p> Либерализация цен, начавшись как массовый, быстротекущий, само
развивающийся процесс, продолжает оставаться основным фактором
возникновения недостатка оборотных средств предприятий. Предприятия не
имеют средств для оплаты все более дорожающих сырья и основных материалов,
услуг, комплектующих изделий. Они стремятся компенсировать потерю средств,
повышая цены на свою продукцию. Однако, как показывают статистические данные, рост цен на
приобретенные ресурсы постоянно обгоняет рост цен на готовую продукцию. За январь-август 1995 года цены на приобретенные ресурсы возросли на
178 процентов, в то время как цены на готовую продукцию повысились на 138
процентов. Отрицательное влияние на оборотные средства не ограничивается лишь
отставанием роста цен на готовую продукцию. Следует учитывать, что
поступление выручки даже повышенных ценах запаздывает по отношению к
моменту платежа за сырье и материалы и предприятия постоянно испытывают
недостаток платежных ресурсов. Этот разрыв между оплатой и поступлением средств не компенсируется в
настоящее время ничем. Раньше потребность в оборотных средствах,
необходимых для осуществления расчетов, покрывалась банковскими кредитами. Коммерческие банки стали строить свои отношения с клиентами только на
коммерческой основе, стремясь получить максимально высокую прибыль. Это
обусловило прекращение выдачи кредитов, связанных с обеспечением
бесперебойных платежей, так называемых расчетных и платежных кредитов. По
действовавшей до 90-х годов методике нормирования оборотных средств
предприятия не наделялись собственными оборотными средствами на период
оборота средств в расчетах. Эта потребность полностью покрывалась
банковским кредитом под расчетные документы в пути. Ликвидация этих
кредитов отняла у предприятий 10-12 процентов оборотных средств. Примерно в
такой же сумме предприятия лишились платежных кредитов, выдаваемых при
несовпадении сроков платежа и поступления средств. Потеря примерно 20-25
процентов потребных оборотных средств в результате изменения порядка
кредитования не была компенсирована ничем, поскольку до настоящего времени
не организовано в необходимых масштабах вексельное обращение, учет и
переучет векселей. Финансовые затруднения отечественных предприятий возникают не только в
связи с отсутствием средств на стадии осуществления расчетов, но и из-за
трудностей сбыта. Эти трудности ведут к затовариванию готовой продукцией, омертвлению
крупных сумм оборотных средств в неликвидных запасах. Трудности сбыта у российских предприятий вызываются как изменением
структуры и организации рынка, так и конкуренцией импортных товаров. Причем
конкуренция импортных товаров происходит не только по инициативе зарубежных
производителей, но и в значительной степени в связи с заинтересованностью
отечественных товаро-производящих структур в импорте зарубежных товаров,
что особенно усилится по мере сохранения заниженного курса валюты в
условиях валютного коридора. Следующий момент- это приватизация, которая затронула прежде всего
элементы инфраструктуры рынка - складские помещения, транспорт, оптовые и
розничные предприятия, привела к усилению монополизма посреднических
структур, которые не заинтересованы в реализации отечественных товаров и не
связаны с их производством. Более того, они получают повышенные доходы от
реализации именно импортных товаров. Прогадывают от подобного положения и
производители, и потребители. Реакцией на такой диктат посредников должно стать создание товара-
производящей сети самими производителями, формирование сбытовых и
посреднических объединений в составе синдикатов с целью установления
контроля над рынком отечественных товаров. Эти синдикаты могут иметь
отраслевую (подотраслевую) и территориальную направленность. Усилия отечественных производителей в данном направлении могут стать
особенно эффективными, если будут поддержаны государственными мерами в деле
усиления контроля за экспортом и импортом товаров, создания льготных
условий для отечественных производителей. Импорт товаров должен
лицензироваться исходя из потребностей рынка и возможностей производителен. Можно оказать помощь отечественным производителям посредством
государственного воздействия на функционирование внутреннего рынка:
установление льготного кредитования потребителей отечественных товаров
(продажа товаров в рассрочку малоимущим слоям населения), регулирование
деятельности товаро-производящих систем федеральными и особенно местными
органами власти, установление, в частности, предельных размеров платы за
хранение и реализацию товаров, льготных условий кредитования затрат по
созданию элементов инфраструктуры рынка (биржи, склады, транспорт и т. п.)
