Стадия зрелости: большинство
потенциальных покупателей приобрели товар, поэтому темпы роста продажи
снижаются, прибыль падает, появляются сложные задачи по управлению маркетингом.
Мероприятия: модификация рынка за счёт поиска новых потребителей, сегментов
рынка, стимулирования продажи, придание товару новых свойств и большей
привлекательности, снижение цены, усовершенствование видов услуг и т.д.
Стадия спада: сбыт товара резко
понижается, и важно определить эту стадию, т.к. она подрывает рентабельную
деятельность фирмы. Определение товаров, вступивших в стадию спада,
осуществляется путём анализа их сбыта, доли рынка, уровня издержек и
рентабельности. После этого руководство фирмы принимает решение о продолжении
выпуска этих товаров или о прекращении выпуска.
Цена. На разных стадиях жизненного
цикла товара выбираются те или иные методики установления цен.
Ценообразование
Постановка цели, задачи
↓ ↓ ↓
определение спроса оценка
издержек анализ цен и товаров конкурентов
↓
выбор метода ценообразования
↓ ↓ ↓
низкая цена возможная
цена высокая цена
↓ ↓ ↓
Получение прибыли себестоимость
товара формирование спроса
не возможно ↓ при
этой цене невозможно
цены товаров – конкурентов
и товаров – заменителей
↓
уникальные достоинства товар
↓
установление
окончательной цены
X. Цена товаров и услуг.
Ценообразование – один из важнейших
вопросов, стоящих перед предпринимателем. Именно цена отражает состояние дел на
рынке определённой продукции и уровень рентабельности предприятия. В
зависимости от конечных целей предпринимателя целесообразно применять следующие
стратегии ценообразования:
1) стратегия низких цен
используется в том случае, когда предприниматель надеется именно таким образом
захватить наибольшую часть рынка сбыта данного товара (услуги).
2) стратегия умеренных цен
избирается, когда фирма пытается создать себе имидж стабильного производителя и
поставщика, и в результате использования умеренных цен достигается уверенное
стабильное развитие предприятия.
3) Стратегия высоких цен
применяется для получения наибольшей прибыли в кратчайшие сроки.
XI. Реализация товаров и услуг.
Произвести товар – только полдела, главное –
довести его до потребителя. И это зависит от того, насколько рационально
организовано движение продукции в сфере обращения (товародвижения). Рационально
– значит с наименьшими затратами. А они состоят из затрат на транспортировку,
упаковку, хранение, ремонт. Распределение товаров осуществляется по каналам.
Канал – путь движения товара от производителя к потребителю, в нём участвуют
организации или отдельные лица. Каналы товародвижения подразделяются на прямые
и косвенные. Прямые каналы – перемещение товара от производителя к потребителю
без посредников. Реализация товара осуществляется через собственные магазины
предприятий, фирм, по почте и т.д. Этот тип канала позволяет контролировать
весь процесс реализации и обеспечивает тесные контакты с потребителем. Но так
поступает или мелкий производитель, где он сам и продавец, или фирма, которая
покрывает все издержки на сбыт и имеет прибыль. Косвенные каналы – связаны с
использованием независимых посредников, к которым товар перемещается от
производителя, а затем они его реализуют. Каналы могут быть простыми,
основанными на устном договоре, и сложными, основой которых является заключение
контрактов, где оговариваются ценовая политика, условия продажи, структура
услуг, ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и
т.д. Каналы товародвижения характеризуются по числу составляющих их уровней.
Уровень канала – любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению
товара к конечному покупателю.
Функции реализации товаров и услуг на
разных этапах товародвижения выполняет оптовая и розничная торговля.
Оптовая торговля – деятельность по
перемещению товара от производителя к потребителю или предприятию, приобретающему
его с целью перепродажи. В оптовой торговле участвуют предприятия 3 категорий:
1) оптовые службы производителей
(сбытовые отделения и сбытовые конторы);
2) коммерческие оптовые
организации (независимые торговые предприятия, которые приобретают вместе с
продукцией право собственности на неё – оптовики с полным обслуживанием и
оптовики с ограниченным обслуживанием);
3) агенты и брокеры (выполняют
посреднические функции по купле – продаже за комиссионное вознаграждение).
Агенты используются на постоянной основе, брокеры – на временной.
Розничная торговля – деятельность
связанная, с продажей товаров и услуг конечным потребителям для их личного
использования. Она очень разнообразна и осуществляется через магазины, которые
различаются по типу собственности и стратегии, месторасположению, ассортименту,
уровню цен, либо минуя магазины – не магазинная розничная торговля: торговые
автоматы (продажа газет), торговля в разнос, торговля по заказу, почтой или по
телефону.
XII. Реклама в системе
предпринимательства.
Реклама – открытое оповещение
фирмой или частным предпринимателем потенциальных покупателей, потребителей
товаров и услуг об их качестве, достоинстве, преимуществе, а также о заслугах
деятельности самой фирмы или частного предпринимателя.
