Налогам принадлежит решающая роль
в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное.
Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет
функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях,
нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых
странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно
функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно.
Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь
возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в
самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного
развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных
для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция
налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С
помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и
предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и
социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,
добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные
средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного
производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем
состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой
системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом
построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную
направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это
достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,
направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения,
полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в
социальной защите.
Последняя функция налогов — стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение
производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система
предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А
средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом —
безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это
правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного
потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других
освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во
многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские
и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии
указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым
автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью
или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно
установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или
частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты
на производство.
Указанное разграничение функций
налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и
осуществляются одновременно.
Виды налогов
Налоги бывают двух видов. Первый
вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль
корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и
рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и
другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми
налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в
большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы
(налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с
недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на
потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую
недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену
сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного
потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,
облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая
часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет
прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на
потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае
высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к
сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению
чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в
другие сферы деятельности.
Различают также твердые,
пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые
ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от
размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном
отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные
ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.
Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с
большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины
ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту
абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов
налогоплательщиков.
В зависимости от использования
налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на
финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных
бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические
налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование
или отчисления на дорожные фонды).
Стабильность и подвижность
налогов
Налогам присуща одновременно
стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем
увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно
рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного
решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг
предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском,
но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной
конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные
изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов
налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения
в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли
уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не
означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены
раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не
может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,
состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации,
степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в
действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система
перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с
объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в
налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.)
вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и
динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года
никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся;
состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в
течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и,
соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если
остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,
наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов
не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут
вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были
известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного
года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита
и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3
пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или
доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования,
но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает
относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы
налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих
взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если
иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную
стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам
состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением
экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
2.2. Система налогообложения в России.
В законе Российской Федерации от
27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором,
пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками
в порядке и на условиях, определенных законодательными актами". В этом же
законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов,
сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют
налоговую систему". Закон также определяет круг налогоплательщиков:
"Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории
плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными
актами возложена обязанность уплачивать налоги."
В дополнение ко всему необходимо
выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.
"Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных
товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических
лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и
другие объекты, установленные законодательными актами."
"По налогам могут
устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующие
льготы:
·
необлагаемый минимум
объекта налога;
·
изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога;
·
освобождение от уплаты
налога отдельных лиц или категории плательщиков;
·
понижение налоговых
ставок;
·
вычет из налогового
оклада (налогового платежа за расчетный период);
·
целевые налоговые
льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
·
прочие налоговые
льготы."
Налоговая система России строится
на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы
предприятия. Основными принципами являются:
·
равнонапряженность
налогового изъятия;
·
однократность
налогообложения, недопущение двойного обложения;
·
стабильность, гибкость,
простота, доступность, определенность;
·
заблаговременность
установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.
Возглавляет налоговую систему
Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных
органов государственного управление России, подчиняется Президенту и
Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной
задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и
других платежей, установленных законодательством.
Классификация
налогов в российской экономике
С 1992 года в нашей стране
действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил
закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введен с
01.01.92). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов,
пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а
также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов,
сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется
высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
Налоговая система Российской
Федерации разделяет налоги на 3 вида:
1. Федеральные;
2. Республиканские налоги и сборы республик в
составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований,
устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов
этих образований;
3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые
местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ
и республик в составе РФ;
К федеральным налогам
относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные группы и виды
товаров;
3) налог на доходы банков;
4) налог на доходы от страховой
деятельности;
5) сбор за регистрацию банков и их
филиалов;
6) налог на операции с ценными
бумагами;
7) таможенные пошлины;
8) отчисления на воспроизводство
материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
9) платежи за пользование природными
ресурсами;
10) подоходный
налог с физических лиц;
11) налог
на прибыль с предприятий (подоходный налог);
12) налоги, служащие источником
образования дорожных фондов;
13) гербовый сбор;
14) государственная пошлина;
15) налог с имущества, переходящего
в порядке наследования и дарения;
16) сбор
за использование наименований "Россия", "Российская
Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
17) транспортный
налог с предприятий.
Все суммы поступлений от налогов
указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются в федеральный бюджет. Налоги,
указанные в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими доходными источниками, а
суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет
республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей,
областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и
бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета
республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области,
окружных бюджетов автономных округов.
Федеральные налоги (в том числе
размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок
зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются
законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|