p> Подобные предложения встречают возражения со стороны финансовых и
налоговых органов. Их основной довод - ситуация в бюджетной сфере настолько
напряжена, что не допускает сколько-нибудь серьезного снижения налогов без
изысканий полноценных альтернативных источников бюджетных поступлений. А
подобные альтернативы в современных условиях России нереальны. Нельзя не
признать обоснованность подобных возражений. Правда, заявления о полном
отсутствии альтернатив снижению налогов на прибыль явно преувеличены. Можно
хотя бы напомнить о такой серьезной альтернативе, как восстановление
государственной монополии на винно-водочную и табачную продукцию, что по
оценкам специалистов, может увеличить налоговые поступления в бюджет России
в 1,5 раза. Но в целом возможности усиления нефискальных задач, прежде всего
социальных и стимулирующих производство, в системе налогообложения России
прямо зависят от общей экономической ситуации в стране. Только преодолев
спад производства, добившись заметного оживления и подъема (с
использованием для этой цели действенного государственного регулирования)
при значительном расширении базы налогообложения может стать реальностью
такая перестройка налоговой системы в России, которая бы не только
формально - по наименованию основных налогов, но и функционально
соответствовала выполнению всех задач, обеспечивающих развитие нормальной
рыночной экономики. В общем виде российская бюджетная система имеет следующие недостатки: 1. Не урегулированы бюджетные взаимоотношения РФ и ее субъектов,
решения о распределении и перераспределении между ними доходов и расходов
принимаются произвольным образом. Необеспеченность региональных и местных
бюджетов собственными стабильными и значительными источниками
финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий
субфедеральных субъектов. Сложившийся масштаб и алгоритмы перераспределения
доходов между бюджетами разного уровня затрудняют развитие федерализма и
местного самоуправления. Это, в частности, порождает стремление
региональных и местных властей устанавливать дополнительные, нестандартные
налоги. 2. В бюджете неадекватно отражаются стоимостные параметры внешне-
экономической деятельности, что ведет к искажению величин и структуры
бюджетных доходов, расходов и дефицита, поэтому анализ поступления доходов
и финансирования расходов бюджетов всех уровней крайне затруднен. Особую тревогу вызывает полная безответственность должностных лиц за
соблюдение бюджетно-налогового законодательства. Непригодна для достижения целей и задач финансовой стабилизации
сложившаяся в России налоговая система (включающая налоги, сборы,
обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды и др.
непременные платежи предприятий и граждан). Основными недостатками этой
системы являются: 1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени. Установление высоких полных
ставок налогообложения добавленной стоимости еще вовсе не означает, что
государство получает большие доходы. Разными путями налогоплательщики
уклоняются от уплаты налогов или, не имея средств для уплаты, получают
отсрочки. Поэтому необходимо значительное ослабление налогового бремени на
производственные предприятия при одновременном распространении на
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, налогов, взимаемых с предприятий -
юридических лиц. Государство почти не взимает налогов с индивидуалов,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица (этим в значительной мере объясняется бурное развитие неорганизованной
торговли и “челночного” импорта при многократном сокращении производства
продукции отечественной легкой промышленности и бытовой техники (с
соответствующим сокращением налоговой базы и налоговых поступлений)). Также крупный изъян сложившейся налоговой системы - обложение
преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, а
не ренты, имущества и видов деятельности с неблагоприятными социальными и
экологическими эффектами (такими, как рост алкоголизма, загрязнение
окружающей среды и т.д.). Механизмы изъятия ренты в соглашениях о разделе
продукции гораздо более приемлемы с точки зрения задач преодоления
экономического кризиса. Целесообразно было бы также изменить базу для
исчисления ресурсных платежей, устанавливая их в процентах не от валовой
выручки, а от прибыли. При этом необходимо упразднить акцизы на отдельные
виды минерального сырья. 2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность
нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам
на содержание налоговой системы. 3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное
его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и
предпринимательской деятельности. 4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов,
стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной
преступности, приводящие к недобору поступлений. Назрела необходимость
упорядочения и отмены множества неоправданных налоговых льгот. Нужно
запретить предоставление налоговых льгот тем налогоплательщикам, которые
несвоевременно и не в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства,
имеют просроченную кредиторскую или дебиторскую задолженность и нарушают
требования банковского, валютного или таможенного законодательства.