Реклама выполняет следующие основные
функции:
1) Информационную. Доводит до
потребителей сведения о новом товаре, об изменении цен, формирует образ
компании, Эта реклама используется в основном на этапе выведения товара на
рынок, когда стоит задача создавать первичный спрос;
2) Увещевательную. Убеждает
покупателя в необходимости приобрести товар или услугу именно этой марки. Эта
реклама приобретает особую значимость на этапе роста товара, когда перед фирмой
встаёт задача формирования избирательного спроса;
3) Напоминающую. Реклама
способствует поддержке осведомлённости о товаре, напоминая потребителям о том,
что этот товар им может понадобиться и где они его могут купить. Она нужна на
этапе зрелости товара, для того чтобы потребитель не забывал о вашем товаре.
Разработка
рекламы проходит ряд этапов:
1) определение цели и объекта;
2) анализ рекламной практики
конкурентов;
3) разработка общего творческого
подхода и формирование идеи обращения;
4) разработка самой рекламы.
Рекламный текст должен быть броским,
легко читаемым, должен запоминаться и содержать иллюстрации, фотографии,
карикатуры, одним словом быть интересным.
Основные требования к рекламе:
1) адресность;
2) лозунговость текста;
3) правдивость;
4) сообщать потребителю то, что
он желает услышать или увидеть;
5) не утомлять потребителя
рекламой своей продукции не делать её слишком назойливой: следует использовать
нововведения и изобретательность;
6) создавать вокруг предприятия
и его изделий атмосферу широкой гласности;
7) не убирать рекламу до тех
пор, пока окончательно не убедитесь, что она полностью исчерпала свой
потенциал;
8) очень ответственно выбирать
средства рекламы, к которым относиться: радио, телевидение, газеты, журналы,
наружные щиты, передвижные средства и т.д.
Носителями рекламы могут быть
кинотеатры стадионы, стены зданий, поезда метро, автобусы. В современном
бизнесе реклама – одно из мощных орудий маркетинга.
Реклама – целенаправленное
распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах
с целью их продажи. С развитием общества развивается и целая индустрия в
области рекламы. Множество художников, дизайнеров, инженеров и других
специалистов работает в ней.
XIII. Предпринимательская идея.
Новая
предпринимательская идея, прежде всего, зарождается из знания предпринимателем
собственного производства, собственного дела нужд людей, которые на него
работают, расстановки на его производстве или в его фирме специалистов,
управляющего персонала. Предприниматель, плохо знающий, что происходит в его
владении, никогда не добьётся успеха. Это всё проблемы менеджмента. Во –
вторых, он должен знать потребности рынка, какие претензии у потребителей к
качеству его продукта, есть ли возможности расширить свою долю рынка за счёт
увеличения поставок этого продукта или товара. В – третьих, для него важны
партнёрские связи: что нового у его партнёров. Основным для предпринимателя
является осведомлённость о собственном деле об окружающем его мире, в основе
всего – информация. А зарождение предпринимательской идеи связано с анализом
предпринимателем своего производства, рынка и существующей системы партнёрских
связей. Анализ рынка проводиться в определённой последовательности:
1)
определение
соотношения на рынке между спросом и предложением товара, который собирается
производить предприниматель;
2)
выявление
потенциальной цены товара: какую цену за предлагаемый товар он может ожидать4
3)
определение
собственных расходов, связанных с производством товара. Расходы
предпринимателя, связанные с производством товара, называются издержками
производства.
4)
выявление
возможного эффекта от реализации идеи. Под эффектом в данном случае понимается
предпринимательская прибыль. Прибыль - разница между доходами и расходами
предпринимателя.
5)
Экспертная
оценка полученной информации и принятие предпринимательского решения.
Вывод: предприниматель, прежде чем
приступить к организации своего дела, должен проанализировать свою идею. Он
также не должен забывать о том, что каждый товар имеет свой жизненный цикл,
состоящий из 4-х стадий: ввода товара на рынок, роста, зрелости и старения. При
разработке новых товаров важно учитывать соотношение жизненных циклов
разрабатываемого товара.
XIV. Технология претворения
предпринимательской идеи в проект, товар или услугу.
Одна из важных задач делового
человека – научиться не только создавать прибыльные идеи но притворять их в
жизнь, в практику. Примерная технология превращения идей в реальную практику.
1) Проблема – самая первая
ступень в процессе превращения идеи в творческий проект. Главная задача этой
ступени – выявить из множества проблем несколько, наиболее существенных.
2) Осознание проблемной области.
На данном этапе необходимо выбрать одну проблему. Для этого придётся ответить
на вопрос: проблема какой области важнее?
3) Выявление конкретной
потребности. Мини – исследование;
4) Определение конкретной задачи
и её формирование;
5) Выявление основных параметров
и ограничений. Прежде чем конструировать что – либо, необходимо точно знать, в
рамках, каких условий придётся работать. Поэтому сразу следует определить
основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые
обстоятельствами, желаниями.
6) Выявление традиций, истории,
тенденций. Если мы хотим создать что то своё, новое, опираясь при этом на уже
имеющиеся, то необходимо провести исследование, что бы выявить традиции,
тенденции. Особенно ценным может быть использование компьютера, сети Internet.
