p> Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические
процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых
заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от
налогов участников Великой Отечественной войны. Героев СССР и Российской
Федерации и т.д.). Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли. Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны. На современном этапе в условиях перехода от централизованного командного
управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со
стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена.
В условиях рыночных отношений метод прямых директивных воздействий на
экономику, хозяйственную деятельность должен быть заменен преимущественно
косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль
призван выполнять механизм налогообложения. Налоги должны стать одним из
главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов
производства, распределения и потребления. Не случайно на фасаде здания одного из центральных налоговых учреждений
США в Вашингтоне высечена фраза: «Налоги — цена цивилизованного общества».
В ней выражена мысль о прямой связи оптимальной налоговой системы с
общественным прогрессом, экономической и социальной сбалансированностью в
обществе. В Российской Федерации, как и в других странах СНГ, проведена и
продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения с тем, чтобы
привести его в соответствие с задачами перехода к рыночным отношениям. Это не первая налоговая реформа в стране. Преобразования в этой области
проводились и прежде, в советский период: например, налоговая реформа 1930
г., изменения системы платежей предприятий в бюджет в середине 60-х гг. и
др. Однако тогда налоговая система оставалась элементом централизованно
планируемой государством экономики с преобладанием государственного
сектора. Сейчас же в экономике страны и соответственно в системе
налогообложения происходят изменения принципиального характера, исходящие
из равенства всех форм собственности.
Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 г. с
принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и За
кона РФ о собственности (24 декабря). На этой основе в течение короткого
времени изменения в области налогов следовали одно за другим. И наконец, в
конце 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает целый пакет
(два десятка) законодательных актов, которые кардинально реформировали
налоговую систему. Внесение в нее изменений и дополнений, становление новой
налоговой системы и регулирующего ее законодательства продолжается. Основные изменения в этой области заключаются в следующем. 1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной
казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в
налоговую систему. Применявшиеся ранее в отношении к государственным
предприятиям различные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли,
плата за фонды и др.) были заменены налогами. Это вытекает из
преобразований экономических отношений, усиления самостоятельности
государственных предприятий, превращения их в равноправных субъектов
хозяйственных отношений. После уплаты налогов в установленных законом
размерах они распоряжаются прибылью по своему усмотрению. 2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы
собственности, на которой они основаны. В этом проявляется ориентировка на
принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их
субъектов. 3. Разграничение налогов по уровням — на федеральные, налоги субъектов
Федерации и местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами,
представляя их самостоятельную финансовую базу. Число закрепленных доходных
источников бюджетов нижестоящих уровней значительно расширено. Это
обусловлено новыми принципами построения бюджетной системы, в том числе
самостоятельностью каждого бюджета. Следует, однако, заметить, что
возросшее число закрепленных доходов нижестоящих (после федерального)
бюджетов не снимает проблемы укрепления и расширения финансовой базы этих
бюджетов, ибо получаемые ими в такой форме доходы лишь в небольшой части
обеспечивают финансирование необходимых расходов. 4. Помимо бюджета налоги стали включаться и в государственные или местные
внебюджетные целевые фонды, которые стали
создаваться с начала 90-х гг. Такая специализация призвана повысить
эффективность использования финансовых ресурсов по целевому направлению. 5. Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не
зависящих от их организационно-правовой (рабочий, служащий, предприниматель
и т.п.) или отраслевой принадлежности, от формы собственности источника
дохода или объекта налогообложения. При этом законодательство учитывает социальные факторы — материальное
положение, состав семьи плательщика и др., соответственно которым
предоставляются льготы. 6. Установлен ряд налогов, общих для юридических и физических лиц
(земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.), что также
отражает принцип равенства хозяйствующих субъектов, свойственный рыночным
отношениям. 7. Значительно увеличилось число налогов в сравнении с дореформенным
периодом. В этом проявилось стремление государства укрепить свою финансовую
базу, а также разработать механизм воздействия на экономику новыми
методами. При некоторой преемственности в налоговую систему было включено
большое количество новых платежей. Эффективность установленной новой системы налогообложения, ее возможности
стимулирования общественного производства будут проверяться временем.
Однако в ней, как и в начале функционирования, заметно преобладание
фискальной функции, хотя это и не привело к достаточности средств в
бюджетной системе. В основных своих положениях она нацелена на переход экономики России к
рыночным отношениям, построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых
характерна развитость таких отношений. Но механизм системы налогообложения в РФ, позволяющий регулировать
народное хозяйство экономическими, а не административно-командными
методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей
переходного к рыночным отношениям периода, своеобразия хозяйственных связей
в стране. Это обусловило разработку дальнейших мер по регулированию
налогообложения и совершенствованию регулирующего его законодательства.
Частично они реализованы в результате принятия Налогового кодекса РФ (части
1) 1998 г. Однако обострение финансового и социально-экономического кризиса
вызвало препятствия к продолжению этой деятельности. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство
стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории
дореволюционной (до 1917 г.) России, встречаем немалое число налогов.
Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько
имущественно-подоходных налогов — поземельный, подомовый (на доходы с
дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с
наследства и др. Немалое число налогов установлено и законодательством Российской
Федерации, принятым в 1990-х гг. Следует заметить, что Закон РСФСР от 27
декабря 1991 г., который установил новую налоговую систему в стране,
включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и
других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или
внебюджетные фонды. При этом они объединены введенным этим Законом понятием «налоговая
система», которое определено как «совокупность налогов, сборов, пошлин и
других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке» (ст.
2). Соответственно названному Закону в налоговую систему вошли, помимо
налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые,
лицензионные и др. Упомянутые платежи отличаются от налогов
в собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит
возмездный характер: они являются или платой за услуги (например,
государственная пошлина) или платой за разрешение на какую-то деятельность
и т.д., предоставляемые компетентными государственными органами и органами
местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер.
Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты: при наличии у
налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения
(имущества, дохода и т.п.), налоги подлежат систематическому внесению в
казну в предусмотренные сроки. С налогами данные платежи объединяют такие общие черты как:
обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов;
внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или
местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов,
на одну и ту же систему государственных органов — налоговую службу, а в
соответствующих случаях — на таможенные органы с одинаковыми контрольными
полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не
делает различий в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех
этих платежей, в том числе налогов. Учитывая общие черты с налогами рассматриваемых платежей, законодатель
условно и их именует налогами. Более четкими в этом отношении являются положения НК РФ. Прежде всего,
удачнее стало наименование самой системы данных платежей в целом: вместо
условного термина «налоговая система» (который может толковаться и более
широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте — например,
как система налоговых органов) применено выражение «система налогов и
сборов». В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, именно о
платежах, и во-вторых, о различающихся между собою платежах. К достоинствам
Кодекса относится, как уже отмечалось, и обособленное формулирование
понятий налога и сбора с указанием их характерных особенностей. Вместе с
тем все эти платежи, как и ранее принятым законом, объединены в одну
систему. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» они
составляют группу налоговых доходов. Первоначально Закон РФ от 27 декабря 1991 г. включил в налоговую систему
более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами
и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 г. более 50'.
Налоговый кодекс РФ
(ч. 1) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее число их
видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса
установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ
о налоговой системе от 27 декабря 1991 г. Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их
классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований
для классификации может быть несколько. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги
с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного
территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную
стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — подоходный налог, налог на
имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других. Они
будут рассмотрены особо. Выявление круга платежей по субъектам имеет важное
практическое значение для характеристики правового статуса соответствующего
юридического или физического лица, определении перспектив их деятельности,
организации контроля за уплатой налогов. Вместе с тем, как уже отмечалось, для настоящего времени характерно
появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц.
Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по
своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего
значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми
и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный
фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без
привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во
внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для
целевого использования (как, в частности, земельный налог). В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть
прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к числу
актуальных. Российская Федерация переходит к активному использованию
косвенных налогов. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице. Исторически прямые налоги — наиболее ранняя форма налогообложения. Возникли, например, подушный, поземельный, подо-мовый налоги. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются подоходный, земельный налоги, налоги с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто сколько платит в казну. Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей
замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к
цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с
доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает
юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие,
производящее или реализующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки.
Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который
приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного
налога. Такими косвенными налогами являются введенные в стране с 1992 г.
акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, действовавший в
течение 1991 г. и вновь введенный в 1998г. Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы,
поскольку чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает
государству в виде этих налогов. Однако в западных странах косвенные налоги по сей день находят широкое
применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме
налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов
в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы.
Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику,
стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям,
возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на
экономические процессы. Важен при использовании этого механизма комплексный
анализ последствий его применения, учет особенностей экономики страны. Не
случай
но в развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах
косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики. Помимо рассмотренной классификации Закон РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» подразделил налоги на три вида в зависимости от их
территориального уровня: федеральные налоги; налоги субъектов Российской
Федерации; местные налоги. Налоговый кодекс (гл. 2) в качестве
равнозначного выражению «налоги и сборы субъектов Российской Федерации»
ввел в отношении этих платежей термин «региональные». Хотя последний и не
отличается четкостью, закрепление в законодательстве дает основание
пользоваться им при характеристике соответствующих платежей. К федеральным, налогам действующие нормы Закона РФ «Об основах налоговой
системы» (ст. 19) отнесены: — налог на добавленную стоимость; — акцизы на отдельные группы и виды товаров; — налог на доходы банков; — налог на доходы от страховой деятельности; — налог с биржевой деятельности (биржевой налог); — налог на операции с ценными бумагами; — подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; — подоходный налог с физических лиц; — налоги, зачисляемые в дорожные фонды (это налог с владельцев
транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов,
налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение
автотранспортных средств); — налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте; — налог на игорный бизнеса; — налог на отдельные виды транспортных средств. Кроме налогов к
федеральным отнесены несколько сборов и иных платежей: — государственная пошлина;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|