p> В бюджетном праве более четко, чем в других разделах финансового права,
выделяются материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют
материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и
расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К
предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохождения
каждой из стадий бюджетного процесса, форм взаимоотношений органов
государственной власти, местного самоуправления, представительных и
исполнительных органов власти в этом процессе. Значение бюджетно-
процессуальных норм состоит в том, что они устанавливают организационно-
правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного
права, механизм их осуществления. Различие материальных и процессуальных норм бюджетного права отражено, например, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г., в котором выделен раздел «Основы бюджетного процесса». Эта концепция получила дальнейшее развитие в БК РФ 1998 г., который наряду с материальными нормами, сосредоточенными в части второй, содержит часть третью — «Бюджетный процесс в Российской Федерации», в которой закреплены процессуальные нормы бюджетного права. Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех Уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: 1) государство и его территориальные подразделения — Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования); 2) органы государственной власти и местного самоуправления — представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Право на соответствующий бюджет — это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ (см. преамбулу Конституции РФ). Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права на получение и включение в бюджет определенных доходов, на использование их на экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов. Процессуальными правами и обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т.д. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории; б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования; в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы. Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть
материальными и процессуальными. Бюджетный кодекс РФ 1998 г. для характеристики обязанностей органов
власти в области расходов бюджетных средств вводит новое в российском
законодательстве понятие — бюджетное обязательство. Согласно Кодексу
(ст.222) это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить
расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного
срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной
росписью. Термин «обязательство», свойственный гражданскому праву, в данном
случае усиливает ориентированность на соблюдение взаимных прав и
обязанностей в бюджетных отношениях. В нормах бюджетного права предусмотрены меры ответственности за нарушения
бюджетного законодательства. Они предусмотрены в разных правовых актах — в
законах о бюджете на конкретный год, в указах Президента РФ. Бюджетный
кодекс РФ 1998 г. привел вопросы ответственности за нарушения бюджетного
законодательства в систему, посвятив им особую (четвертую) часть. Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и
местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для
федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. С
помощью бюджетного права регулируются внутрифедеративные отношения по
распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий
федерального уровня и субъектов Федерации. В силу своей важности часть
отношений в области бюджета регулируется конституционными нормами. В 90-х гг. бюджетное право РФ, как и все финансовое право, существенно изменилось, что обусловлено происшедшими экономическими и политическими переменами. Формирующееся бюджетное законодательство отразило новые черты России как федеративного государства, повышение уровня самостоятельности субъектов РФ в области бюджета; оно исходит из принципа разделения властей при определении бюджетной компетенции представительных и исполнительных органов власти. В нем проявляются и новые черты, связанные с нацеленностью на переход к рыночным отношениям (изменение структуры бюджетных доходов и расходов, принципов взаимодействия между выше- и нижестоящими бюджетами, широкое использование заемных средств для формирования бюджетных ресурсов и др.). Законодательство отразило и негативные явления в бюджете, свойственные современному периоду. Например, постоянный бюджетный дефицит потребовал урегулировать порядок его преодоления. Перспективы развития бюджетного права определяет Концепция реформирования
межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах, одобренная
постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862, Федеральный закон
«О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29
декабря 1998 г., Послание Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной
политике на 2000 год». Основными целями реформы бюджетной политики определены: повышение
эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной
системы; выравнивание возможностей реализации на территории страны
минимального уровня социальных гарантий, финансирование которых должно
осуществляться из бюджетов; создание условий для повышения эффективности
социально-экономического развития регионов. Источники бюджетного права. Среди источников бюджетного права РФ прежде
всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно
устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это
ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в
данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114,
устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля
за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного
самоуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего
значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области
бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав
и законных интересов участвующих в ней субъектов. Среди законодательных актов специального содержания выделяется Закон РФ
об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий общее
значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон
закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации
функционирования бюджетов всех уровней и, помимо этого, — детальную
регламентацию относительно федерального бюджета (с 1995 г. действие его ст.
16, ч. 3, 20, 21 и 22 приостановлено). Положения названного Закона получили
развитие в Законе РФ «Об основах бюджетных .прав и прав по формированию и
использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов
государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-
Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. (далее:
Закон РФ «Об основах бюджетных прав... » ). Ежегодно принимаемые законы о
федеральном бюджете также, помимо конкретных показателей доходов и
расходов, содержат правила общего значения, т.е. нормы бюджетного права. Федеральные законы «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. и «О
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25
сентября 1997 г. определяют основные положения о роли местных бюджетов,
бюджетных правах муниципальных образований и органов местного
самоуправления, их взаимоотношениях с органами государственной власти. Установленные названными законодательными актами основы правового регулирования подлежат конкретизации в законодательстве субъектов Федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, также относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных пределах. В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства. Приведенные примеры федеральных законов и других нормативных актов далеко
не исчерпывают всего их перечня, действующего в настоящее время. Принятый
31 июля 1998 г., вводимый в действие с 1 января 2000 г., Бюджетный кодекс
РФ призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений
необходимой правовой основой. Он окажет воздействие на формирование
бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-
правовых актов органов местного самоуправления. Вместе с тем ряд
федеральных законов и иных нормативных актов потребуется изменить и
признать утратившими силу. Бюджетное устройство в Российской Федерации Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в
совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. В
законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических
отношениях, государственном устройстве и юридических нормах совокупности
федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов
муниципальных образований. Следует заметить, что Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил
рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов в собственном смысле
слова, внебюджетные государственные социальные фонды (ст. 13). При этом
какие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды не упоминаются. Такое
объединение является условным и требует уточнения. С бюджетом названные
фонды сближает утверждение их представительными (законодательными) органами
власти, которые утверждают и отчеты об исполнении бюджетов этих фондов.
Однако внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и
местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием,
правовым режимом. Поэтому в настоящем учебнике они рассматриваются особо. Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее
построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие
бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на
территории страны, место и роль каждого из них, принципы их
функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве
основополагающими, поскольку выражают право государства и муниципальных
образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством.
В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней —
государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов
местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня —
государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные
бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты
штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных
единиц (округов, муниципалитетов и др.). В бюджетную систему России как федеративного государства также входят
бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся
государственные бюджеты двух уровней: а) федеральный бюджет; б) бюджеты субъектов Федерации — республиканские бюджеты республик в
составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты
городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и
окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень — местные бюджеты, к которым относятся бюджеты
муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других
административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными
образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами
субъектов Федерации). Среди них следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц
с особым режимом — бюджеты закрытых административно-территориальных
образований. Понятие и содержание бюджетных прав В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко
применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции
государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов
власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не
следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого
содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав,
которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского,
трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти
особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим
свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в
значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать
бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям
расходов и т.д.). Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право
(правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия
отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права.
Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право
предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнительных
расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему
бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных
условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов Федерации и
муниципальных образований, это стало более распространенным явлением. Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия
или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной
мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов
бюджетного права — государственных и муниципальных образований, их органов
власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы
предостерегает вышестоящих субъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих,
а последних ориентирует на активную деятельность. Следует заметить, что БК РФ 1998 г. применительно к данной области
использует термин «компетенция» в отношении органов государственной власти
РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (гл.2). Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус
государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса —
право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим
субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного
самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий)
материального и процессуального содержания, через использование которых и
осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это право на получение
определенных доходов, распределение и использование их на нужды
соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных
отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения
бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ. Итак, бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований — это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице
соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления
по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных
отношений на своей территории в определенных законодательством пределах. Основное содержание бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов,
муниципальных образований составляет следующие права на: — собственный бюджет; — получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их
в данный бюджет;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|