Меню
Поиск



рефераты скачать Проблема неплатежей в РФ

p> Постоянными плательщиками налогов можно назвать лишь 17% предприятий, частично оплачивают свои обязательства перед бюджетом около 50%, все остальные т.е. 33% предприятий либо не имеют возможности , либо желания платить налоги.

Если поставить себя на место руководителя предприятия и попытаться принять решение - что сначала: заплатить налоги или заплатить заработную плату, большинство выплатит заработную плату, и это вполне объяснимо, как из прагматических, так и человеческих отношений.

Проблема формирования ресурсов для покрытия хозяйственных расходов предприятия решается при нормальных условиях без особых затруднений, а здесь еще необходимо для различных кредиторов подыскивать то, что бы их устроило. Сырье и материалы приобретаются по бартеру т.е. каждое предприятие пытается выменять что у него есть, на то что ему нужно, и если ты не участник внешне-экономической деятельности, то шансы получить деньги за свою продукцию сводятся к нулю. По крайней мере по простой операции купли - продаже. Возможность получить деньги есть еще на потребительском рынке, но опять же оторванность технологическая большей части российской промышленности от потребительского рынка такую возможность перечеркивает.

Сырьем мы себя обеспечили - теперь энергоресурсы . Получать их на бартерной основе по простым цепочкам для большинства затруднительно - вот и получаются дополнительные обороты, дополнительные налоги ,дополнительные убытки. Покрываются они опять же за счет оборота, мало кто задумывается о налогах до проведения операций. Налоговое планирование для большинства это функция фискальных органов. Вот и получаем - результат нашей работы - долги государству.

Следующая расходная статья -заработная плата и налоговые платежи.
Учитывая высокую ликвидность ресурсов , которыми реально закрыться перед персоналом и бюджетом, можно сказать , что это на 100% деньги. Сравним приток денежных средств с необходимым расходом и увидим: в среднем по промышленности первичный недостаток средств на уровне 300%. Необходимостью для удовлетворения наиболее важных потребностей является уровень 38% от валового производства, в обороте по промышленности находится лишь 12%.

Для того, чтобы не было перебоев с заработной платой и пополнение бюджета можно было назвать удовлетворительным привлекательность вложений в реальный сектор нужно повысить более чем в 3 раза, но для этого следует отказаться от таких методов пополнения бюджета ,как государственные ценные бумаги на внутреннем рынке.

Финансово-экономические следствия влияния неплатежей на ТОО «Уральский подшипниковый завод».

ТОО «Уральский подшипниковый завод» образовано в результате реорганизации Государственного подшипникового завода № 6 ( ГПЗ-6 ).
Производственные площади находятся в аренде у ТОО «УПЗ». Собственник
-государство. Предприятие не приватизировано.

Вследствие экономических преобразований нарушилась целостная система взаимосвязей между предприятиями представляющими единый комплекс производства. В России восемь подшипниковых заводов , девятый находиться в
Минске. Российские заводы производят абсолютно разные виды (типы ) подшипников, Белорусский завод производит всю гамму продукции , которая производиться в России. Поэтому конкуренция у российских заводов весьма ощутимая. На сегодняшний день на плаву держаться заводы выполняющие заказы
ГАЗа , ВАЗа, Ижмаша, МПС и прочих крупных структур которые имеют государственную значимость.

Потребителями продукции ТОО «УПЗ» являются: Угледобыча, Черная металлургия, КамАЗ, предприятия производящие сельхозтехнику. Никто из них не может похвастаться благоприятным положением дел. Между тем для приобретения сырья приходиться изворачиваться, т.к. предприятия металлургии
-потребители продукции ТОО «УПЗ» не выпускают необходимую марку стали. За сельхозтехнику не рассчитываются сельхозпроизводители получается замкнутый круг, угледобыча вечно-бастующая отрасль, КамАЗ попал в
Правительственную «тридцатку», в итоге основные потребители оказываются неплатежеспособны. На смену финансовым расчетам приходит бартер, зачет взаимных прав требований, а для желающих искусить судьбу шестая очередь в банковской картотеке (по искам) либо иск на имущество - итого полгода воспитания железных нервов. Все это становиться более привычным нежели процедура перевода денег со счета на счет.

