Плательщиками налогов являются как
предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица).
Налогоплательщик обязан стать на учёт в государственном органе, собирающем
налоги, вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово – хозяйственной
деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и
уплаты налогов документы.
Налоги делятся на:
1) федеральные налоги
(поступающие в федеральный бюджет, т.е. в бюджет всей России;
2) налоги республик в составе РФ
и налоги краёв, областей, автономных областей и округов (те, что поступают в
бюджет соответствующего субъекта Федерации). Они устанавливаются
законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки –
органами власти соответствующего субъекта федерации;
3) местные налоги - поступающие
в местный бюджет районов, городов, посёлков и т.д. Они устанавливаются
законодательными актами РФ и местными органами власти; последние определяют и
конкретные ставки налогов.
Предприятие может получать прибыль:
1) от реализации продукции,
работ и услуг;
2) от реализации основных фондов
предприятия;
3) от внереализационных
операций.
Сумма налога на прибыль определяется
плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учёта и
отчётности. Налог выплачивается ежеквартально. Не облагается налогом та часть
прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение,
расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые
работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность,
производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.д.) Налог на
доход физических лиц. Этот налог выплачивают все граждане (физические лица),
постоянно или временно проживающие на территории России. Данным налогом
облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и
за её пределами в денежной либо натуральной форме. В облагаемую налогом сумму
дохода не включается:
1) государственные пособия (по
уходу за ребёнком, по беременности и родам, инвалидам детства и т.д.);
2) все виды пенсий;
3) пособие по безработице;
4) выигрыши по облигациям
государственных займов и лотереям;
5) проценты и выигрыши по
вкладам в сберегательный банк;
6) алименты и др.
По доходам, получаемым гражданами по
месту основной работы, налог изымается из начисленной ежемесячной заработной
платы, уменьшенной на величину её минимального размера. Доходы, получаемые
гражданами не по месту основной работы, облагаются при получении данных доходов
в том же порядке.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
представляет собой изъятие определённого процента прироста стоимости, который
создаётся на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вноситься в
бюджет по мере их реализации. Это косвенный налог, которым облагаются товары народного
потребления и производственно – технического назначения, а также работы и
услуги. НДС включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену
товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя их
фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.
VI. Предпринимательская фирма.
Основной формой
организации предпринимательской деятельности в сфере производства выступает
предприятие. Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, предназначенный
для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Основание создания предприятия
является:
1) владение имуществом;
2) самостоятельность;
3) прибыльность.
Основные признаки юридического лица:
1) Организационное единство .
Это коллектив с его структурой и порядком управления, которые отражены в
документах предприятия.
2) Обособленное имущество. Это
имущество предприятия – основные и оборотные средства, которые предприятие
может самостоятельно приобретать, учитывать, использовать, продавать,
списывать, платить налог на имущество.
3) Имущественная
ответственность. Предприятие несёт ответственность по своим обязательствам.
4) Выступление в гражданских
делах от своего имени. Предприятие имеет право выступать от своего имени в суде
в качестве истца или ответчика.
Виды предпринимательской
деятельности.
Существует несколько видов
предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая),
финансовая, страховая, посредничество.
Производственное предпринимательство
– самый трудный вид деятельности, потому что для производства любого товара или
услуги нужны основные и оборотные средства.
Основные средства производства:
здания, сооружения, оборудование, станки, машины, транспортные средства и т.д.
Они используются длительное время. Если у предпринимателя основных средств нет,
то их надо приобрести или арендовать на время. Для этого ему нужны деньги.
Сколько – зависит от вида и количества необходимых для производства основных
средств и цен на них. Оборотные средства: сырьё, материалы, полуфабрикаты (т.е.
готовые составные части, которые будут использоваться при изготовлении товара,
шурупы, гайки пуговицы и т.д.). Сумма денег на материалы определяется их
количеством, необходимым для производства продукции, и ценами по которым они приобретаются.
Поэтому предприниматель должен организовать своё производство так, чтобы доход,
получаемый от продажи товара, покрывал затраты на содержание основных средств,
расходы на покупку материалов и приносил прибыль.
Торговое предпринимательство – деятельность,
связанная с куплей – продажей товаров.
Коммерция – торговля, коммерсант –
человек, занятый торговлей. Предприниматель – коммерсант закупает товар у
обладателя товара, чаще всего у производителя. Товар для коммерсантов является
основным фактором бизнеса. Доход он получает от продажи товара, купленного или
взятого у производителя для реализации под проценты.
