Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) (бюджетов WinWord)
Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным
звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого
государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его
суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды
соответствующего государственного или муниципального образования, которые
обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую
основу для осуществления функций органов государственной власти и местного
самоуправления. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет,
представляет собой централизованный в масштабах определенного
государственного или муниципального образования денежный фонд, который
находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или
местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно,
постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды
поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета
проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией
и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как
экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой
совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи
с образованием, распределением и использованием централизованных денежных
фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и
муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и
самоуправления. В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов государства. Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с
позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 4 ст.
214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не
закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют
соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ. Таким образом,
средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства
местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и
соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215). Такая
характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им
является не тот или иной орган государственной власти или местного
самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные
образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.).
Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей
компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ (п. «г» ч. 1
ст. 72) относит вопросы разграничения государственной собственности, куда
входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и
ее субъектов. Понятие бюджета дается и в законодательстве. Так, в Законе РФ «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. бюджет
определяется как форма образования и расходования денежных средств для
функционирования органов государственной власти. Однако это характеризует
лишь одну его сторону — связь с функционированием органов государственной
власти. К тому же за пределами приведенного определения остались не только
другие особенности данной категории, но и местные бюджеты. Впоследствии в законодательстве была уточнена формулировка понятия
бюджета. Согласно Бюджетному кодексу 1998 г. (ст. б) и в его целях бюджет —
это форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления. При сохранении сходства с вышеприведенным данное
определение приобрело некоторые уточнения. В нем вместо довольно
неопределенного выражения «денежные средства для функционирования органов
государственной власти» говорится о «фондах денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления»; учитывается обособление органов местного
самоуправления от системы органов государственной власти на основании
Конституции РФ 1993 г., в связи с чем местные бюджеты перестали относиться
к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы. Вместе с тем более полному представлению о сущности бюджета и его роли
способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах. Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу
функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими
своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного
самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда
относятся органы представительной и исполнительной власти,
правоохранительные органы. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления
государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и
безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные (разных
уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию
отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного
комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-
технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию
материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию
социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных
образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее
значение для соответствующей территории. Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает
возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на
всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах
производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в
распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.
Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления. Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной
концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и
под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении
средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном
отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет
служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом
конкретном периоде его развития. Так, в связи с финансовым кризисом,
происшедшим в 1998 г., бюджет призван содействовать преодолению последствий
этого кризиса, поддержанию уровня жизни населения и обеспечению
функционирования реального сектора экономики, прекращению спада экономики и
другим целям экономической политики в 1999 г. Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким
государственным устройством, стороны: он способствует реализации
региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных
целей региональной политики определены следующие: создание единого
экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического
развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании
всем народам России условий для их полноправного социального и национально-
культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе
соблюдения прав человека. Бюджет способствует также развитию международных связей России, в
частности укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ. Например,
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» намечено выделить
средства для взноса в бюджет Союза Белоруссии и России в сумме 520 млн
руб., предоставление кредитов государствам — участникам СНГ. Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального
дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические
и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны. Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления
в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют
государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое
предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются
бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение
противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней,
несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном
объеме, большой удельный вес заемных средств и др. Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные
бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В
результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный
бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме
соответствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов
представительных органов местного самоуправления, как правило — решений
(ст. 11 БК РФ). Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и
юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок
времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее
субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и
использование средств. Помимо бюджета, утверждаемого в обычном порядке. Закон РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса» (ст. 25) предусматривает
возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет — это
бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств,
основанием для установления которого является введение чрезвычайного
положения. БК РФ норм о таком бюджете не содержит. В соответствии с законодательством составляется также консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.
Его необходимость обусловлена тем, что по действующему законодательству все
бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, в
отличие от положения, существовавшего до 90-х гг., когда высшим органом
власти утверждался единый государственный бюджет, который объединял все
существовавшие на территории страны бюджеты и отражал в целом их средства. Однако для управления делами России в целом, а также ее территориальных
подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие средства
аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты.
Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и
нижестоящими органами власти. Поэтому составляются консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и
свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет
Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов
субъектов РФ. В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все
бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны. В связи с понятием консолидированного бюджета законодательство ввело и
другое — минимальный бюджет. Это расчетный объем доходов консолидированного
бюджета нижестоящего территориального уровня, а также низовых звеньев
бюджетной системы (сельских, поселковых и т.п.), покрывающих минимально
необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами
власти. Это определение относится к бюджетам субъектов РФ и местным
бюджетам. Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации» от 25 сентября 1997 г. (ст. 1) дал понятие минимального бюджета
применительно к местным бюджетам, увязывая его с государственными
социальными стандартами: минимальный местный бюджет — это расчетный объем
доходов и расходов местного значения, учитывающий государственные
минимальные социальные стандарты. Бюджетный кодекс РФ 1998 г. взамен термина «минимальный бюджет» применяет
более точный — «минимальная бюджетная обеспеченность», увязывая его с
минимальными государственными стандартами (ст. 6). При этом данные
категории касаются бюджетов всех уровней, в том числе и федерального. Минимальные государственные стандарты определены как государственные
услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на
безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов
всех уровней и государственных внебюджетных фондов на определенном
минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации. В свою очередь минимально допустимая стоимость государственных или
муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами
государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на
душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется
минимальной бюджетной обеспеченностью. Реализация норм о минимальных государственных стандартах и их минимальной
бюджетной обеспеченности — важное условие выполнения государством своих
социальных обязанностей перед гражданами по государственной поддержке
семьи, материнства, инвалидов, по осуществлению бесплатной медицинской
помощи, бесплатного образования и т.п. Бюджетное право и бюджетные правоотношения В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права — бюджетным правом. Бюджетное право — центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью. Бюджетное право отличается от других подразделений и институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории. Такая общая характеристика бюджетного права и его предмета нуждается в
конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими
подразделениями и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном
праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют: а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную
систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов; б) структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в
нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами; в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований в области бюджета; г) бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а
также отчетности об исполнении бюджета. Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить,
исходя либо из общей, либо конкретной характеристики предмета бюджетного
права. Итак, бюджетное право — это раздел (подотрасль) финансового права,
состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые
возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных
фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Однако такое понятие недостаточно четко определяет пределы регулирования
бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к
бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с
бюджетом отношения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет,
расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.).
Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетного права
уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета. При таком
подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово -правовых норм,
регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения
доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и
муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обусловливает и
место бюджетного права в системе финансового права: именно с него
начинается особенная часть этой отрасли права. Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и
развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву в целом. В
бюджетном праве они находят специфическое проявление. Хотя они впрямую не
названы и не сформулированы в бюджетном законодательстве, его содержание
пронизано этими принципами и регулирование бюджетных отношений
осуществляется с учетом этих основополагающих начал, вытекающих из норм
Конституции РФ. Принцип федерализма в бюджетном праве означает гарантированность
самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации как
необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой
бюджетной политикой, общими задачами и целями Федерации, реализовать
которые призван федеральный бюджет. Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении
полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному формированию
и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в
соответствии с законодательством Федерации и субъектов РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|