с предоставлением гарантий и льгот при кредитовании за счет местных
бюджетов. Разработка мер по оздоровлению рынка и укреплению финансового
состояния предприятии должна быть произведена в возможно сжатые сроки.
Продолжение работы предприятий с неясными перспективами реализации ведет к
тому, что у хозорганов теряется ориентация при установлении цен на их
продукцию, при оценке покупательного потенциала рынка, при определении
сроков и степени технического переоборудования. Сохраняющиеся факторы
платежного кризиса ведут к истощению финансовых ресурсов. Возможности выхода из платежного кризиса в настоящее время существенно
ослабляются тем обстоятельством, что общая сумма просроченной кредиторской
задолженности значительно (в 1,3 раза) превышает просроченную дебиторскую
задолженность. Просроченная кредиторская задолженность возросла за май на 11
процентов и составила на 1 августа 1996 года 323,2 трлн. рублей,
просроченная дебиторская задолженность - на 7 процентов и составила 242
трлн. рублей. По сравнению с началом года темп роста просроченной кредиторской
задолженности составил 1,9 раза, а просроченная дебиторская задолженность
возросла в 1,6 раза. Средний срок погашения кредиторской задолженности увеличился с 69 дней
в июне до 89 дней в июле. На просроченную дебиторскую задолженность обследуемых промышленных и
сельскохозяйственных предприятий, строительных и транспортных организаций
приходилось 46 процентов всего объема дебиторской задолженности.
Просроченная дебиторская задолженность свыше трех месяцев достигла 84,1
трлн. рублей. Ее удельный вес в общей сумме просроченной дебиторской
задолженности составил 65 процентов. В структуре просроченной дебиторской задолженности наибольшая доля
приходилась на задолженность покупателей - 205,7 трлн. рублей, или 85
процентов. Средний срок погашения дебиторской задолженности по сравнению с
июнем увеличился с 86 до 108 дней. В январе-июле 1996 года в среднем за месяц не оплачивалось 16
процентов отгруженной продукции. Сужение финансовой базы предприятий, недостаток платежных средств,
обусловленный в значительной мере удорожанием кредитов и сокращением сроков
их предоставления, ведут к ухудшению платежеспособности предприятий. Имеющиеся данные свидетельствуют о сохраняющейся тенденции снижения
платежеспособности предприятий. По состоянию на 1 августа 1996 года
денежные средства промышленных предприятий составляли всего лишь 20
процентов общей суммы просроченной задолженности поставщикам, денежные
средства сельскохозяйственных предприятий - всего 10 процентов. (Для
сравнения: в начале 1994 года денежные средства составляли больше 50
процентов от суммы просроченной задолженности). На предприятиях значительного числа отраслей (в частности, угольной и
газовой промышленности, электроэнергетики, трубопроводного транспорта
общего пользования и др.) денежные средства покрывали просроченную
задолженность поставщикам на 2-7 процентов. По обследованным отраслям по состоянию на 1 мая 1996 года кредиторская
задолженность превышала дебиторскую: в промышленности - на 25 процентов, в
сельском хозяйстве - в 2,2 раза, на транспорте - на 12 процентов, в
строительстве - на 2 процента. Нехватка собственных оборотных средств
вынуждает предприятия задерживать возврат кредитов банка. Так, по состоянию
на 1 мая 1996 года на задолженность по кредитам банков приходится 8,5 трлн.
