| Опыт и перспективы развития ЕС |
Перестройка международных резервов противоречива. С одной стороны,
происходит снижение потребности в долларовых резервах в Западной Европе,
странах Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья и тропической Африки. С
другой стороны, воздействие евро на резервы в других странах проблематично.
Оценки так называемого долларового навеса, то есть массы избыточных долларов,
высвобождающихся в результате сокращения официальных резервов, колеблются в
широком диапазоне — от 55 до 230 млрд. долл. Вне зависимости от того, какой из
этих прогнозов окажется правильным, правительства и центральные банки, в том
числе и в "зоне евро", вряд ли пойдут на единовременный массированный
сброс американской валюты, который мог бы существенно дестабилизировать
валютные и финансовые рынки.
Наибольшие
возможности открываются перед евро в сфере международных заимствований. Переход
к единой валюте влечет за собой ряд глубоких перемен на денежных рынках: резко
сокращаются валютные риски; ускоряется процесс интеграции фондовых рынков;
увеличиваются емкость и "прозрачность" денежных рынков, что делает
кредитные ресурсы более доступными; усиливается тенденция снижения кредитных
рисков.
В связи с этим рост удельного веса западноевропейских ценных бумаг
в частных портфельных инвестициях продолжается. В частности, возрастет
привлекательность западноевропейских государственных долговых обязательств.
С трудом поддается прогнозу долговременная динамика обменного
соотношения между евро и долларом. 1 января 2002 г. оно было установлено на
уровне 1:1,667. К середине июля оно снизилось более чем на 13,3% (1:1,011). Это
падение объяснялось главным образом конъюнктурными факторами, повлиявшими на
предпочтения и ожидания участников рынка:
•
продолжительным
и сильным экономическим подъемом в США;
длительным
застоем в экономике Германии и неблагоприятным прогнозом
хозяйственной конъюнктуры в Западной Европе в целом.
Большинство
специалистов считает, что как только экономическое положение в таких ключевых
странах "зоны евро", как Германия и Франция, начнет улучшаться,
позиции евро относительно доллара усилятся. Обращает на себя внимание, что
валютный рынок продолжает рассматривать евро в качестве потенциально перспективной
валюты. Положительные ожидания подкрепляются котировками форвардного рынка,
говорящими о потенциальном удорожании этой валюты в течение года.
Пока еще небольшой, но достаточно репрезентативный опыт
взаимодействия доллара и евро на мировых рынках показывает, что колебания
обменного соотношения евро и доллара неустранимы. В связи с этим становится еще
более актуальной необходимость реформы мировой валютной системы и координации
действий Евросоюза, США и Японии, а также ведущих международных экономических
организаций. Однако формы такой координации пока не найдены, предложение
некоторых западноевропейских деятелей о введении согласованных пределов
колебаний трех главных валют решительно отклонено.
В перспективе долговременная динамика обменного соотношения
доллара и евро будет зависеть от объективного хода конкуренции между двумя
главными центрами силы в мировой экономике и политике.
Даже в отдаленной перспективе евро не сможет полностью вытеснить
доллар и занять его нынешнее место на международных валютных и финансовых
рынках (к чему, кстати, Европейский Союз и не стремится). Реальными являются
лишь два "сценария":
1.
Евро и доллар
займут примерно равные позиции в мировой валютной системе.
2.
Доллар
сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое
доминирующее положение.
Разумеется, для полного завершения
подвижек в мировой валютной системе и достижения нового "равновесия"
потребуется значительное время. Как бы ни развивались события, появление евро
знаменует собой качественное изменение мировой валютной системы: впервые за
последние полвека на валютных рынках появляется реальная альтернатива
американскому доллару. Создание евро знаменует радикальный сдвиг в сторону
установления биполярности. Появление евро переводит в новую плоскость
противоборство США, Западной Европы и Японии и в случае успеха единой
европейской валюты создаст предпосылки для возможного передела сфер финансового
влияния основных мировых валют.
Глава 3. Особенности построения партнерских отношений между
Россией и Еврозоной.
3.1 Евро и
экономическая безопасность России.
1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту евро.
Была создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе
с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла
преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного
союза ("зоне евро"). Национальные валюты утратили свою экономическую
самостоятельность. Процесс создания новой валюты был окончательно завершен
через три года (в январе 2002 г.), когда были введены в обращение банкноты и
монеты евро, а национальные валюты полностью прекратят свое существование.
Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками
Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС стран-кандидатов
Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты стали все более
тесно привязанны к евро. Произошла консолидация позиций Западной Европы на
валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная цель ЕС состоит в том,
чтобы создать новую мировую валюту, адекватную экономическому потенциалу Союза.
Появление евро изменяет объективные условия интеграции
России в мировую экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и
валютной политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на
мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и
валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы России?
Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во
внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме
курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить структуру
валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление евро в области
зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не стоит ли в интересах
преодоления долларизации внутренней экономики пойти на ее известную
"евроизацию"?