Финансовое предпринимательство –
особый вид деятельности, объектом купли – продажи являются деньги, иностранная
валюта, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты). Суть финансовой
предпринимательской деятельности состоит в том, что предприниматель приобретает
основной фактор 9деньги, валюту, ценные бумаги) за определённую сумму у
обладателя денежных средств. Затем приобретённые средства продаёт покупателям
за плату, превышающую первоначальную , в результате чего образуется доход.
Посредничество – специфический вид
предпринимательской деятельности, тесно примыкающий к другим видам, он является
составной частью производственного, финансового и коммерческого
предпринимательства. Посредничество характеризуется тем, что посредник сам не
производит, не торгует товарами, валютой т др. Он стоит между производителем
или продавцом с одной стороны и покупателем с другой, соединяя их в одно цепь
предпринимательской сделки.
Объектом купли – продажи является
информация, которую посредник получает от производителя (продавца) и передаёт
покупателю. За так называемую услугу он получает вознаграждение по
договорённости или установленным нормам. Этот вид деятельности чаще относиться
к услугам.
Страховое предпринимательство. В
советской экономике существовало только государственное страхование. С
переходом к рыночным отношениям возник страховой рынок, на котором находит себе
место страховое предпринимательство, включающие добровольные формы
имущественного страхования, личного страхования здоровья и жизни, риска,
ответственности. Здесь предприниматель выступает в качестве продавца страховых
услуг, предлагает лично или через посредников – страховых агентов – приобрести
услуги потенциальному покупателю. Объектом предпринимательской деятельности
становиться страховая услуга, которая продаётся за определённую плату.
Страховщик выдаёт страхователю документ, страховое свидетельство в виде
договора о страховании, т. е. страховку. Документ удостоверяет право покупателя
страховой услуги или его наследников в случае потери страхователем здоровья,
имущества, жизни получать от страховщика денежную компенсацию потерь.
Предоставление страхового документа, гарантирующего компенсацию потерь и есть
страховая услуга, которую оказывает предприниматель покупателю.
Предпринимательство может иметь и
отрицательные последствия. При несовершенстве законодательной базы оно
способствует формированию отрицательных качеств человека: жадности, эгоизма,
агрессивности, а также усилению криминогенной обстановки. Особо опасно
предпринимательство, которое ведут различные мошенники, воры.
Предпринимательство как стремительный поток. Он может вращать турбины, давать
свет и тепло, а может разрывать берега, сносить плотины, принося миллионам
людей страдания и убытки.
VII. Нормативная база предприятия.
Для открытия
своего дела и регистрации предприятия необходимы следующие документы: Устав
предприятия, Учредительный договор, юридический адрес предприятия, расчётный
счёт банка, печать и угловой штамп предприятия, товарный знак. Предприятие
должно быть зарегистрировано и внесено в товарный реестр. Реестр фирмы – книга
учёта зарегистрированных предприятий. В России предприятия регистрируются в
местных органах власти или в администрации города.
Юридический адрес – адрес, на который
регистрируется предприятие. Он указывается в реквизитах при заключении
договоров, переписке и прочих случаях. Адрес может служить квартира одного из
учредителей предприятия, арендуемое помещение, местонахождение организации, при
которой создано предприятие и т.д. Расчётный счёт банка открывается в любом
выбранном учреждении банка по месту нахождения предприятия, его филиалов и
представительств. Для открытия счёта необходимы следующие документы: Устав
(копия утверждённого Устава предприятия), решение органа власти о регистрации
Устава, карточки с образцами подписей и оттиска печати (в 2-х экземплярах),
заявление на открытие счёта. Печать и угловой штамп. Разрешение на печать и
угловой штамп выдают органы МВД. После получения разрешения обращаются на
гравёрную фабрику с эскизами и гарантийным письмом об уплате за изготовлением
печати и штампа.
Товарный знак – оригинально
оформленное графическое, буквенное или иное обозначение, которое служит для
отличия товаров или услуг одних предприятий от однородных товаров других
предприятий.
Устав предприятия разрабатывается
самими предпринимателями и утверждается на общем собрании. В Уставе
указываются: вид предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели
деятельности, органы управления, их компетенция, порядок образования имущества
предприятия и его выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и
прекращения деятельности. В него могут включаться сведения о предполагаемой
численности работающих и объёме реализации. Устав предоставляет отношения между
будущим предприятием и обществом. Разработка его трудная и кропотливая работа,
т.к. он является главным законом, по которому будет работать предприятие. Устав
– это свод правил и положений, устанавливающих порядок деятельности
предприятия. Требования, предъявляемые к Уставу: ни одно из положений не должно
противоречить действующему законодательству того государства, на территории оно
расположено; все разделы должны быть написаны ясно, чётко, не вызывать
разногласий.