рублей общей суммы просроченной задолженности (2,63%). По сравнению с
началом года просроченная задолженность по кредитам банков увеличилась в
1,6 раза. Снижение платежеспособности предприятий отражается также на росте
задолженности по выдаче средств на оплату труда. Несмотря на принятое
Правительством Российской Федерации постановление о введении временного
порядка использования денежных средств, поступающих на расчетные счета
предприятий и организаций (от 30 до 50 процентов денежных средств
бронировалось на выдачу заработной платы), задолженность государства по
оплате труда на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и
сельскохозяйственного производства продолжала расти. По состоянию на 1
сентября 1995 года она достигла 8 трлн. рублей. Применение этого порядка
использования предприятиями средств на расчетных счетах имело негативные
последствия в плане нарастания неплатежей в бюджеты всех уровней. Так, на 1
июля 1995 года просроченная задолженность по платежам в бюджет предприятий
и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского
хозяйства достигла 33,8 трлн. рублей и увеличилась по сравнению с началом
года почти в 1,8 раза. После изменения порядка распределения средств
поступающих на расчетный счет предприятий ожидаемого позитивного сдвига не
произошло. На 1 октября 1996 года неплатежи в бюджеты всех уровней достигли
50 трлн. рублей. Начиная с октября , задолженность начала немного снижаться
благодаря предпринятым Правительством РФ мерам по проведению денежных
зачетов. Так в ноябре сумма проведенных федеральных зачетов составила 7
трлн.рублей. Глава 2. Анализ неплатежей , их влияние на деятельность предприятия. 2.1. Влияние неплатежей на деятельность предприятия. Кризис платежной системы наибольшее влияние оказал на реальный сектор
экономики. При разнообразии контрагентов , рынков , финансовых потоков ,
технологий производства последствия кризиса поразили каждое отдельное
предприятие. Если с 1992 года лишь избранные могли позволить себе не
рассчитываться с кредиторами , то сегодня если желание рассчитаться и
возникает , оно быстро пропадает при первом взгляде на состояние
дебиторской и кредиторской задолженности. Расплатившись с кредиторами
предприятие остается без оборотных средств , что означает- остановка
производства. Рост дебиторской и кредиторской задолженности имеют причинно
следственную связь, они взаимозависимы. Предприятие не спешат
рассчитываться по своим долгам потому что это единственный способ выжить.
На 1 августа 1994 года кредиторская и дебиторская задолженности достигли
118,7 трлн.руб. и 106,8 трон. руб. соответственно, что составляет 32,8% и
29,5% ВВП. На 1 мая 1996 года просроченная кредиторская задолженность
составила 323,2 трлн.руб. (42,2% ВВП), просроченная дебиторская
задолженность составила 242 трон. руб. (31,6% ВВП). Предприятия кредитуют
своих дебиторов и соответственно не должны рассчитываться с кредиторами на
сумму невозвращенной дебиторской задолженности в целях избежания недостатка
оборотных средств. Как следствие неплатежей - снижение объемов производства ибо для
покрытия расходных статей необходимы ресурсы, дефицит которых наблюдается в
обращении. Предприятие на сегодняшний день не способно рассчитаться со
всеми кредиторами, потому что такие кредиторы как бюджет, внебюджетные
фонды , персонал в качестве расчетов принимают только деньги. В различных
отраслях промышленности обеспеченность оборота денежными средствами
составляет: Нефтедобыча-14%, Нефтепереработка- 27%, Цветная металлургия-
18%, Черная металлургия -8%, Машиностроение- 3%. Для приукрашивания
ситуации можно приплюсовать заработную плату выданную в натуральной форме
ибо персонал это один из наиболее приоритетных кредиторов , расчеты с
которым преимущественно осуществляются в денежной форме. Предприятия
вынуждены снижать объемы производства потому что рост производства означает
рос заработной платы, рост налоговых отчислений, а на это недостаточно
необходимых ресурсов, причем увеличение оборота не обязательно увеличивает
приток денежных средств, зачастую они остаются на прежнем уровне в
абсолютном выражении и соответственно снижаются в относительном выражении. Расходные статьи связанные с приобретением материалов, сырья, оплатой
электрод и тепло энергии оплачиваются в большинстве своем на бартерной