Вокруг этих вопросов в российских правительственных,
банковских и научных кругах, а также на страницах печати в последнее время
развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно
противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком далека
от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее внутренней жизни
или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не требует
никаких
специальных мер со стороны России: следует просто предоставить событиям идти
своим чередом. Сторонники другой точки зрения, напротив, увидели в единой
европейской валюте магическое средство вывода России из кризиса, оздоровления
ее экономики и укрепления международных позиций. Они высказывают опасение, что
Россия запаздывает с "освоением" евро, выступают за целенаправленное
"внедрение" евро- валюты в российскую экономику.
Следует отметить, что целый ряд проблем в работе обозначен общими
контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, появление и
введение евро — это не одномоментная операция, а длительный динамический
процесс с высокой степенью неопределенности. Соответственно и организация
работы с евро в России развертывается постепенно, по мере накопления
объективных предпосылок.
Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают
экономическую безопасность России.
В настоящее время степень экономической зависимости страны от
внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия,
потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство
не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат
по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена
подстраивать свою экономическую политику под требования международных
экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую
специфику.
Особенно опасным было положение, сложившееся в валютной сфере до
2000 г. Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия
находилась в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной
страны и ее валюты.
Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных
отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая
часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из которых одна
треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной и Восточной
Европы и европейские государства СНГ, а доля США в экспортно-импортных
операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим
иностранным инвестором в экономику России.
Таблица. ЕС и США во
внешнеэкономических связях России в 2002г., %
|
|
ЕС
|
США
|
Внешнеторговый оборот
|
33
|
8
|
Прямые
иностранные инвестиции (накопленный объем)
|
38
|
41
|
Прямые иностранные инвестиции
|
44
|
35
|
Иностранные инвестиции
|
64
|
19
|
Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России
является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко
превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль
доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.
Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на
международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской
экономики. Это — реальная угроза безопасности страны.
Существенное значение имеет и геополитический аспект
проблемы. Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и
политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия
непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические
отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты. Географическая
близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения,
незаконной торговли оружием, распространения наркотиков и др.
Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе
— Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.
Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в
отечественной экономике определяются главным образом объективной слабостью
национальной валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической
независимости государства является оздоровление внутренней экономической
системы - внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь
вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного
использования. Определенное место среди этих рычагов призвана занять единая
европейская валюта.
В контексте экономической безопасности России появление
евро и вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно,
благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то
есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении
вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры
внешних заимствований и торговли.
В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная
диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует
осмотрительно, руководствуясь принципами экономической обоснованности и
постепенности.
Поскольку
колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше, практически
неустранимы, более сбалансированное распределение активов и пассивов по
основным международным денежным единицам позволит России (как на
государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых потерь.
Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне
государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию поведения,
просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий. Исключительно
важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США,
динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.
В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще
одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и
могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо
сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усилило
процессы экономической (а в перспективе и политической) консолидации в Европе.
Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой
"зоны евро". По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза
возникло так называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны
отношениями более сильной, чем ранее, экономической и политической
сплоченности. Это может иметь как положительные, так и отрицательные
последствия для России.
Во-вторых, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно
возросли: страны-"аутсайдеры" объективно испытывают на себе
усиливающееся давление в пользу вступления в ЭВС.
В-третьих,
валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных
частей Европы, прежде всего Центральной и Восточной. Все эти тенденции заметно
меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской Федерации, и
делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в том числе в плане
достижения более выгодного для нас баланса требований и уступок обеих сторон).
Исключительно важное значение имеет участие России в
скоординированных международных усилиях, направленных на противодействие
деятельности транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере.
Судя по сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и
российский преступный мир, рассчитывали максимально использовать в своих
интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождали появление
новой международной валюты. Особую опасность представлял применение
"высоких технологий" в целях отмывания криминальных доходов и
осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну.
В
целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и правительства
государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся осуществить
переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению финансовой
дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС усилил борьбу с
легализацией незаконных доходов, ужесточил правила финансового надзора и отчетности,
предпринимает попытки договориться с соседями по региону о более четких и
"прозрачных" правилах ведения финансовых операций. Подключившись к
этим процессам, Россия сделала шаг в сторону цивилизованного бизнеса, расширила
имеющиеся у нее средства борьбы с криминализацией экономики.
Актуальность необходимых для этого мер усиливается
международными обязательствами России по Соглашению о партнерстве и
сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривается постепенная
либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и
странами ЕС, а также политической линией Российского государства по вопросу
присоединения России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании,
выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми
составляющими этой политики являются, во-первых, создание единой
общегосударственной системы борьбы с легализацией преступных доходов и
незаконно нажитых капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из
России валютных средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество
спецслужб и правоохранительных органов России и стран ЭВС.
3.2 Правовой аспект операций с
общей валютой в России
Правовой статус евро определяется соответствующими международными
договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор,
и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных принципах и
нормах международного и международного частного права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|