Предоставление налоговых льгот целесообразно осуществлять в виде
долгосрочного (5 - 10 лет) инвестиционного налогового кредита с тем, чтобы
в случаях нецелевого или незаконного использования льготы, банкротства
предприятия или его финансовых махинаций государству возмещались хотя бы
часть налоговых потерь. Пора переходить к предоставлению налоговых льгот в
форме, обеспечивающей их возврат в случае нецелевого или неэффективного
использования. Разумеется, ставка процента по инвестиционному налоговому
кредиту должна быть невелика, и основная часть кредита должна
индексироваться в зависимости от темпов инфляции. По мере накопления общей
суммы инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных предприятиям,
проценты по ним будут становиться все более существенной статьей
государственных доходов. Безальтернативна также необходимость реализации
принципа платности всех отсрочек и рассрочек по уплате налогов, причем
нецелесообразно их предоставление под меньший процент, чем ставка
рефинансирования ЦБ РФ. 5. Неприспособленность к функционированию в инфляционной обстановке
(чем выше темп инфляции, тем больше величина добавленной стоимости и
прибыли в цене, что усиливает налоговый пресс). 6. Функционирование внебюджетных фондов за рамками официальной
налоговой системы. 7. Налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравное
положение. Необходимо защитить налогоплательщиков от произвола налоговых
органов, региональных и местных властей. Сложившаяся в России налоговая система не соответствует принципу
экономического либерализма, поскольку позволяет государству осуществлять
тотальное вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность предприятий
и создавать непосильную нагрузку на них. Тем самым провоцируется встречное
давление на правительственные структуры со стороны предприятий с целью
“выбивания” льгот, их стремление уклониться от уплаты налогов и их
неплатежеспособность. Проблема состоит в уменьшении налогообложения доходов, получаемых в
результате инвестирования и инновационной активности при одновременном
наращивании доходов государства за счет улучшения сбора налогов и
перенесения акцента на налоги, стимулирующие ресурсосбережение, инвестиции
и занятость, препятствующие загрязнению окружающей среды и вывозу капитала.
Система налогообложения должна параллельно обеспечивать достижение целей
финансовой стабилизации и повышения экономической активности. Изменения в налоговой системе должны поддерживать производителей,
стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом.
Следует ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и
невыгодность уклонения от налоговых платежей. Реализация мер по реформированию налоговой системы означала бы
существенную корректировку правительственной налоговой политики. Но это
вовсе не противоречило бы задачам в области налоговой реформы. Анализ
президентских посланий Федеральному Собранию РФ выявляет весьма
содержательный и обширный перечень задач в области налоговой реформы и
налоговой политики. Ключевые моменты этого перечня: 1) Полная регламентация взаимоотношений между государством и
налогоплательщиком, исключающая введение налогов иначе, как в соответствии
с законодательными актами. 2) Непротиворечивость и стабильность в течение финансового года
налоговой системы, ее простота и доступность для освоения
налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов. 3) Недопущение налогового произвола и самостоятельного расширения
прав налогоплательщиков. 4) Сокращение числа налогов и существенное упрощение процедур их
взимания. 5) Общее снижение налогового бремени. 6) Высокоэффективность налоговых изменений для экономики в целом. 7) Поддержка производителей, особенно работающих на потребительский
рынок. 8) Самофинансирование экспортноориентированных отраслей. 9) Существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и
инновационной деятельности. 10) Превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы. 11) Перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов
и недвижимости, повышение роли имущественного и земельного налогообложения
в качестве доходного источника региональных и местных бюджетов, а также
усиление значимости ресурсных платежей. 12) Ужесточение финансовых санкций против загрязнителей окружающей
среды, не подрывающие, однако, конкурентоспособность отечественной
продукции на мировом рынке. 13) Обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней. 14) Наделение органов местного самоуправления твердыми источниками
доходов. 15) Более справедливое распределение доходов; рост доли налогов,
взимаемых с высокообеспеченных граждан; ослабление бремени налогообложения
людей с низкими доходами; ликвидация льгот по подоходному налогу,
позволяющих высокооплачиваемым гражданам выводить значительную часть своих
доходов из-под налогообложения. 16) Расширение использования механизма инвестиционного налогового
кредитования. 17)Радикальное сокращение количества налоговых льгот с упразднением
индивидуальных льгот. 18) Полная окончательная ликвидация не предусмотренных
законодательством таможенных льгот, наносящих ущерб интересам национального
производства. 19) Введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и