7) Обдумывание.
8) Выработка идей, вариантов,
альтернатив. Для этого нужно обдумать все варианты идей, затем необходимо найти
самый лучший вариант из всех идей.
9) Организация рабочего места.
Необходимо организовать своё рабочее место. При этом следует учитывать
следующие факторы:
а) освещённость;
б) вентиляцию
(или наличие вентилятора);
в) рабочее место
и его оборудование;
г) необходимые
правила безопасности и их соблюдение.
д) самооценка.
Проанализировав
2,4 и 7 пункты, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку. При этом,
необходимо учитывать, сделано ли то, что запланировано. И если идея прибыльная,
следует приступать к её реализации.
XI. Бизнес- план.
Бизнес – план – документ, содержащий
обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации
какого – либо коммерческого проекта или создания новой фирмы. Предприниматель
должен представить анализ возможности своего производства: расчёт использования
занятых денег, постатейный расчёт преобразований изменений внутри производства
и вне его - на рынках сбыта или за счёт каких – то иных мер будет получена
прибыль, когда будет получена или когда начнёт поступать. Весь этот анализ, все
доказательства предприниматель должен представить в виде документа, называемого
бизнес – планом.
Составить бизнес – план могут
потребовать и другие обстоятельства, кроме:
а) подготовки заявок существующих и
вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
б) обоснование предложений по
приватизации государственных предприятий;
в) открытие нового дела и определение
профиля будущей фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности;
г) перепрофилирование существующей
фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих
операций;
д) составление проектов эмиссий
ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
е) выхода на внешний рынок и
привлечение иностранных инвестиций.
Цель разработки бизнес – плана –
спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшие и отдалённое время в
соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых
ресурсов (инвестиций).
Бизнес – план помогает
предпринимателю решить следующие основные задачи:
а) определить конкретное направление
деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
б) сформировать долговременные и
краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц,
ответственных за реализацию каждой из стратегий;
в) выбрать состав и определить
показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителем.
Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
г) оценить соответствие кадров фирмы
и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
д) определить состав маркетинговых
мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж,
ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
е) оценить материальное и финансовое
положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижения
поставленных целей;
ж) предусмотреть трудности и
«подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес – плана.
Пренебрегая составлением бизнес –
плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям которые
ждут его на пути к успеху. В результате составления бизнес – плана можно
заранее увидеть будущие проблемы и продумать пути их преодоления. Исследование
зарубежных специалистов показывают, что основными причинами неудач личного
бизнеса и семейного предпринимательства являются:
а) неспособность вести дела в силу
физических, моральных и интеллектуальных причин – 40% неудач;
б) отсутствие управленческого опыта –
15 – 17% неудач;
в) отсутствие профессиональных
навыков – 13 – 15% неудач.
Открывая своё дело, не следует
забывать, что сразу всем обладать вы не сможете, но много из этого будет
устраняться или нейтрализоваться в процессе организации своего дела и повышения
профессионализма.
Главное – выработать в себе основные
черты, которые необходимы предпринимателю: готовность к риску, уверенность в
собственных силах, стремление к новшествам, способность много трудиться, умение
вести учёт своих дел, затрат и результатов.
Основные разделы бизнес – плана:
а) резюме (цели и задачи вашего
начинания);
б) сведения о компании (или
предприятия) в какой отросли она занята;
в) продукция услуги;
г) рынки;
д) маркетинг;
е) план производства;
ж) менеджмент;
з) правовое обеспечение деятельности
фирмы;
и) оценка риска и страхование;
к) финансовый план;
л) стратегия финансирования;
м) приложение к бизнес -
плану
Заключение.
В своём, заключении, я хочу
сказать, что предпринимателем быть очень трудно. Эта работа требует большой
отдачи, преданности своему делу, настойчивости. Существует и много других
составляющих, которые делают бизнес успешным, - новая продукция, маркетинговые
исследования, система сбыта – список этот можно продолжать бесконечно.
По – моему мнению, предприниматели не
могут добиться успеха, не получая поддержки. Это тяжёлая и ответственная
работа, и нужно относиться к ней очень серьёзно. Для процветания бизнеса нужно
самоотверженно и упорно трудиться.
Я считаю, если у человека нет желания
и способностей заниматься предпринимательством, то ему следует применить свои
способности в другой сфере деятельности. Мечты всегда исполняются, рано или
поздно, если мы твёрдо верим в них, если мы много и упорно работаем, если мы
несмотря на любые препятствия продолжаем своё дело и продолжаем движение в
перёд!
Список используемой
литературы.
1.Экономика предприятия: Учебник под.
ред. Проф. О.И. Волкова – М.: Инфра – М – 2003 год.
2.Экономика предприятия под. ред.
Горфиккеле В.Я. Купрякова З.М, - М.: Юнити, 2000год.
3.Экономика предприятия. Конспект
лекций в схемах. – М.: Приор., 2004 год.
4.Экономика предпринимательства. Курс
лекций. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2005 год.
Страницы: 1, 2, 3
|