Объектом налогообложения является
оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых
по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих
обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из
пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые
автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из
хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из
натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на
добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не
облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и
являются едиными на всей территории России.
Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и
наследство.
Налог на имущество предприятий. Важное место в налоговой системе занимает
налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить
дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых
налогов РФ.
Плательщиками этого налога
являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и
организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими
лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также
международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные
подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на
территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в
стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется
среднегодовая стоимость имущества предприятий.
Налогом на имущество предприятий
не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов;
предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции;
жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.
Ставки налога на имущество
предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако
предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать
2% от налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку налога для
отдельных предприятий. Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного
платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с
отнесением на финансовые результаты деятельности предприятия.
Налог на имущество физических
лиц. Плательщиками этого
налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица
без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности
определенное имущество, являющееся объектом налогообложения
Налог с имущества переходящего
в порядке наследования или дарения. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые
принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или
дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи,
транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Размер всех
этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых
странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы,
взимаемые при совершении сделок.
Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы
предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую
силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими
работающими, частично их работодателями.
Некоторые особенности
налогообложения в России.
Сейчас в России действует почти
три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них
выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения
наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные
различия по странам. Правда, в странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и
остались лишь несущественные различия.
За последние годы система
взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом претерпевала
неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему
характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней
логикой. Это утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение
было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной
самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966
гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено
создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд
развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком,
когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это
был важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги
самостоятельности предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно
недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не
ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся "свободный
остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в
бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования
предприятий. Это означало, что принятый порядок распределения прибыли
предприятий явно отдавал предпочтение государственному бюджету.
Следующим существенным шагом в
совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным
бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и
самофинансированию. Его главное достоинство состояло в том, что порядок
распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль
предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим
нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия
"свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся
свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и
государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с
учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на
расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы
(принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и
жилищное строительство.
Однако, система экономических
нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы,
которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям
одинаковые требования, были не только дифференцированными, но и практически
индивидуальными. Вместо единых требований ко всем предприятиям получалось
наоборот: Сами эти требования как бы приспосабливались к положению,
возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов
было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от
взаимоотношений с министерскими чиновникам, чем от объективных условий и
требований. Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли
налогом на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы
экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов
субъективизма. Налоги — это те же экономические нормативы, но только подлинно
единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация
налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по
отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по
принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно
рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на
общегосударственном уровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет
системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима,
независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту
замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не
может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических
взаимоотношений с государством, с бюджетом и с налоговой системой.
Нормально функционирующая система
налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата
налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности,
в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его
незаконности преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране,
превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических
лиц в государственный и местные бюджеты — свидетельство роста финансовой
культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения
налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими
средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего — социальных.
Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан,
предпринимателей, предприятий и государства.
Как мировой, так и отечественный
опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой
формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.
Одно из этих преимуществ — правовой характер налогов. Их состав, ставки и
санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами,
а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в
России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль
предприятий 40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли
иное решение - 32%, разница очень существенная.
Переход от нормативов отчислений
от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической
жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя
дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится
по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не
по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от
категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе
относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но
она не зависит и не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует
развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование
ее результатов.
Налоги органически вписываются в
формируемую в нашей стране систему экономических отношений. При разумных
ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан
и государства, общества в целом.
В настоящее время во всем мире
наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая
система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при
составлении отчетных документов и тем больше остается времени y
предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не
на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью
уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует
один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система
налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги,
отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не
отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия
предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего
предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Кроме того многие законы, в которых
установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не
однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя
несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно
найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями
того, как этот налог правильно считать.
3.
Заключение.
Налоговая система — один из
главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом
воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов
социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая
система России была адаптирована к новым общественным отношениям,
соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя
из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко
разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления
(Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных
налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов,
предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные
местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое
законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные
недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого
количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост
эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение
перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не
стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой
опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно
постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам,
рынку.
Нестабильность наших налогов,
постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно
играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к
рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и
иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная
проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность
сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая
налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и
уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в
лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о
принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе
переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную
налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе,
которой в России еще нет...
Несомненно вся эта неразбериха с
налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше
усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния
необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Список литературы.
1.
Галкин В.Ю. “Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов
государственного бюджета”. М., Минфин СССР, 1991.
2.
Киперман Г. Я.,
Белялов А. З.
"Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М.,
1992.
3.
Кэмпбелл Р.
Макконнелл, Стэнли Л. Брю
“Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.
4.
Столяров В. Ф.,
Хасан-Бек Ц. М.
“Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 1991.
5.
Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и
статистика" , 1994.
6.
Налоги: учебное пособие
/Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995.
7. Налоговый портфель /Д.Н. Акуленок. М.,
"Соминтек", 1993.
8.
“Налоги - 92”, жур.
"Экономика и жизнь", №4, 1992 год.
9.
“Налоги”, жур.
"Экономика и жизнь", №36, 1992 год.
10. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в
РСФСР", журнал "Финансы", № 9, 1992 год.
11. Материалы газеты "Финансовые известия" и
журнала "Экономика и жизнь".
Страницы: 1, 2, 3, 4
|