невыгодность уклонения от налоговых платежей. 20) Своевременное обеспечение коммерческими банками платежей в бюджет
и внебюджетные фонды. Конечно, одномоментный радикальный пересмотр принципов
налогообложения, перечня, ставок и процедур взимания налогов, нормативов и
алгоритмов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного
уровня - крайне нежелательный шаг, наносящий ущерб налогоплательщикам и
государству. Поэтому соответствующие меры должны осуществляться поэтапно и
подготовлено. В условиях чрезмерного налогового пресса и хаоса в сборе
налогов невозможно и бессмысленно ужесточение налоговой дисциплины; такого
рода шаги эффективны лишь в контексте разумной финансовой политики,
направленной на укрепление финансового положения предприятий, граждан и на
этой основе - государства. Проведение предлагаемой реформы позволит решить следующие задачи,
непосильные для действующей системы: 1. Последовательное снижение темпов инфляции; 2. Приближение структуры и уровня внутренних цен к мировым (с учетом
качества товаров, информационных и транспортных барьеров); 3. Ускорение структурных сдвигов в экономике, снижение затрат
природных ресурсов, труда и капитала на производство продукции, повышение
ее качества, ослабление дифференциации предприятий внутри отраслей по
эффективности производства; 4. Появление мощных стимулов к труду, к инвестированию доходов, к
предпринимательству; создание эффективно функционирующих рынков труда,
капитала, природных ресурсов и интеллектуальной собственности; 5. Усиление социальной защищенности граждан, перераспределение в
разумной мере доходов в пользу нетрудоспособной части населения; 6. Превращение России в страну, благоприятствующую новым инвестициям
и применению интеллектуальной собственности; 7. Увеличение уровня доходов государства при снижении тяжести
налогового бремени; 8. Обеспечение единства ныне дезинтегрированной финансовой системы;
повышение эффективной финансовой, структурной и социальной политики,
создание основы для выработки конструктивной экономической платформы,
призванной объединить различные силы и слои общества. Чтобы вывести российскую экономику из кризиса, надо не только
“усмирить” инфляцию, но и стимулировать спрос на инвестиционные и
потребительские товары. Дж.М.Кейнс утверждал, что в рыночной системе нет
автоматического механизма, способного обеспечить эффективное развитие
экономики. Поэтому нужны дополнительные стимулы, увеличение государственных
расходов. Применение государственных инъекций полезно для стран,
перестраивающих хозяйственную систему; чтобы вывести страну из депрессии,
надо стимулировать спрос. Добиться стабилизации немыслимо без активного
регулирующего воздействия государства, оперативно реагирующего на
постоянные изменения обстановки. Преодолеть инфляцию и сократить до
желаемого минимума бюджетный дефицит можно только на основе достаточно
твердой и последовательной финансовой и денежно-кредитной политики. Однако
достижение финансовой стабильности невозможно в условиях непрерывно
падающего производства и без структурных преобразований. Поэтому решение
проблемы лежит на пути компромисса, сочетания рыночных и административных
методов, на основе согласия и поддержки населения, понимания им существа и
необходимости преобразований, связанных с немалыми трудностями, неизбежными
жертвами. Приложение Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в
календарном году, взимается в следующих размерах:
| Размер облагаемого | |
|совокупного дохода, полученного |Сумма налога |
|в календарном году | |
| до 20 000 руб. | 12 процентов |
| от 20 001 до 40 000 | 2 400 руб. + 15 процентов с суммы, |
|руб. |превышающей 20 000 руб. |
| от 40 001 до 60 000 | 5 400 руб. + 20 процентов с суммы, |
|руб. |превышающей 40 000 руб. |
| от 60 001 до 80 000 | 9 400 руб. + 25 процентов с суммы, |
|руб. |превышающей 60 000 руб. |
| от 80 001 до 100 000 | 14 400 руб. + 30 процентов с суммы, |
|руб. |превышающей 80 000 руб. |
| от 100 000 руб. и выше | 20 400 руб. + 35 процентов с суммы, |
| |превышающей 100 000 руб. |
Литература 1. Экономика / Под ред. А.С.Булатова. М.: БЕК, 1997 2. Эдвин Дж.Долан. Макроэкономика. Санкт-Петербург: Литера плюс, 1997 3. М.В.Машина. Экономическая азбука. М.: Международные отношения,
1995 4. Ю.Е.Власьевич, С.А.Бартенев. Экономика России: эффекты и
парадоксы. М.: БЕК, 1995 5. Б.Райзберг. Рыночная экономика. М.: Деловая жизнь, 1993 6. Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа: от фискального прессинга к
необходимому минимуму. Российский экономический журнал. № 11, 1995 7. Петров Ю., Афонина С., Жукова М., Карапетян А., Сафаулина Ж.
Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс. Российский экономический
журнал. № 5-6, 1996 8. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной
экономики и в России. Мировая экономика и международные отношения. № 4,
1996 9. Э. Хейнсоо. Еще раз о странах без налогов и с льготным налоговым
режимом. Мировая экономика и международные отношения. № 2, 1995 10. В.Болотин. НДС: преодоление иррационального. Российский
экономический журнал. № 9, 1994 11. Указ Президента РФ № 685 от 8.05.96 (в ред. от 24.07.97) 12. Закон РФ № 1998-1 от 7.12.91 (в ред. 31.12.97) 12.03.98г. /Федотова А.Н./
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|