Меню
Поиск



рефераты скачать Опыт и перспективы развития ЕС

·        внушительный масштаб "зоны евро" дал толчок развитию объемного и ликвидного рынка финансовых инструментов;

·        набор целей финансовой политики в "зоне евро" ориентирован на стабильность. При этом денежная политика будет устойчивой, так как ее проводником выступает независимый Европейский центральный банк (ЕЦБ), обязавшийся поддерживать стабильность цен, а фискальная — поскольку она опирается на твердые обязательства ЭВС поддерживать среди своих стран-участниц бюджетную дисциплину.

Необходимо отметить, что в долгосрочном плане любой рост спроса на евро- активы, скорее всего, будет балансироваться их возросшим предложением. Однако при глобализации рынков такой рост предложения будет подпитываться не только за счет дефицитов платежных балансов по текущим операциям в "зоне евро", но и за счет выпуска своих обязательств частными и государственными эмитентами вне Европейского союза.

Динамика валютного наполнения государственных долговых обязательств практически совпадает с динамикой в частных инвестиционных портфелях. В этом сегменте мировых финансовых рынков евро имеет хорошие шансы, хотя опасности переходного периода здесь также достаточно велики.

Начиная с 1973 г. происходило плавное снижение доли американского доллара в официальных резервах других государств (см. табл.). Одновременно заметно возросла доля западноевропейских валют и японской йены.

Таблица.

Доля отдельных валют в официальных резервах

 

Конец 1981 г.

Конец 1992 г.

Конец 1995 г.

Доллар США

76,1

71,1

61,5

Европейские валюты

14,3

15,8

20,1

Германская марка

7,1

11,7

14,2

Йена

0,1

4,9

7,4

Вообще, международная роль евро, доллара и йены в будущем будет определяться, прежде всего, степенью привязки к ним валют развивающихся стран. Что касается России и других европейских стран СНГ, то эксперты уверены, что со временем евро будет играть более важную роль на их валютных рынках, чем доллар или йена.

На всемирном экономическом форуме в ходе дискуссии по проблеме долларизации некоторых стран многие эксперты отмечали, что привязка национальной валюты к доллару не является панацеей для экономики. В частности, бывший заместитель председателя Федеральной резервной системы США, а сейчас профессор экономики Принстонского университета А. Блиндер подчеркнул, что "страна, которая полностью привязывает свою валюту к доллару, не оставляет себе никакого пространства для маневра в отношении валютного курса". Большинство развивающихся стран мира понимают это и постепенно отказываются от привязки к доллару.

В целом "иностранное" применение евро проистекает из нескольких причин:

·                   стало необходимым приспособление финансовых стратегий компаний к исчезновению валютных рисков среди заменяемых валют и их активная реакция на появление столь значительного "еврорынка";

·                   новая валюта взбудоражила финансовые рынки, когда их операторы начинали предложение услуг, деноминированных в новой валюте;

·                   торговля со странами "зоны евро" в нарастающей степени обслуживается в новой валюте. Многие многонациональные корпорации уже с начала переходного периода выставляют свои счета партнерам именно в евро. С 1 января 1999 г. в новой валюте начали также оформляться контракты по государственным закупкам стран — участниц "зоны" и аналогичные контракты органов системы ЕС;

·                   туристы из стран "зоны евро" и из других стран также часто предпочитают использование этой валюты (в особенности после 1 января 2002 г.) в отелях и популярных местах отдыха.

Таким образом, вся мировая финансовая система испытает после введения евро поистине "тектонические" изменения: если евро станет второй по значению мировой валютой, то валютные рынки перестанут полностью зависеть от динамики доллара США и биполярная международная финансовая система может стать более стабильной, чем нынешняя.

Для торговых партнеров стран ЕС появление единой европейской валюты означает, прежде всего, возможность работы в валютной зоне евро с приобретением ряда преимуществ в виде сокращения издержек на совершение промежуточных операций при торговле товарами и услугами на национальных рынках ЕС, создание резервных фондов в евро, наконец, возможность привязки к ней курсов своих валют.