Структура и содержание устава
разрабатываются самими предпринимателями или учредителями, и они могут быть
разными в зависимости от рода деятельности целей предприятия.
Учредительный договор определяет
отношения между членами коллектива внутри предприятия. Это правовой документ, в
котором отражаются основные правила управления предприятием, права и
обязанности учредителей, условия распределения прибыли, разрешение
непредвиденных обстоятельств, прекращение договора. Он разрабатывается самими
учредителями предприятия. Возможны следующие варианты: учредитель – юридическое
лицо; учредитель – физическое лицо; учредитель – юридическое и физическое лицо.
Учредительный договор состоит из
следующих общих разделов:
1) Правовые документы,
позволяющие создавать предприятие. Цели и задачи; его наименование; юридический
адрес.
2) Статус предприятия.
3) Предмет деятельности.
4) Уставной фонд.
5) Обязанности учредителя.
6) Обязанности предприятия.
7) Ответственность по
обязательствам
8) Нормативы и лимиты: а)
отчисления в фонд; б) отчисления от прибыли в пользу учредителей.
9) Права учредителей.
10)Права
предприятия.
11)Управление.
12)Ответственность
сторон.
13)Порядок
разрешения споров.
14)Условия
прекращения договора.
15)Срок
действия договора.
VIII. Менеджмент в деятельности
предприятия.
Менеджмент –
система управления производством, принимаемая с целью повышения его
эффективности и получения прибыли. Он является, прежде всего, процессом
управления людьми, которые осуществляют производственно – экономическую
деятельность в условиях рынка. Главной целью менеджмента – получить желаемые
результаты на основе согласованных действий многих людей. Поэтому не всякое
управление является менеджментом. Управление процесс планирования, организации,
мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели
организации предприятия, руководства, фирмы.
Основные задачи менеджмента:
1) постановка целей (определение
цели управления);
2) планирование (разработка
плана управления);
3) организация (структура
управления);
4) контроль (выполнение контроля
управления);
5) мотивация (заинтересованность
работников фирмы в успехе начатого дела);
6) коммуникация (отношения между
членами фирмы).
IX. Маркетинг в деятельности
предприятия.
Маркетинг – это
не просто торговля. Суть его в том, что производители сначала должны выяснить
потребности людей, потом на основе этого знания и создавать товар, как можно
полнее удовлетворяющий эти потребности. Главная задача маркетинга – гибкое и
постоянное реагирование на изменение рынка, а значит, на изменение условий
сбыта продукта. Маркетизация – применение, внедрение маркетинга в
предпринимательскую деятельность. Процесс управления маркетингом включает:
1) анализ рыночных возможностей;
2) отбор целевых рынков или
сегментов;
3) разработку комплекса
маркетинга;
4) претворение в жизнь
маркетинговых мероприятий.
Анализ рыночных возможностей является
отправной точкой маркетинговой деятельности. Руководству фирмы (предприятия)
необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. Для этого
нужно провести тщательную оценку текущего и будущего спроса, и не только: нужно
принять меры чтобы сформировать спрос на свой товар. Средством достижения этой
цели является: дизайны, функциональные и эстетические свойства товара, реклама,
потребительский кредит, совершенствование ассортимента и качества продукции,
торговое обслуживание – обходительность, вежливость персонала.
Товар продукт труда, произведённый
для продажи, обладающий меновой стоимостью и потребительской стоимостью. У
каждого товара есть свой жизненный цикл (процесс продаж и получения прибыли за
весь период от появления до исчезновения товара): внедрение, рост, зрелость,
падение. На стадии внедрения товара: торговля обычно убыточна, объём продаж
небольшой, маркетинговые расходы велики. Мероприятия: информировать
потенциальных потребителей о новом товаре, побудить их к опробованию товара,
обеспечить ему распространение через предприятия розничной торговли.
Стадия роста: признание товара,
увеличение спроса, цены остаются на прежнем уровне или слегка снижены, затраты
на стимулирование сбыта на прежнем уровне, прибыль растёт. Мероприятия:
повышение качества новинки, проникновение в новые сегменты рынка, использование
новых каналов товародвижения, переориентирование части рекламы с объявлений о
товаре на стимулирование его потребления, незначительное снижение цены.
Страницы: 1, 2, 3
|