Применение статистических методов в управлении финансами финансово-промышленной группы
смотреть на рефераты похожие на "Применение статистических методов в управлении финансами финансово-промышленной группы"
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Дипломная работа |
| |
|На тему: "Применение статистических методов в управлении финансами |
|финансово-промышленной группы" |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Москва 1997г. |
Содержание:
Содержание: 1 Введение 3 Глава 1. Общее понятие корпоративных финансов. 6 1.1. Понятие финансовой системы 6 1.2. Место корпоративных финансов в финансовой системе страны 14 1.3. Структура системы управления корпоративными финансами 18 Глава 2. Методика применения статистических методов в управлении корпоративными финансами. 24 2.1. Применение статистических методов при проведении анализа финансового состояния предприятий финансово-промышленной группы 24 2.2 Применение статистических методов при планировании текущей деятельности ФПГ. 36 2.3. Прогнозирование узких мест технологической цепочки Финансово- промышленной группы. 42 Глава 3. Иллюстрация применения методики на примере финансово- промышленной группы "Славянская бумага" 49 3.1. Анализ финансового состояния АООТ "Тулабумпром" 49 3.2. Планирование текущей деятельности финансово-промышленной группы "Славянская бумага 52 3.3. Прогнозирование узкого места технологической цепочки финансово- промышленной группы "Славянская бумага" 60 Заключение 64 Список литературы: 65 Приложение I 67 Приложение II 70
Введение
В условиях рыночного реформирования, когда макроэкономическая ситуация
в стране подвержена колебаниям, в условиях достаточно высокой инфляции,
постоянного кризиса неплатежей производственные и коммерческие предприятия
ищут новые формы организации. Сложившаяся на сегодня экономическая ситуация
накладывает специфическую печать на зарождение и функционирование этих
новых форм организации, предопределяет стремление предприятий к слиянию
производства и капиталов. Одной из таких форм слияния являются финансово-промышленные группы
(ФПГ). Формирование этих сложных по структуре новообразований, которые за
рубежом давно превратились в страновой хребет общехозяйственного
устройства, объясняется глубокой интеграцией различных видов деятельности,
объединенных воспроизводственным единством. Таким образом, ФПГ являются в
нашей экономике адаптационной реакцией горизонтально и вертикально
взаимосвязанных подразделений на введение рыночных отношений. Руководящие органы ФПГ имеют возможность компетентно осуществлять
прямые управляющие решения целых блоков взаимосвязанных производств,
адекватно реагируя на потребности и перемены, что может увеличить гибкость
управления народным хозяйством. В этой связи возникает необходимость изучения деятельности ФПГ как
крупных экономических новообразований. Очевидно, что изучение, анализ и
обобщение опыта их деятельности имеет важное народнохозяйственное и научное
значение. В условиях усиливающейся конкуренции огромное значение приобретает
управление эффективностью функционирования ФПГ не как простой суммой
отдельных предприятий, а как единой, действующей в тесной взаимосвязи
системы. Для эффективного управления необходимо знать не только положения
менеджмента, такие как: система управления, цикл менеджмента,
инвестиционный анализ, но и статистические методы: факторный анализ,
регрессионный и корреляционный анализы. Другими словами, необходимо
объединить научные знания таких дисциплин как статистика и менеджмент. В данной дипломной работе рассмотрена только одна составляющая всей
системы управления-- управление финансами, которая имеет большое значение
для эффективного функционирования любого предприятия. Целью дипломной работы является теоретическое обоснование применения
статистических методов в управлении корпоративными финансами ФПГ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработать методику планирования и оценки текущей деятельности
предприятий-участников финансово-промышленной группы; для эффективного функционирования финансово-промышленной группы
разработать методику определения узких мест; проверить практическую значимость методик на примере реально
действующей ФПГ "Славянская бумага". Объектом исследования явилась реально действующая финансово-
промышленная группа “Славянская бумага”. В дипломной работе использованы материалы экономической и
статистической литературы, тематические материалы периодических изданий, а
также материалы, полученные в процессе непосредственного функционирования
ФПГ “Славянская бумага”. В ходе исследования использовались данные
финансовой отчетности реальных предприятий-участников ФПГ “Славянская
бумага”. Дипломная работа изложена на 70 страницах компьютерного текста.
Состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 18
наименований и двух приложений. Исследование проведено с применением таких статистических и статистико-
математических методов как табличный, графический, аддитивная модель,
динамический ряд. Работа содержит 7 рисунков, 1 схему, 4 таблицы, 2 графика. Глава 1. Общее понятие корпоративных финансов. 1.1. Понятие финансовой системы В любом государстве распределение и перераспределение валового
общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.
Понятие "финансы" происходит от французского finance — совокупность всех
денежный средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а
также система их формирования, распределения и использования.[1] Понятие "финансы" обычно ассоциируются с теми процессами, которые в
хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются
движением денежных средств. Во всех этих финансовых процессах можно
выделить общее, что их объединяет, - лежащие в основе финансовых операций
отношения между различными хозяйствующими субъектами. Эти отношения
определяются как финансовые отношения. Финансовые отношения [1]- это денежные отношения хозяйствующего
субъекта с: другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и
распределения выручки, при выпуске и распространении ценных бумаг, при
взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности; работниками данного хозяйствующего субъекта при выплате заработной
платы, выпуске акций, распространяемых между членами трудового коллектива; дочерними предприятиями и структурными подразделениями; банковской системой при получении и погашении кредитов, покупке и
продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах, залоге имущества и
т.п.; страховыми компаниями по всем видам страхования; налоговой службой при уплате налогов и других платежей в бюджет; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при
осуществлении трастовых, залоговых операций, лизинга, хеджирования и т.п. Отсюда, важным признаком финансов является то, что финансовые
отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений,
принимающих форму финансовых ресурсов. Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по
поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных
средств. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения
и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части
национального богатства в связи с формированием денежных доходов и
накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на
расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих,
удовлетворение социальных и других потребностей общества [16]. Финансы выполняют следующие функции [1, 16]: распределительная; контрольная. С помощью распределительной функции реализуется общественное
назначение финансов - обеспечение каждого хозяйствующего субъекта
необходимыми ему финансовыми ресурсами. Объектами распределительной функции
выступают стоимость валового общественного продукта в денежном выражении, а
также часть национального богатства. Поскольку финансы охватывают все общественное воспроизводство, все его
сферы и подразделения, а также все уровни хозяйствования, они выступают
универсальным орудием контроля. С помощью контрольной функции финансов
предоставляется возможность отслеживать пропорции в распределении
финансовых ресурсов, своевременность поступления их к различным
хозяйствующим субъектам, экономичность и эффективность их использования. В распределительной и контрольной функциях финансов полностью
проявляются две, неразрывно связанные стороны финансовых отношений. Финансы - неотъемлемый элемент воспроизводства на всех уровнях
хозяйствования. Они одинаково необходимы и хозяйствующим субъектам
(предприятиям, организациям и т.п.), и разного рода объединениям
(ассоциациям, концернам, финансово-промышленным группам и т.п.), и
государственной системе управления народным хозяйством. Государственная система управления народным хозяйством нуждается в
общем объединении финансовых ресурсов для реализации общественных задач.