Особое значение введение единой валюты имеет для банковских систем стран ЕС, поскольку для них возникает принципиально новая ситуация: резко возрастет межбанковская конкуренция в самой зоне евро, исчезают валютные операции с денежными единицами стран ЭВС, происходит рационализация банковских структур и унификация банковской деятельности, возросла роль операций в евро-валюте, изменяются функции корреспондентских отношений.

Крупнейшие банки стран ЕС осуществляют крупномасштабные программы технологической модернизации, пересматривают стратегию своей деловой активности, стремясь максимально использовать потенциальные преимущества валютного союза и расширить свою нишу на финансовых рынках ЕС.

В связи с введением евро в банковском секторе стран ЭВС наблюдается тенденция к укрупнению и созданию транснациональных банковских конгломератов. В опубликованном ЕЦБ в 2002г. специальном исследовании отмечается, что переход к евро резко усилил тенденции к слияниям и объединениям в банковском секторе стран ЕС. Ожидается, что ЭВС и процесс экономического сближения стран ЕС, сопровождающий его становление, станут оказывать понижающее воздействие на уровень процентных ставок и инфляции через сочетание следующих факторов:

·                   устойчивость евро гарантирована деятельностью независимого Центрального банка, целями которого являются стабильность цен, а также проведением политики, направленной на достижение стабильности государственных финансов;

·                   благодаря самому процессу экономического сближения европейских стран инфляционные ожидания в Европе значительно ослабевают;

·                   при наличии низкого уровня инфляции и при разумной финансовой политике краткосрочные процентные ставки также должны находиться на устойчиво низком уровне;

Произошедший процесс экономического сближения уже привел к значительному понижению процентных ставок. Со времени подписания Маастрихтского договора в 1992 г. долгосрочные процентные ставки упали в Европе более чем на 3 %, а краткосрочные — на 6 %.


           1.3 Организационная структура наднациональной финансовой  системы ЕС.

C 1 января 2002 года двенадцать европейских стран, входящих в ЕЭС, перешли во всех видах финансовых расчетов на новую единую валюту - евро. Действовавшая с 1998 года лишь как средство безналичных расчетов, теперь она стала полноценным платежным средством на большей части территории Европы.

Суть перемен заключается в том, что отныне финансовое управление в странах, вошедших в новое сообщество, принадлежит Европейскому центральному банку (ЕЦБ). Эта организация является наднациональной и не подчиняется ни одному отдельно взятому правительству. Вся его деятельность направлена на подъем экономики объединенной Европы.

В состав ЕСЦБ входит как Европейский центральный банк (ЕЦБ), так национальные центральные банки стран-членов Европейского союза (ЕС). ЕСЦБ управляется руководящими органами: Советом управляющих (Governing Council), Правлением  ЕЦБ и Генеральным советом (General Council).

Совет управляющих.

Совет управляющих состоит из членов Правления ЕЦБ и глав национальных центральных банков стран-участниц Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС).

Совет Управляющих не подчинен ни национальным органам, ни органам Евросоюза. Совет управляющих принимает решения по общей денежно-кредитной политике Еврозоны простым большинством голосов, при этом каждый член Совета имеет один голос. В случае равенства решающий голос имеет председатель ЕСПБ.

Для принятия специальных решений, то есть решений относительно участия отдельных стран-участниц в капитале и резервах, порядка распределения прибыли, определения веса голосов в Совете ЕЦБ в зависимости от размера долей капитала национальных центральных банков, требуется либо квалифицированное большинство (то есть как минимум две трети применительно к долям капиталов в ЕЦБ, причем присутствовать должны как минимум половина держателей капитала), либо единогласное решение.

Правление

Основные обязанности Правления сводятся к проведению денежно-кредитной политики в соответствии с решениями, принятыми Советом управляющих, разработке директив для национальных центральных банков в соответствии с полномочиями, которые были возложены на Правление Советом управляющих. Правление состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов, которые выбираются главами государств и правительств ЕС по рекомендации соответствующих министров экономики и финансов. Все члены Правления назначаются на 8-летний срок. В целях обеспечения преемственности и непрерывности функционирования члены Правления первого состава получили назначения на различные сроки пребывания в должности - от 4 до 8 лет. С 1 января национальные центральные банки стран-участниц ЕЭВС утратили независимость в проведении денежно-кредитной политики, и, войдя в состав ЕСЦБ, стали подотчетны ЕЦБ. Они призваны, прежде всего, обеспечить функционирование ЕСЦБ в целом. Главы национальных центральных банков, являясь членами Совета управляющих, участвуют в выработке и принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики.