Вследствие кризиса платежной системы происходят существенные изменения в хозяйственных инструментах. Совершенно обоснован рост дебиторской и кредиторской задолженностей, увеличение срока оборачиваемости оборотных средств, изменение в худшую сторону финансовых показателей ибо все это следствие кризисной экономики.

Основная доля вины за снижение производства лежит на мерах по снижению инфляции, а кризис неплатежей это как бы явление рукотворное и в то же время следствие жесткой политики по снижению инфляции. Таким образом на неплатежах лежит вина за окончательный подрыв надежд роста производства в
1996 году .

По причине неплатежей происходит снижение объемов производства: в марте 1992 года - произведено 89232 подшипника , в марте 1994 года-49245 подшипников , в октябре 1996 года - 24673 подшипника, причем снижение производства - это волевое решение, направленное на сохранение баланса ресурсов. Итак, снижение производства произошло на 72% по сравнению с 1992 годом и на 50% по сравнению с 1994 годом. Можно попытаться связать падение производства и с другими причинами, как-то низкое качество, высокая цена, перенасыщенность рынка, т.е. все то, что делает продукцию неконкурентоспособной, но ни одна из перечисленных характеристик не соответствует реальности. Конечно снижение производства не полностью принадлежит волевому решению руководства, частично оно обусловлено аналогичной политикой потребителей. Еще хотелось бы вспомнить о влиянии мер по снижению инфляции, которые привели к ограничению совокупного спроса, разрыв экономических связей, который привел к потере рынков. Но опять же на
ТОО “УПЗ” потеря рынков отразилась лишь в потере нескольких казахских предприятий с совокупной долей потребления 3-5% производимой продукции.
Основная проблема - замедление оборота, возврат средств несвоевременно, медленное пополнение оборотных средств, т.е. все то что является следствием неплатежей.

Рост дебиторской и кредиторской задолженностей мера необходимая , но в то же время небезопасная. В соответствии с постановлением Правительства
РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” (№ 498 от 20.05.94г.) определен уровень финансовых показателей при котором предприятие признается банкротом . При перманентном росте дебиторской и кредиторской задолженностей эти показатели автоматически ухудшаются. Показателями определяющими формальную сторону банкротства в соответствии с постановлением Правительства считаются: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. В соответствии определенными постановлением Правительства нормативами коэффициент текущей ликвидности (Кт) (способность отвечать по текущим обязательствам) не должен быть меньше 2, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко) не должен быть меньше 0,1.

Кт=2А/(6П- стр.640-стр.650-стр.660) Ко=( 4П - 1А )/2А

(в постановлении Правительства показатели приведены в соответствии с формами бухгалтерской отчетности утвержденными Министерством финансов
Российской Федерации (письмо) от 11 июля 1994года № 91. В тексте показатели приведены в соответствие с новыми формами бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов от 27 марта 1996года № 31.)

По состоянию на 1 апреля 1992года ( источником информации является квартальный отчет) коэффициенты ,характеризующие финансовое состояние предприятия, находились в удовлетворительном состоянии.

Кт = 2,04
Ко = 0,38

Т.е. предприятие в состоянии было в короткие сроки выполнить свои обязательства без ущерба для хозяйственной деятельности. Текущие обязательства перекрывались текущими активами на 204%.

Обеспеченность предприятия , своей хозяйственной деятельности, собственными средствами на начало апреля 1992 года составляла 38% , что , в общем , очень хороший показатель.

На 1 апреля 1994 года положение значительно ухудшилось (источник информации-квартальный отчет), но не настолько , чтобы предприятие можно было подвергать процедуре банкротства не давая альтернатив.

