Меню
Поиск



рефераты скачать Применение статистических методов в управлении финансами финансово-промышленной группы

p> На западе финансово-промышленные группы традиционно называются корпорациями (corporation). Поэтому управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management), а финансы ФПГ - корпоративных финансов [8].

Корпоративные финансы - это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов у предприятий-участников финансово-промышленной группы и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями-участниками ФПГ, финансово-кредитной системой и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных предприятий ФПГ, так и группы в целом.

Структура финансов финансово-промышленной группы, представленная на рис. 1.2., схожа со структурой финансовой системы России.

Рис. 1.2. Структура финансов ФПГ.

Можно сказать, что финансово-промышленная группа это маленькая финансовая система, в которой имеется свое "государство" (управляющая компания), "кредитная система" (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.п.), и "субъекты финансовой системы" (коммерческие и производственные предприятия ФПГ), через которые идет формирование и использование финансовых ресурсов ФПГ.

Центральную роль в функционировании ФПГ выполняет управляющая компания, которая в рамках ФПГ выполняет следующие функции: разрабатывает программу развития всей ФПГ и ее отдельных предприятий; совместно с коммерческими и промышленными предприятиями определяет инвестиционную политику ФПГ, направленную на дальнейшее развитие как отдельных предприятий, так и ФПГ в целом; совместно с банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами разрабатывает кредитную политику ФПГ, направленную на выпуск векселей, предоставление кредитов и т.д.; осуществляет контроль за выполнением финансовых и инвестиционных планов.

Объединение производственного, банковского, торгового, страхового капиталов структурных подразделений ФПГ позволяет аккумулировать временно свободные средства, с помощью которых предприятиям предоставляется возможность финансировать собственные и совместные первоочередные потребности [4,9].

При сегодняшнем ограниченном бюджетном финансировании немаловажно снижение претензий предприятий с государственной собственностью на федеральную поддержку. За счет внутрикорпоративного оборота и аккумулирования ресурсов в рамках ФПГ, предприятия в состоянии обеспечить переориентацию на самофинансирование и сведение до минимума использование государственной инвестиционной помощи.

Финансово-промышленное объединение позволит снизить вероятность разорения отдельных предприятий, а также положительно скажется на ценообразовании. Общий интерес сведет к нулю ценовые накрутки на продукцию, которая проходит по технологической цепочке между предприятиями-участниками
ФПГ. Рост цен перестанет провоцироваться на внутригрупповом уровне взаимоотношений членов объединения [4,9].

В финансово-промышленной группе основной сферой приложения банковского капитала становится производство, развитие которого только и способно в конечном счете оздоровить всю денежно-кредитную систему. В то же время и банковский капитал стремится иметь стабильные источники пополнения своих доходов и надежные сферы приложения с материальным обеспечением


1.3. Структура системы управления корпоративными финансами

Управление — процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления [10,13].

Управляющее воздействие — воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений.

Специфика корпоративного управления в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга предприятий, которые взаимодействуют между собой [8].

Особенность взаимодействия заключается в том, что каждое предприятие совокупности является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления.
Поскольку операции распределены между предприятиями, предприятия можно расположить в порядке выполнения операций по переработке сырья таким образом, что продукция предыдущего является сырьем для последующего.
Упорядоченные таким образом предприятия представляют собой технологическую цепочку.

Таким образом, технологическая цепочка (ТЦ) — упорядоченная в порядке выполнения операций по переработке сырья совокупность юридических лиц, осуществляющих производственную деятельность по изготовлению конечного продукта ТЦ в рамках полного технологического цикла [8,9].

Цели объединения предприятий в ФПГ:

1. Повышение эффективности функционирования финансово-промышленной группы за счет того, что каждый из участников финансово-промышленной группы заинтересован в конечном результате.

2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны финансовых институтов (кредиторов) заключается только в контроле за деятельностью управляющей компании.

Для государства создание финансово-промышленных групп выгодно так как позволяет повысить бюджетную эффективность, за счет повышения собираемости налогов. Также создание ТЦ позволяет избавиться от кризиса неплатежей, поскольку затраты предприятий-участников ТЦ объединяются и в конечном итоге гасятся за счет потребителя конечного продукта ТЦ [4,9].

Таким образом, ТЦ и ФПГ – это объединения предприятий, для которых в настоящее время очень остро стоит проблема управления. Для осуществления процесса управления руководству ФПГ, во-первых, необходимо четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют предприятия внутри финансово-промышленной группы, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места в технологическом цикле.