Генеральный совет

Национальные центральные банки стран ЕС, не входящих в ЕЭВС, являются членами ЕСЦБ с ограниченным статусом и не принимают участия в процессе выработки решений по вопросам общей денежно-кредитной политики Еврозоны и по проведению в жизнь этих решений.

В Генеральном совете ЕСЦБ представлены все национальные центральные банки стран ЕС, в его состав входят также председатель и вице - председатель ЕЦБ. Генеральному совету переданы полномочия, которые ранее были в компетенции Европейского валютного института, в том числе вопросы предоставления статистической отчетности и установление валютных курсов не входящих в Еврозону стран ЕС по отношению к евро. Этот орган будет существовать, пока все страны ЕС не присоединятся к ЕЭВС.

Цели и задачи ЕСЦБ

Главной целью ЕСЦБ, как это определено в Уставе ЕСЦБ, является поддержание ценовой стабильности. ЕСЦБ будет в рамках главной задачи - обеспечения ценовой стабильности - оказывать поддержку экономической политике стран Еврозоны для достижения общих целей, стоящих перед Евросоюзом, Основные задачи, возлагаемые на ЕСЦБ, зафиксированы в Уставе ЕСЦБ. К ним относятся:

•         разработка и проведение денежно-кредитной политики ЕЭВС;

•         проведение обменных операций с иностранными валютами;

•         управление официальными инвалютными резервами стран ЕЭВС;

•         обеспечение бесперебойного функционирования расчетных систем;

•         содействие компетентным ведомствам в проведении пруденциального контроля над
кредитными институтами и обеспечение стабильности всей финансовой системы.




Национальные центральные банки являются единственными держателями капитала ЕЦБ. Распределение долей в капитале ЕЦБ основано на удельном весе каждой страны-члена в ВВП и населении ЕС.








Доли центральных банков стран ЕС

в капитале ЕЦБ

Центральные банки стран-участниц

Доля в капитале, в %

Бельгия:

Вanque Nationale de Belgique

2,8658

Дания:

Denmarks Nationalbank

1,6709

Германия:

Deutsche Bundesbank

24,4935

Греция:

Bank of Greece

2,0564

Испания:

Banco de Espana

8,8935

Франция:

Banque de France

16,8337

Ирландия:

Central bank of  Ireland

8,8496

Италия:

Вanca d''Italia

14,8950

Люксембург:

Вanque centrale de Luxembourg

0,1492

Нидерланды:

De Nederlandsche Bank

4,2780

Австрия:

Оsterreichische Natoinalbank

2,3594

Португалия

Вanco de Portugal

1,9232

Финляндия:

Suomen Pankki

1,3970

Швеция:

Sveriges Riksbank

2,6537

Великобритания:

Вank of  England

14,6811

Глава 2. Влияние евро на мировую финансовую систему

2.1 Текущее положение Евросоюза в мировой экономике.

 Практически все аналитики расценивают введение общей европейской валюты, как одно из важнейших событий в международных валютных отношениях после отмены Бреттон-Вудской системы. Например, авторы специального доклада, подготовленного Международным валютным фондом, заранее провозгласили, что с учреждением ЭВС евро должна стать второй по важности валютой официальных резервов в мире, а ЕЦБ займет свое место как наднациональная структура по руководству межгосударственной валютой. Многие даже предполагают, что рождение нового сверхмощного субъекта мировой экономики, каким хотят сделать ЭВС его архитекторы, повлечет за собой экономический передел мира. Элен Рей, аналитик из лондонского Центра экономических исследований, в связи с этим замечает: "Рядовые европейцы, в самом деле, поглощены преимущественно проблемами практического использования новой валюты. Но некоторые европейские политики и экономисты (особенно во Франции) видят ЭВС как наилучший шанс ослабить гегемонию доллара в международной валютной системе". Насколько оправданы эти амбиции, можно будет судить лишь по прошествии нескольких лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.