Меню
Поиск



рефераты скачать Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь

Следует отметить, что осуществление приватизации предполагает наличие определенных организационно-экономических условий:

1.      необходимого пакета законодательных актов и нормативов по приватизации;

2.      обоснованной программы действий;

3.      инвентаризации всей государственной собственности и разграничения ее на
общегосударственную (республиканскую) и коммунальную;

4.      потенциально свободного капитала;

5.      благоприятного         общественного         климата         для         проявления
предпринимательства;

6.      кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленность кадров к
предпринимательству;

7.      информированности общественности и ее участие в процессе приватизации.
Вместе с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить

важнейшие принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:

·        соблюдение законности;

·        сочетание возмездного и безвозмездного методов приватизации;

·        право каждого гражданина страны на часть безвозмездно передаваемой
государственной собственности;

·        дифференциация методов, способов и процедур приватизации;

·        разграничение   компетенции   по   осуществлению   приватизации   между
органами государственной власти и управления различных уровней;

·        предоставление    определенных    гарантий    и    льгот    членам    трудовых
коллективов приватизируемых предприятий;

·        контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

·        осуществление широкой гласности процесса приватизации;

·        постепенность и поэтапность проведения приватизации.

В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.

1.2. Организация приватизации

Необходимо отметить, что для достижения целей приватизации очень важно правильно и четко определить: кто может участвовать в этом процессе (субъекты) и что можно приватизировать (объекты).

Субъекты приватизации:

  • Граждане государства;
  • Юридические лица, деятельность которых  основана  на негосударственных формах собственности   (т.е.   у   которых более 50% уставного капитала не принадлежит  государству   и   не контролируется им);
  • Юридические лица, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов   приватизируемых предприятий;
  • Иностранные инвесторы;
  • Лица без гражданства.

Объекты приватизации:

  • Государственное и общественное жилье
  • Предприятия,   учреждения,   цехи, организации, производства, участки,     иные подразделения  госпредприятий,     выделяемые     в самостоятельные предприятия.
  • Оборудование, здания, сооружения.
  • Лицензии,    патенты,    доли    (паи, акции) государства и административно-территориальных субъектов хозяйствования.

        Таким образом, субъектами приватизации государственной собственности могут стать любые частные, негосударственные юридические и физические лица, обладающие финансовыми средствами. Характеризуя объекты приватизации, следует подчеркнуть, что здесь не может быть и речи о немедленной тотальной приватизации. При осуществлении приватизации всю государственную собственность необходимо разделить на несколько видов:

  • мелкие и средние предприятия сферы материального производства и платных
    услуг,    полностью    приватизируемое    имущество    непроизводственного назначения (в частности, жилье) — они подлежат приватизации в первую очередь:

·        крупные предприятия — преобразуемые в основном в ходе этапа «большой»
приватизации;

·        неприватизируемая государственная собственность.

1.3.  Методы и способы приватизации

Мировой практике приватизации государственной собственности известны два метода ее осуществления — возмездный и безвозмездный.

Методы приватизации:

  • Возмездный (выкуп государственного имущества);
  • Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

- Передача собственности трудовым коллективам;

- Раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков.

Возмездный метод — это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

·        обеспечивает появление частного собственника;

·        дает государству дополнительные средства;

·        создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который
приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.

Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.

Безвозмездный метод — это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив  иностранного капитала незначителен. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Разновидностью этой модели приватизации является ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги. Ваучерная приватизация имела место в России.

Необходимо отметить, что использование двух методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.

Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.

Третий подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.

Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.

Возмездный метод приватизации:

·        обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает»
действие законов рыночной экономики;

·        свидетельствует    о    заинтересованности    покупателя    в    приобретении
собственности и формирует ответственного хозяина;

·        уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;

·        представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;

·        дает возможность частично погасить внутренний государственный долг,
способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.

В то же время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:

·        вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную
напряженность,    но   такое   уравнительное    распределение    не    является
«двигателем» рыночной экономики;

·        расширяет   круг   потенциальных   собственников   из   числа   не   только
производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди
будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым
хозяйствованием или просто «проедят»;

·        позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост
цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать
всех собственниками средств производства,  ведь  есть  и  другие,  более
надежные средства социальной защиты людей;

·        является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в
частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.

Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.

Безусловно,   все   эти  источники   финансовых  средств  могут  использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) государственного имущества приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20 % составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15 % — передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2 % госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течение нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Рисунок 1.Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности

Источники средств


—Средства предприятия

—Часть        чистой        прибыли, переданной     в     собственность членов трудового коллектива;

 —Остатки фондов экономическо­го стимулирования госпредприя­тия;

—Чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;

—Амортизационные    отчисления
на собственные основные фонды
арендного   предприятия   хозяйс­
твенных товариществ;
—Собственные  средства негосударственных юридических лиц.


—Заемные   и   привлеченные средства;

—Кредиты    государственных
коммерческих банков;
—Кредиты  других

предприятий и организаций; —Средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг.


—Личные средства; —Личные средства субъектов привати­зации;

—Именные прива­тизационные чеки; —Средства личных приватизационных счетов работников предприятия.


Иност­ранные инвес­тиции


Поэтому был сделан вывод, что без использования безвозмездного метода приватизации, т.е. без привлечения именных приватизационных чеков (как нового источника выкупа), процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.

Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

1.      Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;

2.      Продажа акций, принадлежащих государству;

3.      Продажа объектов государственной собственности на аукционе;

4.      Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

5.      Безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д.

Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о выкупе имущества и может быть использован для объектов малых и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками, а остальная часть — деньгами по цене на 20% ниже стоимости. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку в течение трех лет с учетом индексации платежей при условии внесения первоначально не менее 30% стоимости на протяжении одного месяца со дня подписания договора купли-продажи. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством в открытое акционерное общество или же в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.

Способ продажа акций, принадлежащих государству. Так, например, разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем создания государственного открытого акционерного общества. Акционирование целесообразно для предприятий крупного и среднего размеров с высокой ликвидностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, в строительстве, на крупных предприятиях автотранспорта и объектах торговли, общественного питания и сферы услуг (универмагов, ресторанов, гостиниц и т.п.). После создания государственного ОАО начинается процесс приватизации, т.е. государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации. Продажа акций открытых АО за деньги включает:

·        продажу акций на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной
стоимости) членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам в
течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций, но не позднее  восьми  месяцев  со  дня  принятия  решения  о  создании  ОАО. Стоимость этих акций не может превышать 100 минимальных заработных плат на одного покупателя;             

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.