p> Правовое регулирование ВЭДВся ВЭД в Российской Федерации регулируется следующими законами :
1. “О мерах по либерализации ВЭД” . Постановление Совмина Правительства
Российской Федерации от 02.11. 93 г. № 1102 ;
2. “Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в
Российской Федерации “ . Указ Президента Российской Федерации от 06.03.95
г. № 245 ;
3. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности “ . Закон
Российской Федерации от 21. 07. 95 г. ;
4. “Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР “. Закон РСФСР от 26.06.91
г.;
5. О регистрации предприятий с иностранным инвестированием“. Закон РСФСР от
28.11.91 г. № 26 ;
6. О валютном регулировании и валютном контроле “ . Закон Российской
Федерации от 09.10.92 г.;
7. “О создании зон свободного предпринемательства “. Постановление
Верховного Совета от 14.07.90 г.;
8. “ Онекотрых мерах по развитию свободных экономических зон на территории
Российской Федерации “. Указ президента Российской Федерации от 04.06.92 г.
№ 548;
9.” Об урегулировании вопросов создания и функционирования свободных
таможенных зон в Российской Федерации “. Указ президента Российской
Федерации от 18.06.94 г. № 1257 ;
В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют следующие органы :
Министерство ВЭС, Минфин, Центральный Банк, торговые представительства ,
Федеральная служба по экспортному и валютному контролю , ГТК, Министерство
экономики и органы , содействующие ВЭД ( Торгово - промышленная палата
Российской Федерации и проч. ). 2. ПОНЯТИЕ КОНТРАКТА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИХ УСЛОВИЙ Международная практика проведения экспортно - импортных сделок предполагает
осуществление определенных видов коммерческой деятельности , состоящей из
отдельных этапов и стадий, на каждой из которых решаются конкретные задачи
и выполняются формальности , связанные с оформлением , пересылкой и
обработкой документации , необходимой для обеспечения исполнения сделки .
Техника проведения непосреждственных экпортно - импортных операций
разбивается на несколько этапов : подготовка к заключению контрактов купли
- продажи ; заключение контрактов купли - продажи ; исполнение контрактов
купли - продажи ; заключение контрактов купли - продажи ; исполнение
контрактов купли - продажи. Каждый этап в свою очередь разбивается на
несколько последовательных стадий .
Контракт - это документ , свидетельствующий о соглашении между продавцом и
покупателем на поставку товаров ; его действие аналогично действию заказа ,
за которым следует подтверждение заказа .
Контракт купли - продажи может считаться заключенным только в том , случае
, если он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в
нем указаны . Если участниками контракта являются две стороны , он обычно
подписывается в двух экземлярах обеими сторонами , и каждая из них получает
по экземпляру . Если продавец и покупатель находятся в разных
географических пунктах , то вначале все экземляры контракта подписывает
одна сторона и пересылает их другой тороне , которая затем возвращает
первой стороне оговоренное количество экземляров с двумя подписями .
Права и обязанности сторон по контракту возникают с момента , когда он
считается заключенным . Датой заключения контракта является дата его
подписания .
Основной задачей как экспортера , так и импортера на исходном этапе
является поиск и выбор контрагента . Выбор контрагента - вопрос очень
важный и сложных . Он зависит от характера и предмета сделки , страны
заключения и исполнения контракта , емкости рынка , конъюнктуры на данном
рынке . При выборе контрагента возникает вопрос , на каком рынке ( т. е. в
какой стране ) лучше продать или купить товар , а также с каким иностранным
покупателем или поставщиком лучше заключить сделку . В период подготовки к
заключению сделки производятся выбор и установление контрактов с
предполагаемым контрагентом . При выборе контрагента учитываются многочисленные факторы и прежде всего
степень монополизации рынка крупными фирмами ; возможность проникновения на
рынок ; длительность торговых отношений с той или иной фирмой ; характер
деятельности фирмы .
Определив возможных контрагентов , экспортер или импортер приступает к
установлению контрактов с ними .
На данном предприятии в течении последних пяти лет были заключены типовые
контракты ( условия которых не менялись ) на покупку сейсмического
оборудования с Францией и с США . Данное предприятие вынуждено приобретать
сейсмическое оборудование у зарубежных компаний , т.к. в Росси его не
производят . А какая страна является наиболее предпочтительной для данной
организации рассмотрим в дальнейшем .
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СПОСОБА ФИКСАЦИИ И
МЕТОДА РАСЧЕТА КОНТРАКТНЫХ ЦЕН НА ИХ УРОВЕНЬ
При установлении цены товара в контракте купли - продажи определяются
единица измерения , базис цены , валюта цены , способ фиксации цены и
уровень цены .
