Налоговая система государства, налоги и их виды
Государственный Комитет
Российской Федерации
по высшему образованию
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по экономической теории на тему:
“Налоговая
система государства, налоги и их виды”
Выполнил студент
II курса дневного отделения
ОЭФ группы 9206
Паршенцев Артем Александрович.
Научный руководитель:
Москва, 1996.
ПЛАН
1.
Введение.
2.
Понятие налоговой
системы.
2.1.
Общие понятия.
2.1.1.
Сущность и принципы
налогообложения.
2.1.2.
Элементы налога.
2.1.3.
Способы взимания.
2.1.4.
Виды налоговой системы.
2.1.5.
Функции налога.
2.1.6.
Виды налога.
2.1.7.
Стабильность и
подвижность налогов.
2.2.
Система налогообложения в
России.
2.2.1.
Классификация налогов в
российской экономике.
2.2.2.
Основные налоги в России.
2.2.3.
Особенности
налогообложения в России.
3.
Заключение.
1.
Введение.
Право облагать налогом... — это не только
право уничтожать, но и право созидать.
Верховный суд США
Среди множества экономических
рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику,
важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в
переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики. Государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на
негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным
инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько
правильно построена система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно
уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях
высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового
фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать
банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование
предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не
только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности
финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на
налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним
из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и
предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются
взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с
государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется
хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство
получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих
общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по
социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система
налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от
административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают
роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и
развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство
может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и
ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день
оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах
реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной
литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный
многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается
практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по
налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные,
просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы,
отвечающей нашим российским условиям.
Налоговая система в Российской
Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был
принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость"
и другие.
2.
Понятие налоговой системы.
2.1.
Общие понятия.
Сущность и принципы
налогообложения
Прежде всего остановимся на
необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и
возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для
содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.,
том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло
обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению
коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств,
которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого,
минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства
на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, —
чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать
налогов.
Итак, налогообложение
— это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и
государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в
бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц
для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности
юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании
финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения,
налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать
(или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому
налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных
условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и
определенность. Равномерность — это единый подход государства к
налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной
степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит
в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что
размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же
определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в
виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и
используются на нужды государства. Государство не предоставляет
налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства.
Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их
юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко
вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы
налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений,
четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми,
как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
"1. Подданные государства
должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности,
т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.
Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому
равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан
уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер
налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому
плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог должен взиматься
в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...
4. Каждый налог должен быть
устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх
того, что поступает в кассы государства".
Принципы Адама Смита, благодаря
их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций,
кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами"
налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и
дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы
налогообложения получились таковы:
1. Уровень налоговой ставки
должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня
доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход,
тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот
соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются
пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все
усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления
этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение
оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый
продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов.
Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в
неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и
экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим
потребностям.
6. Налоговая система должна
обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом
государственной экономической политики.
Кроме того, схема уплаты налога
должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен
иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Элементы налога
Налоговая система базируется на
соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают
конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные
элементы налогов, к которым относятся:
· объект налога — это имущество или доход, подлежащие
обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления
налога;
· субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое
или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством
уплатить налог;
·
источник налога, то есть доход из которого
выплачивается налог;
· ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта
налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и
называется налоговой квотой;
· налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от
налога;
· срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и
который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от
вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
· правила исчисления и порядок уплаты налога;
штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Способы взимания налогов
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица,
справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному
признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные
справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод
характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером
такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается
по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от
того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик
налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода
является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом
получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом
выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода,
причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например,
подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или
организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты,
например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в
бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Виды налоговой системы
Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и
глобальная.
В шедyлярной налоговой
системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы.
Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл
могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,
перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических
и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов
и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Функции налогов
Социально-экономическая сущность,
внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют
четыре важнейшие функции:
1.
Обеспечение
финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2.
Государственное
регулирование экономики (регулирующая функция).
3.
Поддержание социального
равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
4.
Стимулирующая функция.
Во всех государствах, при всех
общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную
функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания
государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры,
библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного
уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные
заведения и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|