Кт = 1,63
Ко = 0,23

Оба показателя изменились в худшую сторону, что говорит о снижении платежеспособности предприятия, способности полностью отвечать по обязательствам. По сравнению с 1992 годом платежеспособность снизилась на
20% и составила: текущие обязательства перекрываются текущими активами на 163%. Хозяйственная деятельность предприятия ведется, в основном, за счет заемных средств. Собственные средства перекрывают 23% совокупных оборотных средств. На основании проведенного анализа и имеющихся данных можно принимать решение о банкротстве. В случае небольших отклонений в показателях можно попытаться исправить положение . Математическим аргументом в данном случае выступает Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Кв).

Кв = (Ктк + У/Т ( Ктк - Ктн ))/2 ,

где Ктк - коэффициент текущей ликвидности в конце отчетного периода ;

Ктн - коэффициент текущей ликвидности в начале отчетного периода
;

Т - продолжительность отчетного периода в месяцах;

У - период восстановления платежеспособности в месяцах;

При неудовлетворительной структуре баланса коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается сроком на 6 месяцев.

Кв = (1,63+ 2 ( 1,63 - 1,38 ))/2 = 1,065

(Кв- должен быть больше единицы)

Соответственно, согласно постановления Правительства, этот показатель говорит о том, что предприятие в ближайшее время может восстановить платежеспособность, поэтому признание его банкротом - преждевременная мера.

В соответствии с финансовой отчетностью за 3 квартал 1996года мы имеем следующие результаты хозяйственной деятельности:

Кт = 1,16 Ко =
0,07

По сравнению с 1994 годом платежеспособность предприятия упала на30%, обеспеченность хозяйственной деятельности собственными средствами сократилась на 70%, по сравнению с 1992 годом платежеспособность упала на
43%, доля собственных средств в оборотных- на 82,5%. На протяжении четырех лет сохранялась тенденция снижения производства, ухудшения финансового состояния и как следствие снижение хозяйственной , платежной и договорной дисциплины. При проведении анализа на возможность восстановления и улучшения финансового состояния по показателям 1992 года ми видели реальный шанс на восстановление утраченной платежеспособности. По результатам аналогичных показателей за 1996год имеем следующую картину:

Кв = ( 1,16 + 2 ( 1,16 - 0,98 ))/ 2 = 0,76

Предприятие находится тяжелом положении, восстановление представляется маловероятным.

Еще более усугубляет картину ситуация с платежами, выполнением обязательств. В силу этой причины идет постоянный рост дебиторской и кредиторской задолженностей, а это в свою очередь отрицательно сказывается на финансовых показателях, прибавляет дополнительные хлопоты, как-то судебные разбирательства, штрафные санкции и пр. По другому не получается- кредитуешь другого, образовывается брешь в собственных финансах, оборотных средствах (кредитование отнюдь не добровольное)- вынужден пользоваться чужими ресурсами, т.е. постоянная задержка в расчетах на небывало продолжительные сроки.

Не возврат средств за отгруженную продукцию - норма сегодняшнего поведения, задержка отгрузки , выполнения работ и многое другое это сегодняшняя хозяйственная деятельность в сегодняшней России.
Продолжительность одного хозяйственного оборота ( от приобретения сырья- до получения средств за отгруженную продукцию) в начале 1992 года составила
120 дней , что в 2 раза превышает норматив Минавтотранса и самое главное этот норматив вплоть до 1990 года соблюдался. В 1994 году продолжительность оборота составила 214 дней, а в 1996 году дошла до 357 дней. Получается простая арифметика: в 92г. и в 94г. мы одну и ту же работу выполняем в абсолютно разные сроки, почему-то в 96 году нам понадобилось в 3 раза больше времени , чем в 92 году, не говоря уже о 90 году.

Следствием кризиса неплатежей можно считать неразбериху в ценообразовании: каждое предприятие имеет на свою , а также не свою продукцию как минимум три цены: первая - за наличный расчет; вторая - за безналичный расчет; третья - бартерная.

