·
сокращение вмешательства
государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния
экономики;
·
уменьшение расходов на
государственное управление (сокращаются субсидии, административных
расходов, дефицит госбюджета);
·
становление слоя частных
собственников (среднего класса).
Конечной целью приватизации является формирование
эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции
экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом
социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и
способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в
соответствии с действием законов спроса и предложения.
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут
быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы
преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены
задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по
приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое
имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по
содействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой и координацией программ приватизации
объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране
определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была
разработана Государственная программа приватизации государственной собственности,
контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению
государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой
программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается
Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в
республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной
собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и
утверждаются соответствующими Советами депутатов.
В Законе о приватизации закреплены основные принципы
приватизации. Ими являются:
Сочетание возмездного и безвозмездного способов
приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего
приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь,
а другая - продается.
Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть
безвозмездно передаваемой государственной собственности. В связи с общенародным
характером государственной собственности за каждым гражданином республики
закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества
бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных
приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его
трудового стажа.
Пути приватизации сводятся к выбору централизованного
подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»).
Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий.
Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией
занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно
первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху»
считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.
Приватизация государственной собственности в настоящее время
осуществляется в основном следующими способами:
Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
Продажа акций, принадлежащих государству;
Продажа объектов государственной собственности на аукционе;
Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
Безвозмездная передача части государственной собственности.
Следует отметить, что на выбор конкретного способа
приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая
принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой
продукции, финансового состояния предприятий и т.д.[ 13, 34 c.].
Таким образом, необходимо подвести итоги, реформы отношений
собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике.
Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также
альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут
существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы
собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и
приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только
роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.
Таким образом, приватизация в переходной экономике
является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения
граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения
общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают
продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных
граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных
предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных
организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до
всех видов корпораций.
Главное содержание приватизации заключается в трансформации
предприятий-производителей, основанных на том или ином
производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой
экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая
стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов,
структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
3 Приватизация государственной
собственности в
Республики Беларусь
3.1. Этапы проведения
приватизация в Республике Беларусь
После распада СССР Беларусь имела практически одинаковые со
многими постсоциалистическими странами стартовые условия, в том числе тотальную
государственную экономику.
Долго и мучительно как никогда, рождался у нас закон о
приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь
с четвертой попытки – 19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и
приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное
оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
Уже в следующем году процесс снова был заторможен. –
отсутствовала соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко
подписал Декрет о приватизации, который отменил принятие ежегодных программ и
перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.
Тем самым процесс получил возможность стать непрерывным.
Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное оформление, реформа
крупных предприятий фактически была остановлена. Так и не определившись со
стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления
предприятиями.
Вернемся к началу истории приватизации в РБ. Не дожидаясь,
пока появится соответствующий закон, правительство самостоятельно установило
правила игры. Энтузиасты откликнулись и первые 4 десятка предприятий поменяли
свой статус.
Среди них была гродненская обувная фабрика «Неман». Как ни
трудно сейчас поверить в 1990г. ее работники встали в очередь за акциями. В то
время руководство предприятия не сомневалось, что со временем рабочие купят всю
фабрику. Кроме этого на приобретение акций направлялась прибыль самого
предприятия. В то время белорусское правительство по примеру соседей говорило о
недопустимости государственной монополии, поставив перед собой грандиозную
задачу: за пятилетку довести долю частного сектора в экономике до 75%. До конца
1990г. планировалось приватизировать 334 предприятия, в том числе 33
предприятия союзного подчинения [8].
В тот период белорусской приватизации никто не вынуждал
соблюдать принцип добровольности. Порядок был такой: в Госимущество
направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового коллектива,
после ее рассмотрения создавалась комиссия по приватизации, которая разрабатывала
соответствующий план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла
на рассмотрение Госимуществу. Эксперты министерства помогали выбрать наиболее
приемлемую форму приватизации : для технологически несложных производств лучшей
формой признавалась аренда с выкупом, для крупных предприятий – акционирование.
Малоэффективным способом приватизации в Госимуществе считалось преобразование
предприятий в народные предприятия.
При первоначальном размещении акций 30 % оставалось за
государством, 40% выкупал трудовой коллектив, остальное должно было
направляться в свободную продажу. Фондовой биржи еще не существовало (ее
планировалось открыть к концу 1991г.), но любой гражданин или юридическое лицо
могли могли купить акции – для этого нужно было обратиться в акционерное
общество.
Однако главная проблема оставалась не в том: по мнению
большинства экспертов того времени приватизационная компания шла не по закону,
а по нормативным актам, что не соответствовало принципам формирования рыночной
экономики.
Данный период в истории белорусской приватизации завершился
быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по
приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до
принятия Верховным Советом необходимого закона.
28 мая 1991г. Верховный Совет принимает Постановление «Об
основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики
Белорусской ССР и о проекте Закона «О приобретении гражданами и юридическими
лицами объектов государственной собственности (о приватизации)». Правовой
основой для реформирования стал Временный порядок разгосударствления и
приватизации государственной собственности, а также программа приватизации на
1991-1992гг.
Однако в канун принятия конкретных решений приватизация натолкнулась
на активное сопротивление со стороны исполнительных государственных структур
под лозунгом борьбы с неоправданным разворовыванием государственной
собственности. В ноябре 1992г. Верховный Совет своим решением полностью
остановил процесс приватизации. Депутаты объяснили такой шаг необходимостью
обуздать дикую «прихватизацию».
