Меню
Поиск



рефераты скачать Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь

·        конкурсную продажу акций юридическим и физическим лицам, которые
представили    инвестиционные    предложения    по    развитию    открытого
акционерного общества, на конкурсах и аукционах.

Под обменом акций на именные приватизационные чеки «Имущество» понимается безвозмездная передача акций членам трудовых коллективов преобразованных предприятий и приравненных к ним лицам за имеющиеся у них чеки. Акции, приобретенные у государства за денежные средства на льготных условиях и в обмене на именные приватизационные чеки «Имущество», не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации.

Продажа государственного имущества по конкурсу или на аукционе целесообразна для средних и малых предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг, а также для небольших промышленных и строительных предприятий.

 Продажей объекта госсобственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта госсобственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

При продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной минимальной заработной платы. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта.

Долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам той или иной страны в процессе приватизации, определяет государство в лице высшего исполнительного органа, Президента и т.д. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется квотами — жилищной и на имущество. Безвозмездно приобретают имущество и члены трудовых коллективов, совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов. Кроме этого, безвозмездно передаются в пользование новому собственнику приватизируемого предприятия объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.), находящиеся на балансе предприятия, без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования.

Большинство из названных способов приватизации уже широко использовались в практике преобразования отношений собственности, но предполагается, что в перспективе основными будут — продажа акций государственных открытых акционерных обществ и госимущества на аукционе и по конкурсу.

              1.4.  Методы определения стоимости объектов приватизации

Оценка стоимости объекта приватизации проводится в обязательном порядке в ходе подготовки предприятия к приватизации и предназначена для определения:

·        суммы  выкупа  имущества государственного  предприятия,  в  том  числе
имущества,   сданного   в   аренду   организации   арендаторов   или   другим
арендаторам;

·        начальной цены продажи на аукционе или по конкурсу;

·        величины уставного капитала государственного ОАО, образуемого в ходе приватизации;

·        стоимости имущества, передаваемого безвозмездно без права распоряжения с
условием гарантий сохранения его целевого использования;

·        стоимости  имущества государственного  предприятия,  продаваемого  или
передаваемого другим субъектам хозяйствования негосударственной формы
собственности;

·        стоимости имущества государственных предприятий,  отдельных зданий,
сооружений, оборудования, транспортных средств, инвентаря, инструмента и
других материальных ценностей при передаче их в аренду.

Оценка стоимости имущества осуществляется исходя из его наличия и фактического состояния, устанавливаемого по результатам инвентаризации, реально складывающихся цен, индекса инфляции, а также других факторов, оказывающих влияние на оценочную стоимость.

В состав оцениваемого имущества предприятия включается:

·        площадь   земельного   участка,   на   котором   находится   приватизируемое предприятие, а также его технические, санитарно-защитные и др. зоны, если
они не представлены в пользование другим юридическим или физическим
лицам;

·        основные и оборотные фонды и вложения;

·        денежные средства и прочие финансовые активы.

В имущественный комплекс предприятия, подлежащий оценке, включаются не отраженные в учете по каким-либо причинам объекты, а именно: временно находящиеся в капитальном ремонте и модернизации, на консервации, в запасе или резерве; объекты, переданные в пользование или в аренду; не оконченные,   не   оформленные  актами  приемки  объекты   строительства; средства, вложенные приватизируемым предприятием в акции, паи других предприятий на территории республики и за рубежом; иные ценные бумаги, вклады, финансовые вложения, денежные средства на счетах банков, в том числе за рубежом.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов — затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.

Затратный подход. Согласно затратному подходу стоимость материальных и нематериальных активов оценивается по затратам, необходимым для воспроизводства, или их замены за вычетом обоснованной поправки на начисленный износ активов. При этом могут использоваться следующие методы.

Рыночный подход. Этот подход основывается на предположении, что:

·        у продавца имущества есть возможность выбора наиболее выгодных и
наиболее интересных для него покупателей, которые могут больше заплатить
за приватизируемые активы;  лучше соблюдать условия послеприватизационного использования объекта и т.п.

·        у покупателя имущества (например, на аукционе или по конкурсу) тоже есть
возможность из нескольких активов примерно одинакового назначения и полезности выбрать тот, который его больше всего устраивает по качеству, по цене, по длительности срока службы и т.п.

Доходный подход. Основная идея этого подхода состоит в том, что экономическая ценность конкретного приватизируемого объекта в настоящее время определяется тем доходом, который можно получить от его использования в будущем.


2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике

 

    2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности

В плановой экономике выделялись две формы собственно­сти на средства производства: государственная (общенарод­ная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Од­нако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономи­ческих отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулирова­лось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запрета­ми со стороны государства (размеры садового дома, его высо­та и т.д.).

Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.

Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм - допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования,  перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосу­дарствления в этой области - приватизация, т.е. смена государ­ственной формы на частную.

Кооперативная собственность присуща и рыночной систе­ме. Процесс разгосударствления ее в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольности всех ее членов, самостоятельности в хозяйственной деятельности, всех возмож­ностей и прав как субъекта рыночных отношений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительности в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.

Важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики - быстрое развитие частной собствен­ности. Это наиболее динамичный сегмент переходной эко­номики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринима­тельства. Как показывает практика, естественно, на началь­ных этапах переходной экономики частная собственность воз­никает преимущественно в сфере обращения, охватывает мелкие, реже - средние предприятия [ 11, 148 c.].


2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности

Приватизация - одна из форм разгосударствления собствен­ности, важное средство создания экономической структуры про­изводства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственнос­ти, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.

Сама по себе приватизация - это характерное явление и в рыночной экономике. Необходимость приватизации в совре­менном западном обществе возникает вследствие неэффектив­ной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; дли­тельность сроков этого процесса; предварительное санирова­ние убыточного производства; наконец, как правило, возмезд­ный характер. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах. Как заметил Я. Корнай, если бы привати­зация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет. Впрочем, и для постсоциалистиче­ских стран минимальный срок для приватизации связывается с десятилетием.

Роль приватизации в переходной экономике небесспорна. Иногда с ней отождествляют все преобразования собственнос­ти. Это неоправданное упрощение, ибо, как отмечалось, при­ватизация - лишь одна из форм этого процесса. Кроме того, обращает на себя внимание сложность, длительные сроки при­ватизации, значительные издержки. Наконец, приватизация сама по себе, прежде всего формальный акт. Она не создает ав­томатически ожидаемого повышения эффективности, тесно связана с другими условиями, которых может и не быть в дол­жной мере: нужны институты рыночной инфраструктуры, со­ответствующая система права, должен сформироваться иной (рыночный) тип хозяйственного мышления и т.п.

Наряду с принципиальной позицией о том, что главное - не приватизация, а создание частного сектора, существуют и кон­кретные предложения: основное внимание в переходной эко­номике обращать не на приватизацию старых, а на создание новых частных предприятий. Считается, что это более эффек­тивно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики; требует в итоге меньших издержек; может быть реализовано быстрее.

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому  тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной [6].

В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

Следовательно, приватизация связана прежде всего с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

К главным целям приватизации, следует отнести:

·        формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к  максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений. 

·        создание    хозяйственно-правовых    условий    для    эффективной    работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной   перестройке    и    активизации   инвестиционного    процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;

·        формирование    новых    экономических    отношений,    построенных     на
многообразии   форм   собственности,   самостоятельности   производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

·        развитие   конкурентной   среды   и   предпринимательской   деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.