Определение единицы цены .
Выбор единицы измерения , за которую устанавливается цена , зависит от
характера товара и от практики , сложившейся в торговле данным товаром на
мировом рынке . В данных контрактах цена установлена за определенную
количественную единицу товара ( или за определенное число единиц ) ,
обычно применяемую в торговле данным товаром ( в штуках ) .
Базис цены .
При фиксации в контракте цены товара большое значение имеет определение ее
базиса в отношении места поставки . Базис цены устанавливает , входят ли
транспортные , страховые , складские и другие расходы по доставке товара в
цену товара . Базис цены обычно определяется применением соответствующего
термина ( например , фас , фоб, сип и др. ) с указанием названия пункта
сдачи товара .
В данных случаях в цены оборудования включены расходы Продовца по упаковке
и маркировке товара , все расходы по доставке товара до пункта назначения ,
все налоги , таможенные пошлины , взимаемые на территории страны Продавца в
связи с выполнением настоящего контракта , а также страхование от всех
видов риска всей партии товара .
Валюта цены .
Цена , устанавливаемая в контракте , может быть выражена в валюте страны
экспортера , импортера или в валюте третьей траны . В данных случаях
котракт был заключен в далларах США , в свободно конвертируемой валюте (
валюта , беспрепятственно обмениваемая на другую валюту ) .
Способ фиксации цены .
Цена может быть зафиксирована в контрате в момент его заключения , на
протяжении срока действия котракта или к моменту его исполнения . В
зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен : твердая ,
подвижная , скользящая , с последующей фиксацией .
При заключении данных контрактов применялась твердая цена , т. к. рыночная
цена на сейсмическое оборудование не меняется в течении долгого периода (
по крайней мере к моменту поставки товара)
Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит
изменению в течении срока его действия . Она применяется как в сделках с
немедленной поставкой и с поставкой в течении короткого срока , так и в
сделках , предусматривающих длительные сроки поставки .
Определение уровня цены в контракте .
При определении уровня цены контрагенты обычно ориентируются на два вида
цен : публикуемые и расчетные .
При определении уровня цены на сейсмическое оборудование ориентируются на
публикуемые цены . Расчетные цены не используются , т. к. приобретается
стандартное оборудование, которое производится по одинаковой технологии для
всех геофизических организаций мира .
Публикуемые цены - это цены , сообщаемые в специальных и фирменных
источниках информации . Они , как правило , отражают уровень мировых цен .
Под мировой ценой понимается цена , по которой проводятся крупные
коммерческие экспортные и импортные раздельные операции с платежом в
свободно конвертируемой валюте . В отношении оборудования решающую роль
играют ведущие фирмы , выпускающие и экспортирующие определенные виды
изделий . 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА
УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СДЕЛКАХ 4.1 Характеристика применяемых в организации базисных условий поставки Базисными условиями в контракте купли - продажи называют специальные
условия , которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке
товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или
повреждения товара с продавца на покупателя . Таким образом , базисные
условия определяют , кто несет расходы , связанные с транспортировкой
товара от продавца - экспортера к покупателю - иппортеру .
Те расходы по доставке товара , которые несет продавец , включаются в цену
товара . Эти условия называются базисными потому , что они устанавливают
базис цены товара и оказывают влияние на уровень цены товара .
В современной практике международной торговли получил определенное
признание и довольно широкое применение “Инкотермс“ , поскольку
предлагаемое в нем толкование отдельных терминов соответствует наиболее
распространенным торговым обычаям и правилам торговли , сложившимся на
мировом рынке .
В “ Инкотермс “ по каждому включенному в него условию определяются
обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устаналивается
момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на
покупателя . Применяемый при обозначении базисных условий термин “
свободно “ ( франко ) означает , что покупатель свободен от рисков и всех
расходов по доставке товара до места , обозначенного за словом “ свободно
“.
Данные контракты были составлены на условиях поставки СИП Тюмень и СИП
Москва .
CIP - Carriage and Insurance Paid to ( ... named place of destination ) или
Провозная плата и страхование оплачены до ... ( поименованного места
назначения ) .
Это условие применяется к любым видам перевозки . По данному условию
продавец оплачивает стоимость перевозки до поименнованного места назначения
( заключает догоыор перевозки ) , страхует товар и выписывает страховой
полис на имя покупателя . Продавец берет на себя очистку товаров для
экспорта . Покупатель оговаривает при этом , что продавец должен стремиться
застраховать товар на минимальную страховую сумму . Продавец передает товар
на попечение первого перевозчика и вручает покупателю обычный транспортный
документ . Покупатель обязан своевременно назвать пункт назначения и нести
риски и расходы в процессе транспортировки товара . Риск случайной гибели
или повреждения товаров переходит на покупателя с момента передачи товаров
на попечение первого перевозчика ( на его складе в пункте отправления ).
