Налоговая система и пути ее реформирования
Содержание
Введение
............................................................................
............... стр. 2
Назначение и принципы налоговой политики ...............................
стр. 2 Налоги
............................................................................
.................. стр. 3 Сущность налога и налоговой системы
................................ стр. 3 Виды и группы налогов
.......................................................... стр. 3 Налоговая база. Налоговые льготы
....................................... стр. 4 Налоговая ставка и ее виды
.................................................... стр. 4 Налоговое бремя
..................................................................... стр.
5 Основные
налоги...................................................................... стр. 5 Структура налогообложения. Важнейшие характеристики налоговых систем
.................................................................... стр. 8 Механизм и принципы налогообложения ............................ стр.
12 Функции налогов
................................................................... стр. 13 Налоговое планирование: его сущность и направления ...... стр. 15 Международные аспекты налогообложения......................... стр.
17 Проблемы сбора налогов
...................................................... стр. 18 Налоговая реформа в России. Основные недостатки существующей
налоговой системы. Направления реформирования...................... стр. 19 Заключение
............................................................................
.......... стр. 23 Приложение
............................................................................
........ стр. 24 Список использованной литературы
............................................. стр. 25 Еще в XVIII столетии А.Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему: - обеспечение национальной обороны; - отправление правосудия; - организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам; - образование юношества; - сбор налогов для оплаты нужд государства. По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более
того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели
совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая
рыночная экономика не может существовать и функционировать без
государственного регулирования. Как правило, в государственном
регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно
осуществляется посредством законодательства, через государственное
планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С
другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется
посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы
налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,
необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя
их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы
одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных
производителей к другим группам осуществляется посредством специального
финансового инструмента, называемого бюджетом. Существуют следующие принципы рациональной налоговой политики: 1. При построении и оценке эффективности налоговой системы следует
исходить не столько из прямого ее фискального эффекта, сколько из
совокупного влияния на развитие экономики. 2. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием
гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности
и непосильной работой бухгалтерских служб предприятий. 3. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием
налогов, должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений.
Максимизация общей массы доходов от налогов, а не ставок последних.
(Увеличение совокупных ставок налогообложения добавленной стоимости,
превышающее некоторый порог (30 - 35%), приводит к снижению получаемого
дохода как из-за усиления тенденции уклонения предприятий от уплаты
налогов, так и вследствие сокращения налоговой базы в результате ослабления
экономической активности. Поэтому некоторое временное увеличение
государственных доходов может привести к катастрофическому их падению в
недалеком будущем.) 4. При введении того или иного налога и установлении процедур его
взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты (либо
невыгодность для налогоплательщика нарушений закона). 5. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между
бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить
для различных категорий налогоплательщиков, отраслей, регионов и видов
деятельности. 6. Стимулирование общественно-полезных и подавление вредных видов
деятельности (должна создавать мощные стимулы для решения производственно-
инвестиционных и других насущных проблем общества (в т.ч. ощутимые налоги
на загрязнение окружающей среды)). 7. Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от
инфляции. Учитывание фактора инфляции лишь в интересах бюджета приводит к
разорению налогоплательщиков, и, как следствие, к сокращению налоговой
базы. Основную долю доходной части государственного бюджета стран с
рыночной экономикой составляют налоги. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается
обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный
фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных
законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других
платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Одно из основных требований, предъявляемых к налоговой системе, - ее
ясность и четкость. Еще 200 лет назад А.Смит писал об этом весьма
красноречиво: “Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо,
должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты,
способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для
плательщика и всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо,
облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть
сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему
плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или
взятку.” Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее
простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится
государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в
таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип
налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить
налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его
по разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в
налогообложении. Налоги различаются по объекту обложения, по размеру и многим другим
характеристикам. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные
законодательными актами. Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество:
подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на
социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так
называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в
том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они взимаются с
конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми
налогами. Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в
большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную
стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или
услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами
и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью
переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего
обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости
от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими
налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть
уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения
растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных
налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может
привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -
к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности. Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется
налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать
налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между
полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается,
как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот: - необлагаемый минимум объекта налога; - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
(например, затрат на НИОКР); - освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков (например, ветеранов войны); - понижение налоговых ставок; - вычет из налоговой базы (налоговый вычет); - налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы
налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу,
а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)). Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в
виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой
обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на
прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше
процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая
ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный
налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто
считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный
налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно
прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода. При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне
зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом
платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом.
Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном
налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на
малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят социальные взносы и
налоги на собственность. При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже,
чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных
налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы,
налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как
фиксированный процент от продажной цены (по отношению к ней они
пропорциональны). Но оплачиваются они в конечном счете из доходов
покупателей, и по отношению к ним они регрессивны. Таким образом, при регрессивном и в меньшей степени при
пропорциональном налоге большую долю налогов выплачивают малообеспеченные
семьи, при прогрессивном налоге большая доля налогового бремени падает на
обеспеченные семьи. Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит
прежде всего от размеров прибыли компании. В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры
налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции,
Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера.
В 80 - 90-х годах в большинстве стран идет снижение ставок налогов. В
результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986г. в виде налогов
более 45% своей прибыли, то в 1996г. - около 30%. Наряду со снижением
ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату
государственного долга и процентов по нему. На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля
прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально
могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения
отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-
вторых, используются различные налоговые льготы. В-третьих, компании с
небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-
четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не
только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в
группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу
компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система
покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет
(carry back) или за счет ее будущих прибылей (carry forward). В первом
случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего
года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная
ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение
компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос
убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли.
Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и
перенос убытков вперед на восемь лет. В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже
базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х
гг. около 50% (базовый равнялся 71%). В России, по оценке, он составляет в
настоящее время около 65%. Основные виды налогов. В формировании финансовых отношений между населением и государством
определяющую роль играет подоходный налог, который обеспечивает
поступление в государственный бюджет примерно 10% общего дохода.
Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом
из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи
осуществляются в течении года, но окончательный расчет производится в конце
года. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои
собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых
кредитов и сроков выплат. Высшие ставки подоходного налога в развитых
странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога в
Швеции. Максимальная ставка этого налога в России находится примерно
посередине указанных крайних показателей. Но в России доля подоходного
налога с населения крайне невелика, она заметно ниже, чем у всех
сопоставимых западных стран. Несмотря на переход к прогрессивному обложению
(нижняя ставка - 12%, верхняя - около 1/3 дохода(см.Приложение)).
Относительно небольшая роль подоходного налога отражает низкий жизненный
уровень преобладающей массы россиян. Это свидетельствует об ослабленной
социальной функции в налоговом механизме России. Установление доходов
рабочих и служащих, необлагаемых подоходным налогом, несомненно, облегчает
финансовое положение низкодоходных слоев работников, но бешеный темп
инфляции и сопутствующий ему рост зарплаты требуют непрерывной
корректировки этой суммы в сторону ее повышения. Также следует помнить, что
неумеренная прогрессия (повышение ставки налога по мере повышения дохода)
способна подавлять интерес работника к росту его дохода и тем самым -
стимул к производительному труду. С позиций социальной справедливости
чрезвычайную важность имеет установление категорий лиц, доходы которых либо
вообще не должны облагаться подоходным налогом, либо облагаться по льготной
шкале.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|