Основным отличием технологической цепочки от финансово-промышленной группы является то, что ФПГ — это юридическое лицо, поэтому в финансово- промышленной группе существует единый налогоплательщик — управляющая компания. Структура управления в финансово-промышленной группе представлена на рис. 1.3.

Рис 1.3. Структура управляющей компании.

Каждый из департаментов имеет собственные функции в ФПГ:

Производственный департамент – выполняет функции управления производством, а коммерческий департамент – функции управления сбытом в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования ФПГ.

Юридический департамент: разрабатывает нормативные документы и дополнительные изменения в уставе ФПГ; контролирует выполнение уставных положений; занимается составлением договоров (о совместной деятельности, о выдаче кредита и т.д.)

Больше внимания следует уделить финансовому департаменту, который является основным департаментом в управляющей компании.

В финансовый департамент входят: отдел статистики, который выполняет работу по: накоплению и анализу статистической информации; оказание информационно-справочных услуг. отдел экономики, который занимается: подготовкой отчетов о деятельности ФПГ; анализом финансового состояния предприятий-участников ФПГ отдел планирования, выполняющий следующие функции: планирование производства в соответствии со стратегией функционирования ФПГ; планирование эффективности деятельности предприятий-участников ФПГ, а также ФПГ в целом; составление инвестиционных проектов. отдел денежного регулирования: распределение прибыли в рамках совместной деятельности предприятий- участников ФПГ; распределение кредитных ресурсов. внешнеэкономический отдел: установление внешнеэкономических связей; составление внешнеторговых контрактов.

Объединив функции вышеперечисленных департаментов можно сказать, что в обязанности управляющей компании входит: планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании остальных предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли в рамках технологической цепочки.

Система управления представляет собой замкнутый процесс (рис. 1.4.)
[10,13].

Для осуществления процесса управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень и объем информации о функционировании каждого предприятия, предоставляемый предприятиями-участниками управляющей компании.

Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Управление группой предприятий затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью всех предприятий, зачастую неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех предприятий в конкретный момент времени.

Рис. 1.4. Процесс управления

Управление финансово-промышленной группой построено по принципу федеративного устройства. Руководитель группы определяет политику ФПГ в целом, а руководители предприятий политику деятельности своего предприятия в соответствии с политикой и интересами группы. Группа в свою очередь выступает единым юридическим лицом перед государством, (например, единым налогоплательщиком). Поскольку каждая группа имеет определенные цели функционирования, управление группой должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис. 1.5. [10,13].

Рис. 1.5. Этапы процесса управления по целям

Глава 2. Методика применения статистических методов в управлении корпоративными финансами.

2.1. Применение статистических методов при проведении анализа финансового состояния предприятий финансово-промышленной группы

Анализ финансового состояния предприятия состоит из нескольких разделов: анализ прибыльности, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости и анализ рентабельности (более подробно рассмотрен в специальной литературе) [18].

Этапы анализа финансового состояния предприятия [18]:
Преобразование документов внешней финансовой отчетности в формы, пригодные для анализа финансового состояния, анализа временных изменений и структуры преобразованных форм внешней финансовой отчетности.
Вычисление финансовых показателей и их коэффициентов по данным преобразованных форм внешней финансовой отчетности.
Анализ финансовых показателей и их коэффициентов, подготовка выводов и рекомендаций.

Анализ прибыльности

Анализ прибыльности деятельности предприятий включает в себя вычисление следующих финансовых коэффициентов:

Прибыльность всех затрат показывает сколько прибыли от основной деятельности приходится на 1 у.е. текущих затрат [2,18]

[pic] , где

Ппз — прибыльность всех затрат;

Посд — прибыль от основной деятельности;

Пз — сумма переменных и постоянных затрат.

Прибыльность продаж показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации [2,18]

[pic] , где

Ппр — прибыльность продаж;

ВР — выручка от реализации (без НДС).

Прибыльность всей деятельности показывает, сколько чистой прибыли содержится в выручке от реализации и доходах от прочей реализации [2,18]:

Пд = ЧП / (ВР + ДохПрР) , где

Пд — прибыльность всей деятельности;

ДохПрР — доходы от прочей реализации.

Точка безубыточности показывает, какую минимальную сумму предприятие должно получить при реализации продукции, чтобы покрыть свои издержки
[2,18]

[pic] , где

ТБ — точка безубыточности;

ПерЗ — переменные затраты;

ПостЗ — постоянные затраты.