Это условие поставки выгодно в данном случае для обеих сторон, а почему ,
рассмотрем далее . 4.2 Сравнительная оценка поставок импортируемых товаров на различных
базисных условиях . В данном случае контракты на покупку сейсмического оборудования были
заключены на условиях поставки СИП Тюмень и СИП Москва . В связи с этим
все таможенные платежи на территории РФ осуществляются покупателем .
Рассчитаем таможенную стоимость и таможенные платежи на условии поставки
СИП Тюмень .
Таможенные платежи включают в себя :
- платежи за таможенное оформление в рублях и в валюте контракта ,
- пошлина ,
- НДС .
С 1 июля 1992 года основные правила тарифного регулирования импорта
заключаются в следующем :
- импортные пошлины уплачивают все импортеры ;
- импортные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости
товаров и оплачиваются в рублях с пересчетом по курсу рубля , котируемому
Банком Банком России на день таможенного оформления сделки или в свободно
конвертируемой валюте по выбору импортера ;
- импортные пошлины взимаются до или в момент таможенного оформления сделки
. Отсрочки уплаты пошлины предоставляется таможенными органами на срок не
более 30 дней и только под залог имущества или гарантию уполномоченного
банка .
За неуплату таможенной пошлины и таможенных сборов в течении установленных
сроков , а равно и другие действия , повлекшие недоборы таможенных платежей
, на плательщика налагается штраф в размере от 100 до 300 процентов суммы
неуплаченных таможенных платежей .
Согласно Закону РФ “ О налоге на добавленную стоимость “ товары , ввозимые
на территорию РФ , облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) в
соответствии с режимами , установленными таможенным законодательством
России.
На сейсмическое оборудования устанавливается ставка НДС в размере 20 % .
Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно декларантом
либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством .
По желанию плательщика НДС может уплачиваться как в валюте РФ , так и в
иностранной валюте , курсы которых катируются ЦБРФ .
Покупка оборудования на условиях СИП Тюмень
резидент - нерезидент
Резидентом является юридическое лицо , созданное в соответствии с
законодательством РФ , с местонахождением в РФ (ОАО “Тюменьнефтегеофизика”) Нерезидентом является юридическое лицо , созданное в соответствии с
законодательством иностранных государств , с местонахождением за пределами
РФ ( “Инпут / Аутпут, Инк. ). Таблица 4.2.1
Сравнение общей суммы контракта и таможенных платежей в рублях и в долларах
за разные периоды времени Общая сумма контракта и таможенные платежи |Сранение цен в рублях за разные
периоды времени | | |1994 - 1998 г.
1 доллар = 6 рублей |1998 - 200 г.
1 доллар = 28 рублей | |Общая сумма контракта составляет 1.485.758
долларор США |8.914.548 руб. |41.601.224 руб. | |50 тыс. долларов
составляет доставка , инсталяция | | | |1.435.758 долларов США - стоимость
оборудования |8.614.548 руб. |40.201.224 руб. | |Таможенная очистка:
- платежи за таможенное оформление в валюте контракта составляют 0, 5 % от
стоимости оборудования;
-платежи за таможенное оформление в рублях 1 % от стоимости оборудования;
Итого таможенная очистка составила 21536,37 долларов США | 129.218,22 руб. | 603.018,36 руб. | |Таможенная пошлина составляет 5% или 71787,9 долларовСША
|430.727,4 руб. |2.010.061,2 руб. | |НДС = (стоимость оборудования + сумма
таможенной пошлины)*20/100
НДС = ( 1435758+71787,9) * 0,2 = 301509,18 долларов США | 1.809.055,08 руб. | 8.442.257,04 руб. | |Итого таможенные платежи составили 394.833,45 долларов
США. |2.369000.7 руб. |11.055.336,6 руб. | |
Итого предприятие должно осуществить платеж американскому поставщику с
учетом таможенных платежей в размере 1.880.591,45 долларов США ( сумма
контракта + таможенные платежи ). В рублях это составит :
1 доллар = 6 рублей - 11.283.548,7 рублей.
1 доллар = 28 рублей - 52.656.560,6 рублей .
Как видно курсовая разница составила 41.373.011,9 рублей. Рассмотрим контракт заключенный с Францией . Соответственно стоимость
оборудование здесь будет немного меньше т. к. расстояние от Франции до
России меньше по сравнению с расстоянием от США до России . Покупка оборудования на условиях СИП Тюмень
резидент ( ОАО “Тюменьнефтегеофизика “) нерезидент (CARQUEFOU Cedex ).
