекции. Автотранспортные услуги
АТДП оказывает кроме предприятий Башпотребсоюза также и другим юридическим
и физическим лицам. Перевозки грузов предприятие осуществляет как внутри
республики, так и в пределах России. АТДП самостоятельно организует
транспортное производство, ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
Предприятием получен сертификат соответствия на проведение технического
обслуживания и ремонта автомобилей (ремонт двигателей. На предприятии производят: 1) Диагностику технического состояния автомобилей; 2) Регулировку и ремонт топливной аппаратуры; 3) Подготовка к окраске и окраску кузова; 4) Шиномонтаж. Все работы осуществляются на собственной производственной базе. Структура производственной базы: 1) производственная площадь ( кв. м) – 1496,5 2) подъемники 3) сварочное оборудование 4) компрессоры; 5) металлообробатывающее оборудование (токарный, расточный, фрезерный, шлифовальный станки) 6) окрасочно-сушильная камера 7) шиномонтажноя мастерская Таким образом, на предприятии имеются все условия для эксплуатации и
технического обслуживания автомобильного транспорта. Но известно, что в условиях рынка основной вид деятельности
автотранспортного предприятия – перевозка грузов и пассажиров – часто не
обеспечивает возможностей не только для расширенного, но и для простого
воспроизводства. В качестве выхода из положения предприятие приобрело в
1996 г. лицензию на осуществление торгово-закупочной деятельности. На
территории АТДП функционируют два оптово-розничных магазина – по продаже
автозапчастей и по продаже продуктов в промышленной упаковке и ликеро-
водочных изделий. На сегодняшний день выручка от реализации товаров в этих
магазинах составляет значительную часть всей выручки предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|