Ну, а дальше кто на что горазд- вплоть до того, что выражается цена в количестве другого товара. В большинстве случаев имеешь дело с разницей в ценах по причине причастности большинства к подобной практике. Многие предприятия даже не задумываются ставят завышенные цены , когда речь заходит о бартере , но это хорошо при достатке денежных средств в обороте, а на сегодняшний день это проблема номер 1. Хочу оговориться - бартер при неплатежах наиболее распространенная форма оплаты и применяется он не совсем в привычной для себя форме. За большинством бартерных операций стоит такой “платежный” инструмент, как зачет взаимных прав требований. У предприятия различные кредиторы , расчеты с которыми необходимо вести соответствующими платежными инструментами, в силу недостатка денежных средств. Чтобы рассчитаться за сырье необходимо предоставить владельцу этого сырья необходимый ему ресурс. Простые цепочки проходят крайне редко.
Попробуем на примере: ТОО “УПЗ” необходимо сырье (сталь), производитель этого сырья Златоустовский металлургический комбинат, которому в свою очередь необходимо закрыть задолженность перед “Уралтрансгазом”,
“Уралтрансгаз” является должником областного бюджета, областной бюджет должен Свердловскому Управлению Лесами, а Свердловское Управление Лесами должно ТОО “УПЗ” , в итоге замыкается цепочка и каждый получает свое: ТОО
“УПЗ” получает сталь, Златоустовский металлургический комбинат получает газ, “Уралтрансгаз” погашает налоги, областной бюджет закрывает свою задолженность по финансированию перед Свердловским Управлением Лесами, ну а последний закрывает свой долг перед ТОО “УПЗ”. Это обычная работа по поддержанию жизнедеятельности предприятия.

Все бы ничего ,если бы схемы всегда давали необходимые ресурсы: сырье и материалы для производства, электро и теплоэнергию, деньги для заработной платы и налогов. В идеале и денег достаточно было бы, но обеспеченность оборота “живыми” деньгами последние несколько месяцев приближается к нулю.
За первый квартал 1996 года было получено порядка 7% от выручки от реализации. В абсолютном выражении это составило 518133 тыс. рублей в квартал. Квартальный фонд заработной платы составил 2280000 тыс. рублей, т.е. денег приходило ровным счетом только на четверть заработной платы. На протяжении всего 1996 года приход денег строится по убывающей, в итоге к концу года предприятие не получило ни рубля. Из этой ситуации приходиться выходить каждый день по разному: выплата заработной платы в натуральной форме, длительные задержки и т.п. Ситуация усугубляется отрицательными тенденциями, не видно просвета. Наблюдается сплошной хаос, отсутствует закономерность, необходимый набор ресурсов получается нерегулярно, отсутствует стабильный поток бизнеса, а соответственно и всякая возможность планирования дальнейшего разворота событий, не видно завтрашнего дня. Если с персоналом можно договориться, задержать заработную плату и по большому счету ничего не потеряешь, то с государством все выглядит более мрачно.
Бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды -очень требовательный и привередливый кредитор. Расчеты с ним ведутся узким набором инструментов
(казначейские налоговые освобождения, государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа, векселя банков, финансовых органов и т. д.), их степень ликвидности настолько высокая, что их впору приравнять к деньгам в соотношении 1=1. В с вязи с отсутствием достаточного количества вышеперечисленных инструментов оказываешься в ситуации, когда рассчитал налоговые отчисления, выделил их из оборота, да еще в добавок ко всему горишь желанием выполнить свой долг предпринимателя и гражданина- ничего этого сделать просто не можешь в силу недостаточности все тех же инструментов. С одной стороны хочется хотя бы немного заработной платы выдать, с другой не хочется быть в неоплатном долгу перед государством.
Налоги платить экономически выгоднее чем заработную плату, как применительных санкций меньше, так и штрафных никаких. В результате хозяйственной деятельности ТОО “УПЗ” может похвастаться такими долгами перед государством:

Пенсионный фонд- 5470 млн.рублей;

Федеральный бюджет- 2194 млн.рублей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.