Таблица 4.2.2
Стравнение общей суммы контракта и таможенных платежей в рублях и в
долларах США за разные периоды времени Общая сумма контракта и таможенные платежи |Сравнение цен в рублях за
разные периоды времени | | |1994 - 1998 г.
1 доллар = 6 рублей |1998 - 2000 г.
1 доллар = 28 рублей | |Общая сумма Контракта составляет 1.440.758 долларов
США . |8.644.548 руб. |40.341.224 руб. | |35 тыс. долларов составляет
доставка, инсталяция | | | |1.405.758 долларов США - стоимость оборудования
|8.434.548 руб. |39.361.224 руб. | |Таможенная очистка :
- платежи за таможенное оформление в валюте контракта составляют 0,5 % от
стоимости оборудования( 7028,79 долларов США ) ;
- платежи за таможенное оформление в рублях 1 % от стоимости оборудования (
14057,58 доллапров США) ;
Итого таможенная очистка составила 21.086,37 долларов США . | 126.518,22 руб. | 590.418,36 руб. | |Таможенная пошлина составляет - 5 % или 70.287,9
долларов США . |421.727,4 руб. |1.968.061,2 руб. | |НДС = (стоимость оборудования + сумма
таможенной пошлины ) * 20/100
НДС = ( 1405758 + 70287,9) * 0,2 = 295.209,18 долларов США |
1.771.255,08 руб. |
8.265.857,04 руб. | |Итого таможенные платежи составили - 386.583,45
долларов США
|2.211.500,7 руб. |10.824.336,6 руб. | | Итого предприятие должно осуществить платеж французскому поставщику с
учетом таможенных платежей в размере 1.827.341,45 долларов США .
В рублях это составило :
1 доллар = 6 рублей - 10.856.048,7 рублей .
1 доллар = 28 рублей - 51.165.560,6 рублей.
Курсовая разница по данному контракту составила 40.309.511,9 рублей.
Если сравнить эти два контракта , то очивидно выгоднее заключать контракт с
Францией и плюс ко всему французский поставщик дает скидку до 40 %
постоянным клиентам и дает гарантию 5 лет , а американский поставщик дает
гарантию только 2 года .
На данном предприятии был заключен один контракт на условиях СИП Москва .
Но этот вариант был проблемотичный . Т. к. для того , что осуществить все
таможенные платежи нужно было взять открепительный талон и
зарегистрироваться на московской таможне . Стоимость перевозки груза от
Москвы до Тюмени предприятию обошлась в 15 000 рублей . И следовательно
этот вариант фирма больше не использовала .
Рассмотрим другие условия поставок.
1. Если контракт заключен на условиях DDP .
Такие условия возлагают на экспортера ответственность и расходы , связанные
с доставкой груза до места , указанного импортером , которым может являться
склад завода - потребителя товара , склад посредника или стройплощадки
сооружаемого объекта . Кроме того , в обязанности экспортера входят
получение экспортных и импортных лицензий , выполнение таможенных
формальностей с обеих сторон границы , оплата таможенных пошлин , а также
всех других налогов и сборов , связанных с поставкой товара . Экспортер
несет все риски случайной порчи или гибели товара вплоть до доставки его в
пункт назначения . Он передает покупателю все документы , предусмотренные
контрактом . Импортер оплачивает товар и принимает на себя все риски и
расходы после передачи ему товара . За все эти перечисленные услуги
экспортер берет с импортера 5 % от общей суммы таможенных платежей или
19.329,1725 (386583,45*0,05) долларов США . ( Таблица 4.2.1 ) или
19.741,6725 долларов США ( Таблица 4.2.2). Т. е. стоимость оборудования
увеличится на эту сумму и составит 1.425.087,172 долларов США( если
контракт заключен был с США ) и 1.425.499,972 долларов США ( если контракт
был заключен с Францией ).Следовательно и возрастет общая сумма контракта с
США она составит1.475.081,172 долларов США , а с Францией - 1.460.499,972
долларов США. Можно сделать вывод , что данному предприятию эти условия
поставки будут невыгодны .
2. Если контракт будет заключен на условиях ФОБ . Эти условия поставки как
правило выгодны экспортеру , а не импортеру .Здесь экспортер поставлет
товар авиационному перевозчику , а импортер оплачивает товар и покрывает
все расходы , связанные с его транспортировкой после передачи перевозчику .
В этом случае присутствует определенный риск . Он заключается в том , что в
случае возникновения каких - либо трудностей по оплате и доставки этот
процесс может затинуться на долгое время , т. к. фирма плохо знакома с
законодательством страны экспортера .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|