Это позволяет сделать финансовая система, которая включает в себя: финансы
предприятий, учреждений и организаций (финансы коммерческих предприятий,
финансы некоммерческих организаций и т.д.), страхование (социальное,
личное, имущественное и т.п.), государственные финансы (государственный
бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит). Но существует и другой подход к определению финансовой системы. Финансовая система это совокупность финансовых учреждений страны [5,
14, 15] (рис. 1.1.). Рис. 1.1. Финансовая система России Главным элементом финансовой системы является государство. Государство
руководит и направляет финансовую деятельность через свою систему
финансовых органов, которые наделены для этого специальной компетенцией. Органы государственного управления специальной компетенции можно
подразделить на две группы [3, 14]: 1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в
связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и
ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Они распределяют в
пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные
ассигнования, создают накопления, часть которых перераспределяется в
бюджет. 2. государственные органы специальной компетенции, для которых
финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы для
осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Систему финансовых органов государства возглавляет Министерство
финансов РФ, которая является органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой государственной политики. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов
Российской Федерации [3, 5, 14]: 1. участвует в работе по анализу развития экономики, разрабатывает
необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной
деятельности, способствующие увеличению национального дохода и поступлений
в бюджет. 2. организует в соответствии с законодательством РФ и составляет
консолидированный бюджет Российской Федерации, а также составляет проект
федерального бюджета. 3. обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет контроль
за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств,
выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и
организациям. 4. осуществляет методическое руководство в области финансово-
бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования
производственной и социально-культурной сфер. В период перехода к рынку финансовая деятельность государства
приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления
идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за
деятельностью по аккумулированию, перераспределению и использованию
денежных фондов играют все большую роль. В результате появился целый ряд
органов, специально занимающихся контролем в области финансовой
деятельности государства. Такими специальными органами являются [2, 3, 14, 15, 16]: счетная палата — является постоянно действующим органом
государственного финансового контроля. Основная задача — организация и
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета. казначейство — следит за проведением бюджетной политики и
осуществлением эффективного управления доходами и расходами, за накоплением
и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является
налоговая служба. Она входит в систему центральных органов госуправления
РФ. Для усиления государственного влияния, контроля, соблюдения законности
в области финансовой деятельности образована налоговая полиция, одной из
основных задач которой является предупреждение коррупции в области
финансовой деятельности. Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком
Российской Федерации, который осуществляет руководство в области кредита и
контролирует всю сеть кредитных органов. Кредитная система позволяет
сформировать рынок ссудного капитала посредством аккумуляции финансовых
ресурсов хозяйствующих субъектов. Она характеризуется совокупностью
банковских и иных финансово-кредитных учреждений. Соответственно образуются
два основных звена кредитной системы: банковские и парабанковские
учреждения. Банковская система представлена учреждениями банковского типа. Это
ключевое звено кредитной системы, в котором концентрируется основная масса
кредитных и финансовых операций. Банковская система состоит из двух уровней. Первый уровень -
центральный банк, второй уровень - специализированные и коммерческие банки. Главной задачей Центрального банка, торгующего денежным товаром только
среди банков и не вступающего непосредственно в отношения с отдельными
хозяйствующими субъектами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и
расчетной деятельностью банковской системы. Функции центрального банка [2, 3, 14]:
эмиссия и контроль денежного обращения;
организация денежного обращения и безналичных расчетов;
денежно-кредитное регулирование;
управление золотовалютными резервами;
кредитно-расчетное обслуживание правительства и т.д. Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных
банковский учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-
расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его
составляющей являются коммерческие банки. Коммерческие банки выполняют:
аккумулирование временно свободных денежных средств;
кредитование юридических и физических лиц;
комплексное кредитно-расчетное обслуживание хозяйствующих субъектов;
учет векселей и операций с ними;
хранение финансовых и материальных ценностей;
доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции) и т.д. Специализированные банки (инновационные, инвестиционные, ипотечные и
т.д.) специализируются на отдельных видах банковских услуг [2,14]. Парабанковская система представлена специализированными кредитно-
финансовыми институтами (СКФИ) и почтово-сберегательными институтами. Специализированные кредитно-финансовые институты обычно ориентируются
либо на обслуживание определенных типов хозяйствующих субъектов, либо на
осуществление в основном одного-двух видов услуг. Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции
денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска
облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Почтово-сберегательные учреждения являются одним из важнейших и
старейших элементов кредитной системы. Через почтовые отделения они
аккумулируют вклады населения, осуществляют кредитно-расчетное обслуживание
населения [2,14]. 1.2. Место корпоративных финансов в финансовой системе страны В условиях сложившегося кризиса экономики России любое предприятие не
в состоянии поодиночке справиться с колоссальным износом собственных
производственных фондов, наладить бесперебойную поставку материалов и
реализацию продукции, строить жилье и дороги и т.п. Все трудности,
возникающие в процессе функционирования предприятия, возможно преодолеть
только общими усилиями, объединившись в группу. Такой группой, например,
является финансово-промышленная группа. В Федеральном Законе “О финансово-промышленных группах” дается
следующее определение: “Финансово-промышленная группа – совокупность
юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо
полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные
активы (система участия) на основе договора о создании финансово-
промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции
для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на
повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг,
повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”
Страницы: 1, 2, 3, 4
|