Анализ ликвидности

Для оценки ликвидности используют следующие показатели:

Коэффициент общей ликвидности характеризует способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов [2,18]

[pic] где

Кол — коэффициент общей ликвидности;

ТА — текущие активы;

ТП — текущие пассивы;

Предприятие считается ликвидным, если Кол > 1.

Коэффициент промежуточной ликвидности — это способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности (счета к получению) (ДЗ) и готовой продукции на складе (ГотПр) [2,18]

[pic] , где

Кпл — коэффициент промежуточной ликвидности;

ДС — денежные средства;

КФВ — краткосрочные финансовые вложения;

ДЗ — дебиторская задолженность;

ГотПр — готовая продукция.

Рекомендуемое значение: 0.9 - 1.0.

Коэффициент абсолютной (мгновенной) ликвидности — это способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет свободных денежных средств (ДС) и краткосрочных финансовых вложений (КФВ).
Рекомендуемое значение: 0.2 - 0.3. [2,18]

[pic] , где

Кал — коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС — денежные средства;

КФВ — краткосрочные финансовые вложения.

Анализ финансовой устойчивости

Для анализа финансовой устойчивости используются следующие показатели:

Коэффициент общей платежеспособности, определяющий долю собственного капитала в имуществе фирмы [2,18]

[pic] , где

Коп — коэффициент общей платежеспособности;

СК — собственный капитал;

ВБ — валюта баланса.

Предприятие считается финансово-устойчивым, если Коп> 0.5.

Коэффициент автономии, соизмеряющий собственный и заемный капитал
[2,18]

[pic] , где

Кав — коэффициент автономии;

ЗК — заемный капитал.

Данный показатель непосредственно связан с коэффициентом общей платежеспособности, следовательно, его величина для финансово-устойчивого предприятия должна быть больше единицы.

Коэффициент маневренности показывает какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную (мобильную) часть активов [2,18]
| ЧОК |
|Км = ——— , |
|СК |

где

Км — коэффициент маневренности;

ЧОК — чистый оборотный капитал.

Коэффициент иммобилизации характеризует соотношение постоянных и текущих активов, отражает, как правило, отраслевую специфику фирмы

[pic] где

Кимоб — коэффициент иммобилизации;

ПА — постоянные активы;

ТА — текущие активы.

Коэффициент самофинансирования показывает какая часть чистой прибыли
(ЧП) предприятия направлена на его развитие, т.е. на увеличение дополнительного капитала предприятия (?ДК) [2,18]

| ?ДК |
|Кфин = ——— , |
|ЧП |

где

Кфин — коэффициент самофинансирования

ДК — добавочный капитал;

ЧП — чистая прибыль.

Анализ рентабельности

Анализ рентабельности позволяет определить отдачу на каждый вложенный рубль по видам активов.

Общая рентабельность (рентабельность всего капитала) показывает, сколько чистой прибыли (чистый экономический эффект) приходится на рубль всего вложенного в предприятие капитала [2,18]

| ЧП |
|Ро = ——, |
|ВБ |

где

Ро — общая рентабельность;

ЧП — чистая прибыль;

ВБ — валюта баланса.

Таким образом, общая рентабельность показывает эффективность функционирования исследуемого предприятия.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала [2,18]
| ЧП |
|Рск = —— , |
|СК |

где

Рск — рентабельность собственного капитала;

СК — собственный капитал ( значение берется из строки 480 Ф1).

Рентабельность уставного капитала характеризует эффективность использования уставного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль уставного капитала [2,18]
| ЧП |
|Рук = —— , |
|УК |

где

Рук — рентабельность уставного капитала;

УК — уставный капитал.

Рентабельность постоянных активов характеризует эффективность использования постоянных активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль постоянных активов [2,18]

| ЧП |
|Рпа = —— , |
|ПА |

где

Рпа — рентабельность постоянных активов;

ПА— постоянные активы.

Рентабельность текущих активов характеризует эффективность использования текущих активов и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль текущих активов [2,18]
| ЧП |
|Рта = —— , |
|ТА |

где

Рта — рентабельность текущих активов;

ТА — текущие активы.

Достаточно рассчитать перечисленные выше коэффициенты, чтобы сделать выводы о финансовом состоянии предприятия на определенную дату. Но этого недостаточно для ответа на вопрос: Что повлияло на изменение финансового состояния предприятия?

Для ответа необходимо применить факторный анализ.

Наиболее обобщающим показателем финансового состояния является рентабельность предприятия. В анализе рентабельности предприятия важными показателями являются общая рентабельность и рентабельность собственного капитала. Следовательно целесообразно применять факторный анализ к этим показателям.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.