В феврале 1993г. был принят Закон о разгосударствлении и
приватизации. Концепция блока приватизационных законов, предложенная депутатами
впервые вводила единое понятие госсобственности, а также единые правовые нормы
для участия населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Однако в
результате голосования земля осталась за скобками. Законодательством было
закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная
сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о
безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало
существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.
Однозначно говорилось, что цель безвозмездной приватизации –
обеспечение социального равенства. Каждый гражданин получает 2 вида квот: чеки
«Жилье» и чеки «Государственное имущество». 50% оценочной стоимости объекта
оплачивается приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом
индексации. Таким образом была создана законодательная база приватизационных
процессов.
16 июня 1993г. Верховный Совет утвердил соответствующую
госпрограмму. Согласно этому документу, намечалось направить на приватизацию
2/3 стоимости основных фондов государственных предприятий и организаций, в том
числе в 1993г. – около 20 % (объемы на последующие годы определены не были).
Кроме этого 6 июля Парламент принял закон об именных приватизационных чеках.
Был также утвержден перечень предприятий не подлежащих приватизации.
В сентябре 1993г. Беларусь открывает себя для зарубежных
консалтинговых фирм. Был определен победитель первого тендера в области
реализации программы приватизации – им стала британская сеть фирм Coopers&Lybrand International.
ЕБРР выделил республике в порядке безвозмездной финансовой
помощи 980 тыс. ЭКЮ на разработку пилотных проектов приватизации трех
белорусских предприятий и обучение 80 специалистов. Из 35 фирм участвовавших в
тендере в финальную часть попали 6. Эксперты предполагали начать работу в
октябре и закончить ее через 9 месяцев в несколько этапов.
29 сентября 1993г. состоялся первый массовый открытый
аукцион в рамках программы массовой приватизации в г.Бресте, в разработке и
реализации программы которой впервые участвовали эксперты Международной
финансовой корпорации. Итоги аукциона превзошли ожидания и экспертов и
городской власти.
1 февраля 1994г. Совет Министров РБ своим постановлением
утвердил Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих
именные приватизационные именные чеки «Имущество». Инициаторы этого проекта
надеялись, что белорусский ваучер заложит основу рынка ценных бумаг в РБ. Таким
образом 1 июля 1994г. в РБ началась массовая приватизация.
В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о
выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного
приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее
была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более
радикальная задача- провести разгосударствление 20 % собственности. Однако
итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.
В этот период начинает раскручиваться моховик якобы
антимафиозного процесса: Контрольная палата начала проверку предприятий
приватизированных в 1991-1992гг., исходя из правил 1994г., что носило явно
предвзятый характер. Изменились приоритеты правительства в сторону снижения
темпов приватизации и повышения ее качественных показателей.
Таким образом, уже в сентябре 1994г. около половины
предприятий, включенных в программу приватизаций отказались акционироваться.
В итоге республиканская программа приватизации в 1994
оказалась провалена. Фактически приватизация остановилась еще в июле , а 45
предприятий продолжали реформу во втором полугодии еще по инерции. Из
запланированных 426 субъектов хозяйствования статус сменили только 180. От
государственной опеки было освобождено только 5 % стоимости основных фондов
вместо намеченных 20%. Такой результат – логический итог прихода к власти новых
сил.
23 мая 1995 после трехчасового обсуждения на коллегии
Совета Министров была утверждена Программа разгосударствления и приватизации на
1995г. В ней имелись определенные подвижки вперед. Так, впервые доя директората
предусматривалась льготная продажа 10 % акций и одновременно говорилось о
персональной ответственности руководителя за срыв программы.
Накануне. 17 мая 1995г. был подписан Указ № 191 «Об
упорядочении распоряжения государственным имуществом», согласно которому
требовалось все сделки с государственной собственностью свыше 10 тыс. МЗП
согласовывать с Президентом.
Одновременно, Мингосимущество, призванное задавать тон
приватизации теряет свои позиции – оно уже не только не определяет политику, но
и ограничено в правах отчуждения. Кроме того, оно уже в течение полугода не
имеет министра.
22 июля официальные СМИ сообщили. Что президент подписал
Указ «О программе разгосударствления и приватизации государственных объектов,
находящихся в республиканской собственности, на 1995 год.». Однако в печати
этот документ так и не появился.
Летом 1995г. промышленный кризис усиливает наметившуюся
тенденцию реприватизации. Первым «штрейкбрехером» стало упомянутое выше
гродненское АО «Неман» (один из первенцев приватизации), коллектив которого в
связи с задержкой заработной платы запросился обратно под крыло государства.
Его примеру пытались последовать и другие – ОАО «Камволь», «Коммунарка» и т.д.
В октябре того же года был провален пилотный проект по
привлечению инвестиций в процесс приватизации. Региональный представитель ЕБРР
заверил белорусское общество в невозможности ожидания разрешения приватизации
от правительства. Эксперт фирмы Coopers&Lybrand International Э.Мэчкер отметил : «Цель пилотного проекта была дать
мировому сообществу сигнал, куда инвестировать». Следовательно, провал
пилотного проекта означал ответ на вопрос, куда не надо инвестировать [8].
По состоянию на 1 июня 2003 года в республике в процессе
разгосударствления и приватизации реформировано 3670 государственных
предприятий, в том числе 26% объектов республиканской собственности. В процессе
реформирования предприятий государственной собственности создано 1580 открытых
акционерных обществ, а на аукционах, в том числе по конкурсу, продано 1370
объектов. В промышленности реформировано 32 процента предприятий, подлежащих
реформированию по отрасли, в строительстве — 25 процентов. Более динамично
реформирование осуществлялось в торговле, общественном питании и бытовом
обслуживании, где приватизировано почти 70 процентов предприятий; в сфере
переработки сельхозпродукции реформировано свыше 50 процентов объектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|