основе. В связи с широкой практикой применения бартерных операций, а точнее
расчетов зачетом взаимных требований, который является доминирующим
платежным инструментом в расчетах между промышленными предприятиями многие
обязательные условия договорных отношений уходят на второй план. Это в
первую очередь сроки выполнения обязательств, порядок поставки (отгрузки),
оказания услуг, выполнения работ. Понятие ценовой конкуренции в сфере
производства товаров группы А напрочь отсутствует. В связи с этим
наблюдается полнейшая неразбериха в формировании цен на рынке и как
следствие неразбериха при формировании финансовых результатов. Причем
ценовой разброс доходит на одной территории до 20-25% и зависит от
степени необходимости предлагаемого Вами ресурса. Цена при покупке за
деньги может быть вдвое ниже зачетной цены. В связи с вышесказанным
возникает масса проблем ,в первую очередь связанных с формированием
себестоимости , налоговых платежей и пр. Переход исчисления налоговых платежей по отгрузке в соответствии с
Указом Президента (приостановлен) еще более усугубляет ситуацию со сборами
налогов, ибо не успев получить реальные денежные средства предприятие
должно рассчитаться с бюджетом. Оборот дебиторской задолженности
различается по отраслям промышленности , территориальному охвату и пр. Для
цветной металлургии это 120-140 дней, для нефтепереработки 80-90 дней,
для черной металлургии около 200 дней , для машиностроения 220 дней
,доходит до года. Для предприятий с такими сроками получения реального
результата от своей деятельности платежи по отгрузке означают нереальные
штрафные санкции, учитывая механизм ценообразования на большинстве
российских предприятий - затратный - (% от фактических затрат, обычно он
колеблется от 20 до 30%) пеня за несвоевременность уплаты налогов может
доходить до 60 % и более от суммы одного оборота. Если уесть небольшие
шансы получения денежных средств при проведении первого оборота, то эту
сумму можно умножить еще как минимум на три. В результате можно сделать
вывод: являясь самым крупным кредитором Российской промышленности ,
Правительство через процедуру банкротства в состоянии устроить передел
собственности, а т.к. желающих приобрести с аукциона в большом количестве
не предвидится, то оно (Правительство) и станет новым собственником. Что
только делать с этой собственностью , но это в общем-то и сдерживает
Правительство от резких шагов в области «обанкрочивания» Российской
промышленности. Кризис платежной системы в России явился следствием политики
сдерживания негативных проявлений постсоветской экономики, основной целью
Правительства в области экономики было обуздание инфляции. В связи с
проводимыми мероприятиями возникли определенные трудности с выплатами по
социально-защищенным статьям , т.е. пенсии, заработная плата бюджетной
сферы. Сокращение обеспеченности денежной массой ВВП, отток большей части
денег из сферы реального производства на финансовый рынок. Единственной
возможностью изыскать средства для финансирования первостепенных статей для
многих предприятий является экспорт, с введением валютного коридора он стал
менее выгодным , но другой возможности получить живые деньги для
большинства не представляется возможным. Экспорт приносит немалые убытки в
связи с разницей в ценах на мировом рынке внутреннем рынке. Недостаток денежной массы в обращении достиг дефицита от ВВП в 60%,
когда нормой считается дефицит максимум в 30%, а дальше экономика просто
не может эффективно функционировать. Все это отрицательно сказывается на
большинстве субъектов хозяйственной деятельности. Кризис платежной системы заставил всех посмотреть в сторону проблемы
из одного лагеря. Государству не удалось с помощью мер фискальной политики
разрешить образовавшуюся проблему , хотя такие попытки предпринимались они
не привели к ожидаемому результату ибо бюджет наибольший должник. Все
недофинансируемое из государственного бюджета - это фактически
произведенные затраты , поэтому силовой подход не мог привести
благополучному завершению без потерь. Самой ощутимой потерей была бы потеря
возможности функционирования многими предприятиями , которые имеют у себя
в дебиторах либо напрямую бюджет, либо бюджетные структуры. В этой связи
были отменены большинство нормативных актов усугубляющих и без того не
простую ситуацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|